презентация Донателло. Деятель эпохи возрождения Донателло. Деятель эпохи возрождения Донателло
Скачать 6.8 Mb.
|
Деятель эпохи возрождения: ДонателлоСтудентка ВФ ВолГУ группы ЮСП-201 Бакумова АлёнаДонате́лло (итал. Donatello), полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди - итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства. Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью.В 1408 году молодой художник создал свое первое самостоятельное произведение — мраморную статую Давида. В ней еще отчетливо просматриваются античные традиции скульптурного искусства. “Давид” Следующая работа молодого ваятеля — «Святой Иоанн Богослов» принесла ему широкую известность. Именно после ее создания во Флоренции заговорили о появлении нового талантливого скульптора. Донателло становится востребованным, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погребальных памятников и барельефов. “Святой Иоанн Богослов” Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.... Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму Взгляд Донателло на скульптуру оказался по-настоящему новаторским. По свидетельству современников, в работе над статуями и рельефами мастер первоначально использовал рисунок, который потом трансформировался в небольшой макет из глины или воска. Так создавалась композиция будущего произведения. Все свои работы он выполнял собственноручно, привлекая помощников и учеников лишь для завершения незначительных деталей. Отделка поверхности осуществлялась без особой тщательности, что создавало эффект некоторой незаконченности (non-finito). Большое внимание уделялось тончайшей игре света, теней и бликов. Обязательно учитывалась дистанция, с которого должно было рассматриваться произведение. Работы мастера наполнены реалистичностью, свободой и большой смелостью. Основными новаторскими приемами в скульптурных творениях Донателло считаются: Наличие трех планов в рельефе; Применение точных знаний о перспективе в градации объемов; Создание эффекта движения в статических фигурах; Объективная правильность пропорций и форм; Заострение внимания на передаче внутреннего мира и характера персонажа. Скульптура Благодаря увлеченности Донателло индивидуальными скульптурными портретами в эпоху Ренессанса возродилась мода на бюсты. бюст Никколо да Уццано (Niccolo da Uzzano) Эта разновидность пластики, забытая в свое время, но чрезвычайно популярная у древнегреческих и римских творцов, была вновь воскрешена. Искусствоведы особо отмечают живость, эмоциональность, реалистичность и наполненность бюстов детей, выполненных Донателло – его работы во многом определили вектор развития портретных изображений в скульптуре. Гробница папы Иоанна XXIII (Giovanni XXIII) – уникальная работа, выполненная в соавторстве с Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), ставшая началом долгого и плодотворного сотрудничества двух гениальных скульпторов. Произведение создавалось примерно в 1425-1427 годах. Величественное оформление усыпальницы было признано образцовым для надгробных памятников, которые устанавливались в храмах Италии в XV-XVI века. Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор. Интересные факты о Донателло:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |