3 блок. Дисциплины Ландшафтное проектирование (СД. 07), Комплексное формирование объектов и систем ландшафта (ДС. 04. 06) (только для специализации Ландшафтное проектирование)
Скачать 0.62 Mb.
|
11.Особенности парков и зон отдыха на склонах, холмах, овражных территориях, в долинах. Составить эскиз зонирования и трассировки дорог для многофункционального парка на склоне. Парк на горе или холме. Объем возвышенности в макс степени связывает парк с внешн окр, почти нет замкнутых пространств. Трудно выделить опр видовые точки, весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, принимающ вид спирали или серпантина. Последовательное «чтение» композиции начин внизу и заканч на вершине — четко выраженной прир доминанте, где композиция достиг свой кульминации. Путь наверх характеризует прежде всего цикличность, постепенность и многократность раскрытия видов на окружение при возрастающем нарастании зрит впечатлений. Чем выше поднимаешься, тем большее пространство охватывает взгляд. Желательно переключать порой внимание пешехода на ближ планы и непосредственное окруж дороги, создавать иск закрытые участки пути, сменяющиеся панорамами в самых выгодных точках. Перед выходом на верхнюю обзорную площадку целесообразно задержать эмоц разрядку и дать некую композиц паузу, напр относит монотонный подъем по лестнице, укрытый зеленью участок тропы, дороги. Это усил эффект внезапного раскрытия завершающей панорамы. Сама площадка может располаг и не на наивысшей отметке, часто бывает выгоднее располож ее неск ниже, но над самым крутым уступом, кот может быть создан иск. Мысообразные выступы ярусов с наиб крутыми склонами и четко выраж бровками используют для организации вид площадок, размещ особо ценных арх сооружений, монументов. Крутые склоны под ними в целях сохран визуальных связей центра города с прир окружением оставляют в их ест виде. Рядовую парковую застройку, не обогащающую силуэт и панораму склонов располагают на нек отдалении от бровки. Гл особенность парка на склоне, — фронтальность его композиции. Наклон плоскость организует и предопр всю систему визуальных коммуникаций — взгляд скользит с верх террас на ниж и далее к подножию склона. При положении наблюдателя внизу взгляд устремл вверх, поднимаясь с одного горизонт уровня на др к вершине. Такое односторон раскрытие парка заставляет трактовать его как послед серию картин, симметричную к гл оси движ, обычно направленной поперек склона или по диагонали к нему. Типичная композиц задача таких парков – выявл пространств структуры склона, кот часто сводится к формир системы террас. С бровок (четких переломов, переходах от плоских элементов к наклонным) открываются виды вниз, формир силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Парал линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона опр вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Осн парковые сооруж размещ на ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины. Парк на овражной территории. Протяженность овражной сист обычно невелика и выходит к шир пространству реки или равнины, поэтому такие выходы становятся гл и характерными элементами пространств композиции. В структуре рельефа выделяют осн части: верхнее плато, осн ствол оврага и его бок отвершки, открытую зону в месте выхода оврага к отк пространству. Кроме того, выделяются мысообразные выступы плато в местах слияния оврагов, бок склоны и днища в самих оврагах и тальвегах. Обычно гл усилия направл на обогащение исходной ситуации — смягчение слишком резких уступов оврага, расшир его пространства, озеленение, обводнение и т. д. Для мест парка, располож непосредственно в пределах тальвега и оврага, характерна опр замкнутость пространства. Это может быть композиц подчеркнуто, что обеспечит некую интимность, «камерность» среды. Чтобы придать более открытый характер чересчур замкнутым и измельченным пространствам обычно производят трассировку сети дорог, троп и лестниц, кот сбегают со склонов и слив затем в единое «русло» у выхода из оврага. Ведущий вид озеленения — газоны и кустарники, выс растит примен лишь в отдельных местах для разнообразия пейзажа. Арх сооруж лучше размещ вблизи бровок верх плато и у выходов оврага. Парк в долинах. Определяющий ф-р композиции парка – наличие склонов, огранич пространство с 2 сторон, и узкой горизонтальной плоскости днища, занятого водотоком и поймой. Есть ведущая продольная пространств ось, подчиняющая себе весь парк. Вдоль этой оси обычно проходят гл аллеи, размещ осн парковые сооруж, крупные площадки. Если поперечный профиль долины как бы симметричен, то продольный уклон долины сообщает ей ярко выраж динамику — вверх и вниз по теч водотока. Боковые склоны всегда находятся в поле зрения, важно сохран их в ест сост, предотвратить возможные наруш раст покрова, эрозию почвы, осыпи и пр. Как правило, относит прямые и шир участки должны сменяться резкими поворотами. Это предопр выбор наиболее инсолируемых (желательно в теч 2 половины дня) и просторных участков для размещ осн мест массового отдыха в парке. Узкие затесненные места исп лишь для связи между осн расшир участками парка, но играют важную композиц роль — членят линейное пространство на опр отрезки. Особенно важны участки склонов в торце расшир участков долины на ее поворотах, они долго находятся в поле зрения при передвиж по продольной оси. 12.Понятие вертикальной планировки территории и геопластики. Формы микрорельефа в композиции малого городского и частного сада. Составить эскиз оформления садовой лестницы и подпорной стенки. Приёмы преобразования рельефа при строительстве объектов ландшафтной архитектуры. Цель преобразования рельефа. Понятие вертикальной планировки и геопластики. Задача проектировщика – сохранить или "усилить" формы рельефа. Подчеркивание, утрирование форм рельефа возможно путем установки мафов, павильонов, посадки групп или отдельных раст. 3 случая преобразования рельефа: 1.Воссоздание (или имитация) встречающихся в прир форм рельефа; 2.Созд геометр подчеркнутых, "утрированных" форм на отдельных участках территории (горок, валов, пирамид и т.п.); 3.Формир функцион форм рельефа – брустверов по периметру территории для защ от шума, дамбы, валы, горы для санных спусков. Проектир рельеф не должен противоречить характеру окр ландшафта, формы его должны находиться в гармонии по отнош к окр пространству. Формир микроклимата территории на отдельных участках, так, насыпка валов и горок со стороны неблагопр ветров способствует защите участка от сквозняков; склоны ю экспозиции наиболее благопр для размещ площадок для отдыха, произрастания соотв растит. Вертик планир озел территории – это комплекс мероприятий направ на преобраз рельефа согласно требованиям и правилам ланд-планир решения. Осн задачи: - обеспеч отвода излишков пов вод (дожд, паводковых, талых путем устройства спец сооружений); - созд условий для удобного движ пешеходов и транспорта по дорожкам, аллеям, а также пребывания, отдыха, игр на различ рода площадках; - создание пластически выразит форм рельефа, т.е. макс приспособл сущ рельефа путем устройства спец сооружений; - созд благопр условий для произр ценной растит, устран явлений почв эрозии; - укреп склонов, крутых берегов водоемов путем устройства спец сооружений; - устройство лестниц, подпорных стенок, откосов, террас на пересеченной местности. Проектир верт планировки ведут одновременно с разработкой их планировочного решения и в комплексе с мероприятиями по организации стока пов вод, устройству водоемов, защ от затопления. Эффективность проектн решения опр технико-экономич показателями: - наим объем земляных работ при наиб эффекте от проектного реш; - баланс земляных масс – равенство объемов работ по выемке грунта и его насыпи; - минимизация расст по перемещ грунта при планировке с участков выемки на участки насыпи. Осн методы верт планир: - метод проектных отметок и уклонов (аналитический); - метод проектных профилей; - метод проектных ("красных") горизонталей. На основ проекта верт план рассчит и строится картограмма земляных работ, позволяющая оценить их объем и стоимость. Также выбир метод и средства производства работ. Геопластика - вертик план подлежащих озелен территорий с целью арх и худож-ного преобраз рельефа. Формы природного и искусственного микрорельефа. Микрорельеф и композиции малого городского и частного сада. Микрорельеф – мелкие формы рельефа, не превыш в поперечнике и в выс неск м; в понятие микрорельефа включ также нанорельеф — мельчайшие формы, не превыш по выс неск см (рябь на склонах песчаных дюн и барханов, болотные кочки, норы животных и выбросы земли возле них и т.д.). Различают положительные формы микрорельефа (мелкая бугристость, кочковатость и пр.) и отрицательные (степные блюдца и др.) В регулярных стилях чаще всего на уровне микрорельефа применялось создание булингринов и вертюгаденов. Пейзажный стиль садово-паркового искусства под влиянием китайских и японских мотивов существенно обогатил палитру используемых приемов формирования микрорельефа, особенно применения скальных образований, единичных камней и их групп. Хотя справедливо будет заметить, что не всегда композиции из камня относятся к микрорельефу, порой они бывают весьма значительных размеров. Осн принцип при разработке композиц приемов малого сада – макс исп ландшафта местности, подчеркивание достоинств прир среды и конкретных арх-планировочных особенностей участка. Холмистые и равнинные сады по насыщенности элементами делятся на три стиля: полные, полусокращенные и сокращенные. Процесс обобщения формы заключается не только в уменьшении количества элементов, но и в замене изображения символикой (например, песок заменяет воду). Полный стиль соответствует ландшафтному саду, а сокращенный выражает "сухой ландшафт" 13.Роль крупных водоемов в композиции объектов ландшафтной архитектуры. Способы преобразования береговой линии. Выполнить 3-4 пространственные зарисовки парковых пейзажей с водоемом. Вода исп в кач оформительского элемента в с-п дизайне. Водоемы значит оживляют сад, улуч микроклимат сада, созд более комфортные условия для раст, жив и людей.. Вода подчерк изгибы рельефа, отраж движ ветра, усил игру света и тени. Это украшение любого сада, явл хор средством для релаксации, дополнением общего дизайна участка. Устройство водоема позвол корректировать и исп формы ланд и упорядочить пространство, сформировав целостный облик парка или сада. Если берег линия водоема оформлена правильно, его сложно отлич от ест. Способы оформл бер линии: Созд каменных отмелей – сухих, влажных, мокрых. Исп крупных камней различ формы и цвета. Располагают их не противореча природе, в отдельные, неравнозначные по массе группы. Камни также явл опорными точками, куда можно наступить, чтобы дотянуться до удаленных от берега объектов в процессе ухода, т.ч. они должны быть надёжно закреплены. Желат не исп известняки и доломиты в погружённом в воду сост, т.к. они подщелачивают среду, что нежелат для флоры и фауны водоёма, однако их можно исп на берегу. Сооруж набережной из бетонных или каменных блоков. Исп деревянных настилов, помостов. Установка деревянных свайных берегоукрепляющих набережных. Посадка растений – декор кустарников, многол цветов. Исп спец материалов – гидроизоляционной пленки, на кот наклеен крупнозернистый песок для имитации ест дна; матов из кокосового волокна и пр. 14.Водные устройства в композиции городских объектов и малых садов. Типы фонтанов. Типы малых декоративных водоемов. Составить эскизное предложение по оформлению садового водоема. Водные устройства городских объектов ландшафтной архитектуры. Типы фонтанов. В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяем, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны(струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Разнообразие форм применение воды дает возможность проектировщику использовать богатые эстетические средства для выявления ее вышеперечисленных качеств, тем более что утилитарное использование воды не исключает одновременно и выявление ее декоративных свойств. Питьевые фонтаны, например могут быть выполнены в виде малых архитектурных форм. При этом скульптурно обыгрывается все элементы этой формы: падающий водопад, запорная арматура, водоприемная чаша. В настоящее время не меньшее эстетическое значение имеет применение водных устройств и в общегородских ансамблях, особенно в городских центрах, в комплексе с общественными сооружениями. Фонтаны 1. Колодцы и родники, декоративно оформленные с привлечением средств архитектуры и пластики. Такие отдельно стоящие колодцы могут быть красивым декоративным пятном на площади или на улице небольшого поселка или районного центра. 2. Простые водоемы спокойных геометрических форм с зеркальной поверхностью, отражающей кроны деревьев, архитектуру памятников и сооружений. В некоторых случаях, например при расположении водоемов на площадях и в партерах парков, зрительное впечатление может быть усилено введением одной или нескольких вертикально бьющих мощных струй, рельефно выделяющихся на фоне сооружений или темной зелени парков. 3. Фонтаны со сложной композицией водяных струй, бьющих из глади водоемов и создающих динамический силуэт на фоне зелени, с незначительным привлечением пластики и широким использованием технических средств для подсвечивания струй в ночное время. Их место — на центральных площадях, в общественных парках и на выставках. 4. Фонтаны в виде одной или нескольких чаш, стоящих в центре небольшого водоема, в который стекает из этих чаш вода. Благодаря спокойным благородным формам диапазон применения этих фонтанов весьма широк. Их можно устанавливать в скверах, парках, садах, на городских площадях и т. д. 5. Скульптурные фонтаны, в которых доминирует пластика, а композиция водяных струй играет лишь подчиненную роль. Место таких фонтанов — на городских площадях и перед общественными зданиями. К этой же группе могут быть отнесены мемориальные фонтаны, а также фонтаны, оформляющие фасады архитектурных сооружений. 6. Каскады в виде многоступенчатых переливов воды с богатым декоративным оформлением или в виде нескольких чаш, входящих в архитектуру сходов или подпорных стенок. Каскады чаще всего находят применение в парках и садах со значительным падением рельефа местности. Водные устройства и искусственные водоемы в композиции малого сада. Назначения водоемов, варианты оформления. Создаваемые в садах искусственные водоемы и водные устройства могут иметь природные прототипы (искусственный ручей) или быть абстрактными (круглый бассейн). При имитации природных форм необходимо помнить, что характер русла движущейся воды зависит от рельефа, скорости и направления течения, слагающих ложе потока пород. Изгибы русла могут быть оправданы наличием препятствия – крупного валуна, повышением берега, выходом плотных наразмываемых пород. Водоем, имитирующий природный ландшафт, дает безграничные композиционные возможности. Выразительность водоемов абстрактных – т.е., не имеющих природных прототипов - основана на ясности геометрических очертаний, смелости технических решений. Чаша таких водоемов может иметь ограждение различной высоты и конструкции: вымостку плоскими камнями в уровне газона, низкий каменный борт, стену высотой до 1м с мозаичной облицовкой. В малом садовом водоеме может быть установлен погружной фонтанчик, создающий эффект бурления воды. В гротах, стенных нишах, на фоне каменных оград устанавливают пристенные фонтанчики; это может быть декоративный кран или маска, вода из которой падает в небольшой бассейн, чашу или прудик. Вода в саду создает самые разнообразные звуковые эффекты. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяем, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады 15.Типы организации насаждений парка и сада. Приемы построения древесно-кустарниковых групп, куртин и массивов, аллей. Составить эскизный генплан оформления опушки в лесопарке. Растительность как важнейший элемент парка и сада. Типы организации насаждений. Приемы оформления древесно-кустарниковых групп. Растения – самый податливый материал ландшафтной композиции. Преобразование существующих насаждений может состоять в сохранении ценных экземпляров и массивов, их дополнении или в создании новых насаждений. Древесно-кустарниковые насаждения являются главным элементом пейзажных картин парка или сада; они создают границы открытых и закрытых участков, разделяют пространства, определяют настроение, освещенность и цветовой тон пейзажа. Травянистые цветочные и декоративно-лиственные растения – основа оформления уголков сада, заполнения парадных пространств и фоновых участков. Ассортимент растений подбирается с учетом климатических и микроклиматических условий, характера почв и гидрографии местности, особенностей инсоляции. Группы растений в саду могут быть составлены по экологическому принципу – водные и приводные растения, тенелюбивые и теневыносливые растения, растения степей или горных склонов. В основу композиций могут быть положены и декоративные качества растений: общий характер кроны и ее ажурность, архитектоника ветвления, цвет листвы, цветов и плодов. Архитектоника древесных растений и кустарников – зрительная устойчивость или динамика, которая определяется не только формой, но и строением кроны, направлением и характером расположения скелетных ветвей. Растения с наиболее выразительной формой, интересным строением, необычным цветом листвы и ствола часто называют «архитектурными»; высаженные одиночно или небольшими однородными группами они становятся акцентами сада. Промежутки между ними заполняют «фоновыми» растениями, с нейтральной фактурой и окраской; они создают общий абрис посадок и колорит сада, обеспечивают необходимую зрительную преграду или непрерывность цветения. Зелёные насаждения на территории жилой застройки выполняют важнейшие функции. Они играют санитарно-гигиеническую роль и эстетически обогащают жилую среду, где постоянно находится человек. Все виды зеленых насаждений по функциональному признаку делятся на три группы: Насаждения общего пользования. К этой группе относятся парки, лесопарки, скверы, бульвары, насаждения на улицах и стадионах. Назначение таких насаждений — создать условия для отдыха людей, для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Насаждения ограниченного пользования. Сюда относятся посадки в производственной зоне и вокруг производственных зданий, насаждения в детских и лечебных учреждениях, на школьных и приусадебных участках. Насаждения специального назначения. В эту группу входит целый ряд видов насаждений: защитные, ветроломные, водоохранные, мелиоративные, противопожарные. Сюда же включаются плодово-ягодные сады, дендрарии, питомники, цветочные хозяйства и т.д. Приемы построения древесно-кустарниковых куртин и массивов. Формирование опушек в парках и лесопарках. Древесно-кустарниковые массивы являются основой паркового пейзажа, на фоне которых размещаются более мелкие композиции парковых насаждений. Это совокупность деревьев и кустарников, занимающих площадь более 0,5 га, образующих горизонтально и вертикально сомкнутые, устойчивые и долговечные насаждения. Они являются основным элементом композиции парков, делят их пространство на части и способствуют улучшению климатических и санитарных условий всей территории. Древесные массивы могут состоять из одной древесной породы (чистые) или нескольких (смешанные). Смешанные массивы имеют ряд преимуществ по сравнению с чистыми, они более устойчивы, менее подвержены поражению вредителями и болезнями, для них характерно разнообразие красок и форм. Массивам по возможности придают естественный характер. Рядовая посадка, особенно при создании небольших парковых массивов нежелательна, так как усиливает впечатление искусственности. Контурам массива придают неправильную, естественную форму. Куртины - крупные группы от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы. Вследствие своих небольших размеров не прорезаются дорогами и предназначены для осмотра лишь с внешней стороны. Часто вокруг древесной группы кольцом или полукольцом с наиболее обозреваемой стороны размещают опушку из кустарников, которая создает плавный переход от деревьев к газону. Опушка должна быть расположена свободно, образуя запады и выступы, что придает группе естественность и привлекает внимание к отдельным ее элементам. При формировании опушек используют наиболее декоративные и красивоцветущие растения. |