Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Основные принципы и положения методики холотропного дыхания.

  • 4.1. Новая картография психики человека

  • 4.2. Динамика перинатальных матриц.

  • 5. Процедура сеанса холотропного дыхания

  • Подготовка к сеансу. Настрой участников.

  • 5.2. Осознанное дыхание. Новый взгляд на гипервентиляцию.

  • Измененные состояния сознания как путь личностного роста_. Дипломная работа Измененные состояния сознания как путь личностного роста


    Скачать 167.5 Kb.
    НазваниеДипломная работа Измененные состояния сознания как путь личностного роста
    Дата06.03.2018
    Размер167.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИзмененные состояния сознания как путь личностного роста_.doc
    ТипДиплом
    #37878
    страница2 из 3
    1   2   3

    3. Восточные корни холотропного дыхания.
    Использование дыхания для улучшения умственного и физического здоровья, а также духовного роста не ново. Школы регулирования дыхания существовали в Древнем Египте, Греции и Риме, являясь частью медицинских систем этих культур. Дыхательные практики существовали в Китае и Индии, и именно в практиках этих культур обнаруживаются связи с холотропным дыханием.

    Для примера, китайская система цигун содержала широкий набор двигательных и дыхательных методов, направленных на улучшение различных аспектов умственного, физического и душевного здоровья. Способы различны: быстрое дыхание, медленное дыхание, дыхание носом, дыхание ртом. Каждый метод имел свою собственную физическую, физиологическую или духовную цель. Один использовали для приведения в состояние спокойствия, другой – для поднятия самооценки, третий – для изменения в функциях организма, роста духовного сознания и т.д. Так же, как современные специалисты по дыханию, древние китайцы ассоциироали неглубокое, быстрое дыхание с тревогой и волнением, а дыхание верхней частью груди связывали с чувством любви, гармонией с людьми, жизнью и природой.

    Другая великая традиция, повлиявшая на холотропное дыхание – йога. Дыхание в йоге перемещает прану – жизненную энергию, причем дыхание и прана – неразделимы. Вдыхать воздух – значит вдыхать энергию. После того как с помощью холотропного дыхания прорабатываются личные психологические проблемы, человек на определенном сеансе начинает ощущать, что дыхание связывает его с жизненной энергией, а через нее и со всем мирозданием, частью которого он является. Таким образом, человек поднимается над собственным рождением в область трансперсонального духовного рождения. С. Гроф считал, что переживания, характерные для трансперсональных уровней холотропного дыхания, чрезвычайно похожи на явления, описанные различными школами Кундалини-йоги, что в добавок ко всему свидетельствует об активизации и открытии индивидуальных чакр. «Оба метода способствуют мгновенному высвобождению энергии, вызывают глубокие драматические переживания и дают впечатляющие результаты в сравнительно короткий промежуток времени», С. Гроф (1).
    4. Основные принципы и положения методики холотропного дыхания.
    Как уже отмечалось выше, термин «холотропный» означает «направленный на восстановление целостности».

    Основной предпосылкой стратегии холотропного дыхания является то, что каждый человек функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и одна из причин этого заключается в том, что человек идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, с одной свое частью. В обычных состояниях сознания мы чувствуем себя как бы существующими в пределах физического тела (образа тела), и наше восприятие окружающего мира и пространства ограничено физическими и физиологическими возможностями органов чувств. Эта ложная идентификация приводит к неполному, нездоровому образу жизни, к развитию эмоциональных расстройств, к отсутствию реализации творческого потенциала человека.

    Развитие симптомов стресса нужно рассматривать как показатель того, что личность достигла критического момента, и прежний образ жизни уже не приемлем. Это может сказываться на определенных областях жизни: семья, профессиональная деятельность и др., а может проявляться одновременно во всех областях жизни. Симптомы - это попытка организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к нормальному функционированию.

    Основной целью методов, вызывающих ИСС в методике холотропного дыхания, является активация бессознательного, освобождение энергии, «застрявшей» в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразование баланса энергии через опыт (переживание).

    Эмоциональные травмы, с которыми происходит работа в процессе холотропного дыхания можно подразделить на две большие категории:

    - Воспоминания о ситуациях, вызвавших тяжелую физическую боль или сильные негативные эмоции (страх, отчаяние, стыд и др.) Сюда же входят воспоминания, связанные с физическим оскорблением, болезненными травмами, медицинским вмешательством, детскими болезнями, угрожающими обстоятельствами.

    - Ситуации, в которых младенец или ребенок не чувствовал себя с родителями или окружающими его людьми в безопасности и не испытывал чувство удовлетворения. Когда не были реализованы такие потребности, как опереться, облокотиться, полагаться, в заботе, ласке, лелеянии.

    При неудовлетворении этих потребностей в психике образуется незаполненный вакуум. И единственный способ в решении этих проблем – это регрессия на уровень изначальной травмы, в данной практике через дыхание и выход в ИСС.

    С. Гроф в результате своей практической работы пришел к выводу, что истоки психопатологии его клиентов ограничиваются не только событиями раннего детства и индивидуального бессознательного, но включают в себя также перинатальные и трансперсональные области.

    Главным основанием практики холотропного дыхания служит признание потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Т.к. в этих состояниях сознания человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания.

    В заключении мне хотелось бы привести некоторые наиболее актуальные и распространенные причины, по которым человек может обратиться к технике холотропного дыхания:

    • трудности в общении или неудачные модели поведения при знакомстве;

    • незнание того, кто вы и чего хотите;

    • нераскрытие своего потенциала;

    • депрессия;

    • тревога, приступы паники;

    • различные фобии;

    • робость, заниженная самооценка, неуверенность в себе;

    • обида и др.


    4.1. Новая картография психики человека
    Каждый человек может реализовать очень большое число возможностей своего поведения. Но каждый из нас рожден в какой-то конкретной культуре, внутри которой происходит отбор и развитие лишь части этих возможностей: одни отвергаются культурой, к другим она безразлична. Только небольшая часть этих возможностей, прошедшая сквозь культурный отбор и преодолевшая ряд препятствий, образует структурные элементы, из которых состоит обычное сознание человека. Мы одновременно являемся и жертвами, и питомцами этого культурного отбора. Поэтому основой огромного интереса к сознанию и измененным состояниям сознания, в которых оно подвергается временной синхронизации, является возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки культурных норм и стереотипов.

    Серьезные сомнения относительно того, что сознание является продуктом мозга человека, были высказаны уже в работах традиционного направления (например, Пенфилдом). Одним из способов по-новому взглянуть на сознание человека стало применение методики холотропного дыхания.

    Согласно холотропной модели, сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем. В соответствии с моделью, любой человек соизмерим со всей Вселенной. Кроме индивидуального бессознательного Фрейда, есть еще коллективное бессознательное Юнга.

    В результате проведения сеансов холотропного дыхания, С. Гроф пришел к выводу, что картография человеческой психики должна быть значительно расширена, и включил в нее не только биографический уровень (уровень воспоминаний), но также и перинатальную сферу, связанную с переживаниями рождения и смерти, и трансперсональную область переживаний.

    Трансперсональные переживания связаны с ощущением расширения индивидуального сознания, выходом его за обычные границы времени и пространства, заданные эго. К этим переживаниям относятся коллективные и расовые переживания, переживание слияния со всей жизнью и творением, планетарное сознание, внетелесные переживания, архетипические и сложные мифологические переживания и др.

    Т.о. полученная картография психики человека включает в себя весь спектр человеческого опыта.
    4.2. Динамика перинатальных матриц.
    Термин «перинатальный» составлен из греко-латинских слов: «пери» – означает «вокруг» или «около», «наталис» – означает «связанный с рождением». Этот термин широко употребляется в медицине, для описания процессов, непосредственно предшествующих рождению, связанных с ним или следующих за рождением.

    Станислав Гроф, наблюдая за переживаниями участников процесса холотропного дыхания, выделил следующую динамику перинатальных матриц.

    1. Переживание космического единства.

    Это переживание является очень важным и связано с первоначальным союзом с матерью, со стадией внутриутробного существования, когда мать и ребенок образуют единство. Условия ребенка в этот период близки к оптимальным, обеспечивающим безопасность и непрерывное удовлетворение потребностей. Основные качества этого переживания – это переживание мира, безмятежности, покоя и океанического экстаза, чувства нерушимости и посвященности. Специфическое содержание этого опыта выражается в переживаниях, для которых характерно отсутствие границ, например, таких, как идентификация с океаном, межзвездным пространством. Сода же относятся образы природы, архетипические видения неба и рая.

    1. Переживание космического поглощения.

    Этот этап связан с переживаниями, возникающими в самом начале процесса рождения, когда существовавшая до этого гармония начинает разрушаться. Разрушение вызывается тревожными химическими сигналами и механическими сокращениями маточной мускулатуры. Эта ситуация субъективно переживается как надвигающаяся угроза смертельной опасности, возникает чувство подавляющей тревоги. Состояние достигает интенсивности при переживании человеком гигантского водоворота или вихря, который безжалостно всасывает человека в свой центр. Вариацией этой темы может служить переживание заглатывания человека каким-то архетипичным животным, попадания в щупальца осьминога или запутывание в паутине гигантского паука.

    III. Переживание безысходности.

    Этот опыт соответствует первой стадии родового процесса. В этот период плод испытывает периодические сжатия, вызываемые маточными спазмами, т.к. шейка матки закрыта и выхода из нее нет. Человек чувствует себя заключенным, находящимся в ловушке, в замкнутом пространстве, полностью теряет связь с линейным миром. Ситуация переживается как совершенно невыносимая, бесконечная и безнадежная. Поэтому на этом этапе люди часто идентифицируют себя с узниками темниц. На фоне глубокого кризиса, обычно сопровождающего эту стадию, существование кажется театром абсурда.

    1. Переживание борьбы смерть-возрождение.

    Большинство переживаний этой матрицы может быть осмысленно при сопоставлении со второй стадией родового процесса, когда плод двигается по родовым каналам, что требует огромных усилий в борьбе за выживание, преодоления механических давлений, недостатка кислорода, удушья.

    Характерные сцены этой матрицы содержат встречу с огнем, мифологические битвы, сцены бушующей природы, кровавые революции и войны.

    1. Переживание смерть-возрождение.

    Эта перинатальная матрица связана с последней стадией родового процесса – фактическим рождением ребенка. На этой стадии наивысший накал напряжения предыдущих матриц сменяется чувством глубокой релаксации и облегчения. После чувства освобождения, человек часто испытывает переживание катастрофы грандиозных масштабов, которое затем может сменяться образом белого или золотистого света. Могут появляться образы радужного спектра, божественных архетипических существ. В результате, человек полностью прошедший этот этап испытывает чувство глубокого эмоционального и духовного освобождения. Он освобождается от тревоги, беспокойства, депрессии и вины, чувствует очищение и облегчение. Этот опыт сопровождается потоком положительных эмоций по отношению к себе, другим людям и жизни в целом. Мир воспринимается прекрасным и безопасным.
    5. Процедура сеанса холотропного дыхания
    В процессе холотропного дыхания можно выделить следующие основные элементы, которые формируют структуру занятия. Эта структура может поддерживать бесконечное разнообразие переживаний, порождаемых индивидуальным клиентом. Основными элементами являются:

    • осознанное дыхание;

    • полное расслабление;

    • детальное осознование;

    • полное доверие;

    • что бы ни случилось – это часть процесса.

    Кроме того, одним из ключевых моментов методики является использование провоцирующей музыки, что позволяет усиливать весь спектр переживаний человека, проходящего процесс.


      1. Подготовка к сеансу. Настрой участников.


    На первом этапе происходит ознакомление с картографией психики и всем спектром возможных переживаний. Разъясняется, что все переживания являются абсолютно нормальными и имеют место во всех группах случайной выборки среди «нормальных» индивидов.

    Участников просят оставаться в расслабленном положении, с закрытыми глазами, и фокусировать внимание на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, подчиниться им с полным доверием и без рассуждений. Не рекомендуется прибегать к отреагированию или попыткам изменения переживаний и воздействия на них. Основное отношение к происходящему - наблюдать переживания, проходить сквозь них (продышать) и отпустить.

    Представляется полезным начинать сеансы холотропного дыхания с короткой медитации и релаксации.

    После полного расслабления следует успокоить ум, поэтому предлагается сфокусировать внимание на том, что происходит «здесь» и «сейчас». Необходимо отрешиться от всех воспоминаний прошлого, так же не следует думать о предстоящем сеансе. Очень важно, чтобы человек приходил на сеанс без конкретных идей, которые задавали бы темы предстоящего опыта. Характер методик холотропного дыхания специфичен именно тем, что в процессе работы автоматически отбирается материал, эмоционально наиболее подходящий данному моменту, и в последующих сеансах появляются темы и вопросы, последовательность которых оптимальна для оздоровительной процедуры. Наилучшая стратегия состоит в том, чтобы приостановить аналитический процесс и подчиниться с полным доверием мудрости тела и процессов бессознательного и сверхсознательного.

    После вступительной части предлагается сфокусировать внимание на дыхании, почувствовать его естественный ритм.

    Далее предлагается усилить частоту дыхательного ритма, сделать вдох наиболее полным и эффективным по сравнению с обычным. Особенности – частота и глубина, дыхание через рот или нос, с помощью грудных мышц или диафрагмы живота определяются самими участниками индивидуально.

    Если человек во время сеанса понимает, что захвачен мыслями, надо направить все свое внимание на тело и сосредоточиться на дыхании. Если возникает сильная эмоция (гнев, раздражение и др.), то необходимо войти в контакт с переживанием, выразить его и освободиться от него.

    Основная стратегия сводится к тому, чтобы доверять мудрости тела, прислушаться к внутренним голосам организма.

    «Не программируйте переживания, пусть то, что возникнет будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих – свободным танцем тела, энергии и мысли. Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания». С. Гроф.

    В ходе проведения сеансов и исследовательской работы, С.Гроф наблюдал, что его пациенты спонтанно и без всякого программирования начинали двигаться в направлении перинатальных и трансперсональных областей, после чего он разработал картографию бессознательного.
    5.2. Осознанное дыхание. Новый взгляд на гипервентиляцию.
    Первым этапом в холотропном дыхании является осознанное дыхание. Чтобы облегчить задачу концентрации на дыхании можно предложить следующие методы: визуализировать дыхание в виде облака света, перемещающегося вдоль тела вниз к ступням и обратно. Другой метод осознания дыхания – ощутить воздух, проходящий через ноздри и рот, почувствовать, как воздух касается стенок носа и языка, медленно проходит по гортани и потихоньку наполняет легкие. Затем идет ощущение опустошения легких, секунда, не заполненная ничем, и далее повторяется новый вдох. Приход к осознания дыхания в таких деталях, является хорошей тренировкой для осознания многих характеристик внутреннего мира, который откроется с помощью дыхания.

    При этом могут применяться различные схемы дыхания: дыхание, в два раза глубже и чаще, чем обычно; круговое связное дыхание; психическое дыхание и др. В методике холотропного дыхания принято, что специфическая техника дыхания менее значима, чем процедура учащенного дыхания в сочетании с полной концентрацией и осознанием внутреннего процесса. В процессе занятия схема дыхания варьируется в зависимости от того, какие переживания испытывает дышащий. Это часто происходит спонтанно, когда тело, разум и дыхание работают вместе.

    В таблице приводятся вероятные причины изменения схемы дыхания в процессе сеанса:


    Тип дыхания

    Вероятный результат/причина

    Быстрое и принудительное дыхание

    Активизирован неприятный материал

    Глубокое и быстрое дыхание

    Активизация (приятного) материала

    Глубокое и медленное дыхание

    Активизация и интеграция

    Поверхностное и быстрое дыхание

    Интеграция (сложного) материала

    Паузы

    Контроль, сдерживание, страх

    Принудительный выдох

    Контроль активизируемого материала, страх

    Использование гипервентиляции в холотропном дыхании несколько противоречит представлениям традиционной медицинской модели. В медицине, «синдром гипервентиляции» описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда относится «карпопедальный спазм» – непроизвольные подергивания рук и ног. Это объясняется биохимическими изменениями в составе крови: увеличением щелочности и понижением ионизация кальция. Некоторые пациенты, страдающие психическими заболеваниями, склонны к развитию форм гипервентиляции с эмоциональными драматическими проявлениями (особенно больные истерией). При появлении признаков гипервентиляции пациентам дают транквилизаторы, делают внутривенные вливания.

    Но С. Гроф в результате практики дыхательных занятий с сотнями людей, пришел к выводу, что такое понимание гипервентиляции неверно, т.к. у многих людей не развивается классический «синдром гипервентиляции» даже после продолжительных сеансов, а характер возникающих напряжений в различных частях тела значительно отличается от «карпопедального спазма». Кроме того продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. При прохождении нескольких сеансов общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций понижается. С. Гроф объясняет это, как «стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки»(1).

    Разрядка происходит двумя способами:

    1.Отреагирование – подергивания, драматические телодвижения, перехваты дыхания, вскрикивания, рвотные позывы и т.д. Этот механизм хорошо известен из работ З.Фрейда и используется в традиционной психиатрии при лечении неврозов.

    2.Проявление глубокого напряжения в форме длительных сокращений мышц и затянувшихся спазмов. Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.

    Характер и направление практической работы с использованием гипервентиляции зависят от индивидуальных особенностей человека. Иногда продолжительная гипервентиляция усиливает релаксацию, ощущение расширения сознания и комфорта. Случаются сильные переживания, связанные с захватывающим чувством любви и единения со всеми людьми, природой, Богом. Переживания такого рода обладают огромной целительной силой. Проблема состоит в том, что многие люди не в состоянии принять эти переживания без страданий и тяжелой работы вследствие неправильного восприятия или жестких установок, и могут испытывать чувство незаслуженности этого опыта и чувство вины. Но при проживании (прохождении) этих ощущений работа оказывается продуктивной и благотворной.

    Т.к. типичным результатом холотропного сеанса является глубокое эмоциональное освобождение и физическая релаксация, то можно сделать вывод, что продолжительная гипервентиляция является мощным средством снятия стресса, а спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно рассматривать как попытку самолечения.
    1   2   3


    написать администратору сайта