4179.01.01_РУ.01_3 (2). Дидактический план рекомендованная литература
Скачать 1.31 Mb.
|
862 – призвание варягов в Новгород. В IX веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили варяжские князья. Одно, во главе с Рюриком, находилось на севере, в Приильменье, с центром в Новгороде другое, во главе с Аскольдом и Диром, – на юге, в Приднепровье, с центром в Киеве. 6.3 Первые киевские князья В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем ввиду малолетства сына Рюрика стал его родич Олег. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племен. Параллельно шел процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли. 882 – объединение Новгорода и Киева при князе Олеге. Древнерусское государство выполняло несколько основных функций 1) регулирование отношений между богатыми и бедными 2) регулирование отношений между разными племенами 3) отражение набегов кочевников (тюрок) и норманнов 4) организация торгового пути из варяг в греки – водного (морского и речного) пути из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Одна из важных особенностей зарождавшегося Древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть делилась в нем между князем с дружиной, с одной стороны, и городским вече – с другой. Поскольку князь признавался верховным собственником земель на определенной территории, то все проживающие здесь племена облагались определенными натуральными повинностями. Их сбор первоначально не был регламентирован, из-за чего происходили восстания. Подчиненное население в первую очередь обеспечивало князя и его дружину продуктами, товарами, которые можно было продать на внешних рынках (меха, мед, воск. Зависимое население называлось люди, поэтому сбор дани получил название «полюдье». Полюдье – сбор дани в Киевской Руси. Князь Олег правил в 882–912 гг. Он 1) объединил под своей властью все восточнославянские племена, кроме вятичей 2) отразил нашествие венгров 3) организовал походы на Константинополь в 907 и 911 гг.; 4) заключил торговый договор с Византией, согласно которому для русских купцов торговля была беспошлинной. После смерти Олега правителем Древнерусского государства стал сын Рюрика – Игорь. Князь Игорь правил в 912–945 гг. Он 1) отразил нашествие печенегов 2) организовал походы на Константинополь в 941 и 944 гг.; 3) заключил торговый договор с Византией, согласно которому русские купцы должны были платить пошлину 4) погиб в результате восстания древлян против непомерной дани. После смерти князя Игоря править Древнерусским государством стала его жена – княгиня Ольга. Княгиня Ольга правила в 945–962 гг. Она 1) подавила восстание древлян 2) ввела уроки – нормы сбора дани и погосты – места для сбора дани 3) крестилась сама в 957 г. в Константинополе. После смерти Ольги править Древнерусским государством стал их с Игорем сын Святослав. Князь Святослав Игоревич самостоятельно правил в 962–972 гг. Он 1) подчинил вятичей 2) уничтожил Хазарский каганат 3) воевал с Византией за господство над Дунайской Булгарией. 6.4 Князь Владимир. Крещение Руси После смерти Святослава возникла новая политическая ситуация после смерти правителя остались несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие – княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть. В этой войне победил Владимир Святославич. В 970 гон стал новгородским князем, а в 978– 1015 гг. князь Владимир – великий князь киевский. 978–1015 – правление князя Владимира. Владимир понял, что удерживать под своей властью всеславянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседями остановился на христианстве, в том числе под влиянием рассказов своей бабки княгини Ольги. Сравнение трех религий, между которыми выбирал Владимир, представлено в таблице 6. Таблица 6. Сравнение религий Православие Католицизм Ислам Распространение Византийская империя, Балканы Западная Европа Ближний Восток, Средняя Азия, Иран, Северная Африка, Испания Отношение к власти Подчинение духовной власти светской Соперничество светской и духовной власти Слияние светской и духовной власти Культурная традиция Византии Поздней Римской империи, римского права, империи Каролингов Кочевников Аравийского полуострова 988 – крещение Руси. На части территорий христианство насаждалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский. Новгород был крещен в 990 г. На финно-угорской периферии того времени – в Ростове и Муроме – сопротивление введению христианства продолжалось до XII в. Полоцк был крещен около 1000 г. Последствия крещения Руси 1. Сплочение общества благодаря монотеизму. 2. Укрепление власти киевского князя. 3. Улучшение международного положения Руси благодаря приобщению к византийской традиции. 4. Смягчение нравов (отказ от жертвоприношений, проповедь всепрощения и т.п.). 5. Возникновение Русской православной церкви. 6. Появление письменности, каменного строительства, живописи. 6.5 Ярослав Мудрый Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Он явно желал передать Борису после себя Киевское княжество. Это очень не нравилось двум старшим сыновьям князя – Святополку и Ярославу. Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отправленный Владимиром в Новгород. В 1015 гон отказался посылать дань в Киев. Разгневанный Владимир приказал собирать войско для похода на мятежного сына. Ярослав, в свою очередь, призвал на помощь наемные варяжские отряды. И только смерть Владимира летом 1015 г. помешала столкновению отца с сыном. Кг. Ярослав одолел Святополка. Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. И только в 1036 г, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси. Кровавая усобица между сыновьями Владимира Святославича показала, что объединение Руси оставалось непрочным. Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве, за это его прозвали Ярославом Мудрым. Время княжения Ярослава Мудрого – 1019–1054 – стали годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при этом правителе. Ярослав уделял большое внимание строительству новых городов и величественных сооружений – Ярославль, Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, Киево-Печерский монастырь. При нем появились первые библиотеки на Руси. Ярослав был грамотными образованным человеком. Он покупал заграницей много книг, читал их, по словам летописи, днем и ночью, хорошо знал Библию. Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название Правда Ярослава, Русская Правда. Русская Правда – первый, сохранившийся до нашего времени, свод законов Русского государства, составленный Ярославом Мудрым. Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обмани т.п. Правда Ярослава сохранила еще пережитки родового строя, в частности право кровной мести родственников за убитого человека. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Появляются первые вотчины – наследственные земельные держания. Но верховным собственником, те. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать ее за различные провинности и передать другому. Однако в отличие от Западной Европы феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно. Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определенные категории (слои) в зависимости оттого, чем занимались люди. Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую – бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую (будущие дворяне. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества. Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, смерды, несшие повинности в пользу князя. Смерды – категория свободного населения в Киевской Руси, несшего повинности в пользу князя. Закупы – это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу, проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. Закупы – зависимые люди, получавшие ссуду (деньгами или зерном, которую затем должны были отработать. К зависимой части населения относились также рядовичи – зависимые люди, заключившие договор (ряди согласившиеся жить и работать у господина на определенных условиях. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Холопы (челядь – полностью зависимые от феодала люди, рабы. Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счет военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребенок, родившийся от холопки, также был холопом. И все же, несмотря на появление знатных и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных жителей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства. 6.6 Распад Киевской Руси. Образование самостоятельных государств Перед смертью Ярослав Мудрый разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные центры достались трем старшим сыновьям Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Это послужило началом политической раздробленности, удельного периода. Русь стала политически похожа на лоскутное одеяло (рисунок 3). Рисунок 3. Удельная Русь Основная причина появления удельного периода – развитие экономики Киевской Руси, при которой увеличилось количество производимого продукта, землю стали обрабатывать не суковаткой, а железным плугом. Отмечался рост поголовья скота, появление водяных мельниц. Заметно развитие ремесла. К Х в. в стране было около 300 городов. Происходила специализация производства и разделение труда (около 60 ремесленных специальностей. Появлялись городские рынки, развивалась внутренняя торговля. Однако путь из варяг в греки пришел в упадок. Воспользовавшись неурядицами среди правивших князей, на Русь вторглись половцы. В 1068 г. половцы совершили первый крупный набег на Русь. Навстречу им вышли войска трех русских князей – Ярославичей. Битва с половцами закончилась разгромом русской рати. В бесконечной череде княжеских усобиц, в которую были втянуты сыновья, а затем и внуки Ярослава Мудрого, нередко участвовали и половецкие отряды, приглашаемые тотем, то иным князем. Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. По настоянию Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, в 1097 г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. 1097 – Любечский съезд русских князей с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены вскоре после их утверждения. Началась новая кровавая усобица, в которую была втянута вся русская земля и даже ее ближайшие соседи. Тем не менее Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. Вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал Владимир Мономах, земли которого граничили с Половецкой степью. Весной 1111 г, собрав общерусскую рать, он нанес половцам сокрушительный удар. Многие кочевники ушли вглубь степей. На южных границах Руси воцарилось относительное затишье. 1113–1125 – правление Владимира Мономаха на Руси. Владимиру Мономаху удалось на время объединить Киевскую землю, разбив половцев, но это был последний период успеха Киевской Руси. Местные князья небыли заинтересованы в поддержке центральной власти, не давали свои войска, говорили, что это мешает крестьянам обрабатывать свои земли. Князья стали сильны, чтобы самим защищать свои земли. Главный источник обогащения – не дары леса вовремя полюдья, а деньги, продукты ремесла, хлеб. Бояре получали от князей земли за службу. В период политической раздробленности схемы управления государством различались на Юге, Северо-Востоке и Северо-Западе Руси (рисунок 4). Рисунок 4. Схемы управления государством в период феодальной раздробленности На Юге Руси вече, князь и боярство стояли на одной ступеньке. В Северо-Восточной Руси князь был по положению выше, чем вече и боярство. В Северо-Западной Руси выше князя и боярства было вече. Киевское княжество стало приходить в упадок из-за нападений соседних князей и половцев. Население стало уходить по Оке и Верхней Волге, пустели города Приднепровья. Центр перемещается во Владимро-Суздальское княжество. Коренные племена Владимиро-Суздальских земель – кривичи и вятичи, финно-угорские племена. Города Владимиро-Суздальского княжества возникли гораздо позднее городов юга 1108 – Владимир, 1147 – Москва, 1221 – Нижний Новгород. Андрей Боголюбский сосредоточил всю власть в своих руках, выгнал из княжения своих младших братьев и племянников. Андрей перенес столицу из Ростова во Владимир, построил Успенский собор, населил город купцами и ремесленниками. Андрей опирался на младшую дружину, отроков. Происходит противопоставление семейному идеалу идеала единоличной власти. Со временем поземельные интересы играли все большую роль в жизни общества. Вотчины обладали феодальным иммунитетом, местные феодалы имели свои дружины. Основные финансовые средства были у князей и бояр. Характер зависимости князей и бояр, а также князей и Церкви носил личный, а не зафиксированный характер, как в Западной Европе. Русские бояре служили за идею, они были верны князю, в Европе – служили заземлю, за привилегии. Князья выражали индивидуализм, но он в отличие от Европы превращался в своеволие, поскольку княжеская власть не была ограничена. Наивысший расцвет Владимирской земли приходится на период правления Всеволода Большое Гнездо – 1176–1212. Нов наследовании земли уже господствовал принцип родового владения, удельный принцип. Внутри великого княжества появились другие князья – тверской, нижегородский, ярославский. Территории этих княжеств – личное и наследственное владение правивших в нем князей. Они правили территориями своих княжеств как государи и владели ими как собственники. В Новгородской республике преобладали традиции демократии. Выборное начало преобладает над назначением. 6.7 Вызовы Руси с Востока и Запада В XIII в. народам нашей страны пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь, на народы Средней Азии и Кавказа обрушились полчища ордынских завоевателей. Покорив в 1215 г. Китай, в 1221 г. Среднюю Азию, в 1223 г. монголы вторглись в Дикое Поле. Половцы обратились за помощью к русским князьям. Южнорусские князья объединились, надеясь одержать легкую победу, но вскоре они перессорились, а монголы заманили их на неудобную местность у реки Калка. 1223 – битва на Калке. Князья разделились ив ходе битвы действовали порознь. Неожиданный удар монголов обратил передовой отряд в бегство, остальные отряды были окружены и сдались. Вскоре монголы перебили всех русских воинов. Разгромив противника, монголы неожиданно повернули на Северо-Восток. Здесь они разгромили волжских булгар. 1237 – нашествие Золотой Орды на Рязань и далее на Владимир. Золотая Орда – государство, основанное ханом Батыем, просуществовавшее до конца XIV в. Занятые своими усобицами князья ничего не сделали для объединения сил перед лицом общего врага. Численное превосходство стало одним из решающих факторов успеха завоевательных походов монголов. Монголы широким фронтом облавы прошли по Северо-Восточной Руси, уничтожая уцелевшие города, оставляя позади себя залитую кровью, выжженную и опустошенную землю. 1239–1240 – завоевание Золотой Ордой юго-западных земель Руси. Южнорусские князья не извлекли уроков из разгрома Северо-восточной Руси, Переяславльского и Черниговского княжеств. Никаких шагов по объединению своих сил князья, занятые усобицами, не предприняли. Борьба с захватчиками свелась к самоотверженной, но изолированной, несвязанной с активными полевыми действиями, а потому обреченной на поражение, обороне городов. Киев пал. Взяв Киев, Батый вторгся в земли Галицко-Волынского княжества и подчинил его себе. Вскоре Батый вторгся в Западную Европу, но ослабленный борьбой с Русью в 1242 г. ушел на Волгу. Одновременно с монгольским нашествием в 1240 г. шведы напали на новгородскую землю. 1240 – Невская битва со шведами. 1242 – Ледовое побоище новгородского князя Александра Невского с немецкими рыцарями. Вторжение с Запада было отражено. Запад был более опасен для Руси, поскольку он выражал принципы католической церкви – насильственное обращение в католическую веру – уния с католическим Римом. Агрессия крестоносцев угрожала не только государственному, но и национальному существованию и культурному развитию русского народа. Монголы на покоренных русских землях установили иго • великим становился князь, получивший ханскую грамоту на княжение – ярлык • баскаки – чиновники Золотой Орды, собиравшие дань с княжеств • ремесленников угоняли в Золотую Орду • православие сохранилось. В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья сих благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой дани, которой они обложили русский народ. С монголами стали сотрудничать русские в борьбе против Запада. Монгольское войско в 1269 г. было вызвано новгородцами и спасло их от натиска ливонских рыцарей. Но помощь обходилась дорого. В 1257–1259 гг. монголы произвели перепись всего населения и обложили его данью в пользу хана. Сбор налога поручался баскакам. Размер дани был очень велик. Кроме обычной дани и налога с каждой сохи (хараджа), собирались торговые и гостевые пошлины, сборы, налог кровью – угоняли ремесленников, молодых мужчин и женщин. В ответ на это в 1257 г. в Новгороде вспыхнули волнения против ордынцев. В 1262 г. – народные восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире. Альтернатива – либо князьям возглавить сопротивление, либо подавлять восстания. Александр Невский (1252–1263) решил подавлять, причем с азиатской жестокостью. Были ликвидированы веча. Но баскаки перестали приходить на Русь, вместо них – купцы-откупщики. Таким образом власть князей еще более окрепла. Все чаще она приобретала формы деспотичного правления – по восточному образцу. Политические и культурные последствия монгольского ига 1. Особый ущерб понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. В русских городах навек прекратилось каменное строительство, исчез ряд ремесленных специальностей. Уничтожен оплот демократии – веча. Нарушены торговые связи с Западной Европой. 2. Застой в земледелии. В Европе все большую роль играет частная собственность, охраняемая государством и гарантируемая законом. На Руси – государственная собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. 3. Власть по монгольскому праву – обязательное утверждение купли-продажи земли и возможность власти расторгать неугодные сделки. С этого времени государство утверждается как верховный собственник всего богатства страны, рядовое население и знать получают его части во владение лишь по праву пожалования. 4. Усвоение политических ценностей Китая и арабского мира. Кризис традиционной русской культуры. Новые формы политического общения (бить челом) – понятие абсолютной, деспотической власти. Ослабление городов, отсутствие княжеской оппозиции. 5. У русских размывалось традиционное представление о карающей власти общества – карает не общество, а государственная власть – палач. В это время Русь узнала китайские казни – кнут, отрезание частей лица, пытки на следствии. Это – совершенно новое отношение к человеку. 6. Исчезновение баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к Золотой Орде исполнялись независимо оттого, давало ли это какие-либо права. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе честь, достоинство, собственность. 7. Ограничение прав женщин – традиции восточного патриархального общества. Рыцари поклонялись культу Прекрасной Дамы. В России замужние женщины – в затвор. 8. Сознание исключительности своего положения. Сознание самоценности православной веры, исключительности Руси, богоизбранности народа. 9. Стремление к подражанию обычаям ханского двора. Постепенно русские земли воспринимались лишь как периферия Великой Степи. Таким образом происходил синтез восточной и западной культур. |