ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. Дипломная работа Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социальнокультурной деятельности
Скачать 81.67 Kb.
|
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности» (на примере гимназии № 6 г. Солнечногорска) Содержание творческий способность программа школьный ВведениеГлава. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности .1 Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста .2 Основные подходы к диагностике творческих способностей .3 Формы и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования ВыводыГлава. Проектный подход как ресурс совершенствования деятельности общеобразовательного учреждения Гимназии №6 г. Солнечногорска по развитию творческих способностей младших школьников .1 Проектное обоснование программы «Мир сказок» .2 Результаты внедрения проекта «Мир сказок» Выводы Заключение Список литературы Приложения Введение Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе, современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию (развитию) творческих способностей детей. Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности. Основные положения теории творчества, изложены в трудах М.М. Бахтина, доработаны В.С. Библером и С.Ю. Кургановым. Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и др.; Линдсей Г., Холл K.C., Томпсон Р.Ф.). В исследованиях ПЯ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева, Д.Б. Эльконина и других показано, что различные характеристики мышления младших школьников непосредственно зависят от организации учебного процесса, от содержания обучения. Интерес представляют исследования креативности зарубежных ученых (Р. Торренс, К. Тейлор, Э. Роу К. Кокс, Р. Мей, и др.), рассматривающих ее как высшую форму мышления. Сущность креативности как интегрального явления широко представлена в многочисленных исследованиях целого ряда отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Э.А. Голубева, ИВ. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин. Е.Л. Яковлева и др.). Познавательный интерес, активность, самостоятельность и творчество учащихся рассмотрены в работах (Д.Б. Богоявленская, B.C. Данюшенков, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев, Т.И. Шамова, Е.А. Яковлева) Исследование развития творческих способностей требует выявления условий, в которых осуществляется этот процесс, то есть развивающей среды. Отдельные аспекты этой проблемы изучены в рамках исследований посвященных «педагогике среды» (С.Т.Шацкий), «общественной среде ребенка» (П.П.Блонский), «образовательной среде» (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Д.Локк), «окружающей среде» (П.П.Блонский, З.Н.Гинзбург, А.С.Макаренко, С.М.Ривес, В.Н.Сорока-Россинский, С.Т.Шацкий и др.). При всем многообразии исследований, необходимо отметить их теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо выявить комплекс психолого-педагогических условий, разработать технологическое обеспечение его реализации. Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в думающих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях гражданах и недостаточной разработанностью различных методик и подходов к развитию творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования. Данное противоречие так же определяет актуальность нашего исследования и выбор темы: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования». Цель: Разработать и экспериментально проверить проект, развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Объект исследования - студия керамики как среда развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Предмет исследования - дети младшего школьного возраста, участники студии керамики, как носители творческих способностей. Гипотеза: мы предполагаем, что развитие творческих способностей младших школьников на занятиях в учреждении дополнительного образования будет успешным при следующих условиях: ·при использовании в процессе обучения младших школьников в учреждении дополнительного образования специальных форм и методов направленных на развитие творческих способностей; ·при создании артсреды и благоприятной атмосферы; ·при включении других аспектов проекта по развитию творческих способностей, таких как - работа с родителями и личностное развитие педагога; Задачи: ·Рассмотреть и обобщить подходы к развитию и диагностике творческих способностей младших школьников в учебно-методической литературе. ·Выделить условия, способствующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении Гимназии №6 г. Солнечногорска. ·Выделить методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников для родителей. ·Разработать проект программы и экспериментально проверить условия, влияющие на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в Гимназии №6. Методы исследования - теоретический анализ научно-методической литературы и научных исследований, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент и диагностические методы (беседа, наблюдение, естественный эксперимент, тестовые методики). Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанная программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста может успешно применяться на практике. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой, теоретической главе раскрыта сущность понятия "творчество", дана его характеристика; рассмотрены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста; рассмотрены основные подходы к диагностике творческих способностей; и основные средства и методы для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования. Во второй главе - практической, описаны проведённые диагностики творческих способностей детей младшего школьного возраста, и их результаты, разработана и апробирована программа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в студии керамики. Опытно-экспериментальная база исследования - студия керамики гимназии №6 г. Солнечногорска. I. Глава Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности .1 Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста С психологической точки зрения начальная школа также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «креативность», «фантазия», «воображение». В.А.Сухомлинский - создатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины». По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием». «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Способности это свойства личности, которые определяют динамику, глубину и прочность приобретения знаний, умений и навыков и обеспечивают результативность и успешность деятельности. Основу этих способностей составляют задатки, которые понимаются как врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, которые способствуют более динамичному приобретению знаний, умений и навыков и составляют основу развития способностей. Способности - продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие - вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности. В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение. По содержанию и степени сложности принято выделять: Элементарные (Основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени; Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени; Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности. По видам деятельности выделяют: ·Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. ·Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности: ·Способность видеть проблему там, где её не видят другие. ·Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. ·Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. ·Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. ·Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. ·Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. ·Гибкость мышления. ·Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. ·Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. ·Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. ·Лёгкость генерирования идей. ·Творческое воображение. ·Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: ·Способность рисковать. ·Дивергентное мышление. ·Гибкость в мышлении и действиях. ·Скорость мышления. ·Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. ·Богатое воображение. ·Восприятие неоднозначности вещей и явлений. ·Высокие эстетические ценности. ·Развитая интуиция. Все указанные выше качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: ·Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. ·Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Психологи, прежде всего, связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Так, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: ·Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). ·Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. ·Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). ·Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. По мнению Р.С. Немова творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать. Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений. Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка: ·построение образа, конечного результата его деятельности, |