Главная страница

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. Дипломная работа Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социальнокультурной деятельности


Скачать 81.67 Kb.
НазваниеДипломная работа Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социальнокультурной деятельности
Дата15.01.2019
Размер81.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx
ТипДиплом
#63754
страница2 из 4
1   2   3   4

·создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

·создание образов описываемых объектов.

Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря ей дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение.

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления.Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников:

·большие различия паспортного и физиологического возраста. Различные уровни развития эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

·у детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность.

·у сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет;

·наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Не все, сказанное взрослыми, они принимают на веру;

·здоровье современных детей более слабое;

·современные дети в большинстве перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям «найти себя» в обществе сверстников.

Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять прежде, чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. К 8-10 годам поведение становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость.

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознавать свое место в мире общественных отношений, происходит открытие социальной позиции школьника (внутренняя позиция) и изменение самосознания (рождение социального «Я»)

Происходит переоценка ценностей, так если в дошкольном возрасте интересы и мотивы были связаны с игрой, то в младшем школьном интересы и мотивы связаны с учебой. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Он постепенно включается в трудовую деятельность. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль. Первоклассник испытывает большую интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку, сопровождающуюся длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Становятся, очень важными достижения самого ребенка:

а) в познании;

б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности;

в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями;

г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях;

д) в развитии потребности в успехе.

В развитии творческих и познавательных способностей детей большую роль так же играют особенности психических процессов таких как внимание, восприятие, память.

Внимание младшего школьника среди психических процессов занимает особое место, оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник, из-за недостаточного развития мышления т.к. у него преобладает непроизвольное внимание не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это приводит к тому, что ребенок все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует внимательность как свойство личности.

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развивается в работе, требующей большой умственной и двигательной активности. Это происходит:

)когда учащийся занят умственной деятельностью. (Реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций);

)когда изучаемый материал доступен пониманию учащихся;

) когда изучаемый материал вызывает сильные переживания;

) когда изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям;

) когда учащиеся включены в творческую деятельность.

Поэтому материал педагогу желательно преподносить таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был связан с практическими действиями. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10-20 минут.

Хотя произвольность восприятия формируется уже в дошкольном возрасте, младшие школьники не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет:

·замечают не главное, а то, что бросается в глаза;

·часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

·путают предметы сходные в том или ином отношении;

·ситуативность восприятия: узнают предметы в привычном для них положении.

·Большая эмоциональность восприятия наглядное, яркое, живое воспринимают очень эмоционально.

Для развития восприятия детей, на занятиях, нужно развивать наблюдательность, а для этого необходимо:

·учить выделять эталоны, как специальные образцы в соответствии с которыми ученик должен действовать.

·учить сосредоточиваться на предмете восприятия, выделяя особенности предмета, подчеркивая главное.

·учить анализировать, сравнивая предметы (6 и 9, Э и 3 и т.п.), чтобы выделять существенное (главное) и выражать его в слове.

Постепенно младшие школьники овладевают техникой восприятия, наблюдательностью, учатся смотреть, выделять главное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В младших классах ученики запоминают большой по объему информационный материал, а потом его воспроизводят. Не владея приемами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие затруднения. Этот недостаток можно устранить, обучая их рациональным приемам запоминания, так называемым «мнемическим приемам». Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что заинтересовало, что стало личностным знанием. Память развивается вместе с развитием внимания и мышления.

Перед каждым педагогом стоит важная задача развития на каждом возрастном этапе памяти как непроизвольного процесса, исключения самой необходимости использования так называемых мнемотехнических приемов.

Для развития ребенка очень важно формирование разнообразных интересов. Для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого развития ее участников.

В современных условиях, когда социально-культурные учреждения призваны прежде всего решать педагогические задачи, наиболее важным и значительным является воспитание и развитие творческой личности в младшем школьном возрасте, поскольку данный возраст - это период интенсивного формирования нравственного сознания, убеждений системы оценочных суждений. Развивая творческие способности младших школьников, социально-культурные учреждения способствуют педагогизации досуга, так в процессе занятий любимым делом воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор, формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность.

Таким образом, перед социально-культурными учреждениями стоят три основные задачи:

)постановка четкой педагогической цели, заключающейся в формировании творческих способностей личности участников на основе и в процессе многогранной деятельности, которой живет каждый художественный и технический коллектив;

)увеличение числа участников художественных и технических кружков.

) развитие художественно - эстетической грамотности учащихся. То есть социально-культурные учреждения должны прививать способность и умение общаться с искусством не только с точки зрения событийного, предметного содержания произведения искусства, но и в первую очередь на основе понимания его художественно - образного строя, восприятия художественных образов.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в образовательной программе особой методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно-разделенной деятельности педагога и ребенка, и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Содержание образовательного процесса социально-культурного учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители достаточно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.

Творческие способности младших школьников в социально-культурных учреждениях формируется в различных творческих кружках: мастерских, кружках мягкой игрушки, столярных, технических мастерских, кружках шитья, вязания, художественной самодеятельности и пр. Учитывая, что младшие школьники многое выполняют первый раз в жизни, при организации творческих занятий необходима поэтапность требований, продуманность в организации работ, точность оценки сделанного и проверка выполнения.

Творческие кружки способствует самоутверждению и самовыражению личности в свободное время. Работа в кружках строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям детей младшего школьного возраста.

.2 Основные подходы к диагностике творческих способностей

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

Существует два основных типа методов диагностики творческих способностей:

·Малоформализованные методы изучения и диагностики такие как - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности и подобные.

·Строгоформализованные методы - тесты. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Цели диагностики творческих способностей:

·Определение исходного уровня творческих способностей

·Коррекция проводимых занятий

·Выявление наиболее одаренных детей;

·Определение структуры способностей.

Технология диагностики должна включать:

Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенных качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов) - стандартизированные количественные тесты.

Индивидуализированные качественные методы, позволяющие определить структуру способностей конкретного человека, выделить группу одаренных детей.

Для 1-й группы методов существуют определенные параметры, которым должны соответствовать разработанные тесты. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).

Для 2-й группы методов необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:

·неограниченное время выполнения заданий;

·индивидуальный подход в оценке результатов;

·минимальное влияние соревновательности при проведении диагностики;

Желательно, чтобы исследования творческих способностей проводилось в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий. Методы диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых.

Вопросами диагностики творческих способностей занимались и занимаются как зарубежные так и отечественные ученые. Долгие годы изучались, создавались и совершенствовались методики позволяющие выявлять и изучать как творческие, так и умственные способности. Выделились два основных направления - исследование творческих способностей с помощью проблемных задач (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Махмутов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.) и тестирование (А. Бинэ, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.)

Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса, Медника и их модификации.

Началом разработки строгоформализованных методов диагностики креативности, основанных на использовании стандартизованных тестов для изучения творческого потенциала человека принято считать работы Дж. Гилфорда который, в начале 50-х годов, разработал категории конвергентного и дивергентного мышления и выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем качествам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

·Быстрота - способность высказывать максимальное количество идеи в определенный отрезок времени. Причем, в данном случае, важно не их качество, а их количество.

·Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

·Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи. Она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми.

·Точность - законченность, способность совершенствовать или придавать, завершенный вид своим мыслям.

По теории Дж. Гилфорда - конвергентное мышление приводит к единственно правильному, обусловленному данными фактами, решению, а дивергентное - «есть тип мышления, идущего в различных направлениях» Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Дивергентное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. Что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

В последствии предпринимались и другие попытки дать определение дивергентному мышлению, но они внесли мало нового в то его пониманию, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Дж. Гилфорд выделял следующие параметры креативности:

·Способность к обнаружению и постановке проблем.

·Способность к генерированию большого числа идей.

·Гибкость - способность к генерированию разнообразных идей.

·Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.

·Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

·Способность решать проблемы, т.е. к анализу и синтезу.

Существеннейшим отличием нового подхода к диагностике креативности было изучение последней как самостоятельного фактора, не сводимого к общей умственной одаренности. После работ Дж. Гилфорда различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию стало общепринятым, а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики.

Поль Торренс на основе теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в рамках которой было провозглашено существование наряду с интеллектуальными творческих способностей и описано их психологическое содержание, профессор Торренс создал тест, который считается лучшим страндартизованным инструментом для измерения творческого (креативного) мышления в мировой психологической практике.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая - изобразительное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление. Тест позволяет оценить: вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой Е. П. Торранс - получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Тест творческого мышления Е. П. Торранса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленке, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

Для тестирования креативности используется и тест RAT С.Медника он видит процесс дивергентного мышления следующим образом. Есть проблема, и мыслительный поиск следует в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от ее содержания. Дивергентное мышление - боковое периферические мышление, мышление «около проблемы». По мнению С. Медника, чем из более отдаленных взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Поэтому суть творчества состоит не в особенностях мыслительной операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза. Такое мышление меньше ограничено заданными фактами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным результатам. Адаптированные модификации этого теста созданы Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.

Богоявленская Д.Б. выделив "единицу анализа творчества", разработала экспериментальный диагностический метод - "Креативное поле" (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм "спонтанных" открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития ("самодвижения деятельности" и "познавательной самодеятельности"), фиксировать выход в область "непредзаданного", что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий.

Шкала Фантазия, разработанная Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения, принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, "ТРИЗовского" мышления. (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).

В нашем исследовании для диагностики творческих способностей нами были использованы тесты П.Торренса, (ТТСТ) фигурная форма А и методы диагностики воображения.

Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат. Необходимо поддерживать интерес детей в течение всего времени диагностики.

Влияние указанных факторов может приводить к низкой надежности теста, традиционно определяемой повторным тестированием. Однако это не означает ненадежности или бесполезности данных измерительных процедур. Тот факт, что тест является очень чувствительным к эмоциональным, мотивационным и другим факторам, делает его особенно ценным в определенных ситуациях - в исследованиях влияния экспериментальных методов и материалов, изменения психологического климата, утомления и т. д. В то же время экспериментально показана достаточная надежность тестов при соблюдении определенных правил проведения тестирования и обработки данных.

1.3 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой атмосферы - развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания в адрес детей и создания у них ощущения того, что их предложения неприемлемы или глупы, приводят к подавлению их творческих способностей. К мыслям, которые высказывают дети, следует относиться с уважением. Учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Так же особое значение в развитии творческих способностей детей имеет обстановка и среда. Помещение, где проходят занятия детей, должны быть устроены так, чтобы в соответствии с выбранной темой и типом проведения занятия дети имели возможность свободно перемещаться по классу, который должен быть снабжен всевозможными материалами и оборудованием, предоставляемыми в полное распоряжение детей. А педагог должен стать консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функцию контроля за происходящим, педагог дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога - помочь ребенку встать на этот путь.

Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Существуют методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми желательно сочетать все эти методы друг с другом.

В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

·перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

·самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

·комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как …задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно, а иногда и объективно новое Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

·сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

·сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

·формы представления противоречий (явные, скрытые).

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) были выделены следующие требования к творческим заданиям:

·соответствие условий выбранным методам творчества;

·возможность разных способов решения;

·учет актуального уровня решения;

·учет возрастных интересов учащихся.

Многие занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

. Каждая игра представляет собой набор задач.

. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.

. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

·развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

·задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

·творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игра это один из основных методов, используемых для развития творческих способностей, и называют этот метод «игровая терапия». Наряду с этим методом известны такие как:

·Сказкотерапия

·Арттерапия

·Креативная визуализация

·Цветотерапия

·ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

·МПиО (метод проб и ошибок)

·Метод мозгового штурма

В данном исследовании мы использовали методы: игровой терапии, сказкотерапию и элементы других методик.

Сказкотерапия - ещё один из основных методов, который мы применяем в работе по развитию творческого потенциала детей и развития их творческих способностей.

В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи»

Сказка будит эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе - игра творческих сил народного духа.

Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируется детское воображение, дети действительно начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит, начинают творить, становятся почти волшебниками. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения. Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы.

Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное.

Игровая терапия

В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игровая терапия - это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, однако значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Игра создает положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее активно. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Создавая эффективные условия для развития игр, взрослые помогают развитию творческих способностей, раскрытию творческого потенциала ребенка.

Психологические игры высвобождают энергетический потенциал, пробуждают воображение, фантазию, способствуют развитию креативности и личностному росту в целом. Ребенок, получивший подобный опыт, чувствует себя в жизни более уверенно и радостно, более адекватно реагирует на происходящее вокруг, полно и целостно воспринимает мир, себя и других.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом.

Необходимо организовать учебно-воспитательный (творческий) процесс таким образом, чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Преподаватель должен обеспечить условия для реализации процесса творчества, использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития творческих способностей.

Выводы

1.Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей.

2.Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

3.С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление школьников младших классов более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

4.Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

.Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.

.Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством - лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов.

.Младший школьный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству, для успешной деятельности педагогу дополнительного образования необходимо учитывать психофизические особенности возраста детей.

.Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод что, творческое воображение и творческое мышление являются обязательными компонентами творческих способностей. Исходя из этого, мы определили основные направления в развитии творческих способностей детей:

·Развитие творческого мышления

·Развитие воображения

9.Занятия по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста следует проводить в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры.

10.Развитие творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования, в форме увлекательных игр, через решение определенного типа задач, в доброжелательной атмосфере, дает ребенку возможность раскрыться, а так же обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, интересным и тем влияет на развитие творческих способностей ребенка.

.Творческие кружки способствует самоутверждению и самовыражению личности в свободное время. Работа в кружках строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям детей младшего школьного возраста.

.Социально-культурные учреждения способны внести значительный вклад в формирование творческой личности. Основной задачей социально-культурного учреждения является помощь семье и школе в формировании готовности младших школьников к учебе: физической, умственной, нравственной а также развитие творческих способностей детей. Таким образом, развитие творческих способностей является неотъемлемой частью работы социально-культурных учреждений с детьми младшего школьного возраста.

.Развивая творческие способности младших школьников, художественные и технические кружки способствуют педагогизации досуга, и в процессе занятий любимым делом воспитывают, развивают духовные потребности, вкусы, кругозор, формируют творческие качества личности, углубляют ее общественную активность.

.Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом.

15.Необходимо организовывать творческий учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования, таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Преподаватель должен обеспечить условия для реализации процесса творчества и создать благоприятствующую атмосферу.

16.В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.

17.При использовании различных методов диагностики творческих способностей важно учитывать возрастные особенности испытуемых, а так же важными факторами, влияющими на надежность методик, является мотивация испытуемых при выполнении заданий и создание благоприятной среды.

18.Цели диагностики развития творческих способностей:

·Определение исходного уровня творческих способностей;

·Коррекция проводимых занятий;

·Выявление наиболее одаренных детей;

·Определение структуры способностей;

II. Глава Проектный подход как ресурс совершенствования деятельности общеобразовательного учреждения Гимназии №6 г. Солнечногорска

2.1 Проектное обоснование программы « Мир сказок »

Программа «Мир сказок» была разработана и апробирована в керамической студии гимназии № 6 г. Солнечногорска.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а также развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объемного изображения, в отличие от живописи и аппликации, связанных с двухмерным пространством, в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует также усвоению целого ряда математических представлений (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).

Полученные знания, навыки и эмоциональное отношение к деятельности позволяют формировать творческую личность, которая способна ценить культуру, которая является для неё духовной и материальной средой. Специфика занятий лепкой позволяет эффективно развивать у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.

Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства.

Большинство программ для кружков и студий керамики предполагают в первую очередь научить определенным навыками, умению формировать определенные формы, копировать образы.

Основными являются такие задачи: научить пользоваться способами и приемами лепки; выразительности средств; помочь понять особенности материала; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения; познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших свое отражение в предметах декоративно-прикладного искусства; познакомить с историей развития керамики как вида прикладного искусства, познакомить с работами местных мастеров; развивающих: развить интерес к определенному виду деятельности, развивать художественный вкус, фантазию, воображение; психологических: научить сотрудничеству, умению вести себя в коллективе, эмоциональной устойчивости, научить самостоятельной деятельности, побудить стремление к достижению личного успеха и умению радоваться успехам других.

В данной экспериментальной программе занятий основной упор делается не на приобретение определенных умений и навыков, а на личное творческое развитие ребенка. Работа с детьми проходит с учетом возрастных и психологических особенностей. Много внимания уделяется созданию обучающей, комфортной для детей, творческой среды. Подход к процессу обучения основан на учете различий в способах восприятия детей и предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Основными в обучении стали педагогическая поддержка и создание ситуации личного успеха. На занятиях широко применяются методики развития творческих способностей, наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых.

Программой предусматриваются экскурсии на выставки, прогулки на свежем воздухе для наблюдения за живыми объектами природы. А также совместное оформление помещения для занятий, стендов. Итоговые выставки проводятся в форме праздников, ярмарок, в которых дети принимают активное участие, приглашаются родители.

Цель программы:

Создание условий для успешного развития творческих способностей (творческого мышления и воображения), раскрытия потенциала ребенка, эстетическое воспитание, развитие коммуникационных навыков и приобщение к народному творчеству.

Задачи программы:

·создать условия для развития творческих способностей учащихся;

·способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного;

·внедрение новых методик развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;

·участие родителей;

·оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом;

Основные методы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому, в ходе занятия проводятся динамические и игровые паузы.

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности.

Задания направлены на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве. Используются приемы фантазирования - наоборот, дробление-объединение, оживление, подвижный - неподвижный, смещение во времени, увеличение-уменьшение. Методы активизации мышления, метод перебора вариантов.

Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали на занятии, и что понравилось больше всего.

Данная программа рассчитана на 42 учебных часа и содержит около 70 заданий творческого характера, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 час./нед.)

Работа с родителями в данном проекте представлена в виде первой общей консультации по вопросам воспитания творческой личности, по окончании которой были даны основные рекомендации для родителей по воспитанию творческой личности (см. приложение №3), дальнейших индивидуальных консультаций для родителей и привлечение родителей к занятиям.

Название программы Мир сказок - не случайно, дети очень любят сказки, через сказку ребенок легче воспринимает материал.

Сказкотерапия и игровые методики - основные методы, которые мы применяем в работе по развитию творческого потенциала детей и развитию их творческих способностей.

Содержание занятий - решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Родари, Л. Кэррола, А.А. Милна, русских народных сказок; сочинение сказок, историй. Изучение животных, природы, признаков объектов (цвета, формы, размеры, материалы, назначение, расположения в пространстве, природные явления; составление загадок, сравнений.

Занятие 1 «Домик для сказочных животных» Задание на развитие фантазии, воображения, сопоставление размеров:

Дети вспоминают сказки «Теремок» и «Рукавичка». Затем им предлагается подумать, что еще может быть домиком для сказочных животных. Например: гриб, кувшин, полено, яблоко, тыква, груша, пень и т. д. Дети придумывают сказку об этом домике и лепят его.

Занятие 2 «Найди себе домик» Задание на развитие фантазии, воображения, сопоставление размеров.

Детям предлагается представить, что они отправились на прогулку по лесу. Они вышли на полянку и увидели там волшебника. Взмахнул волшебник своей волшебной палочкой, и каждый из них стал ростом с Дюймовочку. Дети должны найти себе на полянке домик (грибок, пенек, норку, построить его сами из листиков, коры деревьев, травинок, палочек т.д.

Занятие 3 «Чудо-дерево»

Дети вспоминают сказку К. Чуковского «Чудо-дерево». Им предлагается придумать свое чудо-дерево и рассказать о нем. Дети рассказывают, что это за дерево, где оно растет, большое оно или маленькое, почему оно называется «чудо-дерево». Затем дети лепят его.

Занятие 4 «Чудные деревья»

Во время задания используются дополнительные методики арттерапия (ароматические масла с хвойными экстрактами) и муз терапия (музыка «Звуки леса»)

Детям предлагается представить, что они попали в сказочный лес, в котором растут деревья, но не обыкновенные, а из различных материалов: стеклянные, железные, шерстяные, каменные, золотые, глиняные и т. д. Дети представляют себя одним из этих деревьев и рассказывают, как живется. Почему плохо быть таким деревом, почему хорошо.

Занятие 5 «Домовенок Кузя»

Дети представляют, что у них в доме поселился домовенок, и стараются ответить на вопросы, которые задает им психолог: «Где он будет у вас жить? Как его будут звать? Во что вы с ним будете играть? Чему он вас будет учить? Чему он может научиться у вас? Какое настроение у него бывает чаще всего? Когда он злится? Его любимое блюдо? Любимая сказка?» После этого дети лепят домовенка.

Во время лепки, детям предлагается придумать сказку про домовенка, рассказывать её по кругу.

Занятие 6 «Невиданное животное»

В начале занятия детям предлагается вспомнить и охарактеризовать животных, которых они знают. Затем, предлагается слепить животное, которого не существует в природе.

Занятие 7 «Признаки»

Детям предлагается найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:

·Винни-Пух и Баба яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом т.д.)

·Колобок и Снежная королева (слова Колобок и Снежная королева начинаются с одной буквы, оба ничего не боятся и могут свободно гулять по свету)

·Репка и Мальчик с пальчик (Репка тоже вначале была маленькая, обоих объединяет земля: Репка растет в земле, а мальчик с пальчик помогал отцу копать землю).

На основе найденных общих признаков детям предлагается слепить композицию объединившую в себе героев разных сказок с предметом который их объединяет.

Занятие 8 «На что похоже»

Детям показывают какую-нибудь фигуру (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.), различных цветов. Нужно придумать как можно больше вариантов на что похоже. (Например: желтый кружек - солнышко, блинчик, лимон, мяч и т.д.)

В продолжение этому заданию идет работа с материалом, кусок глины нужно размять и постараться придумать, на что это похоже, и долепить до готового образа.

Занятие 9 «Любимые блюда сказочных персонажей»

Ребенок задумывает какого-нибудь сказочного персонажа, затем лепит его любимое блюдо. По окончании работы детям, предлагается угадать, какого персонажа кто задумал.

Занятие 10 «Аленький цветочек»

Дети вспоминают сказку «Аленький цветочек», затем задумывают и лепят, сказочный цветок другого цвета (используя названия цветов-обозначений таких как молочный, шоколадный, золотой, малиновый, небесный, морской и т. д.) и рассказывают почему этот цветок стал или появился такого цвета.

Занятие 11 «Дюймовочкины предметы»

Детям раздают различные мелкие предметы - скорлупку от ореха, спичку, спичечный коробок, лист бумаги, ниточку, стеклышко, камушек и т. д. Дети должны подумать, как Дюймовочка может использовать тот или иной предмет.

Например, коробок для спичек может быть кроваткой, шкафом, хранилищем для чего-нибудь; ниточка может быть поводком для собачки Дюймовочки; скорлупка от ореха кроваткой, лодочкой и т. д.

Занятие 12 «Золотая рыбка»

Дети представляют, что они - золотые рыбки. Пусть каждая рыбка расскажет о себе. Как ей живется в морской пучине, с кем она дружит, кто ее враги, нравится ли ей исполнять желания других людей? Какие желания ей нравится исполнять, а какие - нет, хотелось бы ей превратиться в простую рыбку? Есть ли у нее самой заветное желание? Кому из сказочных героев она помогла? Что она хотела бы получить в подарок?

Далее детям предлагается представить, что у золотой рыбки день рождения и ей нужно приготовить подарок. Они придумывают подарки, лепят рыбку с подарком, а затем объясняют, для чего золотой рыбке пригодится их подарок. Например: «Я подарю золотой рыбке фонарик. Когда ей будет в глубине темно, она его достанет и посветит себе дорогу».

Занятие 13 «Новая сказка»

Детям предлагается слепить любого сказочного персонажа на их выбор. По завершению работы дети все вместе сочиняют сказку из всех слепленных персонажей.

Занятие 14 «Различия»

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением сказочного персонажа. Дети садятся в круг, по считалке выбирается тот, кто будет начинать. Он выходит, садится в центре круга и называет имя сказочного персонажа, который изображен у него на карточке. Все дети показывают ему своих сказочных персонажей. После того как водящий рассмотрит все карточки, он выбирает и зовет за собой того ребенка, у которого на карточке изображен сказочный персонаж, который, по мнению водящего, меньше других похожий на его сказочного персонажа. Приглашенный садится рядом с первым, и они начинают выяснять, чем их сказочные персонажи действительно отличаются друг от друга. После того как будут названы несколько различий, в круг выхолит следующий ребенок и выбирает того, у кого сказочный персонаж больше остальных отличаться от его сказочного персонажа. Игра подолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.

Занятие 15 «В тридевятом царстве»

Дети совместно лепят сюжет из какой-нибудь сказки (какой - дети выбирают сами). Причем каждый ребенок выбирает и рисует тот персонаж или предмет, которым бы он хотел быть на этом рисунке. Дети лепят, затем рассказывают, кто они в этой сказке, и отвечают на вопросы взрослого: «Для чего ты в этой сказке? Какое у тебя настроение? С кем из нарисованных предметов или персонажей ты дружишь? Есть ли на рисунке тот, кто тебя обижает или кого ты боишься и почему? Что бы ты хотел изменить в сюжете?»

Занятие 16 «Поступки сказочных персонажей»

Детям прелагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев:


1   2   3   4


написать администратору сайта