Реферат Пушкин. Длинные осеннезимние вечера он проводил с Ариной Родионовной
Скачать 34.06 Kb.
|
Длинные осенне-зимние вечера он проводил с Ариной Родионовной. Оригинальное произведение Пушкина в Михайловском пропитано глубокой печалью. Но весной 1825 года, а особенно летом, настроение Пушкина меняется: он веселый, жизнерадостный, умственно-способный и сосредоточенный. Важную роль в духовном возрождении поэта играют его друзья И.И. Пущино, А.А. Дельвиг, но прежде всего он обязан этому самому себе: неустанному труду. Произведения: «Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др. «Годы скитаний» (1826-1830) В последние дни в Михайловском он почти не жил. Он узнал о подавлении восстания декабристов в Санкт-Петербурге. Его друзья и знакомые были в списках государственных преступников, они были жестоко наказаны, а пятеро из них были казнены. Пушкин их не забудет. На страницах его рукописей позже появятся быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам много стихотворных строк. Все лето 1826 года было в тяжелом и болезненном созерцании. А 3 сентября приехал курьер и приказал поэту немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где его короновали в царстве Николая I. 8 сентября 1826 года Пушкин вступил в царскую контору в Чудовом монастыре. Разговор длился около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрывал от царя своей симпатии к декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его произведений. Поэт, в свою очередь, надеялся убедить царя пойти по пути реформ и простить декабристов. Но надежды на изменение политических взглядов Пушкина не оправдались: он не собирался становиться официальным поэтом. За каждым его шагом внимательно следили: Письма поэта были изучены, ему не разрешили свободно передвигаться по стране, он не имел права публично читать свои рукописи, несмотря на обещания Николая I. Произведения: «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др. Болдинская осень. (1830) Весной 1829 года Пушкин получил разрешение жениться на Н. Н. Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы завладеть имением. Там он должен был остаться не на месяц, как ожидалось, а на три месяца: эпидемия холеры. Принудительное пребывание в Болдино ознаменовало небывалый подъем гения Пушкина. Он закончил роман "Евгений Онегин", написал "Сказки Белкина", "Историю села Горюхина", несколько небольших драматических произведений, которые он назвал "маленькими трагедиями", популярную лирическую драму "Русалочка", стихотворения "Дом в Коланне", "История задницы и работника его облысения" и несколько лирических стихотворений. Известный информатор и агент Ф. Б. Вульгарин опубликовал в 1830 году художественную статью, в которой утверждал, что Пушкин "не нашел в своих работах ни высокой мысли, ни возвышенных чувств, ни полезной истины". В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют его в подражании ему, клевете на него, унижении его человеческого достоинства. Начались издевательства. Пушкин принял вызов. Он не мог не отреагировать на возмутительные нападки журналистов, а правительство, со своей стороны, не упустило возможности не напомнить поэту о его недоверии. Все это определило отношение поэта к русской жизни при Николаевском режиме. Пушкинские тексты достигают небывалых идеологических и художественных высот осенью Болдина. Последние годы жизни (1831-1837) В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 года состоялась его свадьба с Гончаровой. Вскоре он переехал с женой в Санкт-Петербург. В 1930-е годы правительство продолжало пристально следить за творчеством Пушкина, за образом жизни поэта. Когда в 1833 году Пушкин отправился в Оренбург и Казань, за ним последовала газета с просьбой к местным властям следить за его поведением. Пушкин видел, что его дела ухудшаются. Его семья выросла, жизнь в Петербурге была дорогой. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому добавилось новое серьезное беспокойство: сплетни об имени его жены. 1834 год был решающим в жизни Пушкина. В канун Нового года он был предоставлен клеткам проституток. Этот титул оскорбил Пушкина - обычно такие титулы давали молодым людям, а Александр Пушкин уже не был молодым. Поэт знал, что у этого короля были определенные цели. С тех пор Пушкин с презрением говорил о Николае I. Пушкин должен был служить, чтобы содержать свою семью. Он был подавлен светской средой, но судовой ранг требовал, чтобы он посещал балы и вечера. Летом 1834 года он подал заявление об отставке, которое, однако, был вынужден отозвать, так как ему было запрещено работать в архиве. Пушкин был отравлен черной завистью, клеветой, сплетнями и сплетнями, и это привело к кровавому выводу. Поэт знал это. Молодой француз Дантес, усыновленный бароном Хеккером, начал обращать внимание на Наталью Николаевну зимой 1836 года, Пушкин был в ярости. В начале ноября поэт получил по почте циничную клевету, оскорбляющую его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришел к выводу, что клевету послал Хеккерн. Он вызвал Данте на дуэль, но тот признался в любви к своей сестре Наталье Николаевне Екатерине и женился на ней. Свет был не на стороне Пушкина. Дантес не изменил своего отношения к жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, в котором оскорбил свою жену. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Гекерна с явным намерением оскорбить посланника и его сына, после чего Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Поединок состоялся 27 января 1837 года в нескольких верстах от Петербурга. Вторым Пушкиным был его товарищ по лицею Данте. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашел в себе силы отброситься к цели. поэт воскликнул "Браво!", но Дантес был лишь слегка ранен. Пушкина, который истекал кровью, посадили в машину. Рана оказалась смертельной. Врачи не скрывали от него трагического результата. 28 января Пушкин попрощался с женой, детьми и близкими друзьями. Умирая, он попросил прощения за свою секунду. Его последними словами было: "Жизнь окончена". 29 января 1837 года в 2:45 утра Пушкин умер. Похоронен в Святогорском монастыре 6 февраля 1837 года у могил деда, бабушки и дедушки Пушкина. Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др. Поэзия А.С. Пушкина Когда читаешь Пушкина, слышишь его голос. Он был первым поэтом, который разрушил условность образа автора: В "Руслане и Людмиле", "Евгении Онегине" Пушкин обращается к читателю "на равных", как принято между близкими ему людьми, вынимая все из полуслова. Поэт предстает перед нашими современниками как уникальная личность, как новаторский художник, мыслитель, историк, публицист, как действительный участник борьбы с самодержавием, крепостным правом и основами феодально-абсолютистской идеологии. Художественно-аналитическая природа поэтической мысли, величайшее достижение Пушкина, возникла не сразу. Дорога к нему была трудной. Лицей, его поэзия до сих пор характеризуется противоречивым сочетанием тем, мотивов, образов, которые были созданы на основе наблюдений за окружающей действительностью, сохраняя при этом отголоски поэзии Карамзинской. Это стало особенно ясно в стихах о мечтательном уединении, печали и беззаботных радостях любви. Гладкий язык и поэтические определения не позволяли воспроизвести реальность в ее яркой конкретности. Богатство мифологических образов и мотивов, образно соединенных с повседневными деталями, было также результатом стилистических влияний. Позже Пушкин сам указывал на недопустимость таких слияний. В эпоху лицея было подготовлено подавление стереотипов Карамзина, что ознаменовало новый этап поэтического развития, который уже проявился в "Руслане и Людмиле". Очевидно, что стихотворение прорывает элемент национального языка, освобождение от оков классицизма. Тем не менее, метод все еще довольно спорный. Когда Пушкин в "Кавказском пленнике" (1821) попытался романтически и абстрактно передать образ фигуры, язык стал неточным, "туманным". О заключенном, например, сказано: "Он принял ужасные страдания..." В монологе обращенном к черкешенке – Его любовь тебе заменит Моей души печальный хлад. Те же отрывки стихотворения, которые отражали реальность в ее реализме и детерминированности (например, описание жизни горцев, наиболее ценимых Пушкиным в стихотворении), характеризуются точностью и силой поэтического выражения. Переломным моментом в развитии пушкинского таланта стало начало 1920-х годов, период южной ссылки, когда взгляды поэта достигли большой зрелости. В это время он пересмотрел свою поэтическую практику и активно искал новые пути. В ходе работы над "Евгением Онегиным" принципы нового метода определяются в фундаментальных, реалистичных моментах. Следующий этап восходит к 1825 году, когда был создан "Борис Годунов". Затем естественное обращение к прозе - "Араб Петра I", потому что именно проза позволила завершить борьбу за реализм. Наконец, в 1930-х годах: Пушкин обратился к образу героев снизу, его внимание было обращено на прошлое народа и его современную историю (были разработаны темы Пугачевского восстания). В то же время Пушкин открыл новые пути во всех жанрах, заложив эстетические основы для последующего развития классического русского реализма. Поэзия Пушкина отражала все "впечатления о существовании". Он вспоминал свои героические и трагические времена, размышления о боях Войны национального освобождения, усилия повстанцев на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха, о которой сам поэт сказал: ...кровь людей то славы, то свободы То гордости багрила алтари. Смело пытаясь изменить порядок жизни, Пушкин хотел совместить "слова" и "поступки", искусство и действие. Его стихи "Свобода" (1817), "Деревня" (1819), "Кинжал" (1821) и другие сыграли большую роль в борьбе с крепостничеством, деспотизмом, в возникновении движения декабристов. В годы самой ожесточенной реакции, после поражения восстания, когда его брат боялся оплакивать брата, он держал "судьбу презрения", сделал их стойкость, лучше всего выраженной в произведениях последних десяти лет жизни. В сознании развитой России героические черты образа поэта слились с его стихотворениями. В образе поэта доминировали "гордая совесть" и "непоколебимая лира". Самые ценные качества пушкинской поэзии позволили А. Герцену увидеть в ней "залог будущего утешения" в грудном возрасте. А. Блок, определивший связь пушкинских текстов с революционным периодом, гораздо позже высоко оценил непреходящую роль поэта: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! ("Пушкинскому дому", 1921 ) Как оценить всю силу и мощь импульса, приданного Пушкину в развитии национальной литературы и поэзии? Именно Пушкин первым открыл в русской литературе специфику исторического, национального и социального бытия человека. В то же время поэту удалось понять своеобразие национальных характеров других народов, раскрыть особенности быта и нравственности жителей Италии, Англии, Франции, Испании. С уважением и сочувствием Пушкин описал жизнь народов, населявших Россию. Он писал о свободолюбивых горцах ("кавказских пленниках"), восхищался прекрасными грустными песнями Грузии. Обширность реальности способствовала развитию нового поэтического метода, а художественный метод, в свою очередь, способствовал расширению мира поэтического творчества. Разнообразие пушкинской поэзии соответствовало многообразию форм - отсюда интонация беспрецедентного диапазона: от торжественной ораторской речи в Одессе "Свободы" и "Клеветников России" (1831) до шепотовой, замкнутой разговорной речи в поэме "Ночь" (1823); многообразие и гибкость ритма. В каждом из стихотворений Пушкина все формальные элементы кажутся единственным возможным, незаменимо точным средством выражения мыслей. Главной идеей Пушкина было прославить героическую жизнь, во имя будущего. Вращается весь мир вкруг человека, Ужель один недвижим будет он? Противостояние реакции и застой - пафос поэта. Эти мотивы звучали с особой силой в пушкинское время - правление авторитаризма, убийство плоти религии - и в другие периоды застоя, власть древних догм. Пушкинская поэзия наполнена утверждением о земных наслаждениях как о своей главной ценности, в отличие от идеи счастья за пределами существования. Жизненная сила в пушкинской поэзии настолько велика, что побеждает даже в стихах, написанных за минуты душевной усталости, разочарования, сомнений. Иногда - вопреки замыслу стихотворения - так кажется. Высший эстетический балл получает ключ молодости: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча. Когда вы читаете это стихотворение, вы чувствуете, как ритм ускоряется, как уход от звучащего, чистого источника. Важным аспектом пушкинского нововведения было открытие такого художественного понимания жизни, в котором каждое явление, каждая деталь изображения пронизаны сильной энергией оценки, в которой четко выражено принятие или отклонение автора. Какой бы предмет или развитие поэт ни преследовал, он решает, что это не как своего рода художественно отвлеченная мысль, а как результат понимания определенных жизненных реалий, ситуаций. Именно оттуда исходит пушкинский символизм, метафоризация - те элементы художественной формы, которые в субъективистской поэзии приводили к погружению в мир иллюзий. Сфера поэзии при Пушкине была самой значительной в жизни человека - буржуазно-патриотический героический поступок, мечты, траур народа, поэзия природы и любви. Все было озарено поэтом великой мыслью. Поэтому пушкинская поэзия воспринимается нами как целостная единица жизни, как уникальное и грандиозное художественное мировоззрение. «Пушкинская школа» Там была "Пушкинская школа"? Иногда по этому поводу выносятся поляризованные суждения. На одном полюсе наиболее отчетливо выразилось мнение в свое время одного из самых выдающихся советских поэтов Арсения Тарковского". У Пушкина были подражатели, но не было ни последователей, ни учеников. Литературная школа создана талантом. Пушкин "поглотил" Жуковского и Батюшкова, пошел и закрыл ворота к крепкому замку. По разным версиям это мнение было в XIX веке, оно присутствует и по сей день. С другой стороны, есть утверждение, что Пушкин своим творчеством открыл шлюзы в новое направление. На его пути развивались русские романтические, а затем и реалистичные тексты. Влияние Пушкина на поэтов разных поколений было огромным. А. Дельвиг отмечал в 1824 году в письме к автору "Руслана и Людмилы": "Никто из русских писателей не обратил наши каменные сердца так, как вы. Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников - был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: "Твои связи, народ славы Твоей, голова Твоя...". Все дает вам лестную возможность пойти по пути к успеху, гораздо шире в сравнении с другими писателями. С высоты своего положения вы должны наблюдать все, наблюдать все, сбивать с ног головы украденных репутаций и приносить скромные таланты людям, которые будут цепляться за вас". Близость идеологических устремлений - одно из условий общности поэтов, принадлежащих к определенному направлению, но это до сих пор не решает вопроса о принадлежности к "пушкинской школе". Если ограничиться идеологическими моментами и исключить вопросы методики, то термин "школа" может объединить всех поэтов, занявших прогрессивные позиции в общественном движении, сопровождая борьбу с реакциями в жизни и литературе, разработав буржуазные темы. Тогда термин "школа" в Пушкине был бы вполне уместен, например, для обозначения всех поэтов-декабристов. Но, например, пушкинская поэтическая система содержала принципы, которые были совершенно неприемлемы для Пушкина. А развитие Пушкина от романтизма к реализму встретило не только недоразумения, но и негативное отношение со стороны Рылеева и Бестужева. Не менее типичны фундаментальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбека. Чтобы определить точные критерии принадлежности к пушкинскому направлению, необходимо исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развития определенных сторон новаторской поэтической системы, открытой Пушкиным тем или иным поэтом. Подражание вызвало негативную реакцию Пушкина, независимо от того, за кем именно следовал подражатель. "Тяжелые подражатели", "несносные подражатели" - типичные эпитеты, найденные в Пушкине. Даже для начинающих поэтов не было сделано никаких исключений. Об одном из них, Ф. Слепушкине, освобожденном из крепостного права, Пушкин писал Дельвигу: "... ... у него действительно есть свой талант; пожалуйста, пришлите ему извинения от меня. "Руслан" и мои "стихи" - чтобы он не подражал мне и продолжал свой путь. Писатели, считающиеся спутниками Пушкина по собственным устремлениям, испытали на себе влияние пушкинской художественной системы - различные этапы ее развития. Даже талантливый поэт не смог воплотить в своих произведениях целостную пушкинскую систему, и не только потому, что такое воплощение означало бы подражание или копирование. Для того времени творчество Пушкина, с его беспрецедентной широтой и совершенством, было уникальным явлением. Как бы велики ни были творческие достижения поэтов его круга, можно говорить о - хотя бы инновационном - развитии только одной стороны Пушкинской системы. Помимо сознательного и бессознательного овладения основными элементами пушкинской поэзии, в творчестве других поэтов могли быть воплощены аналогичные элементы, независимо от влияния Пушкина и в силу объективной логики художественного метода, вытекающей из условий общественной жизни и литературного развития того периода. Главный критерий - органическое единство "мысли" и образности - связан с другим определением величайшего достоинства пушкинской поэзии: "гармонической точностью". "Точность" - это верность реальности и снова правильное выражение значимой мысли. Одним из критериев таланта является также смелость изобретать, когда "план охватывает широкий спектр творческой мысли". Пушкин предположил это, когда оценивал творчество разных поэтов. Например, о Е. Баратынском: "...он оригинален", "думает по-своему"; в произведениях П. Катенина поэт подчеркивает: "...он - оригинален", "думает по-своему"; в произведениях П. Катенина поэт подчеркивает: "...он - оригинален"... ... всегда шел своим путем..."; также в стихах Ф. Глинка, поэт не на высоком уровне, Пушкин видел, что придает им оригинальность: "...затем смело поворачивается, затем прозаично, сочетая простоту с утонченностью"; "монотонность мыслей и свежесть живописи, все то, что придает особый штемпель его произведениям". Общие критерии оценки Пушкиным поэзии своего времени основывались, прежде всего, на собственном опыте. Если суммировать все пушкинские суждения о литературе, то получается, что для него высшим критерием творчества было единство "мышления" и творческого воображения, живописи, позволявшее воссоздавать жизнь в ее правде и в то же время в живом живописном выражении. Нарушая одно из условий совершенства произведения искусства - единство содержания и формы, он определил характерное слово - "бессмыслица". "Есть два вида бессмыслицы: один - от недостатка чувств и мыслей, замененных словами; другой - от изобилия чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения", - писал поэт. Отсюда вытекает требование руководствоваться в творчестве главной целью, направляющей идеей, соотношением целого и отдельных элементов произведения: "Истинный вкус заключается не в необъяснимом отказе от такого слова, в таком повороте фразы, а в чувстве меры и соответствия". В "Выдержках из писем, мыслей и записок", в которых обобщение собственного творческого опыта сочетается с размышлениями над опытом предшественников, Пушкин иллюстрирует свой критерий художественного совершенства - способность быть "сильным и необычным" (т.е. оригинальным), чтобы "поэтически передать ясную мысль и образ". Влияние Пушкина, если он был творческим, означало непослушание его пути; Катенин был прав и утверждал: "...мы все современники, сотрудники, воля и воля соперника". Всестороннее исследование М.П. Алексеева "Пушкин и наука" состоит в утверждении, что поэт "ярко рассматривал технический прогресс России как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат на благо Родины и населения". Пушкинская библиотека содержит книги по различным областям знаний - не только по общественным наукам, но и по естественным наукам, астрономии и даже по математике. Здесь есть широкая область и перспектива изучения интересов поэта у специалистов различных научных направлений. И можно с уверенностью сказать, что Пушкин основал школу оригинального искусства, разработанную Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным, Достоевским, Л. Толстым, Чеховым, Горьким, Маяковским, Пастернаком, Твардовским и многими другими писателями. Широта познания и представления Пушкина о реальности, философская глубина его творчества, историзм и в то же время острое чувство модернизма - все это оказало сильное влияние на художников разных поколений, обогатив самые разнообразные сферы искусства. Не только путем перевода пушкинских тем и мотивов на язык музыки, но и стремясь следовать духу его творчества, были созданы различные жанровые музыкальные произведения Глинки, Чайковского, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Астафьева, Шостаковича, Свиридова. Поэт назван в честь Кипренского, Тропинина, Айвазовского, Репина, Серова, Нестерова, Перова, Сурикова, Бензы, Фаворского. Заключение Вряд ли можно переоценить значение Пушкина для нашей современности. Пушкин основал реалистический метод в литературе, был создателем русского литературного языка. Гуманизм Пушкина, его вера в светлое будущее человечества остаются вечными духовными ценностями. Пушкин, несмотря на жестокие противоречия современной действительности, неоднократно указывал на доброе начало человечества, его неразрушимость. В глазах Пушкина вечная смена поколений ведет к духовному возрождению человечества. Он завещал будущим писателям право ходить по реальной жизни, чтобы найти в ней красоту. Пушкин был сильным сторонником идеологического, гражданского, страстного искусства. Пушкин был образованным человеком своего времени. Он был глубоко вовлечен в историю и культуру своего народа и других стран. Поэт ценил и любил произведения писателей с Запада и Востока. По словам Белинского, "Пушкин был для него выражением современного мира, для него представителем современного человечества, но мира русского, но русского человечества". Мировая культура состоит из национальных культур. Чем более полно и правдиво писатель отражает жизнь своего народа в своем творчестве, тем важнее его вклад в мировую литературу и - в более широком смысле - в культуру. Именно поэтому Пушкин прославился на весь мир тем, что в своем творчестве он раскрыл лучшие черты русского персонажа, нарисовав реалистичные картины жизни своего народа. Пушкин стал прародителем русского реализма и одним из первых реалистов среди европейских писателей. Позже основные достижения мировой художественной культуры были объединены с реалистическим методом. Поэтому Пушкин не является национальным ограниченным гением и принадлежит ко всем гениям человечества. Значение Пушкина для нашего времени отчетливо проявляется в таких традиционных национальных праздниках в пушкинских местах (Михайловский, Болдин и др.). Народ и литература чтут свой гений, и это еще одно свидетельство национальной памяти и любви. Слава Пушкина будет продолжать расти, потому что "Пушкин принадлежит - по словам Белинского - к вечно живущим и движущимся явлениям, которые не останавливаются в момент своей смерти, а продолжают развиваться в сознании общества". Каждая эпоха выражает свое суждение о них, и как бы верно она их ни понимала, но всегда оставляет следующую эпоху, чтобы сказать что-то новое и более правильное. Проходят десятилетия и эпохи, растет и закрепляется русская литература, не угасает интерес к творчеству А.С. Пушкина. На мой взгляд, это происходит потому, что Пушкин в своем творчестве не только продолжил и развил поэтические традиции своих предшественников, но и отметил возникновение эпохи в истории русской поэзии. А.С.Пушкин определил себя очень просто: "Просто поэт". Он также сравнил его с Эко. И действительно, за все благородное, он дал благородное эхо. Вот почему он дорог нам как поэт. И я думаю, что мы должны гордиться тем, что на нашей русской земле родился и жил гений слов, человек с большой буквы! Список литературы Алексеев М.П. «Пушкин и наука его времени», 1985г. Благой Д. «Пушкин и русская литература», 1942г. Лихачёв Д.С. «Слово о Пушкине», 1988г. Мейлах Б.С. «Жизнь Александра Пушкина», 1975г. Петров С.М. «А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества», 1974г. Степанов Н.Л. «Тропа к Пушкину», 1973г. |