рпрп. Копия 2.2.3_модуль_Формирование_поликультурной_компетентности. Дистанционный содержательный модуль Формирование поликультурной компетентности в условиях поликультурного образовательного пространства Разработчик
Скачать 121.5 Kb.
|
Дистанционный содержательный модуль «Формирование поликультурной компетентности в условиях поликультурного образовательного пространства» Разработчик: Ущаповская Е.Н., д. иск., доцент кафедры общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания ГОУ ДПО «ДонРИДПО» e-mail: elena_polsky@mail.ru Успешное изучение данной темы позволяет: подтвердить актуальность поликультурного образования в современном обществе; проанализировать содержание поликультурного образования; определить основные цели, принципы и функции поликультурного образования; проследить основные этапы развития идей поликультурности; раскрыть сущность поликультурной компетентности и определить пути ее формирования; выделить личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые человеку в условиях культурного разнообразия; получить знания, умения и навыки, необходимые для взаимодействия с людьми (детьми), которые принадлежат к разным культурным группам; выбирать формы и методы работы необходимые для формирования поликультурной компетентности учащихся; осуществлять поликультурное образование школьников через содержание своего учебного предмета. Ключевые понятия: поликультурность; мультикультурность; поликультурное общество; этнические меньшинства; этнос; межкультурные контакты; межэтническая толерантность; межкультурное взаимодействие; идентификация; поликультурное образование; компетентностный подход; компетентность; поликультурная компетентность; поликультурная грамотность. Методические рекомендации к изучению содержательного модуля При изучении содержательного модуля «Формирование поликультурной компетентности в условиях поликультурного образовательного пространства» важно проработать ключевые понятия темы; ознакомиться с современным состоянием и историей становления и развития идей поликультурности; определить оптимальные формы и методы работы по формированию поликультурной компетентности у учащихся; способствовать формированию личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых человеку для жизни и деятельности в условиях культурного разнообразия. Изучая пункт 1, раскройте сущность понятий «поликультурность», «мультикультурность», «поликультурное образование», «поликультурное пространство»; выделите основные функции и задачи поликультурного образования и воспитания. Изучая пункт 2, раскройте сущность и охарактеризуйте структуру поликультурной компетентности, определите пути ее формирования; охарактеризуйте роль и функции «поликультурной грамотности» педагога в его профессиональной деятельности. Каждый пункт заканчивается вопросами для самоконтроля. Целесообразно попытаться устно сформулировать ответ по каждому из вопросов. В случае возникновения затруднений в ответе, еще раз проработайте материал, найдите ответы на вопросы. Вопросы дополнительно не оцениваются, они предложены для самопроверки. Контрольно-оценочный блок модуля включает в себя два практических задания, способствующих развитию поликультурной грамотности педагога.
Информация для проработки Обострение этнических проблем во всем мире актуализировало вопрос поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения в многонациональных регионах. Современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодежи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодежи к жизни в многонациональной, поликультурной среде, является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования. 1. Генезис становления и развития идей поликультурности Принятое в словарях толкование термина «поликультурный», часто отождествляется с понятием «мультикультурный». Некоторые исследователи также проводят параллель между терминами «поликультурный» и «мультикультурный», а иногда и подменяют их друг другом, считая их синонимами. В 1957 году, когда возникла необходимость охарактеризовать политику Швейцарии, направленную на формирование единой нации из различных этнокультурных сообществ, в том числе меньшинств, которые исторически жили на этой территории, вводится понятие «мультикультурализм». Сам по себе данный феномен родился в результате осознания непродуктивности ассимиляторских усилий со стороны государств. В научно-политическом употреблении этот термин укоренился в 1971 г., когда в Канаде правительство премьер-министра Пьера Э. Трюдо принял Официальный акт омультикультурализме. Это означало уравнивание французского языка в статусе с английским. В России большинство ученых склонны проводить различие между терминами «мультикультурализм» и «поликультурность». Понятие «поликультурный» означает, что общество состоит из различных этнических групп и национальных меньшинств. А мультикультурализм констатирует изменения, произошедшие в относительно гомогенном обществе в результате иммиграции, являясь своеобразным ответом на вызов глобализационных процессов, провозглашая необходимость сохранения культурных ценностей иммигрантов. Поликультурные общества – это общества с исторической этнической мозаикой социальной среды, которая складывалась веками и прошла проверку временем. Идеи поликультурности имеют глубокие исторические корни. Мысли о необходимости развития личности ребенка в поликультурной среде развивались в философских и педагогических трудах А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Л. Песталоцци, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Обобщая данные идеи, следует обратить внимание на возможности их интерпретации в современный период. Историко-прогностический анализ идей поликультурности
Новое тысячелетие побудило ученых к актуализации вопросов поликультурности, к пропаганде поликультурного образования. Поликультурный подход рассматривался в работах таких исследователей, как Дж. Бэнкс, К. Грант, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, И.Ю. Макурина, Л.Л. Супрунова, П. Янг и др. Подходы к проблеме поликультурности в мировой педагогике эволюционировали от идеи ассимиляции обучаемых – теории аккомодации (Д. Равич и др.) этнических групп посредством воспитания до политики плюрализма (Дж. Бэнкс и др.). Современные педагоги также уделяют большое внимание понятию поликультурности. По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическая категория «поликультурность» означает создание различных культурных сред, где будет осуществляться развитие человека, и где он будет приобретать опыт культуросообразного поведения и ему будет оказана помощь в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Под поликультурностью Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, В.Р. Ясницкая и др. понимают совокупность социально-психологических характеристик, обеспечивающих возможность мирного сосуществования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума. Важным способом создания эмоционально безопасной и политически комфортной атмосферы в мире является налаживание системы поликультурного образования. В условиях постоянного взаимопроникновения культур и взаимозависимости народов поликультурность позволяет достигнуть равновесия в духовных устремлениях «больших» и «малых народов», укрепляет общечеловеческие нравственные устои и определяет единые моральные стандарты для социальных слоев и этнических групп. Успешное осуществление поликультурного образования зависит в первую очередь от педагогов, подготовка которых должна отвечать возросшим требованиям времени. Проблему поликультурного образования рассматривали в своих исследованиях такие российские и украинские ученые Л. Голик, Т. Клинченко, М. Красовицкий, Г. Левченко, И. Подобед, В. Кузьменко, Л. Гончаренко и др. Термин «поликультурное образование» является калькой сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия “Multicultural education”. В международном педагогическом словаре, изданному в Лондоне в 1977 году, феномен “Multicultural education” квалифицируется как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере образования. Определение термина «мультикультурное образование» в педагогическом измерении представлено в Международной энциклопедии образования, где оно рассматривается как «педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». Идея поликультурного образования предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе (Дж. Бэнкс, К. Грант, П. Янг и др.). Немецкий ученый В. Миттер в своих исследованиях утверждает, что «поликультурное образование» может рассматриваться как межличностные отношения, то есть как сеть образовательных процессов (включая их организацию и результаты), характеризуется сосуществованием детей (и взрослых), происходящих из различного поколения и среды. Таким образом, поликультурное образование является такой моделью образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при сохранении национальных, региональных особенностей и иных культурных различий. Л.Л. Супрунова, отмечает, что «цель поликультурного образования … состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласия с людьми разных национальностей, рас, верований». Для решения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач: – формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира; – воспитание терпимости и уважения прав каждого народа; – формирование способностей к описанию поликультурной среды; – формирование способности к описанию себя как представителя этноса; – социально-культурная идентификация. Наряду с задачами ученые определяют функции поликультурного образования: – философско-культурологическая – направлена на формирование этнического самосознания личности как составной части планетарного сознания; – этико-гуманистическая, учитывающую идеи поликультурности общества и этики межнационального общения; отражает с позиций гуманизма, в содержании образования и способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах; – гуманитарно-гностическая, направлена на формирование активного познавательного интереса к родной и зарубежной культурам; – рефлексивно-воспитательная, ориентированная на восприятие и осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации; становление этических представлений и оценок, связанных с культурным плюрализмом, создание условий для превращения их в устойчивые убеждения и навыки конструктивного гуманного поведения; – личностно-развивающая, в процессе которой просыпается и развивается интерес человека к себе; системы потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина государства, гражданина мира. В мировой практике существуют различные модели поликультурного школьного образования, в которых учтены требования к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурности. Самыми известными являются: – дидактическая, которая основывается на предположении о том, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями; – экспериментальная, основа которой – убеждение, что больше знаний люди берут из собственного опыта, например, с особого рода активности и ролевых игр-симуляций, которые создаются для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия; – культурно-специфическая, что позволяет ученикам понять принципы взаимодействия с представителями конкретной культуры, или – шире – специфику этой культуры; – общекультурная приводит к осознанию того, что существуют психологические явления (негативные стереотипы, предубеждения и т.п.), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям; – когнитивная (делает акцент на получении учащимися информации о культуре и межкультурных различиях); – эмоциональная, ориентированная на трансформацию установок, связанных с межкультурной взаимодействием, ощущениями людей по отношению к «другим» (от предвзятости к толерантности или даже к активной деятельности, направленной на развитие взаимоотношений); – поведенческая, призвана формировать умения и навыки, повышающие эффективность общения. Таким образом, современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я – социальная группа – общество – мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации. Вопросы для самоконтроля: 1. Укажите различия между терминами «мультикультурализм» и «поликультурность». 2. Какие задачи необходимо решить для реализации целей поликультурного образования. 2. Сущность поликультурной компетентности и пути ее формирования Современная система образования не может быть эффективной в случае, если она не опирается на концепцию компетентности, в основе которой лежит идея воспитания компетентной личности; которая не только обладает необходимыми знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но и умением действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя эти знания, и, принимая на себя ответственность за определенную деятельность. Компетентностный подход определяется как направленность учебно-воспитательного процесса на достижение результатов, которыми являются иерархически подчиненные ключевые, общепредметные и предметные компетентности. О поликультурной компетентности писали в своих исследованиях специалисты: Р. Агадуллин, Н. Дулантбеков, М. Туркенов, К. Юрьева; концепцию профессиональной деятельности учителя в поликультурной среде исследовали Ю. Давыдов, М. Кузьмин, С. Малькова, Л. Супрунова и другие. Поликультурная компетентность представляет собой систему, элементами которой являются: знания, умения, навыки, способности, мотивы, ценности, убеждения, опыт, культура эмоций и личностные качества индивида. Этапы развития поликультурной компетентности Пропедевтический: насыщение поликультурным компонентом общеобразовательных и профильных предметов с целью формирования потребности в поликультурных знаниях, развития положительной мотивации к поликультурному взаимодействию посредством актуализации социокультурной функции языка, пополнения культуроведческих знаний, формирования представления о разных народах и культурах. Развивающий: активизация процесса формирования целостной поликультурной картины в сознании учащихся, погружение в стихию родной культуры, выход в поликультурную среду и мировой культурное пространство посредством активных форм межкультурного обучения. Проектно-исследовательский: приобретение опыта поликультурного взаимодействия в ходе работы по исследовательским, поисковым проектам различных уровней. В формировании поликультурной компетентности школьников важно придерживаться следующей последовательности с учетом возрастных особенностей формирования этнического самосознания: – Национальное воспитание, понимание как формирование этнического самосознания: привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения, проявление активности и самостоятельности в понимании и осознании специфики родной культуры. – Познание особенностей своего поликультурного региона, ознакомление учащихся с представителями этнического окружения, формирование доброжелательного отношения к представителям соседних народов, проявление активности в понимании и осознании познания культур, развитие способности проявлять ситуативную гибкость и находить пути межкультурного взаимодействия. – Привитие знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к этническому многообразию планеты, познание общекультурных и специфических культурных ценностей, осознание закономерностей развития мировых культур, их своеобразия. Необходимым фактором эффективной работы по формированию поликультурной компетентности личности является поликультурная компетентность педагога. Основные компоненты поликультурной компетентности педагога Поликультурная грамотность является ядром поликультурного образования и компетентности, поскольку от нее зависит от умения управлять учебно-воспитательным процессом, способность действовать в многокультурной среде. Поликультурная грамотность – это база знаний, которой учитель должен овладеть в первую очередь. Она включает: – знание учителем задач, основных идей, понятий поликультурного образования; – культурологические, этноисторические, этнопсихологические знания, позволяющие осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества; – знания про особенности межкультурного и межнационального общения; – знания, которые помогут сформировать гибкий подход к восприятию национальных и культурных норм, осознать недопустимость расизма и дискриминации; – умелое использование знаний, умений и навыков по поликультурности, в педагогической деятельности (правильный отбор учебного материала, форм, методов и приемов работы с учащимися, нахождение в содержании учебной дисциплины тем и проблем, связанных с поликультурностью); – способность построить учебно-воспитательный процесс, чтобы во время него решались проблемы поликультурности. 2) Профессионально-личностные качества учителя: коммуникабельность и коммуникативность, способность критически оценивать любую информацию, способность понимать внутренний мир учеников, способность к активному воздействию на учащихся, умение общаться, умение принимать ответственные решения в условиях реальной жизни и в сложных межнациональных проблемах, способность толерантно относиться к представителям различных культурных, этнических, религиозных групп, учитывать их этнопсихологические и этнокультурные особенности и т.п. 3) Ценности, в которых отражаются человеческие отношения, верования и жизненный опыт этнических групп и культур, определяющих взгляд на мир, влияющих на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности. Для поликультурного образования важны как личностные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир. Таким образом, поликультурная грамотность понимается, как способность свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур. Учитель должен усвоить один из главных педагогических принципов работы в поликультурном классе, сформулированный в американской педагогике С. Ньето, как «равный подход не означает одинаковый подход» («equal is not the same»), а подразумевающий: 1) учет (а не игнорирование) различий между учащимися (этнических, языковых, социальных, религиозных, культурных) с точки зрения сравнения, а не превосходства одних над другими; 2) осознание того, что указанные различия влияют на способы усвоения знаний учащимися, требует от учителя умения приспосабливать стратегию учебного процесса к индивидуальным культурным стилям учеников; 3) умение использовать культурные особенности учащихся в качестве их преимуществ, а не недостатков. Основными критериями поликультурной компетентности являются: 1. Уровень овладения национальными духовными и культурными ценностями. 2. Толерантное отношение к другим культурам. 3. Стремление к овладению мировой культурой. 4. Уважение к религиозным ценностям других народов. 5. Знание своих прав и обязанностей. 6. Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять. 7. Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур. 8. Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей. 9. Уровень эстетической и этической культуры. Таким образом, для формирования поликультурной компетентности требуется знание целого комплекса форм поведения, истории, психологии, культуры своего окружения, знание механизма самого процесса общения, наличие определенных личностных качеств и отношений, поведенческих навыков и многое другое. Но, пройдя указанные этапы, невозможно с уверенностью сказать, что поликультурное компетентность будет сформирована в полном объеме. Это связано с тем, что культура – многогранное, динамичное явление, постоянно развивается и модифицируется, поэтому узнать его полностью невозможно; во-вторых, этнокультурное окружение может постоянно меняться, что требует постоянного познания все новых и новых этнических культур. Вопросы для самоконтроля: Охарактеризуйте основные этапы формирования поликультурной компетентности учащихся. Объясните необходимость формирования у педагога поликультурной грамотности? Контрольно-оценочный блок Практическая работа Задание для выполнения: предложите фрагмент урока, связанный с формированием поликультурной компетентности. Для выполнения практического задания необходимо: Выбрать тему урока и класс. Сформулировать задачу, связанную с формированием поликультурной компетентности на уроке. Предложить метод или технологию обучения, направленные на решение поставленной задачи. Критерии оценивания практической работы.
Форма отчетности: файл, максимальный объем 2/3 страницы. Срок выполнения: до конца недели Максимальная оценка: 12 б. Тематическая дискуссия Вопрос для обсуждения: 1. Насколько содержание, преподаваемых Вами школьных предметов, обеспечивает реализацию функций и задач поликультурного образования? Ответ аргументируйте. Методические рекомендации: 1. Проанализируйте учебную программу школьного курса отдельного класса (на выбор). 2. Выскажите свое мнение относительно обеспеченности реализации функций и задач поликультурного образования в содержании предмета. 3. В качестве аргументации своей точки зрения приведите примеры тем (1–2 темы) из школьного курса, которые способствуют формированию поликультурной компетентности у учащихся. Критерии оценивания
Форма отчетности: опубликуйте в форуме. Срок выполнения: до конца недели. Максимальная оценка: 8 б. Список рекомендованной литературы: Агадуллин, Р.Р. Поликультурное образование: методолого-теоретический аспект / Р.Р. Агадуллин // Педагогика и психология. – 2004. – № 3. – С. 18–29. Ананьян, Е. Генезис становления и развития идей поликультурного образования / Е. Ананьян // Начальная школа. – 2006. – № 2. – С. 12–14. Белогуров, А. Идея поликультурности в образовательном процессе / А. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 109–112. Бессарабова, И.С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США / И.С. Бессарабова // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8. – С. 97–99. Васютенкова, И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования: дис. … канд. пед. наук / И.В. Васютенкова. – Санкт-Петербург, 2006. – 160 с. Воскресенская, Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Воскресенская // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 105–107. Гасанов, З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З.Т. Гасанов. – М.: Просвещение, 1994. – 125 с. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. – 2002. – № 12. – С. 93–96. Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. … канд. пед. наук / В.А. Ершов. – М., 2000. – 185 с. Новолодская, С.Л. История и современность поликультурного образования: монография / С.Л. Новолодская. – Чита: ЗИП СибУПК, 2015. – 122 с. Палаткина, Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: монография / Г.В. Палаткина. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. – 196 с. Правый поворот. Дэвид Кэмерон раскритиковал мультикультурную модель [Электронный ресурс]. − URL: https://lenta.ru/articles/2011/02/07/cameron/ (дата обращения 12.08.2018). Селюкова, Е. А. Поликультурное воспитание как проблема современного образования / Е.А. Селюкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2336–2340. Сибиряков, С. Германское правительство признает провал мультикультурной политики [Электронный ресурс] / С. Сибиряков. – URL: http://www.russian. kiev. ua/print.php?id=11605114 (дата обращения 12.08.2018). Соколов, Е.А. Проблема поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании / Е.А. Соколков, Н. Е. Буланкина. – М.: Логос, 2008. – 208 с. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 c. Сыродеева, А.А. Поликультурное образование: учеб.-метод. пособие / А.А. Сыродеева. – М.: МИРОС, 2001. – 192 с. Хухлаева, О.В. Поликультурное образование: учеб. для бакалавров / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 283 с. |