Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть

  • Список использованной литературы

  • Холтон. Тематический анализ науки Холтон. Дж. Холтон тематический анализ науки Проверила д и. н., профессор Мажитова Ж. С


    Скачать 50.5 Kb.
    НазваниеДж. Холтон тематический анализ науки Проверила д и. н., профессор Мажитова Ж. С
    АнкорХолтон
    Дата07.10.2021
    Размер50.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТематический анализ науки Холтон.doc
    ТипРеферат
    #243358

    НАО «Медицинский Университет Астана»

    Кафедра истории и философии


    РЕФЕРАТ
    Тема: Дж. Холтон: тематический анализ науки


    Проверила: д.и.н., профессор Мажитова Ж.С.

    Выполнила: магистрант 1 года 11 группы Темирова М.М.

    Нур-султан, 2019
    План


    1. Введение

    2. Основная часть

    3. Заключение

    4. Список использованной литературы



    1. Введение


    Проблема зарождения, становления нового знания является исходной в исследованиях американского историка и философа науки, профессора Гарвардского университета Джеральда Холтона. С точки зрения Холтона, каждое событие в истории науки необходимо рассматривать как пересечение трех тра­екторий: индивидуальность ученого; состояние науки в данное время («публич­ной науки», лишенной следов неповторимого своеобразия индивидуальности ученого); особенностей социальных факторов, включая общий культурный кон­текст эпохи. В статье «Вселенная Иоганна Кеплера, ее физика и метафизика» и других своих работах Холтон пытается показать истоки и своеобразие движе­ния научных идей на разных этапах развития науки в зависимости от унаследо­ванных знаний, господствующих убеждений, мировоззрения ученого и т.п.


    1. Основная часть


    Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки представлен в концепции Дж. Холтона. Американский историк и философ науки Джеральд Холтон (1922 г.р.) стал известен благодаря "тематическому анализу науки". Эта концепция отвечала потребности дополнить существующие модели структуры научного знания новым видением механизма его роста. Для того чтобы эффективно работать с проблемами, Холтон преддожил такую компоненту анализа научной деятельности, как тематический анализ. "В моих исследованиях, - подчеркивал ученый, - особое внимание уделяется тому, чтобы установить, в какой мере творческое воображение ученого может в определенные решающие моменты его деятельности направляться его личной, возможно даже неявной, приверженностью к некоторой определенной теме (или нескольким таким темам)". Любопытно, что тематическую структуру научной деятельности, по мнению исследователя, можно считать в основном независимой от эмпирического или аналитического содержания исследований. Эта структура может играть главную роль в стимулировании научных прозрений.

    Дж. Холтон обращал особое внимание на то, что "имеется масса случаев, которые подтверждают роль научных предпосылок, эмоциональных мотиваций, разнообразных темпераментов, интуитивных скачков, не говоря уже о невероятном упорстве, с которым отстаиваются определенные идеи, вопреки тому факту, что они вступают в конфликт с очевидными экспериментами". Тематическая ориентация ученого, раз сформировавшись, обычно оказывается на удивление долгоживущей, но и она может измениться.

    Как ведут себя ученые в период научных революций? Предают ли они свою тематику или следуют ей, несмотря на многочисленные аномалии, контрпримеры и парадоксы? "Тематический анализ" направлен именно на то, чтобы находить в науке черты постоянства или непрерывности, инвариантные структуры, которые воспроизводятся даже в. ситуациях, названных научными революциями. Весомым аргументом, подтверждающим данное предположение, по мнению Холтона, является "древность" большинства тем в науке. Истоки некоторых из них уходят в недра мифологического мышления и являются весьма устойчивыми к революционным потрясениям. В них собраны понятия, гипотезы, методы, предпосылки, программы, способы решения проблем, - т.е. те необходимые формы научной деятельности, которые воспроизводят себя на каждом этапе.

    Кеплер, например, увидел три основные темы: Вселенную как небесную машину, Вселенную как математическую гармонию и Вселенную как образец всеобщего теологического порядка. Среди тем, которыми руководствовался Эйнштейн в построении своей теории, вне всякого сомнения были следующие: первичность скорее формального, чем материального, единство и космогонический масштаб (равноправная применимость законов) ко всей совокупности опытных данных, постоянство и инвариантность. И хотя "всюду существует опасность спутать тематический анализ с чем-то иным: юнговскими архетипами, метафизическими концепциями, парадигмами и мировоззрениями", по мнению философа, "появляющиеся в науке темы можно - в нашей приблизительной аналогии - представить в виде нового измерения, то есть чем-то вроде оси".

    Дж. Холтон обсуждает понятие тематической оппозиции. Он считает, что одним из существенных результатов тематического анализа является та найденная закономерность, что альтернативные темы зачастую связываются в пары, как случается, например, когда сторонники атомистической темы сталкиваются с защитниками темы континуума. Ученый приходит к выводу, что новые теории возникают на стыке и при соединении принципов конкурирующих позиций. А новые темы появляются и идентифицируются в ситуации, когда невозможно сблизить существующие, как, например, тему субъекта и объекта, классической и вероятностной причинности. Он иллюстрирует этот вывод следующим образом: "В 1927 году, вскоре после спора Гейзенберга и Шредингера, Бор предложил новый подход к решению фундаментальных проблем квантовой механики, позволявшей ему принять оба члена тематической оппозиции - непрерывность и дискретность - в качестве равно адекватных картин реальности, не пытаясь растворить один из них в другом, как это было при разработке им принципа соответствия. Бор понял и то, что эта оппозиция соотносится с другими парами альтернативных тем, также не поддающихся сближению или взаимопоглощению, - таких, например, как разделение и взаимосвязь субъекта и объекта или классическая и вероятностная причинность. Вывод, который Бор сделал из этих констатации, относится к числу редчайших в истории человеческой мысли: в физику была эксплицитно введена новая тема, до того не осознававшаяся в качестве ее компоненты". Имелась в виду, конечно же, идея дополнительности.

    Сами темы, помимо сугубо научных признаков, включают в себя и индивидуальные предпочтения, личную оценку той или иной теории. Темы регулируют воображение ученого, являются источником творческой активности, ограничивают набор допустимых гипотез. В связи с этим особую значимость приобретает незамечаемая ранее функция тематического анализа. Она во многом сближает естественнонаучное и гуманитарное знание, представляя тематизм как признак сходства между ними.

    По мнению Холтона, применение "тематического анализа" очень эффективно. Оно предполагает подключение независимых и дополняющих друг друга направлений в науке. Тематический анализ позволяет локализовать научное событие в историческом пространстве и времени, а также обратить внимание на борьбу и сосуществование тем. Ибо темы не меняются во времени и в пространстве. В физике их можно насчитать больше сотни. Более того, "тематические структуры", по мнению методолога, могут выступить и выступают в качестве всеобщих определений человеческого интеллекта. И в этом своем качестве они надысторичны, т.е. не зависят от конкретно-исторического развития науки.

    Но не следует абсолютизировать возможности тематического анализа, ибо существует еще вопрос о соотношении темы и проблемы. Сам автор с прямотой подлинного ученого подмечает неуниверсальность своей концепции и считает, что "как прошлая, так и современная наука содержит и такие важные компоненты, в отношении которых тематический анализ, Судя по всему, не слишком полезен. Так, исследуя деятельность Энрико Ферми и его группы, я не нашел особых преимуществ в том, чтобы интерпретировать ее в тематических терминах". Вместе с тем тематический анализ выводит на изучение глубинных предпочтений ученого, он связывает анализ науки с рядом других современных областей исследований, включая исследование человеческого восприятия, процессов обучения, мотивации и даже выбора профессии.


    1. Заключение


    Таким бразом, Холтон начинает с того, перед чем остановился Кун и в нерешительности застывает большинство историков науки, не видя средств, с помощью которых они могли бы подступиться к глубоко упрятанному от постороннего взгляда процессу формирования ученого и нового знания. Однако правильно поставить проблему — это лишь полдела. Надо еще найти способы и средства ее решения. И Холтон настойчиво ищет их с начала 60-х годов. Прежде всего он обращает внимание на хорошо известное различие между тем сложным путем, который ученый проходит в своих поисках, и той формой, в которой полученные результаты входят в науку. Чтобы подчеркнуть это в общем-то признанное всеми различие, которое не всегда учитывается при построении модели развития науки, Холтон называет деятельность отдельного ученого «частной наукой», а науку, как она зафиксирована в научных публикациях, где стерты следы индивидуальных черт ученого, неповторимого своеобразия его поисков, мотивов, внутренней борьбы, не говоря уже о влиянии на творчество ученого окружающей его социальной среды, где научный поиск спрямится в прямую логическую линию, называет «публичной наукой». «Первый аспект не должен оставаться скрытым, и его не следует считать недоступным рациональному изучению». Без этого нельзя построить модель развития науки, свободную, как выразился Холтон, от «полукарикатурного изображения науки», даваемого при интерналистском или экстерналистском подходе. «Большинство публикаций, представляют собой непосредственные прямолинейные реконструкции постепенного прогресса, осуществляемого по логическим законам, при простом взаймодействии между экспериментом, теорией и унаследованными понятиями.


    1. Список использованной литературы




    1. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. С. 8.

    2. Современная западная философия. Словарь. М., 1986. С. 371.

    3. Холтон Дж. Указ. соч. С. 42,25.

    4. https://goodlib.net/book_266_chapter_5_Vladychestvovat.html

    5. http://padaread.com/?book=39681


    написать администратору сайта