Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.4. Психологические предпосылки физических напряжений.

  • 5.5. Связь физических напряжений с центрами психической энергии.

  • Использование музыки для индукции ИСС.

  • Заключительный этап. Направленная работа с телом.

  • Практическая работа.

  • Список литературы

  • Измененные состояния сознания как путь личностного роста_. Дипломная работа Измененные состояния сознания как путь личностного роста


    Скачать 167.5 Kb.
    НазваниеДипломная работа Измененные состояния сознания как путь личностного роста
    Дата06.03.2018
    Размер167.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИзмененные состояния сознания как путь личностного роста_.doc
    ТипДиплом
    #37878
    страница3 из 3
    1   2   3

    5.3. Детальное осознование и полное доверие.
    Многие люди не знают, чего хотят в своей жизни, что они чувствуют и осознают в действительности на данный момент. Суматоха занятой жизни отводит нас от внутреннего мира, поэтому большую часть времени мы не понимаем, что происходит внутри нас.

    Характерной чертой сеансов холотропного дыхания является повышенное осознование, которое начинается с осознанного дыхания.

    В процессе сеанса человек может испытывать очень сильные позитивные или негативные чувства: радость, спокойствие, счастье, умиротворение, гнев, печаль, страх, тоску. Некоторым людям одинаково трудно сдерживать как «хорошие» эмоции, так и «плохие», когда появляются эти чувства, может сработать механизм «неправильного восприятия».

    Также во время сеанса могут быть активизированы те чувства, которые находятся под запретом в действительной жизни человека, считаются неприемлемыми, например, злость, агрессия или другие эмоции, которые человек избегает всю жизнь. В результате испытания неприятных ощущений участник процесса может остановиться в работе, посчитав ее опасной, поэтому очень важно в процессе холотропного дыхания избегать оценок своих чувств.

    Суть заключается в том, что те проблемы и чувства, от которых человек отказывается, застревают в нем. Их принятие имеет обратный эффект. Доверие ко всему, что происходит во время холотропного дыхания, позволяет дышать человеку «через» эти проблемы до момента, когда они перестают оказывать свое влияние. Восприятие проблемы позволяет ее интегрировать и идти дальше.

    Таким образом, во время сеанса необходимо принимать все свои ощущения и эмоции такими, какие они есть, даже если они считаются нежелательными. Ключевой идеей должно стать понимание того, что для того, чтобы произошли перемены, каждому необходимо воспринимать себя безоговорочно и с любовью, таким, какой он есть.

    5.4. Психологические предпосылки физических напряжений.

    Характер и особенности холотропного сеанса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются в процессе сеанса. Иногда весь сеанс может пройти спокойно, без эмоциональных сбоев, но в большинстве случаев начинается с драматических переживаний, которые с течением времени, сменяются сильными эмоциями и развитием мышечных напряжений. Физические проявления кроме мышечных напряжений включают в себя головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, потение и различные моторные движения.

    Поведение дышащих в процессе сеанса также разнообразно, одни люди остаются почти неподвижными, испытывая при этом глубокие переживания, в то время как другие совершают сложные движения, принимают утробные позы, демонстрируют повышенную моторную активность. Часто движения являются достаточно сложными и специфичными: люди принимают различные йогические позы и жесты, с которыми раньше не были знакомы.

    Физические напряжения, развивающиеся в процессе сеанса, не являются простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, а имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека. Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, или же проявляются в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, бессонниц, болезней, употребления алкоголя. В других случаях, они являются активацией старых проблем, возникших в период младенчества, детства и др.

    Рассмотрим некоторые общие связи между физическими проявлениями в ходе сеанса и их психологическими предпосылками, характерные для большинства людей:

    - Развитие спазма в руках или ногах свидетельствует о наличии глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенного действия и такой же сильной тенденцией к сдерживанию его совершения, т.е происходит одновременная активация сгибающих и разгибающих мышц одинаковой интенсивности. Люди, с такими спазмами, могут сообщать о том, что в течение жизни они чувствуют подавленную агрессивность или неудовлетворенные сексуальные стремления. Также это может быть следствием неосуществленных творческих импульсов (рисование, танцы, ремесло и др.). В течение сеанса, как правило, напряжение достигает максимума и затем сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали успехов в рисовании, танцах, ремесле, целительстве. Другим важным источником мышечных напряжений являются перенесенные в прошлом операции и травмы, т.к. в периоды причиняющих боль страданий человеку приходится подавлять эмоциональную и физическую реакцию на боль. И если травма залечена анатомически и не интегрирована эмоционально, то она остается незавершенной. Поэтому травма физического характера может нести за собой серьезные психологические проблемы.

    - Напряжения ножных мышц могут являться следствием проблем, связанных с использованием ног и стоп в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Они часто ассоциируются с сексуальной защитой, обороной и страхами.

    На более глубоком уровне конфликты, вызывающие напряжения конечностей и других частей тела, связаны с обстоятельствами биологического рождения. Во время родового процесса ребенок оказывается в ситуации, которая несет с собой ужас, тревогу, боль и удушье, что вызывает мощное нейронное стимулирование, не получающее выхода, т.к. ребенок не может дышать, двигаться, кричать, спастись из этой ситуации. Заблокированная энергия, накапливающаяся в результате в организме, сохраняется в равной степени в сгибающих и разгибающих мышцах. И поэтому конфликт, выходя наружу для разрядки, протекает в виде интенсивных и болезненных спазмов.
    5.5. Связь физических напряжений с центрами психической энергии.
    Интересно то, что многие напряжения наблюдаются в местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии «тонкого тела» - чакрами, это можно объяснить тем, что приемы холотропного дыхания схожи с упражнениями, применяемыми в тантрической системе.

    Эта аналогия представляется мне наиболее интересной, поэтому я решила осветить ее в своей работе.

    Далее представлены наиболее характерные взаимосвязи между энергетическими блокировками в чакрах и физическими напряжениями, появляющимися во время сеансов.

    1. Энергетическая блокировка в области головы и лба (Сахасрара - чакра) проявляется в виде ощущения болезненного сжатия, сдавливания головы. Это ощущение характерно для людей, страдающих головными болями, иногда усматриваются связи с воспоминаниями о травмах головы.

    2. Блокировка в области «бровного центра» (Аджна-чакра) проявляется в форме интенсивных напряжения или болей вокруг глаз. Особенно часто встречается среди людей, имеющих проблемы со зрением. Если во время сеанса это напряжение снимается, то возможно наступление улучшения зрения (если человек еще молод, и имеющиеся изменения не являются органическими).

    Биографический материал, связанный с этими проблемами, может быть связан с ситуациями раннего детства, когда ребенку приходилось наблюдать сцены, которые он не хотел или не готов был видеть, или сцены, которые страшили (например, детство в семье с алкоголиком).

    1. Область «горлового центра» (Вишудха-чакра) является местом серьезной блокировки у многих людей. Во время сеанса здесь наблюдаются мышечные напряжения вокруг рта, сдавливание горла, ощущение удушья. Как правило, биографический материал, ассоциируемый с этой проблемой, содержит воспоминания о ситуациях, связанных с недостатком кислорода: детская пневмония, коклюш, дифтерия, приступы удушья, вызванного насилием.

    2. «Сердечный центр» – Анахата-чакра. Этот центр традиционно связывают с чувством любви, сострадания и духовного рождения. Человек с серьезной блокировкой в этом месте, испытывает сильное сжатие грудной клетки, иногда дискомфорт в области сердца. Эти ощущения часто являются следствием воспоминания ситуаций, связанных с затруднениями эмоциональной самоотдачи и самовыражения человека, со сложностью эмоциональных отношений с окружающими людьми. Если в процессе сеансов эта преграда разрушается, то человек может неожиданно ощутить себя заполненным любовью и светом, и пережить чувство блаженства и эмоциональной свободы. Он также может испытывать теплые чувства к окружающим, совершенно посторонним людям. Некоторые люди сообщают, что до этого момента они жили как бы в стеклянном цилиндре или под непроницаемой пленкой, отделявшей их от мира. Переживания, связанные с открытием сердечной чакры, обладают мощным воздействием и оказывают глубокое влияние на жизнь человека. Этот опыт описывается как духовное или мистическое переживание.

    3. Блокировка в «пупочном центре» (Манипура-чакра) проявляется в виде напряжения или болей вокруг пупочной области. Эти ощущения, как правило, связаны с борьбой за выживание, с самоутверждением, с образом себя и самооценкой. Они включают несбалансированность между чувством униженности, беспомощности, с одной стороны, и компенсирующими нереалистичными амбициями, автократическими проявлениями, с другой (такая комбинация чувств ничтожности и стремления к власти является фокусом психологии Альфреда Адлера). Можно также проследить связь с биографическими событиями, в которых безопасность и выживание находились под серьезной угрозой. Но С.Гроф в своих исследованиях считал, что наиболее общий источник этих проблем можно обнаружить в травме биологического рождения, особенно в ситуациях, касающихся «оскорблений» пуповины – сжатия, чрезмерного растягивания ее в момент разделения с матерью.

    4. «Сексуальный центр» (Свадхистана-чакра) располагается ниже пупа. Проблемы, порождаемые блокировкой этой чакры, носят сексуальный характер, и во время сеанса могут проявляться в виде тазовых болей и спазмов. Эти проблемы включают травматические психосексуальные воспоминания и имеют более глубокие связи с биологическим рождением, а также с архетипами.

    5. «Корневой центр» (Муладхара-чакра)имеет анальные связи. Блокировка в этой области характерна для людей, чрезмерно обязательных, имеющих слишком жесткую систему защиты и преувеличенный страх потери контроля. А также сюда относятся физические недомогания в этой области – колиты, запоры и др.




      1. Использование музыки для индукции ИСС.


    В процессе сеансов холотропного дыхания наряду с гипервентиляцией для индукции неординарных состояний сознания используется специально подобранная музыка.

    Из истории известно, что также как и дыхание, различные формы звукового воздействия использовались как мощное средство изменения состояния сознания, например: монотонная барабанная дробь, специальные песнопения шаманов. Во многих культурах использовались свои барабанные ритмы, которые согласно лабораторным данным, оказывали сильное воздействие на мозговую деятельность. Все эти звуковые воздействия использовались в оздоровительных целях в процессе сложных церемоний, специальных ритуалов и танцев.

    Во многих духовных традициях были разработаны приемы звукового воздействия, вызывающих не только состояние транса, но и оказывающих специфическое влияние на сознание. Согласно индийским учениям каждой чакре соответствует звук определенной вибрации, т.о. можно оказывать влияние на состояние сознания в желаемом направлении.

    В процессе холотропного сеанса музыка выполняет следующие функции:

    - помогает обнаружить (мобилизовать) старые забытые эмоции и выразить их;

    - усиляет и углубляет процесс переживания;

    - придает смысл и значимость переживаниям;

    - продолжительный музыкальный поток помогает человеку двигаться сквозь трудности переживаемого опыта, преодолеть психологическую защиту, смириться и освободиться;

    - усиливает возможности появления ощущений специфического содержания (эмоциональную и физическую боль, сексуальные и чувственные ощущения, родовое борение, атмосферу утробного состояния)

    Важным моментом проведения сеанса является выбор музыки, которая должна соответствовать интенсивности и фазе переживаний, без навязывания какого-либо паттерна, т.е. важно, чтобы у человека была приостановлена интеллектуальная активность, связанная со звучащей музыкой, например, попытки угадать композитора и др.

    К музыкальному сопровождению сеанса предъявляются следующие требования: музыка или вокальная композиция должна быть малоизвестной, высокохудожественной, не имеющей конкретного содержания, желательно на незнакомом слушателям языке, обладать достаточной мощностью, чтобы вести за собой и воздействовать на психику и тело спонтанным образом.

    Хорошее воздействие во время сеанса оказывают произведения Рахманинова, Прокофьева, Берлиоза, суфийская музыка, музыка для дзен-медитации и йогическая музыка. В конце занятия, когда произошла основная работа, очень эффективными оказываются естественные звуки природы – звуки насекомых, пение птиц, шум текущей воды, звуки прибоя и др., которые звуки способствуют появлению чувства космического единения и переполняющей, всеохватывающий любви.


      1. Заключительный этап. Направленная работа с телом.


    Направленная работа с телом используется на последних стадиях сеанса только в случае необходимости, когда дыхание и музыка не принесли полного разрешения.

    Основной принцип на этом этапе: сфокусировать внимание на физических дискомфортах, связанных с эмоциональным дистрессом, руководствуясь указаниями тела. Независимо от характера и локализации проблем предлагается усилить симптом (например, если ощущается непроходящий дискомфорт в области шеи, предлагается напрячь мышцы шеи и т.д.) Это напряжение рекомендуется поддерживать возможно дольше, не мешая другим частям тела проявлять себя.

    Среди реакций, возникающих в такой ситуации, может быть сильная дрожь, тошнота, кашель, гримасы и др. Но напряжение необходимо поддерживать до тех пор, пока эмоциональный и психосоматический дискомфорт не исчезнет и человек не почувствует себя расслабленным и успокоенным.

    Практическая работа.
    В рамках практической работы мною был составлен опросный лист, и проведено анкетирование людей, прошедших хотя бы 1 цикл холотропного дыхания (1 цикл холотропного дыхания включает в себя 3 занятия по 3 часа каждое).

    Опросный лист приведен в приложении №1.

    Целью моей работы было выявление изменений, произошедших у участников сеанса в результате занятий, а также выявление отношения участников к самому процессу.

    Полученные результаты были сгруппированы по общим признакам и прилагаются в следующей таблице:

    Возраст участников

    от 18 до 50 лет

    Цель посещения занятий:

    - решение кармических задач

    - интерес к методике, достижение ИСС

    - снятие физического напряжения (релаксация)

    - духовное развитие, выход на более высокие уровни сознания

    - решение внутренних проблем, осознание себя

    - проработка отношений с родителями

    - работа со страхом смерти

    Ощущения во время сеанса

    - новое ощущение просторы, широты, неведомое до сих пор

    - ощущение полета, сменившееся на втором сеансе тяжелыми физическими ощущениями

    - чувство свободы и любви, сменившееся чувством раздражения и слез

    - яркие, насыщенные ощущения

    - необычные, похожие на вхождение в сон, но еще не сон

    - глубокое медитативное состояние, выводящее на уровень соединения с Высшим

    Наличие раздражающих факторов

    внутренняя проблема с концентрацией (1 участник из опрошенных)

    Приобретенный опыт в результате занятий

    - улучшение самочувствия («легче жить»), новое более позитивное мироощущение

    - посвящение, состояние покоя, тихой радости

    - снижение напряжения (физ. и психолог.), ясность в голове и во всем теле, образ другого состояния сознания, ощущение легкости

    - изменения произошли, но еще далеки от понимания

    Произошедшие изменения в жизни

    - ощутимое раскрепощение тела

    - начало более широкого мышления

    - восприятие мира стало более легким

    Можно ли отнести холотропное дыхание к методике личностного роста

    - да

    - да, как следствие более высокого состояния сознания

    - нет (1 человек)

    Отношение к занятиям

    - хорошее (100% опрошенных)


    Выводы: По результатам данной работы можно сделать вывод, что для применения методики холотропного дыхания нет возрастных ограничений, она подходит одинаково для всех людей, которые видят в ней способ избавления от травмирующих эмоций и решения личных проблем.

    Цель посещения занятий индивидуальна и включает в себя интерес к методике, работу со страхами, повышение саоосознания, решение внутриличностных проблем и снятие физического и психологического напряжения. Ощущения во время сеанса также глубоко индивидуальны и несут в себе как положительные, так и негативные эмоции. При этом ощущения сменяют друг друга и человек в течение одного сеанса испытывает гамму ощущений от релаксации к напряжению и обратно.

    Приобретенный опыт для основной массы участников – положительный и заключается в улучшении самочувствия, значительном снижении общего напряжения, повышении самооценки, начале более широкого мышления и более позитивном восприятии жизни. Несколько участников не смогли дать точный ответ о приобретенным опыте, т.к. пока не смогли его осознать.

    Участники сеанса (за исключением 1 человека) считают, что холотропное дыхание можно отнести к методике личностного роста, т.к. она способствует более высокому состоянию сознания.

    Заключение
    Целью данной дипломной работы было рассмотрение измененных состояний сознания (ИСС), как состояний, которые обладают целительными способностями, способствуют разрешению внутриличностных конфликтов и повышению самоосознания человека.

    Был сделан небольшой обзор истории исследования измененных состояний сознаний и рассмотрен механизм возникновения ИСС.

    Также была рассмотрена методика холотропного дыхания, как одного из способов вхождения в ИСС, приведены предпосылки возникновения холотропного дыхания, основные принципы и положения методики. Основной идеей возникновения холотропного дыхания является идея о том, что человек функционирует гораздо ниже своих потенциальных возможностей и способностей, в частности из-за ложной идентификации себя с одним из аспектов своего бытия.

    В работе описана новая картография психики человека, которая включает в себя не только биографический уровень воспоминаний, но и перинатальный уровень и трансперсональные переживания. Перинатальные переживания включают в себя переживания рождения и смерти, а трансперсональные связаны с ощущением расширения индивидуального сознания, выходом его за обычные границы времени и пространства, заданные эго. Также в работе подробно описана динамика перинатальных матриц и связанные с ней возможные ощущения во время сеанса.

    Основное внимание в работе отводится самому процессу холотропного дыхания, его основным элементам и этапам. Основными элементами методики являются: осознанное дыхание, полное расслабление, детальное осознование, полное доверие к мудрости тела. С новой точки зрения рассмотрено понятие гипервентиляции, которое значительно отличается от традиционной медицинской модели. Характер и направление использования гипервентиляции зависит от индивидуальных особенностей человека. Среди переживаний, вызванных продолжительной гипервентиляцией есть такие, как ощущение захватывающего чувства любви и единения со всеми людьми, природой и Богом, переживания такого рода обладают огромной целительной силой.

    Особенностью методики холотропного дыхания является то, что в процессе работы происходит спонтанная проработка событий, причем активизируются те, которые являются наиболее актуальными на данный момент. Важным условием работы является отсутствие любого анализа процесса, т.к. в процессе сеанса могут быть активизированы как положительные, так и отрицательные эмоции, а также эмоции, находящиеся в сознательной жизни человека под запретом.

    Типичным результатом холотропного сеанса является глубокое эмоциональное освобождение и физическая релаксация.

    В практической части работы было проведено анкетирование участников процесса с целью выявления опыта, приобретенного на занятии. Были получены результаты, подтверждающие основные принципы и положения методики холотропного дыхания.

    Приобретенный опыт для основной массы участников – положительный и заключается в значительном снижении общего напряжения, начале более широкого мышления и более позитивном восприятии жизни.

    Участники сеанса считают, что холотропное дыхание можно отнести к методике личностного роста, т.к. она способствует более высокому состоянию сознания.

    Список литературы:


    1. «Целительные возможности необычных состояний сознания» С.Гроф, М 2000

    2. «Культура и биологический индивид» Е. Чаппл

    3. «Вечная психология: спектр сознания» К.Уилбер, М.2000

    4. «Принципы холотропной терапии» С.Гроф, М.2000

    5. «Измененные состояния сознания и психотерапия» А.А. Белик, М.2000

    6. «Состояния сознания» Ч.Тарт, М2000

    7. «Введение в ребефинг, психотехнология работы с дыханием» К.Доулинг, М 2001

    8. «Контексты и подтексты свободного дыхания» под ред.М.В.Молоканова, М.1994

    9. «Психология. Учебник для экономических вузов» под ред. В.Н. Дружинина Спб.2000

    10. «Йога для всех» Э.Кристенсен М.2002


    1   2   3


    написать администратору сайта