Деятельность как способ бытия человека
Скачать 170.31 Kb.
|
10. Общие понятия блага и общественного труда. Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В эстетике – добро. Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей. Блага разделяются: 1.по натуральным характеристикам - на продукты и услуги; 2. по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы; 3.по длительности использования - на кратковременные и долговременные; 4.по характеру потребления - на частные и общественные. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ (рис. 2.2). Блага можно классифицировать на: 1) материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты); 2) нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). ОБЩЕСТВЕННЫЙ труд - деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических и духовных потребностей общества. Внутри общественного труда выделяются общественно организованный труд, т. е. деятельность, включенная в систему общественного разделения труда, и труд, направленный на самообслуживание
Труд всегда является общественным, т.к. отдельные трудящиеся и трудовые коллективы могут ставить лишь цели, отражающие их положение в обществе, а производить лишь при помощи накопленных обществом ресурсов (средств производства, рабочей силы и т.д.) классифицируется в зависимости от содержания:
11. Понятия «ценность», «культурные блага», «продукты сферы культуры», «культурные товары». Ценность- важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. К ценностям могут относиться: 1. Здоровье, 2. Любовь, семья, дети, дом, 3. Близкие, друзья, общение, 4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы, 5. Материальное благополучие, 6. Духовные ценности, духовный рост, религия, 7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения, 8. Творческая самореализация, 9. Самообразование, 10. Социальный статус и положение в обществе, 11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.), 12. Стабильность. Культурные блага - Условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Продукты сферы культуры – книги, картины, записи, песни и т.д… Продукт отрасли «культура» -Продукт может быть одновременно материальным и нематериальным. Непосредственные услуги -(игра актера, исполнение танца, песни, лекция, диспут ,работа билетера, кассира в театре) Посреднические услуги- (работа режиссера, звукорежиссера, киномеханика, балетмейстера ) Предметы культуры- (например, картины, скульптуры, изделия ДПИ) Средства культуры- (то с помощью чего создается продукт: радио, телевидение, аудио-визуальная техника …) нематериальный материальный. Культурные товары. Продуктом отрасли «культура и искусство» принято называть товары и услуги, выступающие как материальные и духовные ценности, создаваемые в сфере культуры, имеющие спрос и удовлетворяющие интересы и потребности потребителей. 12. Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности. Судить можно по-разному: для получения качественного культурного продукта затрачивается огромное количество денег и сил, но тогда если продукт качественный то и потребность на него велика, что окупается, но не всегда – зависит от спроса на этот товар. Наверное культурных продуктов хватает, а вот спрос на них ( национальные продукты ) не велик. Сравнительная производственная и потребительная характеристика Средства культуры а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (костюмы для актеров); б) большое производство, большое предложение, большой спрос (предметы для занятий музыкой): в) массовое производство, массовые предложения и спрос (телевизоры и т. д.) Предметы культуры а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (оригинальные живописные полотна); б) единичное производство, большое предложение, большой спрос (репродукции, эстампы); в) единичное производство, массовые предложение и спрос (книги и т. п.); г) большое производство, большое предложение, большой спрос (предметы народных художественных промыслов). Культурные услуги (с посреднической функцией) а) небольшое предложение, массовый спрос (клубы любителей популярной музыки); б) большое предложение, массовый спрос (показ кинофильмов); в) массовое предложение, массовый спрос (выдача книг и периодических изданий библиотеками) Культурные услуги (с собственно культурной функцией) а) единичное предложение (повторение невозможно), большой спрос (кинофестиваль в Каннах), б) единичное предложение (возможно повторение), большой спрос (концерты «звезд эстрады»); в) единичное предложение (возможно повторение), массовый спрос (концерты популярных вокально-инструментальных ансамблей и т. п.) 13. Формирование предложения и спроса на продукты социально-культурной деятельности. В соответствии с общественными культурно-политическими целями государство устанавливает иерархию предложений по социально-культурным приоритетам. Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» Ст.10 Приоритетами государственной политики в сфере культуры являются: > сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка, > создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и искусства для детей и молодежи, >создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурологического образования детей и молодежи, > популяризация классических произведений художественной литературы и искусства, иных эстетических и нравственных ценностей отечественной и мировой культуры, > обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности. Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культурных потребностей на основе: * социально-культурной программы общества (изложенной в правовых документах государства) и стратегических общественных установок с учетом социально-экономической, возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на основе общественного потребления); * строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры, структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей; * воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей; * экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий студентам творческих учебных заведений); * законодательных актов, способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям * долгосрочной культурной политики государства. Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью: 1.системы среднего образования и школьного воспитания; 2.системы внешкольного коллективного и индивидуального эстетического воспитания, 3.существующей практики удовлетворения культурных потребностей, особенно посредством творческой деятельности; 4.социально-экономической политики общества: путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения. 14. Регламентация – путь к эффективной координации и свободе. Регламентация — это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда. В обществах с неразвитым разделением труда регламентация не нужна: там социальную солидарность обеспечивает так называемое общее сознание: имеется шаман или вождь-жрец, транслирующий волю Неба. К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты. По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации, ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива. 15. Госрегулирование и взаимодействие с рынком. Государственное регулирование - это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых органами власти и общественными организациями, в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития какой-либо системы и ее адаптации к изменяющимся условиям. Управление и регулирование культурных процессов соответствует целям, задачам, средствам и принципам культурной политики. В Республике Беларусь основные цели и приоритеты государственной политики в отрасли культуры изложены в статье 10 «Закона о культуре Республики Беларусь» (май 2004). Культура признается в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и саморазвития личности, образования и воспитания детей и молодежи. Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов. Собственность — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование — деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный. Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях.Финансирование — выделение средств из республиканского и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.Организационная поддержка организаций, проектов, программ.Воспроизводство профессиональной среды — подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях, а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образовательных стандартов.Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству:1. «Помощник» — поддержание и развитие государством разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего — законодательно и налоговой политикой), а не каких-то отдельных стилей и направлений. Пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США.2. «Патрон» — обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помощью стипендий, пример — Великобритания.3. «Архитектор» — помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример — Франция.4. «Инженер» — государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример — бывший СССР. 16. Управленческий цикл. Планирование. Эта функция представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана. Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия. Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки. Контроль. Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями. 17. Саморегулирование как важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. Саморегулирование – 1. способность системы самостоятельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации. Культурный процесс в своей совокупности это производство, хранение, распространение и освоение культурных ценностей. Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место. Производство культурных ценностей — это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. Этот процесс регулируется с помощью финансовых рычагов при создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, выбора ими программ, их содержания, методов подачи информации. Однако часто это приводит к трансляции низкопробных элементов культуры. Эта сторона культурного процесса значительной частью происходит и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество. Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность. Процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов развития потребностей и интересов личности в условиях социокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личности. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры. |