4179.01.01_РУ.01_3 (2). Дидактический план рекомендованная литература
Скачать 1.31 Mb.
|
7 МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XIV–XVII вв.) 7.1 Борьба за великое княжение. Начало возвышения Москвы Идея централизованного государства стала сменяться идеей верховной власти, которую принесли монголы. Золотоордынский хан использовал выдачу ярлыка для стравливания между собой русских князей. Единственная сила сплочения русских земель – Русская Православная Церковь. В 1299 г. после разграбления Киева митрополит Максим перенес митрополию во Владимир. Вначале Х в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. Им правили князья младшей линии наследников Александра Невского, которые не имели прав на великое княжение. Но уже с внука Александра Невского Ивана Калиты (1325–1340) начинается возвышение Москвы. Иван Калита открыто встал на сторону хана, взяв на себя не только сбор дани, но и подавление восстаний (Тверь, 1327). К концу его правления Москва существенно укрепилась. Но главное, Иван привлек на свою сторону митрополита Петра (погребен в Успенском соборе. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно перенес центр в Москву. Привлечение церкви – духовная поддержка Москвы. Причины возвышения Москвы 1. Москва принадлежала к числу старых городов Владимиро-Суздальской Руси. Район Москвы представлял собой центр развитого земледелия. Еще до монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад. 2. Сожженная монгольскими захватчиками, она была быстро восстановлена и скоро сделалась одним из наиболее крупных русских городов. 3. Москва стала центром борьбы с Золотой Ордой. Со времени Ивана Калиты великое Владимирское княжение, как правило, занимали московские князья. Наследник Ивана Калиты – Симеон Гордый (1341–1353) сумел не допустить раскола Московского княжества. В 1359 г. на московский престол взошел летний Дмитрий, внук Ивана Калиты. 1359–1389 – правление Дмитрия Донского. Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо- Восточной Руси. Победа на Куликовом поле в 1380 г. превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества. На битву Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский. Войско было объединено общим культурными политическим идеалом – Православной Верой и идеей единого русского государства. При Дмитрии Донском – обязательная, без ослушания служба великому князю. Передача «отчины» без ханского ярлыка. Территориальный принцип формирования ополчений. Попытка подчинить Церковь (ставленник князя – митрополит Митяй). В отличие от Европы централизация сопровождалась ликвидацией остатков самоуправления. Оппозиция централизации – удельные князья и Новгород и Псков. В результате централизация – это не процесс соединения, политического компромисса с различными ветвями власти, а монолог одной власти – верховной власти князя. Усиление государственной и духовной власти шло параллельно и привело к формированию совершенно нового типа отношений власти и общества – сильной, единодержавной власти. Этапы образования Российского государства • 1301–1389 – возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь победила войска Мамая на Куликовом поле. • 1389–1462 – внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского война второй четверти XV века. Происходит усиление власти Великого князя. • 1462–1533 – завершение политико-территориального формирования Российского государства при московских князьях Иване III и его сыне Василии III. 7.2 Правление Ивана III Правление Ивана III – 1462–1505 – было важнейшим этапом в процессе создания Российского государства. Это было время образования основной территории России, формирования ее политических основ. В 1463 г. к Москве был присоединен Ярославль. В 1478 г. пала Новгородская республика. Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель. 30 апреля 1472 г. состоялась торжественная закладка нового Успенского собора в Кремле. Он должен был стать зримым символом московского могущества и единства Руси. В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Для русских Византия долгое время была единственным православным царством. Породнившись с династией ее последних императоров, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии. В 1480 г. стоянием на реке Угре закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество. В 1485 г. в состав Русского государства было включено Тверское княжество. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена Вятка. С присоединением Вятки дело собирания русских земель, не входивших в Великое княжество Литовское, было закончено. Формально самостоятельными оставались только Псков и великое княжество Рязанское. Однако они находились в зависимости от Москвы. Иван III сделал гербом своего государства двуглавого орла Восточной Римской империи. В некоторых официальных документах того времени Русь стала именоваться на византийский манер Россией. В международных отношениях Ивана III стали называть царем (как раньше называли только византийского императора и хана Золотой Орды. Таким образом Иван III противопоставлял себя как носителя верховной, божественной власти и наследника византийских императоров всем остальным князьям. В это время появилось множество сказаний, призванных подтвердить первенство московских царей Сказание о князьях Владимирских – доказана связь Рюрика с родом римского императора Августа. Первый Рим – погиб от католичества, Второй (Константинополь) – разрушен турками, третий – Москва – опора православия. Москва должна стать основой для объединения земель под знаменем православия. Иван III принял новый титул – государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем (сам держу землю. Совещательным органом при царе была Боярская дума. В нее входили представители высшего московского боярства, князья ранее независимых княжеств. В Думе от 5 до 12 бояр и 10 окольничих. Первые приказы – Дворцовый и Приказ Большой казны. Дворецкие управляли царскими землями, в казне хранились государственный архив и государственная печать. Вся страна делилась на уезды, волости и станы. Уезды повторяли границы бывших удельных княжеств. В уезде власть принадлежала наместнику, в волостях и станах – волостелям. Наместники собирали в свою пользу судебные пошлины и часть налогов, кормились. Кормление – предоставление бывшим удельным князьям права сбора податей (налогов) с определенным отчислением себе в качестве жалования. В 1497 г. Иван III издал Судебник – первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того, в Судебнике были закреплены важные изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами. Создание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путем – предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомещать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещенные на новые земли, стали называться помещиками, а их владения – поместьями. Поместье – земельный участок, даваемый дворянину занесение военной службы. В отличие от вотчины, поместье – это условное держание, те. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Вместо дружин была создана единая военная организация – московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооруженными, на коне да еще привести с собой определенное количество вооруженных людей из числа своих холопов или крестьян. Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя, поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства. Создание единого государства на первых порах улучшило положение крестьян. Прекращение усобиц и военных действий на территории страны привело к подъему крестьянских хозяйств. Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое. Однако вскоре началось наступление на права крестьян. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 года единый для всей страны срок перехода крестьян. Юрьев день – день Св. Георгия Победоносца (26 ноября по старому стилю, за неделю дои после которого был разрешен переход крестьян от одного владельца к другому. При этом, уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить ему пожилое – плату за проживание на земле. Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы и оформления крепостничества Крепостничество – система отношений между помещиком и крестьянином, при которой собственником земли являлся помещика крестьянин, живя и работая на его земле, выполнял различные повинности (барщину, оброки др. Со второй половины XV в. за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и бывшие жители посадов, которые называли себя вольными людьми – казаками. Казаки селились в основном по берегам крупных рек – Дона, Днепра, Волги, Яика (ныне река Урал, Терека – и их притоков. Ведя непрерывную борьбу против соседних государств и полукочевых народов, казаки стали объединяться. Возникали общины донских, днепровских, волжских, яицких, терских казаков. Важным источником существования казаков была военная добыча. В тоже время казаки охотно принимали и жалованье деньгами, хлебом и боеприпасами от Русского государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов монгольских ханов. Все казаки считались свободными и равноправными. Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти. 43 7.3 Правление Василия III Сын Ивана III – Василий III правил в 1505–1533 гг. Он старался продолжить дело отца и во внутренней и во внешней политике. Василий III укреплял позиции России на западе и не забывало возвращении земель Руси, которые находились под властью Великого княжества Литовского и Ливонского ордена. Для защиты от набегов с юга строились оборонительные крепости из камня в Туле, Коломне, Калуге, Зарайске. Внутри страны Василий III преуспел. В 1510 г. подчинен Псков. В 1521 г. ликвидирована независимость Рязанского княжества. Опора великого князя – это служилые люди – бояре и дворяне. На время их службы государю им выделялось поместье. Жившие на этих землях крестьяне по приказу великого князя обязаны были содержать помещиков. При Василии III развитие поместной системы привело к появлению помещичьих усадеб по всей России, кроме северных территорий. Настойчивый и осторожный царь правил своим государством политически стабильно. Был замечен рост экономики, строились новые города, развивались ремесла. В крупных селах, которые находились на больших дорогах, появились торжки – место торговли ремесленников. В таких селах возникали дворы «непашенных крестьян, те. дворы тех, кто бросил пахать землю и занялся ремеслом, торговлей. Это были кузнецы, портные, сапожники, бочары и другие. При Василии III завершилось объединение русских княжеств водно государство. Помимо русских, в государство входили мордва, карелы, удмурты, коми и многие другие народности. Российское государство было многонациональным. Вырос авторитет Русского государства в глазах восточных и европейских правителей. Московское самодержавство прочно укрепилось в России. 7.4 Правление Ивана IV Грозного После смерти Василия III начались боярские заговоры. Стабилизировало власть только вмешательство митрополита Макария, который помог Ивану IV (1533–1584) укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями и боярами. В 1547 г. Иван IV первым венчался на царство. Основа политики Ивана IV – укрепление самодержавной власти по образцу восточной деспотии. Правление Ивана Грозного можно разделить на два этапа 1) 1533–1560 – период реформ 2) 1560–1584 – опричнина. Период реформ. Начало реформ – восстание 1547 г. в Москве. Оно привело к падению правительства, ведущую роль в котором играли бояре Глинские. Стремясь осуществить в России идеи европейского абсолютизма, царь опирался на Избранную Раду – круг лиц, объединившихся вокруг Ивана Грозного для проведения реформ, в которую входили митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр и дворянин А.Ф. Адашев. В 1549 г. в России прошел первый Земский собор – собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел, на котором царь клялся стать судьею и обороню для народа. Иван IV отменил кормления. Местное управление и суд были переданы в руки избранных посадскими людьми и волостными крестьянами излюбленных судей, старости голов, которые были бы всем крестьянам любы, решали бы дела без взяток и волокиты. Вместо кормов и пошлин для бояр местные общины платили в казну установленный налог. Увеличивалось количество приказов (их было более 20). Укрепили войско. Каждый помещик должен выставлять определенное количество вооруженных людей. Наиболее отличившиеся из помещиков получали поместья вблизи Москвы. Кроме помещиков-феодалов было создано стрелецкое войско. Стрельцы получали жалование и жили в особых слободах. Усилилась связь с Западом. Открыт транзит через Россию в Индию и Китай, за что русские купцы должны были бы получать Западную Европу. Ливонская война стала стремлением прорубить окно в Европу. Началось развитие просвещения – появилось книгопечатание. В 1551 г. составлен «Стоглав» – «Стоглавый собор, устанавливающий каноны Русской Православной Церкви. Канонизированы «местночтимые» святые. Но реформы окончились неудачей. В отличие от Европы, где друг другу противостояли как самостоятельные силы феодалы, духовенство и города, а монарх был лишь арбитром, гарантом национального единства, на Русине было отдельных самостоятельных центров власти, кроме царя и высшего боярства. Царю повиновались как охранителю Православной Веры, как представителю Бога на земле – ведь он венчался на царство в 1547 г. Второй период правления. В 1560 г. Избранная Рада была разогнана. Начались ссылки бояр-княжат. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван Грозный всегда считался. В это же время сбежал в Литву Курбский, умерла любимая жена Анастасия. В конце 1564 г. Иван IV Грозный уехал в Александровскую слободу и обратился к населению с жалобами на боярство. Царь учредил особый двор – опричнину, в которой до 6000 опричников. Остальная территория – «земщина», во власти бояр. Опричнина – политика Ивана Грозного в 1565–1572 гг., состоявшая в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер, направленная на усиление личной власти самодержца. Опричнина имела положительные и отрицательные последствия. Положительные последствия 1) нанесен удар по остаткам феодальной раздробленности 2) подорвана боярская оппозиция 3) централизация страны. Отрицательные последствия опричнины 1) формирование самодержавно-деспотической, абсолютистской власти царя 2) разделение страны на опричнину – территории, управляемые царем, – и земщину – территории, управляемые Боярской думой, не включенные в опричнину, – что фактически привело к войне опричнины и земщины; 3) «охолопывание» всего населения страны 4) подорвана экономика (усилилось бегство крестьян из вотчин и поместий, происходило опустошение земли, рост налогов и барщины привели к разорению хозяйств 5) на время вводилось крепостное право (урочные лета 1581); 6) кризис власти и Смута начала XVII в. Внешнюю политику Ивана IV Грозного можно разделить на два направления – западное и восточное. На Западном направлении значимым событием была Ливонская война 1558–1583 гг. Причины начала Ливонской войны 1) получить выход к Балтийскому морю 2) укрепление российской экономики и усиление армии 3) расширить торговлю с Европой и сделать ее безопасной 4) расширить территорию. Поводом к войне послужил отказ Ливонского Ордена уплачивать дань России. Итог Ливонской войны 1) поражение России 2) потеря приобретений в Ливонии, на востоке Литвы, большей части Финского залива 3) огромные жертвы, разорение страны 4) усиление репрессий внутри страны 5) предопределено главное направление внешней политики – борьба за выход к Балтийскому морю. Причины поражения в Ливонской войне 1) недооценка расстановки сил в Европе 2) значительный потенциал противника (Дания, Швеция, Литва, Польша 3) постоянные угрозы со стороны Крыма заставляли держать большие силы на юге 4) покорение ханств и завоевание Сибири истощили военные и экономические ресурсы 5) осуществление опричнины, сопровождавшейся репрессиями внутри страны. На восточном направлении внешней политики Ивана Грозного значимыми событиями были 1552 – взятие Казани 1556 – взятие Астрахани 1557 – присоединение Башкирии 1581–1598 – завоевание Сибирского ханства. На восточном направлении Иваном Грозным руководили желания 1) уничтожить остатки Золотой Орды 2) устранить угрозу набегов со стороны казанских и крымских ханов 3) освободить большое количество православных пленников в Казани 4) укрепить российскую экономику и усилить армии 5) присоединить земли, богатые полезными ресурсами 6) обеспечить прямые торговые и политические отношения с восточными странами. Итогами внешней политики Ивана Грозного на восточном направлении были 1) ханства исключая Крым) вошли в состав России 2) значительно увеличились территория и население государства 3) продолжилось формирование государства как многонационального 4) Россия стала евразийской державой 5) началось освоение Сибири русскими переселенцами казаками, крестьянами, посадскими, торговыми людьми 6) начали усиливаться торговые и политические отношения со странами Востока. Последствия восточной внешнеполитической деятельности Ивана Грозного 1) усилились набеги крымских татар, вассалов Османской империи 2) началось строительство засечной черты и системы крепостей на южных границах России 3) проблема спорных территорий с Китаем 4) боязнь усиления России на Западе. Традиционная культура Московского государства была ориентирована на прошлое, на незыблемые ценности, на веру, а не наличность. Традиционная культура требовала лишь духовного совершенствования. В спорах говорили о том, что надо решать по отчине», по обычаю. Отмечается возрождение архаики – пережитки язычества в церкви у каждой семьи своя икона, за молитву на чужую икону – штраф. Икону за неисполнение молитвы пороли, старую икону не выбрасывали, а хоронили. Основа традиционной культуры – большая семья. Во главе – дед. Вместе с ним жили сыновья со своими семьями и детьми, а также братья со своим потомством. Власть деда – большака – непререкаема. Он решал вопрос о разделе имущества. Первый становился на молитву, резали раздавал хлеб за едой. Его жена руководила женщинами. Большие семьи облегчали сбор податей. Укрепились мысли о традиционном неравенстве между женщиной и мужчиной. Жена беспрекословно подчиняется мужу. Под власть мужчины попадали и дети, которых женили по хозяйственному расчету, а не по любви. Можно было продать в рабство жену и детей. Духовником Ивана Грозного Сильвестром написан Домострой. Молитва перед началом любого дела. Вставали очень рано и рано ложились спать. Обязательный послеобеденный сон. Ночная молитва более угодна Богу, чем дневная, поэтому в полночь – вставать и молиться. Борода – обязательный атрибут, за безбородых не молились и не ставили свечи. Обязательный трудно труд по старым традиционным принципам. Трехполье вытеснило подсечно-огневую систему, пшеницу сеяли мало, белый хлеб – лакомство. Если на Западе идеалом был честно работающий, счастливый человек, тона Руси был идеал нищенства, бедному легче войти в рай. Богатство – грех. Наряду с идеалом справного мужика господствовал идеал юродивого – пророк, святой (например, Василий Блаженный. Обогащение – неправедное дело. Необходимо покаяние и раздача милостыни. Роль личности преуменьшалась. Идеалом были терпение, фатализм, соединение светской и духовной власти. Цель искусства – погружение человека в молитвенное состояние. |