Главная страница

Итоговая работа по истории РК. Диссидентство как форма культурного инакомыслия


Скачать 18.76 Kb.
НазваниеДиссидентство как форма культурного инакомыслия
Дата24.08.2021
Размер18.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИтоговая работа по истории РК.docx
ТипЗакон
#227727

Диссидентство как форма культурного инакомыслия

Феномен диссидентства в тоталитарной культуре советского обшества 1970 — 1980-х гг. явился закономерным результатом расхождения власти и культуры, начавшегося с 30-х гг. XX в.

13 сентября 1965 года КГБ арестовал писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. За публикацию своих книг за границей их приговорили соответственно к семи и пяти годам колонии. С позиции СССР труды авторов несли в себе клевету, «осмеивающую советский строй и положения марксизма-ленинизма». Советская интеллигенция сочла процесс против литераторов несправедливым. В их поддержку прошел митинг гласности на Пушкинской площади. Считается, что осуждение Синявского и Даниэля послужило толчком к началу широкого диссидентского движения в СССР.

Последние десятилетия советской власти характеризовались не только появлением и обострением экономических и социально-политических противоречий. В советском обществе появилось немногочисленное, но заметное общественное явление, которое получило название “диссидентство”. Диссидентство трудно укладывается в привычное представление об общественных движениях: необычно по своему содержанию, формам проявления, масштабам влияния на общественное сознание, на настроение социума. Диссидентство представляло собой организационно неоформленное, политически неоднородное движение открытого идейно-нравственного протеста передового слоя советской интеллигенции против советской системы. Этот протест, гласный, открытый или латентный, пассивный, охватывал, по сути, многие формы общественной и духовной жизни страны, сыграл особую роль в морально-психологической подготовке общества к осознанию необходимости демократических преобразований.

Термин «диссидент», который можно рассматривать как несогласный, противоречащий, появился изначально в значении религиозном. Диссидентами называли раскольников, отступающих от догматов господствующей церкви. В переносном значении диссидент означает инакомыслящий, отступник.

Именно в этом значении понятие диссидент появилось в социально-политическом лексиконе советского общества в 1970-е годы. К диссидентам относили людей, не согласных с генеральной линией ЦК КПСС, политикой Советского государства, официальной партийно-государственной идеологией, с общепринятой в советском обществе моралью, эстетическими нормами в сфере художественного творчества и т.п. Причем непринятие даже отдельных норм существующих порядков было признано диссидентством. Синонимами понятия «диссидент» были понятия «инакомыслящий», «свободомыслящий».

Диссидентство не было однородным явлением. Многие литераторы, ученые, художники, скульпторы, объявленные властью диссидентами, объединялись лишь в одном – в праве на инакомыслие, на свободу творческого самовыражения. Они не считали себя политическими борцами. За границей они, как правило, оказывались против собственной воли. Главная причина, вынуждавшая уехать за границу, состояла в том внутреннем расхождении с советским мировоззрением, которое делало быт несовместимым с творчеством.

За границей оказалась довольно значительная часть творческой интеллигенции, талант которой вызревал во время «оттепели», но не сумел пойти на компромисс с идеологией тоталитарной культуры. А. Д. Синявский уже в эмиграции написал статью «Диссидентство как личный опыт». В ней он отмечал, что его диссидентство состояло только в писательстве. Само же занятие литературой в СССР он называл рискованным и подчас гибельным делом, ибо писатель, совмещающий литературу с жизненным благополучием, очень часто в советских условиях перестает быть настоящим писателем.

В 1977 г. В Постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» недвусмысленно была обозначена позиция по отношению к инакомыслящим. Диссидентство определялось как «вредное» течение, порочащее советский государственный строй, а уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности. В 1960 – 1970-е гг. За инакомыслие было осуждено свыше 7 тысяч человек. В эмиграции оказались А. И. Солженицын и В. П. Некрасов – авторы первых произведений о сталинизме, талантливый виолончелист М. Л. Ростропович, певица Г. П. Вишневская, кинорежиссер А. А. Тарковский, режиссер театра на Таганке Ю. П. Любимов и многие другие, чье творчество и гражданская позиция оказались в глазах власти «порочашими советский и государственный строй». Другая часть инакомыслящих была подвергнута жесткому идеологическому прессу, но не сломлена.

Диссидентская практика в СССР имела несколько основных форм своего проявления, главной из них являлся «самиздат». Термин произошел от сочетания «сам - себя - издат». Под «самиздатом» принято понимать бесцензурную печать. «Самиздат» первоначально как бы представлял собою некую шутейную альтернативу Госиздату. Примечательно, что даже в данной сентенции прослеживается суть диссидентства: противостояние личности тотальной государственности, конфликт индивида с системой.

В стране отношение к диссидентам было очень сложное. Общество доверяло официальной пропаганде и сообщениям в прессе, в которых диссиденты представлялись «отщепенцами», «агентами ЦРУ», антисоветчиками. Распространено было мнение о душевных заболеваниях диссидентов, особенно после включения психиатрии в арсенал средств подавления инакомыслия в стране.

Серьезной проблемой диссидентства стал поиск «точки опоры», базисной основы. В чем смысл деятельности, во имя чего все мытарства и трагедии инакомыслящих? Народ, по мнению диссидентов, не в состоянии понять, а тем более разделить и поддержать идеи диссидентов. Власть занимает по отношению к инакомыслящим резкую и бескомпромиссную позицию. Таким образом, реальную поддержку и понимание они чувствовали только с Запада, ощущая себя частью интернационального демократического движения.

В стране борьба диссидентов имела в основном характер моральной борьбы за достоинство человеческой личности. Однако участие в борьбе требовало особых качеств, присутствующих не у всех, осознание этого создало у диссидентов веру в некое их превосходство над остальной частью советского населения. Диссиденты дифференцировали себя от среднего советского человека, противопоставляя себя не только представителям власти, но и большинству советских людей.

Таким образом, деятельность активных диссидентов имеет определенный оттенок жертвенности, самопожертвования, что отражается и в понимании ими состояния добровольной и вынужденной своей изоляции во враждебной среде. Появление в общественно-политической и культурной жизни страны диссидентства стало питательной средой для зарождения правозащитного, национальных и религиозных движений, весьма разных по своим целям и задачам, которых объединяло несогласие с партийной и государственной политикой.

Диссидентское движение было ответной реакцией на диктатуру властей и ограничение прав и свобод простых граждан. Оно получило массового распространения из-за отсутствия возможности открыто распространять свои идеи и давления со стороны правоохранительных органов. Однако диссиденты «расшатали» тоталитарный режим в Советском Союзе и стали предвестниками перемен в политической системе страны.
Список использованной литературы

[1]. Л. А. Королева, И. Н. Гарькин. Оппозиционные журналы о сопротивлении режиму в СССР (1950-1980-е гг.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014.

[2]. Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. История отечественной культуры. М.: Юрайт, 2018. С. 391-394.

[3]. Никонова С.И. Инакомыслие как явление духовной жизни советского общества (1965 – 1985 гг.) // Известия КазГАСУ. 2007. №2. С. 122-126.

[4]. Окунев Д. «Оболгали Родину»: за что судили писателей Синявского и Даниэля. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/09/13_a_13249742.shtml (дата обращения: 28. 1. 2021).



написать администратору сайта