Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • диплом. диплом передел.. Дипломная работа Выполнила студентка 5 курса до саблюкова Ольга Сергеевна (подпись)


    Скачать 258 Kb.
    НазваниеДипломная работа Выполнила студентка 5 курса до саблюкова Ольга Сергеевна (подпись)
    Анкордиплом
    Дата25.04.2023
    Размер258 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладиплом передел..doc
    ТипДиплом
    #1089283
    страница3 из 3
    1   2   3

    Заключение
    Синтаксис (вместе с другими языковыми средствами выразительности) часто служит средством создания типизированных образов, способом обрисовки внутреннего мира персонажей, их психического состояния. Самое главное – на уровне синтаксиса становится возможной реализация изобразительно-выразительных возможностей единиц всех других уровней языковой системы.

    Обнаруженные и анализируемые конструкции в текстах рассказов Е. Гришковца отражают некоторые особенности синтаксиса русского литературного языка второй половины XX в. а именно: тенденции к аналитизму, синтаксической расчлененности высказывания, ослаблению синтагматических связей между частями целого и другие, что вело к обогащению синтаксиса экспрессивными структурами, выступающими в роли структурно-экспрессивно-смысловых единиц художественного текста.

    Таким образом, экономность, смысловая емкость и стилистическая выразительность конструкций, создающих расчлененность текста в рассказах Е. Гришковца вполне соответствуют внутренним потребностям и возможностям языка, стимулируемым социальными потребностями времени. Парцелляция предполагает расчленение высказывания на неограниченное число частей. При этом расчленении сохраняются те же отношения и формы связи, которые могли бы быть в нерасчлененной, непарцеллированной конструкции. При сегментации высказывание членится на две части, отчетливо противостоящие друг другу; и отношения между этими частями устанавливаются особые − темы и повода высказать ее или суждения по поводу этой темы, либо вопроса по поводу этой темы. Причем первая часть конструкции − именительный или структуры, занимающие его позицию, − синтаксически независимая. Функция сегментации − в выделении и подчеркивании обоих членов конструкции. Именительный темы, кроме функции называния, имеет еще и дополнительную роль − подготовки к последующему восприятию. Сегментированные конструкции представляют собой структурно цельнооформленные построения, их двучленность определяется структурной заданностью. Парцелляты же структурно не обязательно предусмотрены. Отсекаемые члены предложения не предусмотрены структурой базового предложения и легко могут быть изъяты, их роль не структурная, а выделительно-акцентирующая.

    Проведенный анализ рассказов Е. Гришковца позволяет отнести данные тексты к типу актуализирующей прозы, которая характеризуется тем, что языковая (синтаксическая) форма стремится непосредственно отразить изображаемую действительность − внешнюю (реальную) или внутреннюю (ментальную). Актуализирующая проза связана с расчлененностью текста, а значит, и с усилением информативной значимости высказывания, созданием экспрессивного эффекта. Большая роль интонации, расчлененность синтагматической цепи сближают актуализирующую прозу с разговорной речью.

    Перспективами данного исследования могут быть проведение сходного анализа на романах и рассказах из других сборников Е. Гришковца, проведение сравнительного анализа конструкций, создающих расчлененность в текстах Е. Гришковца и других писателей современности, например, В. Пелевина, что значительно расширит наши представления о своеобразии синтаксического уровня идиостиля данного автора.
    Список использованной литературы


    1. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 215 с.

    2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989. – 616 с.

    3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.

    4. Болотян И. Гришковец: автор, феномен, синдром. // Литературная Россия. - № 42, 20.10.2006.

    5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. - Москва: Логос, 2001. 304 с.

    6. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.:  Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. – 210 с.

    7. Ванников, Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М.: Рус. яз.,1979. – 260 с.

    8. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – 240 с.

    9. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. // В.В. Виноградов. Избранные труды. – М.: Наука, 1980. – 360 с.

    10. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). – М., 1972. – 614 с.

    11. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. – 256 с.

    12. Винокур Г.О. Биография и культура. – М., 1927. – 392 с.

    13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: «Наука», 1981. – 135 с.

    14. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – 4-е изд., стереотипное. – М.: КомКнига, 2005. - 224 с.

    15. Гиpшман М.М. Ритм художественной пpозы. - М.: Советский писатель, 1982. – 367 с.

    16. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2004. – 448 с.

    17. Гореликова М.И., Магомедова М.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1983. – 120 с.

    18. Григорян А.П. Анализ структуры литературного произведения. – Ереван, 1984. – 187 с.

    19. Долинин К.А. Интерпретация текста. – М., 1985. – 288 с.

    20. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989. – 205 с.

    21. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX–XX вв. Изд. 3-е, испр. – М.: КомКнига, 2006. – 296 с

    22. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: «Русский язык», 1987. – 226 с .

    23. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973. – 351 с.

    24. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998. – 528 с.

    25. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. – М., 1977. – 288 с.

    26. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. – Л., 1989. – 243 с.

    27. Клетт, Ренате. О Гришковце: Человек, который съел собаку/Ренате Клетт / DIE ZEIT. – 2005. − №10. – с.18−24.




    1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1993. – 298 с.

    2. Красильникова Е.В. Имя существительное русской разговорной речи: функциональный аспект. – М.: «Наука», 1990. – 123 с.

    3. Купина Н.А. Принципы и этапы лингвосмыслового анализа художественного текста. Автореф. дисс. …докт. филол. наук. – М., 1985. – 32 с.

    4. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение. 1988. – 218 с.

    5. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. –2-е. изд. – М.: «Высшая школа», 2003. – 400 с.

    6. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – 704 с.

    7. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999. – 192 с.

    8. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. - Минск: Высшая школа, 2007.

    9. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 333 с.

    10. Нигматуллина Ю.Г. Комплексное исследование художественного творчества. – Казань, 1990. – 150 с.

    11. Никишаева В.П. Опыты лингвистического анализа художественного текста. – Бийск, 1998. – 159 с.

    12. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы. //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М.: Прогресс, 1978. С. 5-39.

    13. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003. – 236 с.

    14. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М., 1988. – 304 с.

    15. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973. – 104 с.

    16. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980. – 264 с.

    17. Панченко Н.В. Композиционно-речевая структура текста коротких рассказов И.А. Бунина. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – Екатеринбург,1998. – 20 с.

    18. Пелевина Н. Ф. Стилистический анализ художественного текста. - Л.: Просвещение,1980. - 271с.

    19. Прокопенко С.В. Смысловая функция ритма в тексте. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – М., 1995. – 16 с.

    20. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

    21. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. – М., 1980. – 152 с.

    22. Сиротинина О.Б. Разговорный стиль. // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. – С. 319–321.

    23. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М.: «Просвещение», 1974. – 144 с.

    24. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981. – 255 с.

    25. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 2001. – 256 с.

    26. Степанюк Ю.В. Ритмическая организация прозаического текста и ее передача при переводе. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. - М., 2001. – 25 с.

    27. Сыров И.А. Синтаксические факторы текстообразования в современной художественной литературе. Автореф. дисс. …канд. филол. наук. – М., 1998. – 19 с.

    28. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика. – М., 1986. – 126 с.

    29. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001. – 190 с.

    30. Филиппов К.А. Лингвистика текста. – СПб., 2003. – 336 с.

    31. Фуксон Л.Ю. Проблемы интерпретации и ценностная природа литературного произведения. Автореф. дисс. …докт. филол. наук. – Екатеринбург, 2000. – 35 с.

    32. Хайчевская Т.А.Уровневая организация текста и его понимания. http://www.belovo.kemsu./conferens/conf3/Sek3/17.html

    33. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. – Воронеж, 1984. – 115 с.

    34. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. – СПб., 1999. – 319 с.

    35. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. – М.: АН Л.П. Язык и его функционирование: Избранные работы. – М.: «Наука», 1986. – 206 с.

    36. Шевченко Н.В. Основы лингвистики текста. – М.: Приор, 2003. – 160 с.

    37. Яцкевич Л.Г. Структура поэтического текста. – Вологда, 1999. – 240 с.
    1   2   3


    написать администратору сайта