Главная страница
Навигация по странице:

  • Непроизводственная сфера.

  • 19. Миссия учреждений культуры. Миссия

  • Миссия

  • 20. Вклад культуры и искусства в развитие современного общества Тульчинский Г.Л. выделяет несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества

  • (в) Косвенное экономическое влияние

  • (г) Косвенное социальное влияние

  • 22.Организационно-административный механизм.

  • Распорядительное воздействие

  • Дисциплинарное воздействие

  • 23.Экономический механизм.

  • 24. Персонал-ориентированный механизм

  • Классические теории

  • Теории человеческих отношений

  • Деятельность как способ бытия человека


    Скачать 170.31 Kb.
    НазваниеДеятельность как способ бытия человека
    АнкорEkzamen_po_menedzhmentu.docx
    Дата29.11.2017
    Размер170.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkzamen_po_menedzhmentu.docx
    ТипДокументы
    #10527
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    18. Отрасль культуры как самостоятельная часть народного хозяйства.

    НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — экономика, хозяйство всей страны; совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы. Непроизводственная сфера. Результатом процесса производства в каждой отдельной экономической отрасли является продукт, имеющий материальный или нематериальный характер. Всеобъемлющим понятием для характеристики совокупности отраслей, не связанных (или почти не связанных) с производством материальных продуктов становится «непроизводственная сфера». В этой сфере в ряде отраслей не создаются (либо в основном не создаются) духовные ценности (продукты), как, например, в области физической культуры и спорта, здравоохранения, коммунальных услуг и т. п.; продукт (или значительная его часть) некоторых отраслей духовного производства (например, науки) непосредственно выполняет в сфере материального производства функцию конкретной производительной силы.

    Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование культуры (народной и профессиональной) и приобщение населения к культурным ценностям. Цель – направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности (в свободное время). Культурные потребности могут не иметь систематического характера (человек может вообще не ходить в театр). Иначе в сфере образования, которую отличает систематическая, общественно санкционированная деятельность, направленная на профессиональную подготовку человека. Это специфический вид «трудовой» деятельности. Подтверждением отраслевой самостоятельности является также включение культурной деятельности в процесс затрат общественного труда и закрепление в качестве постоянного элемента в системе общественного разделения труда и обмена деятельностью.

    Кроме этих основных особенностей отрасли культуры существует и ряд специфических черт, с экономической точки зрения вторичных: 1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потребностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли культуры может иметь непосредственное отношение к формированию и удовлетворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда); 2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительской основе (в свободное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).
    19. Миссия учреждений культуры.

    Миссия учреждения культуры формируется как объективное, краткое и желательно вдохновляющее высказывание о смысле его деятельности и предназначении. Она должна отвечать на вопрос: зачем людям нужен это учреждение культуры? Формулировка миссии заставляет задуматься о его необходимости и перспективах существования. Она — основа его долгосрочной политики. Миссия учреждений культуры – создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства. Миссия учреждений культуры определяется стратегическими интересами общества в области культуры, культурной политики государства.

    Миссия клубного учреждения – развитие и приумножение духовно-нравственного и художественно-эстетического потенциала населения, сохранение традиционной культуры, развитие народного творчества и любительского искусства, создание достойной среды обитания для сельских жителей, организация межличностного общения и отдыха, эстетическое воспитание людей, формирование и удовлетворение культурных потребностей населения. Миссия театра – забота о духовном и нравственном здоровье зрителей любого возраста с помощью выразительных театральных средств. Осмысление классического наследия в свете духовных запросов обновляющегося общества, введение отечественного зрителя в мировой театральный контекст, способствование формированию эстетических приоритетов в театральном искусстве. Миссия музея – популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранение материального и нематериального культурного наследия. Например, миссия Областного музея состоит в сохранении истории и творческого духа людей, живших на этой территории от первых поселений до наших дней, а также рассказывать о них жителям области и приезжим.

    20. Вклад культуры и искусства в развитие современного общества

    Тульчинский Г.Л. выделяет несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества. (а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: создание конкретных рабочих мест, наличие собственных автономных рынков, обладающих инвестиционным потенциалом, вклад в развитие экономики конкретного региона; основной источник развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений. (б) Прямое социальное влияние: аккумулирование и трансляция базовых ценностей общества, образов, которые также используются в коммерческой и некоммерческой деятельности; обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивное влияние на сознание людей, отношения между ними, способствование духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала; наличие разнообразия возможных образцов и моделей социального поведения в элитарной, массовой культурах, андерграунде. (в) Косвенное экономическое влияние: использование в современных технологиях бизнеса и менеджмента – традиционных форм социально-культурной деятельности, сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры; повышение ценности окружающей среды, например, посредством украшения товаров, помещений, зданий, художественное оформление города, материальной среды производства и отдыха. (г) Косвенное социальное влияние: взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство как важнейший механизм и инструмент формирования гражданского общества, способного к саморазвитию; обогащение социальной среды различными привлекательными культурными событиями, повышение способности общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения; воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, способствование профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения; возрастание роли культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

    Вывод: культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

    21. Инновационные и традиционные подходы в управлении сферой культуры.

    Формирование управленческих систем происходит под влиянием складывающегося в каждый конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. 1918-1941 гг. - закладывание основ институциализации, упорядочения общественных связей и отношений в культуре в соответствии с концепцией партийности культуры и подчиненности всей ее сферы классовым интересам; в коллективных формах организовывалась культурная активность. Создавалась соответствующая структура культурных институтов, в том числе профессионально-образовательных: открывались средние специальные учебные заведения, первое высшее учебное заведение в сферы культуры - Белорусская государственная консерватория. Формирование разных типов объектов культуры происходило с определением их главной функции - политико-воспитательной с опорой на командно-бюрократические методы управления, подчас принуждения и насилия над творчеством и личностью. 1944-1975 гг. - интенсивно возрождалась и совершенствовалась культурно-просветительская система, развертывалось профессиональное искусство, образовательная подсистема культуры. Открытие Белорусского театрально-художественного института, Минского института культуры завершило создание системы высшего образования в культуре. Развивалась структура среднего специального образования сферы культуры в областях, осуществлялась массовое открытие детских школ искусств; сформирована система управления отраслью: в 1953 г. создано Министерство культуры, а тоже соответствующие органы территориального управления культурой. Работа культурно-просветительских учреждений предусматривала, прежде всего, политическую пропаганду, организацию политического самообразования, научно-просветительскую деятельность, развитие художественной самодеятельности. С развенчанием культа личности культурная политика сделала поворот от принципов принуждения к добровольности, сознательности. 1976-1990 гг. - в контексте социально-экономических реформ культурно-просветительская работа органично переросла в составную часть социально-культурной деятельности; ставилась задача эстетического обслуживания людей, активного развития самодеятельных форм организации досуга. Сформировалась единая система непрерывного профессионального образования в отрасли культуры: в 1988 г. были переданы в подчинение Министерству культуры высшие и средние специальные учебных учреждений культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей. Период 1991-2009 гг. связан с принятием Декларации о государственном суверенитете страны, приобретением политической и экономичной независимости. В принятой в 2004 г. Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь - 2020 центральным элементам единого сбалансированного комплекса "человек - окружающая среда - экономика" обозначено культура как основа для новой системы нравственно-духовных, социально-этических ценностей общества. Государственная политика в сфере культуры направляется на создание условий развития и укрепления инфраструктуры отрасли, обеспечение доступа граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам, поддержку научного осмысления культурных процессов. Профессиональное образование в сфере культуры обеспечивает преемственность культурного процесса, воспитание творческих личностей, способных двигать вперед культуру.

    Развитие получает менеджмент инновационный - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами; обеспечивается эндогенная гармонизация - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой.

    22.Организационно-административный механизм. Система распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях), система организационно-административного воздействия, аппарат управления или бюрократия (в безоценочном смысле). Подпадает в сферу действия административного и трудового права.

    Регламентирование (от – регламент1) — разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения и действующих в течение определенного этими положениями периода.

    Нормирование — установление нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления используют нормативы времени, нормативы численности, нормативы выработки, нормативы соотносительности и др.

    Инструктирование — ознакомление с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснение обстановки, задач, возможных трудностей, предостережение от возможных ошибок, в совете по выполнению каких-либо работ и т.д. Инструктирование всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

    Распорядительное воздействие — это способы текущей организационной работы через директивы, постановления, указы, распоряжения, приказы, резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным, или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю исполнения решений.

    Дисциплинарное воздействие — через разработку правил, устанавливающих и практически реализующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную, служебную ответственность.

    К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и штатные расписания фирм и их подразделений.
    23.Экономический механизм. Система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего) и хозяйственного содержания, экономический расчет и экономическое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания).

    Принципы государственного финансирования сферы культуры и искусства:

    1.Принцип компенсации труда тесно связан с принципами свободы художественного творчества и недопустимости дискриминации каких-либо направлений в искусстве и культуре. На практике это выражается в том, что оценка качества творческой деятельности и выбор проектов государственного финансирования, как правило, возлагается на компетентные экспертные органы и ассоциации профессионалов в cфepe культуры, а не на чиновничий аппарат.

    2. Необходимость финансовой поддержки сферы культуры обусловлена социальной и национальной политикой государств, направленной па обеспечение широкого доступа к сокровищницам культуры, сохранения национальной самобытности и культур национальных меньшинств, содействие культурному просвещению населения и развитию народных талантов и творчества. Государство традиционно дотирует отрасли культуры, прежде всего обеспечивающие сохранение культурного наследия (музеи, архивы, исторические памятники, библиотеки), которые самостоятельно не могут выжить в условиях рынка. Многообразие объектов_и_видов деятельности, требующих материальной поддержки, привело к возникновению различных форм и методов государственного финансирования организации культуры и творческих работников.

    3. Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансирования культуры, государственное стимулирование бюджетной самостоятельности территориальных властей и собственно организaций культуры, а также привлечения средств частых спонсоров и меценатов.

    Бюджетное финансирование. В большинстве высокоразвитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на нужды составляют сравнительно небольшую часть их бюджетных расходов (0,2-2,5% по разным странам). Национальными законодательствами обычно не предусматривается четкое разграничение полномочий по финансированию культуры между разными властными уровнями, они oтносятся в целом к компетенции субнациональных властей.

    Основное бремя государственных расходов на нужды культуры – в среднем примерно 75% - несут региональные и местные бюджеты. Из центральных бюджетов финансируется примерно 25% расходов, которые предназначены главным образом на поддержку культурных организаций общенационального значения (национальных музеев, театров, библиотек, архивов). В нашей стране расходы местных бюджетов на содержание учреждений культуры составили 81% бюджетных расходов по системе Минкультуры.

    В нашей стране существует несколько уровней бюджетного финансирования учреждений культуры:

    1.нормативный уровень предполагает финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы;

    2.содержательный уровень предполагает финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района);

    3.социальный (или компенсационный) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций.

    В практике финансирования учреждений культуры государственного и местного подчинения Республики Беларусь сложилась такая модель: часть социально-культурных (образовательных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых, оздоровительных) услуг каждое из учреждений производит, выполняет, обеспечивает в рамкахполного или почти полного бюджетного финансирования. Другую часть расходов учреждение покрывает за счет самофинансирования. В обиходе учреждений культуры это платные услуги либо некоммерческие поступления (благотворительные). Таким образом, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полноценном содержательном отдыхе в соответствии с требованиями рынка, необходимо мобилизовать и поступления из бюджета, и личные средства граждан, и пожертвования всевозможных спонсоров и частных лиц.
    24. Персонал-ориентированный механизм, т.е. система активизации деятельности, поиска нового в целях совершенствования качества результатов труда или работа с персоналом. Современные «персонал-ориентированные технологии» — это формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда.

    Классические теории управления персоналом, 1880 ↔ 1930 гг.

    Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев.

    Человек – «элемент системы»

    • Четкое разграничение полномочий между руководителем и подчиненными.

    • Донесение идей высшего руководства до непосредственного исполнителя.

    • Строгий контроль и наблюдение за подчиненными.

    • Для большинства индивидов труд не приносит удовлетворения, но дает заработок.

    Теории человеческих отношений, 1930-е гг.

    Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта