Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):
1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.
Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.
Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.
Особенности ландшафтной композиции:
- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.
- необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.
Виды композиций.
Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.
Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.
Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).
Пространственная композиция
предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.
Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.
Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.
Симметрия и ассиметрия:
Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.
При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.
Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).
При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).
Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.
Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.
2.Понятие контрастных и нюансных сочетаний в ландшафтной композиции. Составить эскизы контрастной и нюансной группы деревьев и кустарников.
Контраст – один из приемов ландшафтного дизайна основанный на сопоставлении нескольких резко различных по отношению друг к другу пространственных форм. Например, большой - маленький, светлый – темный и тп. Ярко выраженным контрастом является: оттенение пирамидальных деревьев плакучими или шаровидными, густой темноты лесного массива яркой поляной и др.
Контраст — такое сочетание элементов, когда различия по определенному признаку доведены до противопоставления. Признак этот должен быть легко определим и понятен, это, например, форма или ажурность кроны растений, фактура поверхности, цвет, степень замкнутости пространства, характер освещенности участка.
Из огромного разнообразия контрастов можно выделить две основные разновидности — единовременный и последовательный контраст.
Единовременный — когда вся композиция охватывается одним взглядом: это ажурная беседка на фоне плотного массива, клумба с контрастными по окраске цветами.
Последовательный контраст воспринимается в движении как сумма постепенно сменяющихся впечатлений: открытое пространство поляны сменяется контрастным по освещенности и влажности тенистым участком, замкнутый внутренний двор дома — открытой входной площадкой перед крыльцом.
Нюансные сочетания возникают тогда, когда элементы по какому-либо признаку различаются незначительно и сходство между ними выражено сильнее, чем различие. Чтобы создать нюансную композицию, используют малозаметные переходы цвета, формы, фактуры, освещенности. Вот типичные примеры нюансных композиций. По цвету: однотонный цветник, подобранный из растений с цветками различных оттенков желтого (или белого, красного, голубого).
По форме: группа хвойных растений разных пород с колонновидной или пирамидальной формой кроны. По фактуре: сочетание различных по фактуре плит камня в мозаичном покрытии площадки.
Для оформления зоны у входа и палисадников часто используют контрастные по цвету, форме, освещенности сочетания — они привлекают внимание зрителя. Зоны отдыха оформляют в более сдержанных, нюансных сочетаниях — они успокаивают, способствуют отдыху и неторопливому созерцанию. Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета — белый или серый и даже контрастные по цвету акценты.
3.Понятие цвета и цвето-световой среды ландшафта. Классификация цветов. Характеристики цвета поверхности. Составить эскизы цветников в контрастной и нюансной цветовой гамме.
Понятие цвета. Белый солнечный свет представляет собой смесь излучений различной длины волны. Восприятие глазом светового потока с преобладанием лучей определенной длины волны вызывает ощущение цвета светового потока.
Цвет – свойство поверхности избирательно отражать световые лучи. Цвет поверхности имеет 3 важнейшие хар-ки: цветовой тон, светлоту и насыщенность.
Цветовой тон – качественная хар-ка цвета, волновой состав отраженного от поверхности потока.
Светлота – количественная хар-ка, кол-во отраженной поверхностью энергии, независимо от волнового состава.
Насыщенность – степень цветности цветового пятна, т.е. – отношение чистого спектрального цвета к ахроматическому( «примесь» белого или серого к чистому цвету)
Классификация цветов. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.
К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге). К хроматическим относят цвета: желтый, красный, синий, а также составные цвета, получаемые в результате слияния двух из трех основных цветов: оранжевого, фиолетового, зеленого.
В шкале ахроматических цветов выделяют: черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета, отличающиеся друг от друга степенью светлоты.
Ахроматические цвета относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой.
Цвета черно-белой (ахроматической) шкалы в цветовой композиции играют очень важную роль, поскольку они сочетаются со всеми спектральными цветами.
Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов — желтого и красного.
Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.
Черный цвет (для растений - темно-пурпурный) контрастен любому светлому цвету - голубому, розовому, желтому. Любое цветное пятно на таком фоне кажется более насыщенным. Светло-серый или белый помогут разделить цвета, сочетание которых неприятно для глаза: зеленый и синий, фиолетовый и зеленый, красный и синий. Этот прием широко используется при составлении цветников: бордюр из алиссума или цинерарии прекрасно отделит синюю лобелию от зеленого фона газона.
Еще цвета делятся на теплые и холодные (активные и пассивные). Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.
Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.
Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.
Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.
Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.
Понятие цвето-световой среды ландшафта. Цветность светового потока. Использование закономерностей естественного освещения в ландшафтном искусстве. Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятии цвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, камень, вода) и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений. В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:
любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
Цвет может по-разному смотреться при различном освещении. При слишком ярком или, наоборот, недостаточном освещении цвет кажется менее насыщенным, его оттенки плохо воспринимаются. В темноте человеческий глаз различает только цвета черно-белой гаммы. В разное время суток солнечный свет имеет различный спектральный состав -соответственно, и цвета мы видим по-разному. Во время заката преобладает оранжево-красный свет, потому наиболее насыщенными кажутся объекты, окрашенные в красные и оранжевые цвета. Желтые при этом теряют насыщенность, голубые кажутся зеленоватыми, синие и фиолетовые чернеют. Аналогично искажают цвет открытый огонь и светильники с теплым спектром излучения. В сумеречном освещении преобладают лучи сине-голубой части спектра, в результате самыми яркими и насыщенными становятся синий и голубой цвета, желтый зеленеет, оранжевый теряет насыщенность, а красный чернеет. Тот же эффект дают светильники с холодным спектром излучения. Возможности человеческого глаза ограниченны. Вблизи мы видим и фактуру поверхностей, и мелкие детали, и особенности строения растения. Но на расстоянии от объекта можем различить только крупные формы, общие контуры, выраженный цветовой фон. По мере удаления от зрителя цвета в пейзаже становятся более холодными и «разбеливаются», резко теряют насыщенность. Особенно это заметно в дождливую или туманную погоду. Эти закономерности определяют изменение колорита и «настроения» сада в течение суток,сезона, года
Цветовой круг Иттена. в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.
Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны.
В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов, составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета.
Цветовой круг Иттена: 3 основных спектральных цвета - красный, желтый, голубой. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.
Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:
жёлтый — фиолетовый;жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый;оранжевый — синий;красно-оранжевый — сине-зелёный;красный — зелёный;красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.
Цветовая композиция строится по законам контраста или нюанса. Контрастная композиция может быть основана на сопоставлении двух взаимодополнительных цветов (красный - зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый), эффект противопоставления усиливается при повторении элементов в пределах одной композиции. Для трехцветной контрастной композиции выбираются цвета, лежащие в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (красный – желтый – синий). Контрастные сочетания цветов возбуждают внимание, хорошо читаются на расстоянии; на их основе решается оформление партеров, городских парадных скверов, входов в парк или сад. Наилучший контраст составляют цвета большой насыщенности со слабонасыщенными. Для контрастной композиции недопустимы сочетания цветов, находящихся рядом в цветовом круге: синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым. Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета - белый или серый -и даже контрастные по цвету акценты.
Теплые цвета приближают поверхность, холодные – отдаляют
Теплые цвета – создают уют, тесноту. Холодные успокаивают(тем.зел.), угнетают(фиолет.)
Желто-зеленый в холодной гамме –тепл., в теплой гамме – холодный.
Взаимодополнительные цвета: красный+зел.=грязновато-зел.(умбра); желт.+фиолет.=сер.цвет.
Контрастные цвета – син./оранж.,фиолет./желт.,красный/зел.
|