Диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции
Скачать 30.05 Kb.
|
Эмиль Дюркгейм: биография, теории, вклад, работы Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, Франция. В детстве он прошел через процесс секуляризации, который заставил его отказаться от иудаизма. Юный Эмиль провел свою юность в очень бурном и меняющемся историческом контексте. В этот период его страна пережила большой промышленный и экономический рост, но потерпела поражение во франко-прусской войне. Во время этого конфликта в 1870 году родной город Дюркгейма был оккупирован пруссаками. Его хорошие академические результаты позволили ему поступить в Ecole Normale Supérieure в Париже в 1879 году, где он получил диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции. Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы. Рассмотрим учения Дюркгейм «О разделении общественного труда»(1893) « Правила социологического метода»(1895) «Самоубийство»(1897) « Элементарные формы религиозной жизни»(1912) В работе «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм изучил содержание и развитие отношений между обществом и личностью. Парсонс Т. отметил, что стартовой точкой «Разделения общественного труда» явилось стремление Дюркгейма оспорить предложенную Г. Спенсером концепцию общества как системы договорных отношений между индивидами. У Спенсера отсутствует идея о недоговорных элементах договора, нормах и ценностях, предваряющих саму возможность совместных действий и договорных отношений. Дюркгейм осмысливает эту идею с помощью понятий коллективного сознания и социальной солидарности. Предпринятое Дюркгеймом исследование требовало решения нескольких важных задач. • Доказать, что разделение труда в промышленном обществе возрождает социальное единение людей, некогда обеспечиваемое коллективными традиционными верованиями. • Доказать, что, обеспечивая социальную солидарность, разделение труда выполняет нравственную функцию, улучшает моральное здоровье индивидов и общества. • Изучить факты нравственной жизни методом позитивных наук, избрав для этого объектом реальный социальный факт, выражающий вовне социальные последствия солидарности. В своей работе «Правила социологического метода » (1895) Дюркгейм предпринял попытку различить нормальное и патологическое в социальной жизни . По его мнению , «социальный факт нормален для определенного социального типа , рассматриваемого в определенной фазе его развития , когда он имеет место в большинстве , принадлежащих к этому виду обществ , рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции ». Поэтому , поскольку , преступления наблюдаются не только в большинстве обществ того или иного вида , но во всех обществах всех типов , и нет такого общества , в котором не существовала бы преступность , не существует явления с более несомненными симптомами нормальности . Поскольку преступления и преступники существуют во всех обществах , они должны выполнять какую - то социальную функцию . Дюркгейм утверждает , что они не просто необходимы , а являются фактором общественного здоровья . Преступления , по его мнению , связаны с основными условиями всякой социальной жизни и поэтому полезны , так как сами условия , в свою очередь , необходимы для нормальной эволюции морали и права . Таким образом , Дюркгейм рассматривает преступления не как вид социальной патологии , а , напротив , считает их функциональными во всех существующих обществах . Исследование самоубийства(1897) Основной задачей своего труда Дюркгейм считал изучение условий, которые могли служить причиной случаев самоубийства, и отыскать те из них, от которых зависит социальный процент самоубийств. Дюркгейм стремился доказать, что самоубийство является продуктом общественного развития, а потому его нужно изучать,обращаясь к изучению других социальных явлений. Дюркгейм старался опровергнуть привязки сущности самоубийства к несоциальным причинам. Обратившись к концепциям самоубийства как проявления психического заболевания, Дюркгейм отметил, что статистические данные не позволяют признать версию о психических расстройствах как основной причине самоубийств верной, поскольку в странах, где всего меньше умалишенных, происходит больше всего самоубийств. Дюркгейм не был согласен и с теориями, доказывающими связь уровня самоубийства с расовыми и этническими различиями между людьми. Ему удалось показать, что у людей одной расы, но разных народов наблюдается большое различие относительно склонности к самоубийству. Касаясь самоубийств, совершаемых в подражание покончившим с собой известным людям, Дюркгейм обращает внимание на то, что в росте самоубийств такого вида немалую степень играет сам факт сообщения о них в печати. Изучив связь между числом самоубийств и климатическими условиями в местности, где самоубийства распространены широко или встречаются редко, Дюркгейм обнаружил, что число самоубийств выше в центральной Европе, меньше на Юге и Севере. Это можно объяснить не климатом, а тем, что центральные районы Европы являются зонами напряженной социальной жизни и активности. Что касается большего числа самоубийств в теплые месяцы года, то оно связывается Дюркгеймом с большей социальной и деловой активностью людей в эти месяцы. Опровергнув несоциальные факторы самоубийств, Дюркгейм обращается к характеристике факторов социальных и приходит к следующим выводам. Существует связь между формой и содержанием религиозной веры и предрасположенностью людей к самоубийству. Протестанты совершают самоубийства чаще католиков. Дюркгейм объяснял это присущим протестантизму духом свободомыслия. Люди семейные, образованные, имеющие детей, а также женщины кончают с собою реже, чем одинокие и разведенные, не слишком образованные, бездетные, а также мужчины. По поводу большей смертности мужчин следует отметить, что мужчины больше женщин вовлечены в общественную и трудовую жизнь и потому чаще встречаются с трудными ситуациями, выходом из которых иногда представляется самоубийство. По той же причине самоубийств больше в городах, чем в сельской местности. Дюркгейм пришел к выводу, что число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени религиозности общества; Дюркгейму принадлежит одна из первых научных типологий самоубийств: эгоистическое самоубийство: чем сильнее ослабевают внутренние связи группы, к которой принадлежит индивид, тем более он руководствуется соображениями своего личного интереса. альтруистическое самоубийство вызывается недостаточным развитием индивидуальности. Оно характерно для традиционных обществ (самоубийства престарелых, жен, слуг и рабов после смерти мужа и господина) и для жестких интегративных организаций (религиозные секты и армия); •аномическое – наиболее часто встречается в периоды болезненных и кризисных потрясений, подорвавших прежние социальные и моральные установления, но не способных предложить людям равноценную замену. В такие периоды «прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться», в обществе «нет коллективных сил, т. е. организованных групп, которые бы направляли общественную жизнь». Элементарные формы религиозной жизни(1912) Религия с самого начала определила ориентир научного поиска и методологию Дюркгейма. В последнем и самом значительном из своих капитальных трудов – "Элементарных формах религиозной жизни" (1912) – Эмиль Дюркгейм выделяет три главные темы: 1) общая теория общества, в которой религия рассматривается как центральный фактор, интегрирующий социальную жизнь; 2) социология религии, объясняющая появление религиозных представлений; 3) этнология религии, объясняющая религию австралийских аборигенов (описание и подробный анализ системы кланов и тотемизма в некоторых австралийских племенах). Он утверждал, что религиозные верования, обычаи, язык, письмо, формы хозяйствования ведут себя независимо от поведения индивида В книге "Элементарные формы религиозной жизни", посвященной религиозным верованиями примитивных обществ, Дюркгейм представил религию как систему символов, базис которых составляют важнейшие социальные потребности – сохранение целостности общества, трансляция культуры. Подзаголовок для своего главного труда о религии "Тотемическая система в Австралии" Дюркгейм выбрал не случайно. Коренные народы Австралии олицетворяют собой общество механической солидарности – исходное начало современной цивилизации, стало быть, в чистом виде демонстрируют элементарные формы религии. Дюркгейм был уверен, что на основе изучения примитивных форм религии можно создать теорию высших религий. Дюркгейм полагал, что в примитивном обществе австралийских аборигенов религия обеспечивает механическую солидарность в форме тотемизма. На более развитой стадии – органической солидарности – религия, в том числе христианство, способна служить надежной опорой, придавать чувство защищенности и осмысленности существования, утрата которых ведет к аномии. Научное творчество Дюркгейма оказало существенное влияние на социологию. Практически все вопросы, изучаемые Дюркгеймом, сохраняют актуальность. Благодаря Дюркгейму в социологии закрепляется представление о функциональной взаимозависимости между частями общества и о значении этой связи для общественного порядка. Современное общество испытывает недостаток органической социальной солидарности. Во многих странах мира остается высоким уровень самоубийств – верный показатель переживаемой обществом аномии. В эпоху господства рыночных интересов и прагматичного равнодушия к жертвам конкуренции социологи должны помнить слова Дюркгейма о том, что деятельность социолога должна служить благу общества. Список литературы Мельников М.В. М 482 История социологии. Классический период : учеб. пособие /М.В. Мельников; отв. редактор В.И. Игнатьев, д-р филос. наук.–2-e изд. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. – 342 с. (Серия «Учебники НГТУ). Салагаев ,А.Л. Социальные девиации в молодежной среде :конфликтологический подход:учебноепособие :в 2ч .Ч.1 /А.Л.Салагаев ;М-во образ .и науки РФ, Казан .гос .технол .ун -т . –Казань Интернет источник: Социология религии Э. Дюркгейма https://studme.org/56397/sotsiologiya/sotsiologiya_religii_dyurkgeyma |