Тренинг лошади. Дисциплина Верховая езда. Дисциплина Верховая езда Преподаватель Четверикова Татьяна Вячеславовна
Скачать 1.22 Mb.
|
Ошибки кордового · Потеря концентрации · Отсутствие такта · Хаотичное движение кордового · Нет контакта с поводом · Корда волочащаяся вокруг по земле · Постоянное использование шамбарьера (неэффективное запугивание лошади) · Развязки пристегнуты слишком низко, слишком короткие либо слишком длинные · Темп слишком быстрый, либо (что реже) слишком медленный · Круг слишком маленький или вовсе не круг Самые распространенные ошибки, которые делает лошадь · Несфокусированность · Нестабильный темп · Развернутость в противоположную сторону от направления движения · Игнорирование кордового · Смена направления самовольно · Выход за пределы круга Несфокусированная лошадь Если лошадь была достаточно некорректно заезжена, скорее всего она будет на корде двигаться быстро, не слушая кордового. Самый лучший способ исправить это – это работать с ней в руках на шагу на кругу (вольту). Несколько раз развернуть лошадь на заду – тоже выход для успокаивания коня. Если лошадь только слегка взволнована, самый лучший вариант – это делать переходы с шага на рысь и обратно на шаг. Непостоянный темп Чрезмерное побуждение двигаться вперед часто идет рука об руку с заваливанием на внутреннее плечо и вынос из круга. Лошадь разгоняется в одной части круга и ее выносит центробежная сила на другую часть круга, одновременно лошадь замедляет темп. В совсем экстремальной ситуации лошадь раскрутит корду до конца и под сильным воздействием железа остановится. Такое поведение я видел у лошадей, у которых мало опыта в работе на корде, а так же у лошадей, которые перегнуты на одну сторону. Если поведение становится все хуже, следует начать обучение работы на корде с самого начала, как с молодой лошадью: один стоит в центре круга с кордой, второй в руках выводит лошадь по кругу. Когда лошадь достаточно расслаблена, второй человек медленно отступает в центр круга, увеличивая дистанцию между ним и лошадью. Если отклонения от нормы не очень критичны, одному будет нетрудно справиться. Сначала тренер просит лошадь отойти путем взмаха шамбарьера перед лошадью. Иногда волны по корде также способствуют эффекту замедления или выталкивания лошади на круг. Одержки и остановки помогут отрегулировать темп, но прежде всего это нужно для того, чтобы лошадь почувствовала контакт с поводом. Одержки следует начинать аккуратно и делать до тех пор, пока не ответит лошадь. Если лошадь потеряла контакт, тренер должен подобрать провисшую корду, затем сделать пару одержек до момента, пока лошадь не остановится или по крайней мере не замедлится. Затем следует приотпустить корду, предлагая лошади выйти на больший круг. Большой круг легче для лошади. Если тренер забыл приотпустить корду, лошадь вновь потеряет контакт, а круг станет несравненно уже и меньше. Тренер должен наблюдать за лошадью постоянно, отслеживая малейшие изменения в темпе, и редактируя их. Для каждой лошади свойственен свой комфортный темп. Если темп слишком быстрый или слишком медленный, лошадь будет не способна собраться, и, несомненно, такая работа принесет больше вреда, чем пользы. Если полуодержки приводят к искривленной наружу шее, либо шея перегнута вовнутрь, следует укоротить развязки. Игнорирование кордового Когда происходит игнорирование команд, команда должна усиливаться, до тех пор пока лошадь хоть как то не отреагирует. Кордовой вовлекает лошадь в разговор, ожидая хоть какой-то реакции, пусть даже она будет в корне не такая. В ответ на реакцию лошади следует ответ, и так происходит взаимодействие между участниками коммуникации. Все они должны быть, конечно же, к месту. Тренер должен избегать бессмысленного «разговора». С другой стороны следует поддерживать любую возможность конструктивного разговора. Диалог – это лучший инструмент к победе и удержанию внимания лошади. Развернутость в противоположную сторону от направления Инверсия – это результат дисбаланса и зажатости. Первым шагом тренера будет отрегулировать круг, темп, потому что все это способствует сбору, а сбор подчинению и мягкости. Как только круг и темп становятся ровнее, тренер может начать использовать одержки для разблокирования затылка и шеи. Мягко набирая и отдавая повод, тренер может изолировать заблокированную группу мышц, а затем снять напряжение любым из упражнений на сгибание. На инвертированной лошади развязки могут быть покороче, пока дела не наладятся. Когда лошадь найдет точку баланса и снимет зажатость внизу шеи, начнет вовлекать и работать линией верха – развязки можно удлинить. Когда шея особенно зажата, корда пропускается сквозь колечко трока, либо пристегивается к боковому кольцу капцунга. Так сгибания становятся эффективнее. Смена направления самовольно Такой вариант обычно случается с молодыми лошадьми, которые не понимают, чего от них хотят. Но если это повторяется снова и снова, это входит в привычку. Как и со всеми прочими ошибками у лошадей - следует выяснить, почему это случается, и предотвратить это. Обычно проблема происходит потому, что бедра лошади выносятся за пределы круга, либо лошадь валится вовнутрь на плечи. Как только вы чувствуете, что это происходит, следует слегка натянуть-отпустить повод. Но вместе с тем, как тренер отдает корду, он и усиливает давление и просит сделать какое-то из упражнений на сгибание, например, спираль, чтобы лошадь почувствовала себя комфортнее при ровном движении и не пересекала границу конца корды. Также может помочь ассистент, который будет стоять в месте «выноса» лошади за пределы круга, и который будет поднимать шамбарьер аккуратно, чтобы не спугнуть, горизонтально, параллельно направлению движения коня. Работайте в руках. Дополнительные упражнения. Варьируйте круг и прямые линии квадрата. Некоторые совершенствуют прямые линии, пробегая с лошадью длинные стороны квадрата. Некоторые лошади могут срываться в галоп. В этом случае следует вернуть лошадь обратно на круг, перейти на рысь, и вновь начинаю упражнение по прямым линиям. Таким образом лошадь все дольше остается сбалансированной на рыси. Заключение Лонжирование требует навыка, знаний и аккуратности – так же как и езда верхом. Я не рекомендую работу на корде дольше, чем 20-30 минут за раз. Тренер должен на взгляд определять размер развязок, темп лошади. Если все это будет неверным, прогресс будет только хуже. Тренер должен внимательно следить за лошадью, следить за реакцией на каждое упражнение. Была ли реакция слишком бурной? Тихой? Верно, упражнение лошади понятно не до конца. Это – самый лучший путь для развития чувства лошади, которое впоследствии поможет Вам под седлом. Никогда не ловите коня. Никогда его не пугайте. Тренер должен быть спокоен. Лошади боятся людей, энергия которых несфокусирована, агрессивна, пуглива. Они расслабляются рядом с дружелюбным, спокойным, сильным лидером. Работа лошади на кавалетти Работа лошади на кавалетти была изобретена выдающимся представителем итальянской "естественной" школы верховой езды, одним из учеников великого Каприлли, офицером итальянской кавалерии Руджиеро Уберталли (1877-1974). Ныне кавалетти пользуются всемирным признанием и славой, и входят в обязательный арсенал базового гимнастирования верховой лошади; на кавалетти работают своих лошадей уже десятки лет подряд - и всемирно известные чемпионы- профессионалы, и совершенно неизвестные любители. Работа лошади на кавалетти так или иначе рассматривается во многих специальных учебниках по выездке и езде, однако лишь несколько фундаментальных книг излагают этот вопрос наиболее цельно и методически стройно. Работу начинают через кавалетти, лежащие жердью на земле, и только на шагу. Количество кавалетти увеличивается постепенно до четырех, лежащих подряд с расстоянием между ними от 1 до 1,10 м. Расстояние зависит от природного шага лошади, его ширины. Для лошадей с коротким шагом можно сначала ставить кавалетти на расстоянии 90 см. Чтобы постепенно улучшить, то есть, удлинить шаг лошади, расстояния постепенно увеличиваются, начиная с конца до тех пор, пока лошадь свободно и без напряжения не будет преодолевать кавалетти с нормальным расстоянием. Правильно ли подобрано расстояние, легко проверить по следам: след копыта должен находиться точно в середине между кавалетти. Когда лошадь будет идти через лежащие на земле кавалетти не заторапливаясь, на спокойном, расслабленном шагу, с вытянутой шеей и опущенной головой, можно последний кавалетти поставить, затем второй, а именно – средний из лежащих на земле, затем третий, и, в последнюю очередь, первый." Работа[на рыси начинается на одном лежащем на земле кавалетти. По одному добавляются постепенно ещё три (расстояние 1,30 м). Затем они ставятся так же, как и на шагу, начиная с последнего. Правильнее всего провести эту работу в течение трех месяцев. Один месяц проводится работа на шагу и рыси на кавалетти, лежащим на земле, во втором месяце на обоих аллюрах кавалетти постепенно поднимаются, и в третьем месяце лошадь в состоянии спокойно и расслабленно работать на четырех стоящих кавалетти." 1) Кавалетти должны быть отчётливо видны лошади! Именно поэтому их принято красить в два ярких контрастных цвета, и поэтому эти цвета надо вовремя освежать. 2) Кавалетти должны быть достаточно закреплены, то есть устойчивы! а в случае лежания на грунте - старательно(!) присыпаны этим самым грунтом по бокам для гарантированного недопущения проворачивания при наступании копытом. 3) "Работа на кавалетти имеет смысл только тогда, когда всадник правильно сидит на облегченной посадке. Вся работа на кавалетти проводится только на облегченной посадке независимо от того, на каком аллюре она производится. К сожалению, нередко приходится видеть всадников, которые ездят через кавалетти на облегченной рыси, при этом нанося вред вырабатывающемуся баскюлированию спины лошади. Ехать на облегченной посадке нужно уже при подходе к кавалетти, а не подъезжать на облегченной рыси и только на первом кавалетти садиться на облегченную посадку. Внезапный перенос тела всадника вперед переносит его центр тяжести на передние ноги лошади. Лошадь теряет равновесие и вынуждена заторапливаться, чтобы остаться под центром тяжести всадника. Чем больше всадник работает на облегченной посадке и без кавалетти, тем лучше он развивает необходимые мышцы и тем легче ему сохранять равновесие в любой ситуации, находясь на облегченной посадке. Поэтому как на подходе к кавалетти, так и между отдельными упражнениями, даже на шагу, нужно ездить на облегченной посадке. Смотреть надо вперед, по прямой линии, чтобы лошадь равномерно развивала обе стороны, при этом вес всадника распределен равномерно и оба стремени обременены в одинаковой степени. Каковы наиболее распространённые и в то же время самые тяжёлые ошибки, порой допускаемые при работе лошади на кавалетти даже опытными конниками? 1. Начало работы на кавалетти с проезда верхом, а не со знакомства в руках. 2. Попытка решить (прямо с первого старта) несколько задач одновременно, чаще всего - и преодолеть кавалетти, и найти желаемый контакт с поводом, а в самых тяжёлых случаях - ещё и "отработать поясницей" ("сопроводить" лошадь корпусом/тазом) в тяжёлой "парадно-шомпольной" посадке... 3. Проезд кавалетти всадником в посадке вроде бы правильной и лёгкой (полевой, передней и т. п.), но на самом деле слишком высокой и потому неустойчивой, нестабильной, не полностью предсказуемой... и поэтому постоянно раздражающей лошадь и мешающей ей. 4. Заезд на прямые кавалетти и отход от них не по перпендикулярным прямым, а криво-косо, а главное - без предоставления лошади нескольких темпов до и после для полностью самостоятельного (свободного, естественного) уравновешивания и выпрямления. 5. Всадник не хочет или не может дать лошади вытянуть голову и шею вперёд-вниз настолько, насколько она этого требует - ни на заезде, ни в процессе преодоления, ни сразу после. 6. Лошадь ещё не уравновешена под всадником достаточно для решения задач более простых, нежели преодоление кавалетти, например - ещё не умеет двигаться по беспрепятственной прямой совершенно спокойно, равномерно и с достаточным импульсом (без регулярных посылов, до отмены команды). 7. Всадник мешает лошади найти естественное равновесие самостоятельно (непосредственно перед кавалетти, или в процессе прохождения, или сразу после, или всё это вместе) - избыточным контактом с поводом ("тяжёлой", "мёртвой" рукой). 8. Всадник постоянно нервирует лошадь и сбивает её с толку ненужными и нестабильными (хаотичными, бессознательными) движениями шенкелей, таза или корпуса, или всем этим вместе, то есть - совершенно лишними и неуместными посылами. 9. Прямо с первых попыток проезда кавалетти лошадь излишне "активизируют": боясь мифического "падения лошади на перед" или мечтая (чрезмерно) об "улучшении качества аллюра", всадник применяет высылающие средства управления слишком активно, а порой и просто беспорядочно, вынуждая лошадь нервничать и торопиться вместо того, чтобы обдумывать и рассчитывать новые движения спокойно и не торопясь. 10. Кавалетти приносят лошади настоящую пользу только тогда, когда её копыта в целом здоровы и правильно расчищены: беготня через палки на высоких "стаканах", тем более кованых - несусветный вздор, который просто не может научить лошадь действительно лучшим движениям... по совершенно очевидным причинам. P. S.: ...и разумеется - старая добрая немецкая спортивная классика от Райнера Климке: если лошадь сразу после работы на кавалетти выглядит более раскованной и расслабленной, чем непосредственно перед началом - тренировка в целом удалась, а вот если дело обернулось наоборот - это провал!.. |