Главная страница
Навигация по странице:

  • Освещённость. Понятие светотени. Освещение фронтальное, боковое, контражур.

  • Оценка освещённости участка. Анализ инсоляционного режима территории застройки, подлежащей озеленению.

  • Световой дизайн городских пространств. Типы светильников. Понятие светового сценария. Световой дизайн малого сада. Типы светильников. Приемы функционального освещения и подсветки деталей.

  • 6.Законы зрительного восприятия ландшафта. Понятие линейной, воздушной и цветовой перспективы. Выполнить зарисовки примеров перспективных иллюзий для парка или малого сада.

  • Законы переспективы в ландшафтном искусстве. Перспектива линейная и воздушная. Примеры перспективных иллюзий в садово-парковом искусстве.

  • Направления деятельности и функциональное зонирование парков. Централизация и специализация функций.

  • Парковые ландшафты по степени урбанизации.

  • 8.Понятие пейзажа. Типы пейзажей. Степень закрытости и расчлененности пространства. Открытые пространства парка. Выполнить эскизные зарисовки оформления партера и поляны городского парка.

  • Понятие пейзажа как основы композиции парка или сада. Типы пейзажей: простые, сложные, панорамные. Степень закрытости и расчлененности пространства. ПЕЙЗАЖ

  • композиционный узел

  • 3 блок. Дисциплины Ландшафтное проектирование (СД. 07), Комплексное формирование объектов и систем ландшафта (ДС. 04. 06) (только для специализации Ландшафтное проектирование)


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеДисциплины Ландшафтное проектирование (СД. 07), Комплексное формирование объектов и систем ландшафта (ДС. 04. 06) (только для специализации Ландшафтное проектирование)
    Анкор3 блок.doc
    Дата30.01.2018
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3 блок.doc
    ТипДокументы
    #15031
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6


    4.Использование закономерностей естественного освещения в ландшафтном искусстве. Понятие светотени. Оценка освещенности участка. Составить схематический генплан жилого двора в многоэтажной застройке, проанализировать освещенность.

    Освещённость. Понятие светотени. Освещение фронтальное, боковое, контражур.

    Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

    Еще один “инструмент” ландшафтного дизайнера — это использование освещенности участка — светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п. дают определенные светотеневые эффекты.

    Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света— перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.

    Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее: вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите, цвет и свет взаимно влияют друг на друга.

    Освещенность поверхности и распределение светотени зависит от угла падения солнечных лучей. Чем ближе угол к перпендикуляру, тем больше освещенность. Эту закономерность учитывают при размещении светильников в саду или интерьере. Когда солнце находится низко над горизонтом (или светильник - низко над землей), сильнее освещены вертикальные поверхности, фактура горизонтальных ярко выражена, удлинены падающие тени. Так, низко расположенный светильник поможет выявить фактуру мозаичного каменного мощения, а дерево или кустарник с ажурной формой кроны дадут при низком освещении выразительную тень на стене.

    Если лучи падают на горизонтальную и вертикальную плоскость под одинаковым углом, падающие и собственные тени наиболее удачно выявляют объем и форму крон деревьев. Когда солнце стоит в зените, лучше освещены горизонтальные поверхности, у вертикальных хорошо видна фактура.

    Оценка освещённости участка. Анализ инсоляционного режима территории застройки, подлежащей озеленению.

    Освещенность участка естественным солнечным светом (инсоляция) зависит от совокупности природных факторов

    широты местности, времени года и суток, погоды, окружающих объектов (зданий, крупных деревьев и т. д.). При проектировании пейзажа надо обязательно учитывать не только продолжительность, но и особенности инсоляции. Например, при направленном солнечном освещении области света и тени выделяются четко. Рассеянное (диффузное) солнечное освещение - в пасмурную погоду, при тумане или дожде - не дает четких теней, но подчеркивает силуэт, пропорции и объем предметов, горизонтальные поверхности, пространственную глубину пейзажа.

    Если на участке есть здания, ограда, высокие деревья, обязательно нужно составить схему естественного освещения участка. На ней обозначают:

    • участки сплошной глухой тени, лишенные прямого солнечного света в течение всего дня; возникают с северной стороны от зданий и непрозрачных оград, под деревьями с плотной раскидистой кроной;

    • участки полутени, которые затенены только в первую или вторую половину дня; находятся к западу и востоку от зданий, оград, деревьев;

    участки ажурной тени, которые в течение большей части дня получают рассеянный свет; возникают под деревьями с ажурной кроной (сосна, береза, вишня), под легкими трельяжами. Для участков, на которых строения и посадки только проектируются, тени строят по правилам геометрии.

    Для построения падающей тени нужно знать размещение, размеры и высоту здания, а также географическую широту местности, от которой зависит угол падения солнечных лучей. Для сложных объектов можно пользоваться «инсоляционной линейкой» -специальным графиком, который показывает зависимость длины тени от высоты объекта и времени суток. По ней строят «конверт теней» - падающие тени от объекта на каждый час светового дня, рассчитывают продолжительность солнечного освещения для каждого фрагмента территории. Для индивидуального сада обычно достаточно построить тень от дома и ограды на 12 часов дня; на широте Москвы величина этой тени равна высоте объекта. Высоту объекта в масштабе откладывают точно на север -это и будет участок глухой тени. Участки полутени будут располагаться к западу и востоку, примерно на две высоты объекта.

    Такая схема позволяет определить зоны недостаточной освещенности, подобрать растения для сада, предложить рациональное зонирование территории. Так, на новом участке, пока не разрослись все запроектированные насаждения, наиболее комфортными для отдыха будут участки полутени от здания, малых форм, навесов. Под пологом старого сада самыми выигрышными могут стать «солнечные пятна» - здесь можно создать площадку для отдыха, газон или цветник из светолюбивых растений

    5.Искусственное освещение. Функциональное и декоративное освещение. Типы светильников. Световой дизайн городских пространств и малого сада. Составить схематический генплан фрагмента территории с размещением светильников.

    При проектировании искусственного освещения (подсветка) нужно тщательно продумать расположение источников света. Подсветка может быть функциональной (досвечивание растений в интерьере, подсветка маршрутов движения по саду) или декоративной (подсветка растении, водоемов и малых форм в саду). Основное назначение функционального освещения - обеспечить безопасность передвижения людей и транспорта. Свет от светильников может быть направленным, заливающим или в виде узкого сфокусированного пучка лучей. Используя светильники различной высоты и лампы, дающие лучи разного характера и спектра, можно в темное время суток придать саду особый, совершенно неповторимый облик.

    Распределение светотени и расположение падающих теней на кронах деревьев, малых архитектурных формах и сооружениях подчиняется законам геометрии. Тени при солнечном освещении образуются по принципу параллельного проецирования, при точечном источнике света по принципу центрального проецирования. Для построения теней определите, какие лучи испускает источник - параллельные или расходящиеся в стороны. Зная направление лучей света, представьте их проекцию на окружающие плоскости. Сделав это, вы сможете понять, как будут падать тени от различных тел на горизонтальную плоскость (земля), вертикальную (стены зданий, ограды), на соседние объекты. Затем определите границы освещенных участков и собственной тени. Специалисты всегда учитывают распределение теней, устраивая функциональное освещение. Например, садовые лестницы подсвечивают снизу или в плоскости подступенков, чтобы падающие тени зрительно не скрывали ступеней. На входных и въездных площадках, основных трассах движения по саду размещают светильники заливающего света. Границы стоянки или пешеходной дорожки дополнительно обозначают точечными светильниками, вмонтированными в плоскость покрытия. Планируя ландшафт, учитывайте ориентацию участка по сторонам света, размещение насаждений и сооружений относительно солнца и относительно направления осмотра пейзажа.

    ■ Оборудование для освещения дорожек должно быть всесезонным, долговечным и удобным с точки зрения эксплуатации и обслуживания.

    ■ Необходимо соблюдать баланс между освещением дорожек и других объектов ландшафта – дорожки нельзя заливать слишком сильным «слепящим» светом, так как человек при движении по ним будет испытывать дискомфорт. Максимальную яркость нужно оставить для световых акцентов – подсвеченных деревьев, кустарников, беседок.

    ■ Рекомендуется избегать переизбытка света на участке. Психологически человек чувствует себя увереннее, когда движется из более темной области к свету – в данном случае к ярко освещенному фасаду дома.

    ■ Даже в темное время суток границы участка должны хорошо просматриваться – это также фактор психологического комфорта.

    Световой дизайн городских пространств. Типы светильников. Понятие светового сценария. Световой дизайн малого сада. Типы светильников. Приемы функционального освещения и подсветки деталей.

    Освешение в ландшафте: 1 утилитарное 2 создание светового пространства 3 акцентная подсветка

    Улилитарное освещение. 1 функц-е треб-я (возможность использовать прос-во в темное время суток для отдыха и обществ жизни) 2 ориентация в прос-ве( освещенеие основ и второстеп магистралей, выделение эстакад мостов, выявление основ пешеходных трасс) 3 безопасность движения( освещен пандусов, границ террас, подступенков).

    Использование: освещение парков и скверов, зон массового отдыха, 2 освещение площадей и скверов в центре города, освещен дворов, освещ зон отдыха в индивидуальном саду

    Освещение тротуаров ( лестниц) и прогулоч дорожек сада –небольшая яркость –лампы накаливания. Галогенные. и люминисцентные –размер опоры –выше ур снега . высота опоры -1,5м (20 -40 см)

    Светоцветовое пространство

    1 городская панорама 2 облик площадей и магистралей 3 праздничный сценарий освещения 4 лндш-световая композиция как вид массовых зрелищ( опят театра цирка эстрады)

    Светоцветовое прост-во, две концепции: 1 созд ланд-светов композиции 2 минимальная трансформация световой природной среды

    Светоцветовое зонирование территории. Несколько режимов работы освещения – вечерний, ночной, сезонный и праздничный.

    Типы оборудования 1 световолоконные светодиойды с широкими возможностями 2 лазерные лучи

    В малом саду: дежурное освещение, декоративное праздничное, линия садовых розеток, + энергонакопительные лампы.

    6.Законы зрительного восприятия ландшафта. Понятие линейной, воздушной и цветовой перспективы. Выполнить зарисовки примеров перспективных иллюзий для парка или малого сада.

    Законы переспективы в ландшафтном искусстве. Перспектива линейная и воздушная. Примеры перспективных иллюзий в садово-парковом искусстве.

    Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

    Различают перспективу линейную и воздушную.

    И в природе, и на картине параллельные линии сходятся на горизонте. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше, невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

    Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Такую перспективу еще называют цветовой. Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

    В перспективном изображении параллельные в натуре линии представляются сходящимися в определенной точке, размер предметов уменьшается по мере удаления от зрителя, искажаются геометрические формы. Эта особенность широко используется для создания пространственных иллюзий в ландшафтной композиции. Аллея, в которой расстояния между деревьями и их высота не одинаковы, а слегка уменьшаются по мере удаления от начала к концу, кажется длиннее. В японском саду на первый план высаживают растения более крупные, чем в глубине сада; в результате на небольшой площади создается впечатление обширного пространства.

    7.Планировочная и архитектурно-пространственная структура парка. Виды парковых ландшафтов по степени урбанизации. Составить эскиз генплана парка, показать зонирование, основные маршруты и виды ландшафтов.

    Парки - основной элемент системы озелененных пространств города. (улучшении санитарно-гигиенических условий, создании комфортной среды отдыха населения. )

    Размещение парков в структуре города зависит от его планировочной организации и природных условий:

    1обособленное расположение в застройке; исторические парки в центре города; наименее благоприятное с точки зрения экологии;2расположение в системе парковых и природных ландшафтов: в системе лесопарковых клиньев; часть водно-зеленого диаметра города, связанного поймой реки или каналом; часть полосы озеленения, разделяющей планировочные районы города;3. расположение на стыке с пригородными сельскохозяйственными и природными территориями; при территориальном росте города оказывается «захвачен» застройкой.

    Зонирование парка, трассировка дорожно-тропиночной сети и структура зеленых насаждений должны учитывать композиционное и экологическое влияние примыкающих к парку городских территорий - дорог, улиц, жилой и промышленной застройки. В зависимости от основного назначения различают несколько типов парков.

    Направления деятельности и функциональное зонирование парков. Централизация и специализация функций.



    Зона

    % по площади

    Особенности

    1.

    массовых мероприятий:

    5-17

    у входа

    высокая плотность посещения, высокий уровень благоустройства:

    мощеные площади, цветники, водоемы, фонтаны

    возможность проезда




    входа

    праздничных мероприятий

    развлечений и аттракционов

    сооружения, инженерное благоустройство

    2.

    физкультурно- оздоровительная, спортивная

    10-20

    компактная, на равнинных участках

    3.

    культурно-просветительских мероприятий

    3-8

    сооружения включаются в парковый массив

    4.

    детского отдыха

    5-10

    недалеко от входа,

    изоляция от шума и пыли, солнечного перегрева

    5.

    тихого отдыха и прогулок

    50-75

    90% - насаждения;

    естественные пейзажи

    6.

    хозяйственная

    1-5




    Взаимное размещение зон в зависимости от площади территории и количества входов:50-70 га – один комплексный центр,150-200 га – 3-4 специализированных центра, 200-500 га – несколько комплексных центров. Парковые ландшафты по степени урбанизации.

    1.зона концентрации парковых сооружений, с повышенным уровнем благоустройства;

    2.зона массового посещения с обычным парковым уровнем благоустройства и необходимым оборудованием, искусственные компоненты в ней подчинены природным;

    3.зона природных пейзажей с минимальным уровнем благоустройства, строится исключительно на основе природных компонентов ландшафта

    8.Понятие пейзажа. Типы пейзажей. Степень закрытости и расчлененности пространства. Открытые пространства парка. Выполнить эскизные зарисовки оформления партера и поляны городского парка.

    Понятие пейзажа как основы композиции парка или сада. Типы пейзажей: простые, сложные, панорамные. Степень закрытости и расчлененности пространства.

    ПЕЙЗАЖ — пространство как отдельный элемент ландшафта, ограниченный пределами и условиями зрительного восприятия. Пейзаж вызывает ощущение и настроение, воспринимаемое аналогично полотну художника. По пространственному принципу пейзажи делятся на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Закрытый пейзаж характеризуется преобладанием объемных элементов (древесные рас­тения) при незначительных плоскостных, горизонтальных, что ограничивает возможности широкого и свободного обозрения пространства, эти так называемые «ареалы тени» исключают визуальные связи между компонентами пейзажа. В регулярных парках примером закрытого пейзажа может быть боскет, в пейзажных — массивы и рощи. Открытые пейзажи отличаются преобладанием плоскостных элементов, «ареалами света», тесными визуальными связями элементов пейзажа. В качестве примеров можно привести поляны, газоны, крупные цветники.

    Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых – композиционный узел

    Пейзажи зрительно воспринимаются в пространстве по-разному, в зависимости от их сложности:

    • простые пейзажи обычно имеют один сюжет с единственным

    композиционным узлом;

    • сложные пейзажи обычно двух-, трехсюжетные, они объеди­

    нены одним замыслом и образуют единое целое, например вид на

    Храм Дружбы в Павловске, открывающийся от старой Сильвии,

    включает три композиционных узла: само здание храма, мостик

    Росси и реку Славянка (рис. 75);

    • панорамные пейзажи охватывают круговую картину с множе­

    ством композиционных узлов и состоят из нескольких простых пей­

    зажных картин.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта