игры. игры на развитие речи. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей. Фантастический зверь
Скачать 31 Kb.
|
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей. «Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана). Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги» . «В гостях у матрёшек» Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложно подчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие. Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру. Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек. «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)». Сравнивать предметы можно в разной последовательности.Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д. «Дом – домик – домишко – домище» Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь. Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета) Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». Подбери прилагательные к существительному Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными. Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал. ДОМ – красный кирпичный. ШАРФ – белый шерстяной. СТОЛ – коричневый деревянный. КУВШИН – желтый глиняный. МЯЧ – разноцветный резиновый. СТАКАН – белый стеклянный. МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый. ВЕДРО – зеленое пластмассовое. БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое. ПАЛЬТО – синее драповое БЛУЗКА – красная шелковая. ЧАШКА – синяя фарфоровая. ПОЛКА – коричневая деревянная. МАШИНА – черная металлическая. ШУБА – белая меховая. ВАЗА – голубая стеклянная. КОЛГОТКИ – желтые шерстяные. НОСКИ – оранжевые шерстяные. САПОГИ – черные кожаные. Игра «Кустарник родственных слов» Цель: развивать умение образовывать однокоренные слова, понимать их значение и происхождение. Для проведения игры вам понадобятся картинки с изображением тех или иных предметов и явлений. Суть игры: показываем ребенку картинку, просим назвать, что на ней изображено, а затем образовать от этого слова однокоренное. Для этого объясняем ребенку, что такое однокоренное слово, как образуются слова от одного корня, приводим свои примеры. Например: окно – подоконник, свет – светильник. Называем слово, даем детям время подумать, и просим назвать однокоренные слова. Кто назовет больше слов, тот может предлагать свои слова для размышлений. Игра очень увлекательная и понравится детям. Таким образом, дидактические игры, посвященные грамматическому строю речи, формируют у детей орфографическую грамотность, умение слышать звучащую речь, навыки правильного словообразования и морфемного анализа слов. «Космическое путешествие с совой Грамотейкой» Цель: закрепление представлений об элементарных грамматических правилах, активизация употребления грамматических категорий в речи Материал: карта космического неба со звёздами голубого, жёлтого, розового и зелёного цветов, на звёздах голубого, жёлтого и розового цвета – цифры, на зелёных – вопросительные знаки; фишки – изображение совы на разном цветовом поле – 5 шт.; кубик; карточки с вопросами (15-20 вопросов по каждому разделу): голубого цвета – вопросы на словообразование, жёлтого – на морфологический строй речи, розового – на синтаксический строй речи; маленькие звёздочки разного цвета – 50 шт. Количество игроков: от 2 до 5 чел. Правила игры:1.Игрок делает ход один раз и отвечает на вопрос. Попав на голубую звездочку, он берёт карточку голубого цвета, на жёлтую – жёлтого, на розовую – розового, и выполняет содержащееся там задание. 2.Если игрок отвечает правильно, он получает цветную звёздочку. Если ответ неправильный или игрок сделал хоть одну ошибку, не получает ничего. 3. Попав на зелёную звёздочку с красным вопросительным знаком, он должен ответить на вопросы других игроков, с чёрным вопросительным знаком – сам задать вопросы соперникам (в этом случае цветные звёздочки получают все игроки, правильно ответившие на его вопросы). Вопросы должны быть с грамматическим содержанием. 4. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество цветных звёздочек. Ход: Игроки по очереди бросают кубик и делают ход в соответствии с выпавшим числом. Попав на звёздочку определённого цвета, берут карточку такого же цвета и выполняют написанное в ней задание, получив за правильный ответ цветную звёздочку. Если фишка оказалась на зелёной звёздочке, игрок отвечает на вопросы соперников или задаёт вопросы им. |