Главная страница
Навигация по странице:

  • Композиционный узел

  • Открытые и закрытые пейзажи.

  • Композиция открытых пространств парка. Партеры, поляны, водные поверхности. Плоскостные сооружения.

  • Поляны, газон.

  • 9.Планировочная и архитектурно-пространственная структура малого сада. Привести примеры частных садов различного использования, составить схематический генплан малого сада.

  • Планировочная и архитектурно-пространственная структура малого сада. Функциональное зонирование. Виды пространств малого сада.

  • Примеры частных садов различного использования.

  • Геопластика – искусственное преобразование формы рельефа для достижения определённых эстетических качеств .

  • 3 блок. Дисциплины Ландшафтное проектирование (СД. 07), Комплексное формирование объектов и систем ландшафта (ДС. 04. 06) (только для специализации Ландшафтное проектирование)


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеДисциплины Ландшафтное проектирование (СД. 07), Комплексное формирование объектов и систем ландшафта (ДС. 04. 06) (только для специализации Ландшафтное проектирование)
    Анкор3 блок.doc
    Дата30.01.2018
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла3 блок.doc
    ТипДокументы
    #15031
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА — часть пространства парка (сада), визуально выделенная из общего паркового (садового) пространства и условно заключенная в «раму», ограничивающую поле видения, и имеющая определенное композиционное построение. В отличие от живописного полотна пейзажная картина трехмерна и может восприниматься наблюдателем с нескольких точек

    Пейзаж – составная часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-целое пространство. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов.

    Композиционный узел – это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскость газона или яркое пятно цветника, гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п. 
    Что надо учитывать:

    Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, – до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) – с расстояния в несколько сотен метров. 
    Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно. 

    В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды). 
    И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг – 360° – видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23–28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа.

    Открытые и закрытые пейзажи.

    В закрытом пейзаже превалируют объёмные элементы (древесная растительность) при незначительных плоскостных, горизонтальных, чем обусловливается ограниченность обозрения пространства. В общей композиции парка замкнутые и затенённые пейзажи образуют ареалы тени.

    В открытом пейзаже доминирующую роль играют горизонтальные поверхности – луга, водоёмы, что обуславливает значительную видимость вдаль и вширь. \открытые пейзажи образуют в общей композиции парка самые яркие части.

    В построении пространственных планов пейзажных картин используются следующие образующие элементы:

    Рама – назначение которого ограничить боковые и верхние части первого плана с целью вычленить из общего пространства парка участок, на котором желательно обосновать внимание зрителя.

    Кулисы – боковые шторы или ширмы, которые представляют собой элемент построения второго пространственного плана пейзажных картин.

    Доминанта картины или композиционный фокус – самая выразительная часть пейзажной картины, концентрирующее на себе главное внимание зрителя.

    В формировании пейзажа может быть создано бесконечное разнообразие композиций с различными пространственными планами и доминантными объектами, выбор решения которых обуславливается как природной ситуацией, так и художественным замыслом.

    При организации пейзажа следует соблюдать правило «экономии внимания» наблюдателя, исключая из поля зрения все лишни элементы, которые могут нарушить или отвлечь внимание от главного. Для парков характерна многоплановость построения пейзажа и периодическая смена картин, раскрывающаяся посетителем при прогулке.

    Композиция открытых пространств парка. Партеры, поляны, водные поверхности. Плоскостные сооружения.

    Лесопарковый, парковый и садовый ландшафт — это местности с функционально-образной характеристикой; имеющие свой физико-биологический и эмоциональный облик. Это среда, окружающая человека. Пейзаж —это понятие зрительное, созерцательное, восприятие местности аналогично картине.

    Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода снижает температуру воздуха, повышает его влажность, существенно влияет на микроклимат. В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное..

    Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера.

    Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной.

    Поляны, газон. Почти на всех озелененных объектах нужны открытые пространства большей или меньшей величины, на которых густо растет трава. Травянистые покрытия подразделяются на газоны и луга (поляны, лужайки. Декоративные    газоны    подразделяются на партерные и обыкновенные. Партерные газоны размещают на наиболее ответственных, парадных местах. Они всегда должны казаться ровными зелеными коврами. Луговой газон — это уже не газон, а луг. Это живописные парковые поляны свободной планировки, природный луг с полевыми цветами. Композиции полян следует уделять особое внимание при проектировании крупных садов и парков. Соотношение между ними и древесными массивами определяет художественный облик отдельных участков и парка в целом. Принято считать, что по ширине наибольшими ландшафтными достоинствами обладают поляны со средней шириной 80—120 м.

    Величина полян зависит от их назначения и величины озелененного объекта.

    Поляна должна раскрывать пространство   парка. Восприятие пейзажей поляны во многом зависит от трассировки дорожек. (дорожка ведет прямо к ней, упирается в нее. дорожка подходит по касательной)Огромную роль в восприятии поляны играет декоративность ее опушек. Парковые поляны имеют эстетическое назначение — вносить в пейзажи пространство, свет, теплоту.

    Поляны в ландшафте городского парка имеют большое композиционное и функциональное значение. Они необходимы в композиции как открытые пространства, контрастирующие с массивами насаждений, и используются для прогулок, игр и спорта.

    В зависимости от использования поляны имеют газонный покров различного состава.

    Партеры. Партером называется декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. Партер может состоять из одного, двух, четырех и более элементов.

    Из окон зданий партер должен восприниматься целиком. Основным требованием к партеру является единовременное и полное его визуальное восприятие.

    В рисунке партера используют растительные мотивы: стилизованные ветви, листья, цветы растений, скомпонованные в различных сочетаниях. Фоном для рисунка в большинстве случаев служит песок, щебень различных инертных материалов.

    Рисунок классических партеров довольно равномерно заполняет отведенную ему площадь, не оставляя больших свободных промежутков.

    Неотъемлемой частью партеров являются периметральные рабатки (полосы), выполняющие не только защитную,  но  и  декоративную  роль.

    9.Планировочная и архитектурно-пространственная структура малого сада. Привести примеры частных садов различного использования, составить схематический генплан малого сада.

    Планировочная и архитектурно-пространственная структура малого сада. Функциональное зонирование. Виды пространств малого сада.

    Осн задачи формир малого сада (м.с.) — изоляция от окр застройки, организация подходов и подъездов к осн зданию, размещ площадок отдыха, создание пеш маршрутов, трассировка гл и второстеп аллей и др. Основа планировочного решения, влияющего на формир худож образа м.с. – прир-ландшафтные компоненты — рельеф, вода и растит. 1 из элементов ландшафта выступает как ведущий. Издавна в христианском мире создание садов связ с желанием человека находиться «в раю». Строит садов свидетельствовало о мирном времени и процветании.

    Общий архитектурно-художественный замысел м.с. почти целиком зависит от гармоничной взаимосвязи его элементов — дорожек, подпорных стенок, лестниц, откосов, размещения ландшафтных растительных группировок и водяных устройств.

    М.с. выполняет рекреационные и архитектурно-художественные функции. Его формирование осуществляется в несколько этапов: 1.анализ сущ градостроит ситуации и ланд оценка территории (анализ опорного плана — он фиксирует современное сост объекта и использ элементов его территории в сущ границах); 2.подбор растит группировок с учетом биологич и арх-худож свойств растений для выявл худож образа м.с.; 3.опр функцион насыщения территории и выявл номенклатуры элементов по зонам; 4.разработка планировочного решения и окончат формир худож образа м.с.

    Инсол режим должен быть тщательно проработан. Желательно участок м.с. ограничить посадками по периметру, а затенение отдельных планировочных элементов решать со стороны з и ю-з направления. Т.к. в веч время они особенно нагрев, то сплошные затененные участки могут вызвать застой воздуха, а необходимо обеспеч хорошее проветривание. Для улучш ветр, аэрац и шум режима предусматривают защитное озел. Подбор ассортимента растений для м.с. осущ с учетом клим района, функцион назнач и арх-худож требований. В м.с. целесообразно примен деревьев 2-й и 3-й величины, наиболее декор кустарников и травян раст. Особенно тщательно подбир раст для защ озел.

    Функцион наполнение территории м.с. завис от характера размещ в гор среде. М.с. при обществ зданиях должны быть подчинены требованиям специфики функц использ территории. Планировочная композиция территории должна быть увязана с арх сооруж, возле кот она располож. Обеспеч подходы к сооруж, транзитное движение. Организация осн входов в м.с. опр окр ситуацией. Осн сооружения м.с.: мафы (павильоны, теневые навесы, перголы, трельяжи, скамьи и др); водные устройства (источники, ручьи, водопад, каскады, декор и плавательные бассейны и др); декор скульптура и др.

    Примеры частных садов различного использования. Cад круглогодичного использования. Этот сад должен быть красив в любое время года. Для такого сада составляют «зимние» композиции - из хвойных растений, лиственных деревьев и кустарников с выразительным строением ветвей, особой текстурой коры. Здесь будут и «весенние» решения: раннецветущие кустарники, цветники с использованием мелколуковичных растений, группы весенних растений-эфемероидов в приствольных кругах плодовых деревьев. Основа осенней палитры - разнообразная окраска листвы, позднецветущие многолетники. В таком саду предусматривают возможность расчистки от снега дорожек и стоянки для машин. Сад сезонного использования.Подобный сад рассчитан обычно только на посещение в летние месяцы. В таком саду основные декоративные эффекты приурочены к тем месяцам (или даже неделям), когда хозяева смогут ими любоваться. На участке сезонного использования предусматривают возможность демонтировать и убрать на холодное время года садовую мебель, светильники декоративной подсветки, деревянные настилы, игровое и спортивное оборудование. Сад выходного дня. Этот тип сада предполагает несложный уход за насаждениями, особенно если этот уход осуществляют сами хозяева. Здесь могут быть и небольшой огород, плодовый сад, участок для отдыха. Сад для большой семьи. Такой сад рассчитан на семью, состоящую из нескольких поколений, или две-три родственные семьи. На участке может быть один жилой дом с общим входом или отдельными входами в каждую часть дома. Иногда на таком участке расположены два небольших жилых дома или главный дом и флигель, как это было в русских усадьбах. В саду для большой семьи почти всегда возникает хозяйственная зона, огород, мастерская. Зная особенности жизни семьи, необходимо определить, нужна ли общая зона отдыха, в которой будут собираться все члены семьи - например, просторная беседка или площадка у открытого очага. В таком саду необходимо создать разнообразные площадки: для тихого отдыха, детских игр, занятий спортом. Различные зоны можно решить в виде «зеленых комнат», зрительно разделенных высокими живыми изгородями, перголами и трельяжами. «Шумные» зоны должны быть изолированы от участков тихого отдыха. Удобнее всего, если дорожки не пронизывают последовательно все зоны сада, а расходятся от площадки перед крыльцом - каждая в отдельную «зеленую комнату».Парадный сад. К инженерной подготовке, благоустройству и озеленению таких садов предъявляют самые высокие требования. В таких садах уместны самые смелые художественные решения, подбор декоративных и сложных в уходе растений, большое количество цветников, скульптур, малых форм. В парадных садах ярко выражено не столько приспособление территории к определенному использованию, сколько некая художественная идея. Для такого сада нужно разработать своеобразный сценарий посещения, создав общие и изолированные зоны отдыха, продумав трассу для прогулки. Доминантой такого сада почти всегда становится крупный жилой дом, перед которым устраивают въездную зону с «гостевой» автостоянкой. Дом и высокая непрозрачная ограда создают области глухой тени, для озеленения которых необходимо подобрать соответствующие растения. Для подъезда к дому, расположенному в глубине участка, и для разворота машин можно устроить овальную разъездную куртину - как на парадных дворах усадеб барокко. Участки детских игр, отдыха людей старшего поколения лучше зрительно изолировать от основной части сада. Хозяйственные зоны необходимо задекорировать зелеными насаждениями. Размеры площадок для отдыха, беседок, площадки возле открытого очага рассчитывают, исходя из предполагаемого количества гостей. В парадном саду часто необходима круговая дорожка, по которой посетители могут гулять, не прекращая деловой беседы. Ширина такой дорожки должна быть не менее 1,2—1,5 м, чтобы собеседники могли идти рядом, а не пропускать друг друга вперед. Трассу дорожки надо сделать интересной именно средствами ландшафтного дизайна: цветочным оформлением, расстановкой скульптур, рисунком мощения, размещением светильников, пологими лестницами; с нее будут раскрываться самые интересные виды на сад. Сад фермерского типа. На обычных садово-огородных участках площадью 6-8 соток чаще всего можно увидеть именно такие сады. Основную площадь обычно занимает огород, размещенный на самом освещенном участке с окультуренными почвами. Плодовые насаждения размещают с учетом взаимного затенения. Дорожки делают из прочных, нескользких материалов; ширина должна допускать проезд колесной тачки - не менее 0,75 м. В некоторых случаях на больших фермерских участках предусматривают проезд машины в хозяйственную зону. Для нескольких садово-огородных участков в 6-8 соток хозяйственные зоны иногда объединяют, организуют подход с каждого участка и единый подъезд. Место отдыха на садово-огородном участке можно расположить в палисаднике. Сад-коллекция. Подбор растений в таком саду полностью зависит от вкусов владельца. Это может быть коллекция редких теневыносливых растений, красивоцветущих кустарников, сад одной культуры - розарий, сад флоксов или сиреней. По зонированию такой участок напоминает ботанический сад: развитая хозяйственная зона с теплицей, рассадными грядами и прикопом, коллекция самых редких или декоративных форм, возможно -экспериментальный селекционный участок. Как и в ботаническом саду, возникнет «экспозиция» - цветник, который можно показать родственникам или соседям; расположить его можно в палисаднике или в зоне отдыха. Коллекцию, состоящую из одной культуры (сад тюльпанов или сад флоксов), стоит дополнить растениями с другими сроками цветения, контрастной фактурой или цветом листьев. Тогда сад не потеряет декоративности в течение всего сезона.

    10.Роль рельефа в ландшафтной композиции. Классификация и основные характеристики форм рельефа. Приемы и цели преобразования рельефа. Привести примеры изображения рельефа на планах, в макетах, в пространственных зарисовках.

    Композиция рельефа должна рассматриваться на неск уровнях: региональном (общая ха­рактеристика рельефа крупных территорий); градостроительном (планировочная структура насе­ленных мест); детального ландшафт­ного проектирования (формирования архитектуры по­верхности земли). Геопластикаискусственное преобразование формы рельефа для достижения определённых эстетических качеств. Иск холмы могут изолировать др от др разные зоны в жил застройке или в парке, создавать небольшие замкну­тые пространства, благоприятный климат, выступают в качестве экра­на, защищая от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращ в небольшие амфитеатры для самодея­тельности или в зрит места у спорт пло­щадок. Иск тальвеги использ для уст­ройства спусков и горок, по кот дети съезжают на спец оборудованные игр площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тонне­лями группы «холмов» образ интересные игровые ситуации. Обилие точек обзора, возможность замаскировать не­выразит сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени.

    Классификация форм рельефа. I. Основ на внешнем виде. 1 группа. Равнины – высоты соседних точек оч мало разнятся друг от друга. 2. Местности пересеченные, или расчлененные. По масштабу колебаний высот: местности горные и холмистые. Рельеф пересеченной местности слагается из сочетания элементарных форм: положит (выпуклые) и отриц (вогнутые). Положит: гора; вершина; горная гряда, или цепь; увал; ступень/уступ. Отриц: долины, котловины, впадины, области понижения. II. Расчленение зем поверхн по высотным условиям. 1. Местности, лежащие ниже 200м над уровнем моря – низменности. 2. 200 – 600м – холмистые страны, или низ горы, если поверхность пересеченная; столовые страны, если она ровная. 3. Горы ср выс и выс горы, или альпийские (при пересеч рельефе), и плоскогорья, если поверхность слабо расчленена и приближ к горизонтальной. 4. Части суши ниже уровня океана – депрессии. III. На генетическом принципе. 1. Страны пересеченные (горные и холмистые). Категории: Дислокационные/тектонические; Насыпные/аккумуляционные: вулканические горы; холмы эолового происхождения; возвыш из материала, отлож ледниками или их талыми водами, холмы органогенного происхождения, холмы, образ отлож источников; Эрозионные/денудационные. 2. Равнины, представляют большое разнообразие. Категории: Первичные равнины/морские плато; Аккумуляционные/насыпные: аллювиальные равнины, флювиогляциальные (ледниковоречные) наклонные равнины, озерные равнины, равнины, образ продуктами выветривания, вулканический пепел, разносившийся ветром и засыпавший окрестности центров вулканической деятельности; Вулканические/лавовые; Остаточные/предельные.

    Характеристику рельефа. Опр формы рельефа, находящиеся на территории, их соотнош по площади. Характеристика гор. Возраст гор, сост горных хребтов (в случае горной страны), простирание и взаиморасполож хребтов, ср и макс выс горного образ, опис морфоскульптуры гор: характер склонов, вершин и т.д, какими горными породами сложены горы, выс снеговой линии, на какой выс начин зона ледников и снежников, характеристика ледников и ледниковых форм рельефа. Характеристика равнин. Название, местополож, происхожд, возраст, сейсмичность, характер горных пород, морфоструктура: простирание, ср и макс выс, состав равнины.

    Метод горизонталей. Горизонталь на местности можно представить как след, образ пересеч поверхности воды с физ поверхностью Земли на изображ участке. Уменьш изображ горизонтальной проекции этой кривой представит соответ горизонталь на плане. Разность высот двух последоват горизонталей – высота сечения. В завис от масштаба, характера рельефа и назнач плана (карты) высоты сеч приним равными 1, 2, 5, 10 м и т. д.

    При детальном изображ слабо выраж рельефа допуск и дробные интервалы между горизонталями: 0,2; 0,25; 0,5 м. Короткие, почти параллельные штрихи проводят перпендикулярно к горизонталям, толщина и промежутки между ними находятся в опр завис от крутизны скатов. Для изображ рельефа на картах мелкого масштаба иногда применяют метод пунктира, при этом рельеф выраж при помощи точек различных диаметров. Цветная пластика – рельеф изображ в завис от высоты различн оттенками неск цветов.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта