диагностика изо. диагностика изобразительной деятельности
Скачать 24.84 Kb.
|
Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панфёрова» «ДИАГНОСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (подготовительная группа) Выполнила студентка группы: ____ ФИО__________________________ Методист:______________________ Заверено:_______________________ Оценка:________________________ Вольск 20__г. «ДИАГНОСТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (подготовительная группа) Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности. Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс. Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них. Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности; вторая – при анализе процесса деятельности. Анализ продуктов изобразительной деятельности. 1.Содержание изображения (полнота изображения образа ) Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения. 2.Передача формы: форма передана точно; есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась. 3.Строение предмета: части расположены верно; есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно. 4.Передача пропорции предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей): а)расположение изображений на листе; по всему листу; на полосе листа; не продумана, носит случайный характер; б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину: соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; есть незначительные искажения; пропорциональность разных предметов передана неверно. 6.Передача движения: движение передано достаточно чётко; движение передано неопределённо, неумело; изображение статичное. 7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом): а)цветовое решение изображения: передан реальный цвет предметов; есть отступления от реальной окраски; цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого; преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами). Анализ процесса изобразительной деятельности. 1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей): а) характер линии: слитная; линия прерывистая; дрожащая (жесткая, грубая); б) нажим: средний; сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах): мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура; беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция силы нажима: ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура; ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах; ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура. 2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности): а) отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится: к предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности. 3.Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 4.Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме. По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов). Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя. Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов. Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю.
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов (от высшего числа к низшему).
С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование. Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их. Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы. Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно. Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней). |