Главная страница
Навигация по странице:

  • Уровни развития сюжетно-ролевой игры

  • Тема 3. Структура сюжетно-ролевой игры

  • Тема 4. Театрализованные игры, понятие, значение, классификация

  • Тема 5. Игра-драматизация, особенности, содержание, значение

  • «Зайка, зайка попляши»

  • 1ТЕОРЕ_1. Дисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста


    Скачать 70.09 Kb.
    НазваниеДисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
    Дата27.02.2023
    Размер70.09 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1ТЕОРЕ_1.doc
    ТипАнализ
    #957945
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Цель лекции: сформировать понятие об уровнях развития сюжетно-ролевой игры


    Вопросы:

    1.Первый уровень развития сюжетно-ролевой игры.


    2.Второй уровень развития сюжетно-ролевой игры.

    3.Третий уровень развития сюжетно-ролевой игры.

    4.Четвертый уровень развития сюжетно-ролевой игры.


    Уровни развития сюжетно-ролевой игры


    Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

    Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

    Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

    Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что является основным содержанием сюжетно-ролевых игр на первом этапе?

    2. Что является основным содержанием сюжетно-ролевых игр на втором этапе?

    3. Что является основным содержанием сюжетно-ролевых игр на третьем этапе?

    4. Что является основным содержанием сюжетно-ролевых игр на четвертом этапе?


    Тема 3. Структура сюжетно-ролевой игры
    Цель лекции: сформировать понятие о структуре сюжетно-ролевой игры

    Вопросы:

      1. Предметная игра.

      2. Сенсорные игры в 2-3 года.


    Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры в ее развитом виде являются роль, игровые действия, предметы-заместители, правило игры, воображаемая ситуация, сюжет, содержание 
    Структура сюжетно-ролевой игры

    Структурный компонент игры

    Характеристика компонента

    Роль

    Функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны

    Игровые действия

    Действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними

    Предметы-заместители

    Полифункциональные неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого конкретного действия

    Игровое правило

    Определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок

    Воображаемая ситуация

    Перенос значения с одного предмета на другой

    Сюжет

    Сфера действительности, которую дети отражают в игре

    Содержание

    игры

    То, что выделено ребенком в качестве главного элемента деятельности взрослых, отражаемое в игре


    Роль – функция, воспроизводимая ребенком в игре, являющаяся центром игры и объединяющая все ее стороны. Ребенок берет на себя определенную роль лишь при условии, что сфера действительности, отображаемая в сюжете игры, является знакомой для него и вызывает положительное эмоциональное отношение. 

    Игровые действия – это действия со значениями, не зависящие от операционально-технической стороны, носящие изобразительный характер, с помощью которых ребенком реализуются взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними. Соподчинение и согласование игровых действий определяются ролью и реальными отношениями, возникающими между детьми в процессе игры. 

    Предметы-заместители – это полифункциональные неоформленные предметы, не предполагающие выполнение с ними никакого конкретного действия. Возможности переноса значения с одного предмета на другой обусловлены способами показа действия: заместить можно только тот предмет, с которым можно выполнить хотя бы внешний рисунок действия.

    Правило в игре – это определенный норматив выполнения игровых действий, определяющийся ролью, которую берет на себя ребенок. Правило в игре часто вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, который учится подчиняться правилу и отказываться от мимолетных желаний. По мере развития ребенка устойчивость в подчинении правилу постепенно повышается. Воображаемая ситуация заключается в переносе значения с одного предмета на другой. Появление воображаемой игровой ситуации происходит в результате включения в игровые действия тех предметов и операций, которые обычно осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.

    Сюжет – это та сфера действительности, которую дети отражают в игре. Игровые сюжеты очень разнообразны и в целом определяют разделение игр на три группы: игры с сюжетами на бытовые темы (в семью, парикмахерскую и т.д.); игры с производственными сюжетами (строительные, сельскохозяйственные и т.п.); игры с общественно-политическими сюжетами (игры в войну). Развитие сюжетов происходит по пути отражения все новых сфер действительности и увеличения разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.


      1. Раскройте структуру сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста.

      2. Охарактеризуйте каждый структурный элемент.


    Тема 4. Театрализованные игры, понятие, значение, классификация
    Цель лекции: сформировать понятия о театрализованных играх.

    Вопросы:

    1. Понятие о театрализованной игре.

    2. Значение театрализованной игры.

    3. Классификация.
    1. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. 

    Театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

    Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.
    2.Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

    Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
    3.Классификация театрализованных игр.

    Дошкольники, как правило, бывают рады сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

    Театрализованные игры дошкольников – это две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

    К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

    Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

    Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

    Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:
    игры в кукольный театр:

    настольный театр

    театр на руке

    напольные куклы

    стендовый театр

    верховые куклы

    театр живой куклы
    игры-драматизации:

    инсценирование потешек

    инсценирование небольших

    инсценирование песен, сказок

    инсценирование небольших литературных текстов

    творчество детей

    игры-спектакли:

    драматический спектакль

    музыкально-драматический спектакль

    детская опера

    спектакль на хореографической основе

    спектакль ритмопластики

    пантомима

    мюзикл

    театрализованное действие:

    праздники

    развлечения

    театрализованные шоу
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Раскройте сущность понятия «театрализованная игра».

    2. В чем значение театрализованной игры?

    3. Какие существуют классификации?


    Тема 5. Игра-драматизация, особенности, содержание, значение
    Цель лекции: сформировать понятие об игре-драматизации.

    Вопросы:

      1. Особенности игры-драматизации.

    2. Содержание игры-драматизации.

    3. Значение игры-драматизации.
    1. Особенности игры-драматизации.

    Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

    В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

    В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого, самовыражается и самореализуется, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
    2. Содержание игры-драматизации.

    В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

    Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

    С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

    Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
    Характеристики позиций ребенка в игре-драматизации.

    1. Ребенок - “режиссер”- имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст. Он целеустремлен, обладает организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

    2. Ребенок -“актер”- наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

    3. Ребенок -“зритель”- обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

    4.  Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.



    3. Значение игры-драматизации.

    В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера..

    В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке«Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувствовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.

    Большая роль в играх-драматизациях отводиться развитию речи детей. В занятиях разучиваются и обыгрываются отрывки из произведения с детьми младшего возраста потешки  «Зайка, зайка попляши», с детьми старшего возраста Чуковского «Телефон»«Мойдодыр»,«Тараканище» и тд.
    Вопросы для самоконтроля:


      1. Каковы особенности игры-драматизации?

    2. Чем обусловлено содержание игр-драматизаций?

    3. Каково значение игры-драматизации?

    1   2   3   4


    написать администратору сайта