Главная страница

философия. Диалог как форма бытия философской культуры современной молодежи


Скачать 23.18 Kb.
НазваниеДиалог как форма бытия философской культуры современной молодежи
Дата21.04.2023
Размер23.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия.docx
ТипДокументы
#1078733

УДК 130.2(045)

Павлова Е.С., Касенова И.А.

Экономический факультет, 2 курс, Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина.

ДИАЛОГ КАК ФОРМА БЫТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: философия, культура, история, диалог, субкультура, коммуникация.

Резюме: в этой статье мы описали основное понятие Философского диалога, что оно из себя представляет. Сделали сводки и отметили философов, которые интересуются и высказываются о философии, то есть это В.С. Библер и Л. В. Чеснокова.
Также описали исторические факты, внесли сравнения философии того времени и современной. Коротко о главном раскрыли тему философского диалога современной молодежи, дали объяснение тому, как молодежь увлекается и что делает для увлечения философией. Она являлась важной и актуальной во все времена. Это не цельная мировоззренческая картина, а разнообразные подходы к извечным вопросам. Современная философия гораздо более толерантна, чем прежде. Теперь человеку предоставлено полное право выбора.

Диалог философский – особый вид философской литературы, раскрывающий философскую тему в инсценируемой беседе нескольких лиц. Основные его типы: исследовательский (включающий полемику); дидактический (увещательно-моралистический или популяризаторский); сатирический. В.С. Библер считает диалог основой творческого мышления. В 1975 году выходит его книга «Мышление как творчество», где автор, пытаясь постичь тайну творческого мышления, выводит основные предпосылки логического анализа творческого мышления как мысленного диалога. По его мнению, в процессе творческого мышления каждый субъект деятельности интериоризирует («овнутряет») свои внешние напряжения, напряжения социально разделенного труда, в форме антиномического диалога мыслителя с самим собой. Внутренний диалог, по Библеру, является основой творческого процесса: «Где господствует монологика, там нет возможности для обоснования логического скачка, там нет логики творчества». Для того чтобы понять интуитивный процесс изобретения теорий, обоснования самых начал теоретического знания, необходимо, как утверждает Библер, освоить логически внутреннюю диалогику теоретического интеллекта, понять теоретика как «логическое многообразие» (многообразие внутренних собеседников).

Современная философия отказалась от построения каких-либо точных систем. Мыслители пришли к твердому выводу о том, что не может существовать ни изначальных масштабов, ни абсолютных систем отсчета. Философия нашего времени предоставила человеку полную самостоятельность. Теперь больше нет так называемых «воспитателей» в лице государства, мыслителей, общества. Следовательно, и ответственность за свою жизнь человек несет лишь на своих плечах. Современная философия практически полностью отказалась от идеи изменения мира и каких-либо социальных институтов. Мыслители решили искоренять несовершенство бытия другим, более рациональным и эффективным путем. Они пришли к выводу о том, что человек должен в первую очередь менять самого себя, и вслед за этим, неизбежно, изменится и весь окружающий мир.

Философское пробуждение как раз и происходит в тот момент, когда люди начинают интересоваться происхождением своих убеждений. Они дистанцируются от самих себя и рассматривают свое мышление в виде объекта: как оно работает, почему оно содержит какие-то идеи, что в нем принято на веру, а что получено благодаря исследованию. Это именно то, чем занимается философия испокон веков — римский политик Цицерон даже называл ее матерью всех наук. Не только потому, что это одна из самых древних наук, но и потому, что философия дает инструменты для того, чтобы каждая наука могла осмыслить себя.

Поэтому существует философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии. Если физик оперирует формулой, то философ физики интересуется тем, что за этой формулой стоит: какое восприятие мира, какое отношение ко времени, какое представление о человеке. Не зря многие физики приходят со временем к философии: физика не отвечает на вопросы о глубоком смысле того, что происходит в природе, она просто описывает эти процессы.

В современном социуме, когда, казалось бы, в молодежной среде теряет актуальность философская наука, которая воспринимается современными подростками и юношами как некий архаизм, наследие Средневековья, в то же самое время наибольшую остроту приобретают глобальные философские вопросы. И что является наиболее важным, острота их особо ощущается именно в молодёжной среде. Глобальные проблемы философии интересуют молодежь, поскольку призваны ответить на фундаментальные вопросы их бытия, начиная с уровня обыденности, и заканчивая такими высокими в плане духовности понятиями, как религиозные воззрения и специфика восприятия религии через призму подросткового и юношеского сознания.

Сама структура и содержание мира обыденности, обустройство своей повседневности, дома, семьи — являются сложнейшей философской проблемой, как и пути и способы коммуникации, а также выбор самой коммуникативной среды.

Вопросы исследования традиционной культуре общества, или выделение себя в качестве участника определенной субкультуры — также важнейшая проблема для самоидентификации личности подростка. Проблемы познаваемости мира (в том числе возможности своего личного, индивидуального познания), также волнуют молодежь, равно как и проблема истинности или ложности различных аспектов бытия. Базовой средой формирования, а в дальнейшем и самовыражения личности с рождения и до самой смерти является дом. Так, Л. В. Чеснокова в одной из своих статей рассматривает тему дома как приватного пространства, где человек чувствует себя в покое и безопасности, которое может обустроить по своему вкусу и в котором, что особенно важно, можно побыть наедине с собой.

Наши исследования показали, что представители современной молодежи воспринимают дом как то место, где, прежде всего, окружают близкие люди, где можно отдохнуть, как безопасное пространство, где тебя ждут, где хорошо и спокойно. При этом часть опрошенных оговариваются, что различают «дом» в широком и узком понимании. В узком понимании — это собственно квартира, дом, коттедж, где проживают они и их семьи. В широком смысле дом — это Родина.

Характеризуя обыденное мировоззрение молодёжи, следует детерминировать его как взгляд на жизнь в целом, где превалирует, как правило, адекватность оценки своих сил и возможностей, то есть современные юноши и девушки, в основном, являются реалистами. Спецификой их мироощущения является, как правило, устойчивая позиция: ровно жить, решая текущие вопросы по мере их поступления, пытаясь при этом найти в каждой конкрет- ной ситуации возможность поступить правильно, выходить из проблем с минимальными потерями.

Одной из ключевых основ философии обыденности и коммуникации являются повседневные рассуждения, выражающиеся как во внутреннем монологе, свободном сиюминутном потоке мыслей, так и в вербализации данных мыслей в блоге, социальных сетях, в живом общении с друзьями. Рассуждения подавляющей части молодежи сосредоточены вокруг планирования своего будущего, при этом присутствуют также элементы анализа своих поступков, взаимоотношений с другими людьми и так далее.

Как бы ни казалось, что философия занимается абстрактными размышлениями и имеет мало общего с реальным миром, это не так. Любая философская концепция возникает в результате осмысления действительности: общества, природы, искусства, политики, культуры. Специфика лишь в том, что она оперирует общими категориями, и это создает впечатление, что она отдалена от обычного человека и предназначена только для тех самых кабинетных философов. Но это не совсем так: инструменты философии дают нам важный навык — умение предсказывать тенденции и события в мире. Способность видеть мир в его огромном масштабе, связывать различные аспекты реальности, препарировать её, а также придавать событиям смысл, ориентироваться как в истории, так и в современности.
Философия дает ряд очень важных навыков, без которых трудно обойтись современному человеку: хорошую эрудицию; критическое мышление;
умение работать с текстами и источникам; умение находить неочевидные связи между явлениями;

Сегодня мы поставлены в ситуацию, когда нужно взять на себя ответственность за почти каждый выбор в своей жизни: как вести себя в условиях климатических изменений; как зарабатывать деньги, чтобы это не вредило обществу; как следует строить свой образовательный путь; какие ценности стоит вкладывать в свои проекты, чтобы это вело к устойчивости, а не к хаосу. Мы сейчас находимся в ситуации глобальной неопределенности, и философские инструменты могут подсказать, какие решения будут более правильны ей.

Как говорят китайцы: „Несчастен тот, кто родился в эпоху перемен“. Высокая востребованность философии объясняется тем, что мы живем именно в такую эпоху. Для нее характерна неопределенность и турбулентность, столкновение экономических, политических, интеллектуальных и религиозных систем. В совокупности эти факторы сделали мир предельно неопределенным, теряющим свои привычные очертания, опоры и основания. Современный человек нуждается в смыслах и принципах, по которым он сможет жить и действовать.

Список литературы:

[https://vc.ru/flood/362342-filosofiya-v-xxi-veke-chto-ona-mozhet-dat-sovremennomu-cheloveku?ysclid=lgnzlifr7j417677926

https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/37038/sovremennaya-filosofiya

https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kultur-kak-filosofskaya-problema/viewer]


написать администратору сайта