Деятельность как способ бытия человека
Скачать 170.31 Kb.
|
Модели культурной политики. Культурная политика. Одно из первых определений этого термина было дано на круглом столе ЮНЕСКО в 1967 году в Монако. В докладе «Политика в сфере культуры – предварительные соображения» под политикой в сфере культуры было решено понимать «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В настоящее время существует большое число типологий моделей политики в сфере культуры, что объясняется разным подходом к определению ее целей, механизмов реализации и результатов. Так, Абрахам Моль различал четыре различные группы культурной политики, предлагая в качестве основания для классификации социостатические и социодинамические характеристики. Социостатическая модель описывает устойчивые цели культурной политики и ее институты. Моль выделял три подгруппы такой политики: • «Популистская», или «демагогическая», целью которой является наибольшее удовлетворение культурных потребностей как можно большего числа людей. • «Патерналистская», или «догматическая», в соответствии с которой право и основные каналы распространения культурных ценностей принадлежат «административному совету», располагающему точной шкалой ценностей существующих и создаваемых культурных благ. Политика в сфере культуры в этом случае служит целям определенной политической партии, религиозного течения или государства в целом. • «Эклектическая», задачей которой является оснащение каждого человека индивидуальной культурой, представляющей собой неискаженное отражение, «хорошую» выборку из более общей гуманитарной и гуманистической культуры. В этом случае общество должно следить за тем, чтобы каждый из элементов культуры соответствовал культурным ценностям и распространялся пропорционально, в соответствии с частотой или «весом» этого элемента в общей культуре, принятой в обществе в данный момент. Еще одно различение моделей культурной политики предложил руководитель исследовательского Института культурной политики (Бонн) Андреас Визанд. Он выделяет две основные модели развития культурной политики . Первая основывается на традиционной идее общественной поддержки искусства и культуры, а вторая – на рыночной модели. Основные характеристики культурной политики общественной поддержки, по мнению Визанда, состоят в том, что: - Интерес власти сфокусирован на традиционно главных институтах культуры, таких, как музеи, театры, библиотеки и культурные центры, которые и получают финансирование. Творческие деятели часто выполняют роль миссионеров, несущих «истину», а экспериментальная культура считается малозначительной. - Главной целью является институциональный баланс в культуре и искусстве, который поддерживается течениями, получившими признание. - Поскольку основным источником финансирования считается государственный бюджет, необходимы инструменты государственного регулирования, каковыми выступают планирование и составление программ. - Политика в основном осуществляется на общенациональном уровне; международные культурные связи происходят только в рамках дипломатических отношений. - Для контроля власть создает всякого рода художественные советы. Подобная модель культурной политики, однако, может порождать следующие проблемы: - Условия для инноваций минимальны. Новые образцы художественной и культурной деятельности, в особенности представленные молодым поколением, часто отвергаются. - Лица, ответственные за разработку политики и её воплощение в жизнь, имеют недостаточное представление о культурном развитии и культурных инновациях. Предпочтение отдается традиционным формам культуры и искусства. - Инструменты для гибкого планирования вырабатываются с трудом. - Доминирует административное принятие решений, влияние администраторов является чересчур значимым, а роль художников – очень ограниченной. Рыночно ориентированная модель культурной политики, по мнению Визанда, характеризуется следующими подходами: - Культура, как и другие секторы общественной жизни регулируется рынком. - Политика, в основном, ориентирована на экономическое развитие. - Традиционные барьеры между высокой культурой и массовой культурой становятся несущественными. - Основным термином культурной политики является «менеджмент культуры», основывающийся на идеях «смешанной культурной экономики» и коммерческого спонсорства, которые обещают больше, чем могут дать. - Особое внимание уделяется развитию культуры на местном уровне, хотя фактически усиливается транснациональная политика, например, в Европе. - Важную роль в формировании политики играет культурная элита, прежде всего – из мира искусства. Ее деятельность обеспечивают эксперты – маркетологи и бизнесмены.
Государство является первопричиной культурной политики. Это его прерогатива. Его деятельности в этой области адресована различным субъектам, которые являются активными участниками культурных процессов в любой стране. Между государством и его гражданами, которые становятся основными потребителями культурных ценностей есть еще целый ряд субъектов, от которых напрямую зависит уровень и качество развития культуры. Итак, к основным субъектам культурной политики следует относить: - государство - учреждения и организации культуры - бизнес-структуры - средства массовой информации, - экспертное сообщество - общественные организации - граждан как основных потребителей культурных ценностей Государство – важнейший инструмент управления, состоящий из различных организаций, осуществляющих законодательную, исполнительную, судебную, информационную власть. Культурная политика определяется органами государственной власти. Сфера культуры – традиционно относится к сфере услуг, удовлетворяющих духовные потребности человека. В условиях рынка культура должна стать реальным сегментом экономики, но при этом выполнять миссионерские функции (развивать, образовывать, возвышать все слои общества). Основными субъектами культурной политики приято считать учреждения и организации культуры и искусства, которые актуализируются в различных традиционных и не традиционных организационных формах: – Театры – Музеи – Библиотеки – Фонды – Творческие союзы – Учебные заведения – Культурно-художественные площадки (концертные и выставочные залы) – Творческие коллективы – Агентства Наряду с указанными выше организационными формами и направлениями деятельности культуры и искусства важным субъектом реализации культурной политики в условиях рыночных отношений является бизнес – активно действующие хозяйствующие субъекты, в сферах промышленности, торговли, финансов, сервисных услуг. СМИ – важный субъект культурной политики, приоритетный инструмент основных форм коммерческих и некоммерческих коммуникаций. Не случайно СМИ часто называют четвертой властью. Особенно теперь в условиях постиндустриального информационного общества. Экспертное сообщество – это совокупность экспертов в различных областях: непосредственно в сфере культуры и искусства - теоретики и практики культуры, владеющие информацией о тенденциях развития культуры в обществе и ее основных «болевых точках»; экспертное сообщество способное влиять на принятие решений как со стороны государства, так и со стороны гражданских институтов свободного общества; независимые агентства, способные аккумулировать финансовые средства и перераспределять их на конкурсной основе среди заинтересованных организаций культуры и искусства. В современных условиях мировое экспертного сообщества считает, что абсолютно все субъекты культурной политики, особенно в России нуждаются в активизации их деятельности, но особенно важно усилить продуктивное взаимодействие между такими субъектами, как культура и бизнес. Общественные организации – немаловажные элемент в структуре субъектов культурной политики. Это организации, создающиеся по инициативе отдельных групп людей, которые могут поддерживать различные культурные начинания, создавать независимые фонды, влиять на принятие решений как на уровне муниципальной, региональной, так и федеральной власти. Наконец, граждане. Именно они выносят окончательный вердикт различным культурным начинаниям принимая их или отвергая, и тем самым в определенной степени финансируя определенным образом культурные проекты.
МИНИСТР осуществляет общее руководство деятельностью Министерства культуры Республики Беларусь; организацию перспективного и текущего планирования работы Министерства; организацию работы коллегии Министерства; координацию деятельности Министерства из республиканскими и местными органами государственного управления; экономичную политику Министерство; организацию контрольно-ревизионной работы; государственную кадровую политику; организацию работы со средствами массовой информации. Первый заместитель Министра У.М. Карачэўскі отвечает за:театральное искусство;изобразительное искусство;музыкальное искусство;кинематографию;осуществление финансовой политики Министерства; республиканские общественно-культурные мероприятия;координацию культурного сотрудниц-тва из заграничными странами;организацию идеологической работы, работы из населением. Заместитель Министра Стружэцкі Т.И. отвечает за организацию правового обеспечения функционирования Министерства и выполнения законности его деятельности; координацию деятельности вправлений культуры облисполкомов и Мингорисполкома; развитие и поддержку самодеятельного любительского творчества; осуществление подготовки и переподготовки кадров; инновационную политику; поддержку культурно-просветительской деятельности национальных объединений в Республике Беларусь и беларусов зарубежья; информатизацию ветви; координацию государственной статистической и ведомственной отчетности; выставачную деятельность; редакционно-издательскую деятельность. Координирует работу Министерство из организациями:учреждениями образования в ветви культуры; музеями, музеями-заповедниками, мемориальными комплексами;библиотеками; учено-методическими центрами народного творчества и культурно-просветительской работы; клубами и другими культурно-просветительскими организациями культуры;садово-парковыми учреждениями; Заместитель Министра Кураш В.И. отвечает за осуществление инвестиционной политики; удержание и развитие материально-технической базы ветви; капитальное строительство и реставрацию; покровительство историко-культурного наследства; арендные отношения и другие вопросы распоряжения государственной собственностью; организацию делопроизводства и материально-техническое обеспечение аппарату Министерства; покровительство работы; гражданскую защиту и мобилизационную работу. Помощник Мінистра культ РБ Олег Александрович Скорина Пресс-секретарь Министерство культ РБ Смольская Анна Александровна
Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, по сохранению и передаче культурных традиций, по охране исторических и культурных ценностей в целях: возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Белоруссии как составной части общечеловеческой культуры; формирования культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры. Республика Беларусь определяет материально-финансовые приоритеты: возрождению, сохранению, развитию и распространению белорусской национальной культуры; созданию и популяризации произведений искусства и литературы для детей, их эстетическому образованию и воспитанию; популяризации классических произведений отечественного и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры; обеспечению развития культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни. Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения. Государство – субъект экономической жизнедеятельности общества, осуществляющий регулирование общественного производства.
Общая стратегия государственного регулирования:
Государство становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики, которая становится «государственно регулируемой»
Методы государственного воздействия:
Министерство культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия (далее - сфера культуры), и подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В структуру Минкультуры входят департамент по кинематографии с правами юридического лица, управления, отделы и секторы. В систему Минкультуры входят структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные Минкультуры государственные организации.Минкультуры осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование деятельности организаций в сфере культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений, способствующих развитию культуры в республике.Минкультуры в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: · разрабатывает и осуществляет государственные программы комплексного развития в сфере культуры, приобщения населения Республики Беларусь к национальному и мировому культурному достоянию; · определяет общую стратегию социально-экономического и научно-технического развития отрасли; · анализирует состояние и прогнозирует тенденции развития в сфере культуры, готовит предложения о приоритетных направлениях ее государственной поддержки; · осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества; · определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом; · осуществляет координацию деятельности коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности в сфере профессионального искусства, народного творчества путем использования своих прав, экономических стимулов, через государственный социально-творческий заказ; · организует проведение республиканских и международных конференций, фестивалей, конкурсов, смотров профессионального искусства и народного творчества, праздников, художественных выставок и других мероприятий, связанных с показом и пропагандой достижений культуры и искусства республики и зарубежных стран; · разрабатывает научно обоснованные рекомендации по совершенствованию содержания, форм и методов культурно-просветительной деятельности, возрождению народных традиций, обрядов, праздников, организации содержательного отдыха населения и обеспечивает их реализацию, оказывает методическую помощь организациям культуры республики всех форм собственности и подчиненности; · поддерживает творческие инициативы населения, содействует созданию и деятельности культурно-просветительных объединений, в том числе национально-культурных; · ведет работу, направленную на создание и пропаганду высокохудожественных произведений искусства, приобретает произведения драматического, музыкального, хореографического, циркового, изобразительного, монументального, декоративно-прикладного, дизайнерского искусства и литературы, кино-, фотодизайна; · осуществляет государственный заказ на гастрольную деятельность театров и концертных организаций, на постановку произведений драматургии и музыкального искусства, кинематографии, а также на создание произведений драматического, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного и монументального искусства; · разрабатывает и осуществляет проведение организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение прокатных и эталонных кино-, видеокопий, их исходных материалов и возвращение материалов фильмов белорусского производства из зарубежных стран; · обеспечивает реализацию государственной политики в области реставрации, консервации, ремонта и сохранения историко-культурных ценностей; · представляет Республику Беларусь в международныхструктурах по изучению, учету, охране, реставрации и использованию объектов, относящихся к историко-культурным ценностям, а также при налаживании контактов по вопросам возвращения в республику историко-культурных ценностей ее народа, которые оказались за пределами Республики Беларусь; · оформляет разрешения на вывоз за пределы Республики Беларусь объектов и предметов, которые внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь или представлены для присвоения им статуса историко-культурной ценности Республики Беларусь, контролирует выполнение условий их временного вывоза, обеспечивает работу искусствоведов-экспертов по перемещению культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; · анализирует состояние и разрабатывает прогнозы и программы развития профессиональной подготовки в сфере культуры, организует работу по ее совершенствованию; · обеспечивает подчиненные Минкультуры организации нормативными показателями в области строительства, ремонта и технического обеспечения; разрабатывает отраслевые программы по энергосбережению, нормам расхода энергоресурсов, внедрению энергосберегающих технологий и оборудования, выполнению установленных показателей по энергосбережению, подготовке сводной государственной статистической отчетности; · заключает в соответствии с законодательством и в пределах компетенции международные договоры Республики Беларусь с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями, содействует развитию культурного международного сотрудничества организаций отрасли; · осуществляет в соответствии с законодательством функции компетентного органа по реализации международных договоров Республики Беларусь в сфере культуры; · устанавливает и развивает культурные связи с белорусскими организациями культуры за пределами республики, а также с организациями зарубежных стран в республике; · способствует популяризации достояния белорусской культуры и искусства за пределами республики.
Министерство культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия (далее - сфера культуры), и подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. 2. В своей деятельности Минкультуры руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением. 2-1. В структуру Минкультуры входят Департамент по кинематографии с правами юридического лица, управления, отделы и секторы. Минкультуры осуществляет административную и финансово-хозяйственную деятельность Департамента по кинематографии (в части приема и увольнения работников, заключения контрактов, осуществления контроля за выполнением их условий, принятия решений об их досрочном расторжении, применения к работникам мер поощрения, наложения дисциплинарных взысканий, ведения бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства). ■ 2-2. В систему Минкультуры входят структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные Минкультуры государственные организации. ■ 3. Минкультуры осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование деятельности организаций в сфере культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений, способствующих развитию культуры в республике.
В 1996 году в указами Главы государства в Республике Беларусь созданы специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Этими фондами осуществляется выплата стипендий и установленных видов премий, оказание единовременной материальной помощи. Средства фондов используются при проведении национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, семинаров, олимпиад, а также для финансирования участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства. И это только малая часть деятельности фондов. За последние десять лет премии, стипендии, материальную помощь из фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов получили более 10 тыс. человек, из фонда по поддержке талантливой молодежи - свыше полутора тысяч юных дарований. Звание стипендиата и лауреата Президентского фонда – это не просто награда. А знак того, что государство берет на себя ответственность за дальнейшее профессиональное становление этого лауреата - школьника или студента. Талант является национальным достоянием, поэтому научная творческая судьба каждого из юных участников встречи берется под опеку и контроль министерствами образования и культуры. Талантливые люди – основа любого государства. Именно на родной земле ребята должны реализовать свои способности. Сама идея создания фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, талантливой молодежи родилась в непростое время. Тогда, в середине 1990-х годов, серьезные занятия научными исследованиями или творчеством становились все менее престижными. Лучшие выпускники наших ВУЗов, молодые деятели культуры стремились уехать на работу за границу. Чтобы изменить ситуацию, в стране стала проводиться целенаправленная политика поддержки белорусской науки и национальной культуры, одним из приоритетов которой стала помощь талантливой молодежи. Была создана сеть средних учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, учебных комплексов гимназия-колледж, более тысячи школ с углубленным изучением отдельных предметов. Став студентами, молодые таланты имеют широкие возможности для занятия исследовательской деятельностью, участия в студенческих научных конкурсах. А те, кто решил посвятить науке всю свою жизнь, по окончании ВУЗа могут продолжать учебу в аспирантуре. Одаренные ребята имеют возможность с юных лет развивать свои способности и совершенствовать мастерство более чем в 500 детских школах искусств, колледжах и училищах, творческих ВУЗах. В столице открыты специальные учебные заведения интернатного типа, где воспитываются самые способные юные музыканты, художники, танцоры со всей республики. При поддержке государства в Беларуси ежегодно проводятся олимпиады, региональные, республиканские и международные конкурсы, выставки детского и молодежного творчества. Судьба каждого лауреата внимательно отслеживается и после того, как он вступает во взрослую жизнь. Это делается для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для самореализации творческой личности с наибольшей пользой для страны. Молодым людям оказывается поддержка в выборе рабочего места, в решении их жилищных и иных материальных проблем, а также в иных вопросах, связанных с их становлением в жизни.
По классификации Е. Дискина [18, с. 5] существует 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры: • культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры); • выставочные залы; • театрально-зрелищные организации (театры, кон¬цертные организации, цирки); • учебные заведения внешкольного эстетического об¬разования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); • высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематог¬рафии, хореографические училища); • киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки); • базы и конторы проката; • киностудии; • издательства; • редакции газет и журналов; • предприятия полиграфической промышленности; • учреждения книжной торговли; • телеграфные и информационные агентства; • редакции радио и телевидения; • радиодома; • телестудии и телевизионные технические центры; • студии звукозаписи; • предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства были отнесены: • специализированные реставрационные предприятия и мастерские; • предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации; • предприятия народных художественных промыслов. В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить, включив в него: • организации туризма и экскурсионного обслуживания; • новые организации шоу-бизнеса; • организации игрового и игорного бизнеса; модельные агентства; • рекламные мастерские и агентства. Кроме того, в группу высших и специальных учебных заведений следует включить институты театрального и циркового искусства, а в группу предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, — фирмы по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий, оборудования для казино. Предприятия народных художественных промыслов следует дополнить сувенирным производством. Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации организаций СКС. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки: а) форма собственности; б) вид продукта (результат труда); в) основные направления деятельности (функциональный признак); г) способ хозяйственной деятельности.
Управление предприятиями культуры и искусства представляет собой комплекс оперативных действий по решению задач, которые призваны обеспечить расширенное воспроизводство на новом уровне качества интеллектуальной продукции и культурно – просветительских услуг. Это деятельность, основанная на системе принципов, функции, методов и организационной структуре управления организацией. Управление в сфере КиИ базируется на следующих аспектах: - интеллектуальном и техническом; - социальном; - информационном; - рыночном; - имущественном. все эти блоки тесно взаимосвязаны между собой и находятся в постоянной динамике развития.
Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации. Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов: первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций; второй сектор — коммерческие организации; третий сектор — некоммерческие организации. Третий сектор является: негосударственным, неправительственным; независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса. некоммерческим, неприбыльным, сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтёров. филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации. Есть мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные и общественные функции, чем само государство и структуры, управляемые им, так как самими некоммерческими организациями управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации. Выделяется даже понятие неправительственных организаций, это те же НКО, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов. Разумная благотворительная деятельность обычно находит поддержку в обществе, в том числе в виде:личного участия отдельных граждан и учреждений; церковной — как обоснования благотворительности на догматах соответвующего вероисповедания и как обязанности каждого истинно верующего; государственной — в качестве поощрения заметных и успешных благотворительных начинаний (от снижения налогов на соответствующие затраты до присвоения различных почётных, в том числе государственных, званий, перевод в более высокое сословие, например, присвоение дворянства в дореволюционной России). В то же время плохо просчитанные или осуществляемые без должной проверки меры государственной поддержки благотворительности могут быть употреблены во вред обществу и государству. В России 90-х годов получили широкую известность примеры недобросовестного использования целым рядом спортивных, церковных и иных учреждений освобождения налогов в том числе для безпошлинного завоза табака, а филиалами некоторых зарубежных «благотворителей» — направление партий зарубежной продовольственной помощи для снабжения бандформирований на юге страны и т. п. Благотворительная организация Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительных целей путём благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если её учредителем является благотворительная организация. Благотворительный фонд Фонд, ведущий благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами: получение благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц;получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;вести коммерческую деятельность;инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность.
Управление социальным объектом – это организация деятельности, • установление внутренней упорядоченности, • согласование взаимодействия и совершенствование взаимосвязей более или менее дифференцированных частей целого • поддержание режима деятельности, • реализация программ и целей Целевое начало в деятельности – это отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с организацией, наполняющих ее внутреннюю структуру и создающих внешнее окружение. Простое целевое управление – установление руководителем конечной цели и сроков исполнения задания без указания механизма его достижения. Его частью можно считать оперативное управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль. Программно- целевое управление – система мер, направленных на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной организации, отрасли или региона и в заранее установленные сроки. Существенные признаки ПЦУ1. Системное планирование объекта 2. Комплексный анализ проблемы 3. Обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения, направленность на конкретные конечные результаты 4. Увязывание воедино целей и ресурсов, стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов 5. Создание специального документа – целевой комплекс программы 6. Интеграция усилий субъектов управления и координация их деятельности с помощью специально создаваемых организационных структур управления. Принципы • Ориентация на конечную цель • Сквозное планирование объекта управления • Принцип непрерывности Программирование – процесс составления упорядоченной последовательности действий программы управляющей и управляемой системы. Социально-культурное программирование – это научно-обоснованный процесс создания новой или перестройки имеющийся социокультурной среды и, одновременно, важнейшая сфера социально-культурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией. (Бирженюк Г.М. и Марков А. «Социокультурное проектирование»)Этапы планирование: • Сбор и анализ первичной социологической информации • Диагностика – установление, изучение признаков, характеризующих состояние процессов, систем для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормальной деятельности • Поисковое программирование (совокупность логических операций с целью получения из разных источников информации, и ее выстраивание в упорядоченную систему) • Социальный эксперимент Проектирование: • Разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами • Соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели • Задает более обоснованные временные рамки решения проблем, обусловленных характеристиками проблемной ситуации Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. (НСУР - 2020) Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Переход к устойчивому развитию связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и с созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры. Государственная программа «Культура Беларуси» на 2011-2015 год
Социально-культурное программирование – это научно-обоснованный процесс создания новой или перестройки имеющийся социокультурной среды и, одновременно, важнейшая сфера социально-культурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией. (Бирженюк Г.М. и Марков А. «Социокультурное проектирование») Этапы планирование: · Сбор и анализ первичной социологической информации · Диагностика – установление, изучение признаков, характеризующих состояние процессов, систем для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормальной деятельности · Поисковое программирование (совокупность логических операций с целью получения из разных источников информации, и ее выстраивание в упорядоченную систему) · Социальный эксперимент Проектирование: · Разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами · Соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели · Задает более обоснованные временные рамки решения проблем, обусловленных характеристиками проблемной ситуации.
"Культура - это живой организм, требующий особых подходов к решению уже существующих проблем. В сфере культуры должен обязательно наступить новый этап развития", - убеждены в Министерстве культуры. Госпрограмма состоит из шести глав и четырех приложений. Ее цель - повешение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры. Планируется разработать эффективный механизм финансирования культуры, новые формы ее экономической поддержки, продолжить работу по созданию цивилизованного рынка услуг, активно включиться во всемирные процессы культурного развития. "Культура Беларуси" предусматривает сохранение и развитие материального и нематериального культурного наследия, развитие профессионального искусства, обеспечение сохранности музейного фонда Беларуси и общедоступности музейных предметов, обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам и библиотечным фондам для разных групп населения. В ее задачи входит поддержка отечественных производителей продукции кино- и видеоискусства, развитие кинематографа, народного творчества и профессионального художественного образования, поддержка талантливой молодежи, совершенствование нормативной правовой базы и экономическое стимулирование сферы культуры. Главный акцент в госпрограмме сделан на инновационные подходы, основными из которых являются создание системы национальных преференций для белорусской культуры, привлечение частного капитала через развитие спонсорской и меценатской деятельности, реформирование системы менеджмента, развитие механизмов государственно-частного партнерства, поддержка культурных инициатив и развитие проектной деятельности, создание условий для эффективного продюсерства, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства, инновационная направленность научно-исследовательской деятельности, продвижение белорусской культуры за границей.
Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания. Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива. Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами. Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов. Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность. |