ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. Дипломная работа Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социальнокультурной деятельности
Скачать 81.67 Kb.
|
Почему Емеля любил лежать на печи? Почему лягушке хотелось попутешествовать? Почему все звери хотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье? Почему Кощей бессмертный превратил Василису Прекрасную, в лягушку, а не в кошку? Почему Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину? Почему Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на какой-нибудь другой? Дети выбирают себе персонаж, придумывают новые любимые занятия для него и выполняют задуманное в материале. Игры проводимые на занятиях (см. приложение 1) .2 Результаты внедрения проекта «Мир сказок» Для проведения данного эксперимента нами была выбрана студия керамики гимназии №6, дети младшего школьного возраста, занимающиеся второй год. Специального отбора не проводилось. Дети были разделены на 2 группы эксперементальную и контрольную. Занятия в контрольной группе проводились по текущей программе, а в экспериментальной группе по модернизированной. На начальном этапе эксперимента была проведена диагностика всех детей с целью установления уровня развития творческих способностей (творческого мышления и воображения) до внедрения программы. Диагностика проводилась на втором и третьем занятии для устранения влияния дискомфортной или возбужденной атмосферы присутствующей на первом занятии. Диагностика включала методику «Нарисуй что-нибудь» для определения уровня воображения и субтест П.Торранса «Закончи рисунок» для диагностики творческого мышления детей. По результатам первичной диагностики по методике «Нарисуй что-нибудь», где детям предлагается придумать и нарисовать что-нибудь необычное, мы получили следующие результаты по уровню развития воображения у детей в контрольной группе до начала эксперимента: 1 ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов); детей с высоким уровнем (8-9 баллов); 5 детей со средним уровнем (5-7 баллов); ребёнка с низким уровнем (3-4 балла); ребёнка с очень низким уровнем (0-2 балла); Диаграмма 1. Результаты диагностики воображения контрольной группы до внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 1) Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на начало эксперимента имело средний уровень развития воображения. По результатам диагностики детей экспериментальной группы, по методике «Нарисуй что-нибудь», до начала эксперимента, мы получили следующие результаты: ребёнок с очень высоким уровнем воображения (10 баллов). детей с высоким уровнем (8-9 баллов) детей со средним уровнем (5-7 баллов) ребёнка с низким уровнем (3-4 балла) и 2 с очень низким уровнем (0-2 балла) Диаграмма 2. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы перед экспериментом (подробнее см. приложение 4 таблица 2) Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент окончания эксперимента имело средний уровень развития воображения. Повторная диагностика детей экспериментальной группы дала следующие результаты: детей с очень высоким уровнем воображения (10 баллов). детей с высоким уровнем (8-9 баллов) детей со средним уровнем (5-7 баллов) И ни одного ребёнка с низким уровнем (3-4 балла) и очень низким уровнем (0-2 балла) Диаграмма 4. Результаты диагностики воображения экспериментальной группы после внедрения программы (подробнее см. приложение 4 таблица 4) Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент завершения эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития воображения. Оценка рисунка ребенка производилась в баллах по следующим критериям: 10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. -9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. -7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. -4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. -2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития баллов 8-9 баллов 5-7 баллов 3-4 балла 0-2 балла очень высокий. высокий. средний. низкий. - очень низкий. Сравнение диаграмм результатов по методике «Нарисуй что-нибудь» на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Диаграмма 5. выводы об уровне развития воображения в контрольной группе на момент окончания эксперимента С помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» была проведена диагностика творческого мышления детей. В этом субтесте детям предлагалось дорисовать незаконченные фигуры, добавив к ним линии, и придумать, таким образом, предметы, сюжетные картинки или целую историю. Диаграмма 6. выводы об уровне развития воображения в экспериментальной группе на момент окончания эксперимента Оценка работ проводилась по следующим критериям: ·беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов. ·гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения. Измеряется числом категорий. Категории: мир природы; животный мир; человек; механическое; символическое; декоративные элементы; видовое (город, дом, шоссе, двор); искусство; динамические явления. ·оригинальность - характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей. ·Разработанность - (тщательность, детализация образов) - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи. По результатам проведенного тестирования, был сделан вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на начало эксперимента имело невысокий уровень развития творческого мышления, дополнения к фигурам были в большинстве случаев мало оригинальны, рисунки плохо прорисованы и зачастую повторяются; только один ребёнок придумал сюжетные картины на основе предложенных элементов тестового материала. Рассказ к картинкам не придумал никто. Диаграмма 7. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе до реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5) Диагностика творческого мышления детей в экспериментальной группе до начала эксперимента показала следующие результаты: Диаграмма 8. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе до реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6) По результатам был сделан вывод, что большинство детей в экспериментальной, так же как и в контрольной, группе на начало эксперимента имело невысокий уровень развития творческого мышления. Повторная диагностика, после внедрения программы, детей контрольной группы с помощью субтеста П. Торранса «Закончи рисунок» дала следующие результаты: Диаграмма 9. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5) Таким образом, по полученным данным, можно сделать вывод о том, что большинство детей в контрольной группе на момент окончания эксперимента имело средний уровень развития творческого мышления, но, работы стали более оригинальными и разработанными со временем. Диагностика детей экспериментальной группы, после внедрения программы, показала: Диаграмма 10. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6) Таким образом, был сделан вывод о том, что большинство детей в экспериментальной группе на момент окончания эксперимента имело высокий и очень высокий уровень развития творческого мышления, рисунки детей стали более многодетальны, продуманны и прорисованы, трое детей придумали сюжетные картинки и с удовольствием комментировали рисунки. Сравнение диаграмм результатов по методике Торранса на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Диаграмма 11. Результаты диагностики творческого мышления в контрольной группе до и после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 5) Диаграмма 12. Результаты диагностики творческого мышления в экспериментальной группе до и после реализации программы (подробнее см. приложение 4 таблица 6) Сравнение показателей по диагностикам показывает, что уровень творческого воображения и мышления в экспериментальной и контрольной группах изменились. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой после внедрения программы результаты наиболее заметно изменились. Эти результаты дают основания утверждать что программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников позволяет благоприятно воздействовать на формирование личности растущего человека через систему занятий, проследить динамику изменений в развитии личности, творческих способностей, получить основания для прогноза дальнейшего развития ребенка. Приемы и способы работы с детьми соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям младших школьников. В младшем школьном возрасте дети стремятся все изучать в наглядно-образном, наглядно-действенном плане, поэтому так важны действия на занятии с предметами, обыгрывание их, работа с наглядным материалом. Дети с удовольствием выполняют задания для получения конкретных знаний и умений, но ещё с большим удовольствием и интересом - задания, требующие творческого подхода. В этот период для них важен результат, оценка деятельности. Выводы В данной работе, до и после внедрения программы, были проведены диагностики творческого мышления и воображения детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Результаты диагностик показали что, уровень творческого мышления и воображения, детей в обеих группах до начала эксперимента были не высокими. В группах были дети с сильно отличающимися данными, к моменту окончания эксперимента данные изменились, в обеих группах результативность повысилась, но по результатам диагностик в экспериментальной группе, которая занималась по разработанной программе, показатели выросли более заметно. А также, по наблюдению преподавателя, большинство участников экспериментальной группы ближе к завершению эксперимента стали вести себя более активно, проявляли инициативу, успешно и достаточно креативно выполняли задания. Стремились найти нестандартный способ решения задачи, в ситуации выбора легко принимали решения, были положительно настроены к процессу творческой деятельности, проявляли упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отличались повышенной работоспособностью и эмоционально позитивным настроем, чем контрольная группа особенно не отличилась. Достоверность тестовых методик часто поддается критике, поэтому важно, что диагностика проводилась с помощью квалифицированного специалиста-психолога, и подведение итогов диагностики до и после внедрения программы были подчитаны одним специалистом. Программа была внедрена без особых помех, с небольшими корректировками в процессе. Данная экспериментальная работа дает возможность сделать соответствующие выводы - программа, разработанная и проверенная нами на практике, показывает необходимость создания условий благоприятствующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Улучшены диагностические показатели по таким параметрам как гибкость, беглость, оригинальность, разработанность. Дети стали более раскрепощенными, открытыми в проявлениях, их работы стали более оригинальными, яркими, гораздо реже повторяются, дети стали легче придумывать сюжетные постановки из предложенных элементов материала, сказки и истории. Проведенная работа показывает, что данная программа оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей. Заключение В ходе исследования была рассмотрена тема: «Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально культурной деятельности» целью, которой являлось обоснование и разработка программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста и апробация ее на практике. Рассмотренные идеи и подходы, к развитию и диагностике творческих способностей младших школьников, крупнейших педагогов, психологов, философов, и социологов позволили выделить ряд факторов, обуславливающих развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые основываются на врожденных задатках и интенсивно развиваются в детстве, творческие способности определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода. Исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, мы определили основные направления в развитии творческих способностей детей: ·Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. ·Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому, наиболее важно, как можно раньше начинать уделять внимание развитию их с раннего детства. Творческие способности развиваются постепенно, по мере накопления определенного опыта. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит во многом от среды, от влияния родителей и других взрослых окружающих ребенка. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством - лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов, но им необходима поддержка, одобрение их стремлений и самовыражения. Развитие творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования, в форме увлекательных игр, через решение определенного типа задач, в доброжелательной атмосфере, дает ребенку возможность раскрыться, а так же обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, интересным и тем влияет на развитие творческих способностей ребенка. Профессионально организованная деятельность культурно-досуговых учреждений представляет собой благоприятную среду, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и творческие способности каждого учащегося, что позволяет в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс развития творческих способностей. В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. При использовании различных методов диагностики творческих способностей важно учитывать возрастные особенности испытуемых, а так же важными факторами, влияющими на надежность методик, является мотивация испытуемых при выполнении заданий и создание благоприятной среды. Цели диагностики развития творческих способностей: определение исходного уровня творческих способностей; коррекция проводимых занятий; выявление наиболее одаренных детей; определение структуры способностей; Для усовершенствования деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в домах детского творчества, необходимо внедрение различных методик способствующих развитию творческих способностей детей. Внедрению новых методик способствующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста предшествует обучение педагогов новым методам работы с детьми. Своевременное отслеживание социально-психологических изменений происходящих с детьми, позволяет учитывать результаты диагностик и наблюдений для корректировки учебной программы. Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания благоприятных условий, способствующих развитию творческих способностей детей в культурно-досуговом учреждении, а также и во время школьных занятий, дома и т.д. В процессе проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Для защиты предлагаются следующие выводы: 1.Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования достигается реализацией следующих организационно-педагогических условий: ·создание обучающей, творческой, благоприятной атмосферы и артсреды для детей, как в классе, так и дома; ·использование в работе по развитию творческого потенциала детей методов сказкотерапии и игровых методик; ·активное включение в процесс формирования творческих способностей детей их родителей, ·оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом; 2. Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста « Мир сказок », реализуемая на базе в керамической мастерской гимназии № 6 г.Солнечногорска . В данной экспериментальной программе занятий основной упор делается не на приобретение определенных умений и навыков, а на личное творческое развитие ребенка. Работа с детьми проходит с учетом возрастных и психологических особенностей. Много внимания уделяется созданию обучающей, комфортной для детей, творческой среды. Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Основными в обучении стали педагогическая поддержка и создание ситуации личного успеха. На занятиях широко применяются методики развития творческих способностей, наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. Успешность программы обусловлена реализацией следующих принципов: самоактуализация, индивидуальность, выбор, творчество, успех, доверие, от простого к сложному. 3. Результаты внедрения программы «Мир сказок» по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии керамики, по проводимым диагностикам позволили выявить повышение уровня креативности у детей обеих групп, но по результатам диагностик в экспериментальной группе показатели выросли более заметно. А также, по наблюдению преподавателя, большинство участников экспериментальной группы ближе к завершению эксперимента стали вести себя более активно, проявляли инициативу, успешно и достаточно креативно выполняли задания. Стремились найти нестандартный способ решения задачи, в ситуации выбора легко принимали решения, были положительно настроены к процессу творческой деятельности, проявляли упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отличались повышенной работоспособностью и эмоционально позитивным настроем, чем вторая группа особенно не отличилась. Мы видим практическую значимость дипломного исследования, которая заключается в возможности использования разработанной программы в деятельности общеобразовательного учреждения с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на занятиях моделирования из глины, пластилина или пластика. Список литературы 1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 2.Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. .Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24. .Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей/ Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 2-е изд..-М.: : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001.-144 с. .Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М., 1996. .Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983. .Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопр. психологии. 1966. N 1. С. 62-76. .Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. N 4. С. 15-17. .Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г. .Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 80-84. .Гилфорд Дж.П. Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1985; .Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. 1980. N 1. С. 31-38. .Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 436 .Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. .Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. .Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995. .Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1966. С. 86-234. .Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. .Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы.-2-е изд., доп. и испр.-М.:Просвещение,1989. Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие - М Высшая школа, 1969.- 389 с. .Крутецкий В. А. Психология. М: 1980, С. 284-285. .Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. / Пер. с нем. А.П. Голубева. - М., 2002. .Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с .Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение 1997.-359 с. .Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Педагогика, 1996. -402 с. .Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976. .Лук А.Н. Психология творчества. М., Наука,1978г. .Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. - М., 2000. .Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973. .Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001. .Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. .Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с .Проблемы способностей в отечественной психологии. Сб. научн. трудов, М.: Изд-во АПН СССР, 1984. .Мирошникова Г. Н. Диагностика и развитие творческой одаренности ребенка в учреждениях дополнительного образования // Одаренный ребенок. - 2004. - №1. - С.90-95. .Миронов Н.В. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2004. .Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Книга для учителя / Г. Мелхорн, Мелхорн Х.-Г. - М.: Просвещение, 1989. - 160 с. - 0.55. .Марков А.П. Основы социо-культурного проектирования СПб.; Алекс, 2005. .Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991. .Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. .Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997. .Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. .Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психологии. 1999. N 1. С. 50-60. .Жинот Х. Учитель и ребенок: Книга для родителей и учителей. Ростов н/Д: Феникс, 1997. .Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1992. .Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика. 1975. .Захарова Е.И. Ролевая игра как средство диагностики психологической готовности к школьному обучению // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А.И.Подольского, Я.Я.Ф. тер Лаака, П.Г.Хейманса. М.: ЕАВ, 1995. С. 54-59. .Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. .Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопр. психологии. 1998. N 5. С. 68-81. .Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. М.: 1989. С. 202. .Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. .Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. Приложение 1 Игры на переменках «Цветные небылицы» Дети выбирают карточки, на которых нарисованы различные предметы, растения, животные, птицы, явления природы и т. д. Затем они получают кружок любого цвета. Дети должны придумать смешную сказку, как однажды предмет, изображенный у них на карточке стал такого же цвета, как их кружок. Например, на карточке, которую вытянул ребенок, нарисован дождь, а кружок у него оранжевого цвета, получается словосочетание «оранжевый дождь». Ребенок рассказывает, как однажды дождь стал оранжевым и почему. «Дары сказочных героев» Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя и подумать, что этот сказочный персонаж мог бы им подарить, золотая рыбка - исполнить желание. «Чудесные вещи» На столе лежат следующие предметы: карандаш, книга, зеркальце, ручка, расческа, ложка, часы, фонарик, зонтик, лампа и т. д. Дети выбирают какой-нибудь предмет и рассказывают, какие чудеса он может творить. Например: ·Зеркальце - в него можно увидеть все, что делается на свете; ·Ручка - всегда пишет без ошибок; может писать сама; ·Карандаш - сам рисует все что угодно, или все, что нарисует карандаш, оживает; ·Книга - в ней ответы на все вопросы; ·Фонарик - показывает дорогу; и т. д. «Ярмарка чудесных вещей» Несколько детей - «продавцы», остальные «покупатели». «Продавцы» продают чудесные вещи, расхваливая их покупателям: |