|
Диалектика философия. диалектика. Диалектика как учение о развитии Выполнила студентка 244 группы
Диалектика как учение о развитии Выполнила студентка 244 группы Зинова К. С. Понятие о диалектики Существует несколько определений: - Диалектика – процесс развития чего либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
- Диалектика – наука о самых общих законах развития природы, общества и мышления.
- Диалектика – метод познания действительности в ее противоречии, целостности и развитии.
- Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.
- В этих определениях диалектики состоялось чрезвычайно конкретное конструирование отношения к действительности.
- в основе существования мира лежит проходящая через него полярность, антиподы которой в той же мере противоположны другу, сколько и схожи друг с другом;
- мир существует в виде непрерывного движения, которое проявляется как изменчивость в отношениях между полярностями в каждом его состоянии.
- движение как взаимодействие между полярностями подчиняется определенным законам ( «отрицанию отрицания» как инверсии соотношения между полярностями, «ритма» и другим);
- совместное действие этих (диалектических) закономерностей приводит к развитию мира как изменению его качества.
диалектика и метафизика - Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности.
- В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.
- Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
Диалектика объективная и субъективная - Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества).
- Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
- Существует и «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики). Есть внешняя диалектика, не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
- Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.
- Основными принципами диалектики являются:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития;
- Принцип причинности;
- Принцип историзма.
Принцип всеобщей связи - Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть:
- • внешние и внутренние;
- • непосредственные и опосредованные;
- • генетические и функциональные;
- • пространственные и временные;
- • случайные и закономерные.
- Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Принцип развития - Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.
- Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
- Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).
Соотношение движения и развития - Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности ; Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
- Соотношение понятий «развитие» и «движение» Понятие движения истолковывается в «широком» смысле как представление о любом изменении вообще; Развитие выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Соотношение прогресса и регресса - Прогресс и регресс (лат. progressus — движение вперёд и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс— тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Прогресс и регресс (лат. progressus — движение вперёд и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс— тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).
- Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений . Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи . Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений . Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи . Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом.
Парадокс развития - Парадокс, по определению своему - это мысленное противоречие, хитро заверченная форма мысли. В природе нет парадоксов. У ОР нет парадоксов.
- Парадокс - это форма мысли, когда об одном и том же высказываются несовместимые утвержения, причем каждое из них имеет определённое основание и не может быть отброшено. Можно сказать, что парадокс - это выражение противоречий мира, доведенных до крайней степени. Парадоксы, естественно, требуют разрешения. Они встречаются, например, у Канта.
- В чём состоит парадокс развития? Развитие - процесс возникновения высшего из низшего. Значит, это возникновение нового содержания. Возникновение - это всегда возникновение из чего-то. Хотя бы согласно тому же детерминизму, должна быть причина высшего. Но тогда надо сказать, что высшее заранее присутствует в низшем, и из низшего "вылупляется". Но тогда мы можем справедливо сказать, что развития тупо нет, поскольку высшее уже заранее существует в низшем.
Критерии прогресса - Развитие человеческого разума.
- Совершенствование нравственности людей.
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
- Прогресс науки и техники.
- Развитие производительных сил общества.
Закон в системе диалектики - Закон – это объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
- Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития.
- Выделяются три базовых закона диалектики: -единства и борьбы противоположностей; -переход количества в качество; -отрицание отрицания;
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Закон перехода количественных изменений в качественные Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. - Примеры: смена общественно-экономических формаций; «эстафета поколений»; смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
|
|
|