тартини. Джузеппе Тартини
Скачать 27.94 Kb.
|
Джузеппе Тартини (итал. Giuseppe Tartini; 8 апреля 1692, Пирано — 26 февраля 1770, Падуя) — итальянский скрипач и композитор. Считается крупнейшим скрипичным виртуозом XVIII века. Тартини родился в Пирано, городе на полуострове Истрия, в Венецианской республике (ныне в Словении). Его отцом был Джованни Антонио Тартини, родом из Флоренции, который служил на соляной мельнице в Пирано, матерью — Катерина Заграндо, из одной из старейших словенских аристократических семей Пирано. Его семья выбрала для него церковную карьеру, но он выбрал другое и в 1709 году поступил на юридический факультет в университет Падуи. В 1710 году он похитил племянницу кардинала Корнаро и заключил с ней брак, после чего его стала преследовать римская полиция. Несколько лет провёл в ассизском монастыре под чужим именем. Провёл несколько лет в Праге, где имел возможность присутствовать на коронации Карла VI. По мнению известного скрипача Давида Ойстраха, «Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет своё художественное значение и по сей день». Тартини внёс существенный вклад в дальнейшее развитие искусства игры на скрипке. Он усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приёмы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошедшие во всеобщее употребление. Его игру отличала чистота интонации, прекрасная техника левой руки, а необыкновенное звучание его скрипки стало считаться эталонным. Ему приписывают открытие акустического явления, заключающегося в том, что два консонирующих верхних звука дают нижний отзвук, с ними консонирующий (напр. малая терция ми-соль даёт отзвук до на расстоянии децимы от верхней ноты ми). Эти так называемые разностные комбинационные тоны, или тоны Тартини, разработаны впоследствии Гельмгольцем. В 1728 году Тартини основал в Падуе школу для скрипачей, из которой вышло много первоклассных музыкантов. Среди его учеников композитор и скрипачка-виртуоз Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини). Велик вклад Тартини и в развитие жанров сонаты и концерта. Тартини создал огромное количество произведений. Среди них многочисленные трио-сонаты, около 125 концертов, 175 сонат для скрипки и чембало. Наибольшей и, несомненно, заслуженной популярностью в современном репертуаре пользуется соната Тартини «Sonate du diable» или «Trille du diable» («Дьявольская соната» или «Дьявольская трель»), про которую он говорил, что услышал её впервые во сне в исполнении Дьявола. «Дьявольская трель» может рассматриваться как художественное кредо Тартини, как творческое обобщение не только образно-смыслового и эмоционального содержания его творчества, но и свойственного ему мелодического, гармонического и ритмического языка, а также отдельных композиторских и исполнительских приёмов. Из творческого наследия Тартини известность получила лишь небольшая часть. По далеко не полным данным, он написал 140 концертов для скрипки с сопровождением квартета или смычкового квинтета, 20 concerto grosso, 150 сонат, 50 трио; 60 сонат опубликовано, около 200 сочинений остается в архивах капеллы церкви св. Антонио в Падуе. Среди сонат — знаменитые «Трели дьявола». О ней сохранилась легенда, якобы рассказанная самим Тартини. «Однажды ночью (это было в 1713 г.) мне снилось, что я продал душу дьяволу и он находится у меня на службе. Все совершалось по моему мановению — мой новый слуга предупреждал каждое мое желание. Один раз мне пришла в голову мысль дать ему мою скрипку и посмотреть, сумеет ли он сыграть что-нибудь хорошее. Но, каково же было мое удивление, когда я услышал необычайную и прелестную сонату и сыгранную столь превосходно и искусно, что даже самое смелое воображение не могло представить себе ничего подобного. Я был до того увлечен, восхищен и очарован, что у меня захватило дыхание. Я проснулся от этого большого переживания и схватил скрипку, чтобы удержать хотя бы часть услышанных звуков, но напрасно. Соната, сочиненная мною тогда, которую я назвал «Сонатой дьявола», является моим лучшим сочинением, однако разница с той, которая привела меня в такой восторг, столь велика, что если бы я только мог лишить себя наслаждения, доставляемого мне скрипкой, я немедленно разбил бы свой инструмент и навсегда отошел от музыки». В эту легенду хотелось бы поверить, если бы не дата —1713 год (!). Написать столь зрелое сочинение в Анконе, в 21 год?! Остается предполагать, что либо перепутана дата, либо вся история принадлежит к числу анекдотов. Автограф сонаты затерян. Впервые она была опубликована в 1793 году Жаном-Баттистой Картье в сборнике «Искусство скрипки» с кратким изложением легенды и примечанием издателя: «Эта пьеса крайне редка, я ею обязан Байо. Преклонение последнего перед прекрасными творениями Тартини убедило его пожертвовать мне эту сонату».По стилю сочинения Тартини представляют собой как бы связующее звено между доклассическими (вернее «предклассическими») формами музыки и ранним классицизмом. Он жил в переходное время, на стыке двух эпох и словно замкнул предшествующую эпохе классицизма эволюцию итальянского скрипичного искусства. Некоторые его сочинения имеют программные подзаголовки, причем отсутствие автографов вносит изрядную путаницу в их определение. Так, Мозер считает, что «Покинутая Дидона» — соната соч. 1 № 10, куда первый редактор Цельнер включил Largo из сонаты ми минор (соч. 1 № 5), транспонировав его в соль минор. Французский же исследователь Шарль Буве утверждает, что сам Тартини, желая подчеркнуть связь между сонатами ми-минорной, называемой «Покинутая Дидона», и Соль-мажорной, дал последней название «Безутешная Дидона», поместив в обеих одно и то же Largo. До середины XIX века большой известностью пользовались 50 вариаций на тему Корелли, названные Тартини «Искусством смычка». Этот труд имел преимущественно педагогическое предназначение, хотя в редакции Фрица Крейслера, извлекшего несколько вариаций, они стали концертными. Тартини написал несколько теоретических трудов. Среди них — «Трактат об украшениях», в котором пытался осмыслить художественное значение мелизмов, характерных для современного ему искусства; «Трактат о музыке», содержавший исследование в области акустики скрипки. Последние годы он посвятил шеститомному труду по изучению природы музыкального звука. Труд был завещан падуанскому профессору Коломбо для редактирования и издания, но пропал. До настоящего времени его нигде не удалось обнаружить. Среди педагогических трудов Тартини важнейшее значение имеет один документ — письмо-урок к своей бывшей ученице Магдалине Сирмен-Ломбардини, в котором он дает ряд ценнейших наставлений, как работать на скрипке. Тартини ввел некоторые усовершенствования в конструкцию скрипичного смычка. Истый наследник традиций итальянского скрипичного искусства, он придавал исключительное значение кантилене — «пению» на скрипке. Именно со стремлением обогатить кантилену связано удлинение смычка, произведенное Тартини. При этом для удобства держания он сделал продольные бороздки на трости (так называемую «каннелировку»). Впоследствии каннелировка была заменена навивкой. Вместе с тем развившийся в эпоху Тартини «галантный» стиль потребовал выработки мелких, легких штрихов грациозного, танцевального характера. Для их исполнения Тартини рекомендовал укороченный смычок. |