русский язык. Для чего нужны псевдонимы
Скачать 40.1 Kb.
|
Министерство образования Ставропольского края ФИЛИАЛ государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки Факультет среднего профессионального образования Кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по дисциплине русский язык тема: «Для чего нужны псевдонимы?» студентки 1 курса группы ПНК – 21 – 1 Чихичиной Алины Алексеевны Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Руководитель: Старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин Браткова О.А. Дата защиты « »___________20___г, Оценка «________________» Ессентуки, 2022 год Введение……………………………………………………………….… 3 Глава I. Из истории псевдонимов………………………...……….…... 4-5 2.1. Зачем нужны псевдонимы?............................ ………………….... 6 2.2.Псевдоним - средство скрыть общественное положение……..….. 6-7 2.3.Отличие от однофамильцев и родственников…………………... 7 2.4.Забавные псевдонимы - комический эффект..……….………..….. 7 2.5.Создание образа ..………………………………………………........ 7-8 2.6.Проба пера..……………………………………………………..…... 8 Глава II. Как создаются псевдонимы……………..…………………. 9 Глава III. Анализ восприятия псевдонима и настоящей фамилии .....10 IV. Заключение………………………………………………………… 11 V. Список литературы…………………………………….…………… 12 Введение. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом. Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели, актеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя. В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь». В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя человека. В литературной энциклопедии дается следующее определение псевдонима — вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, которое по тем или иным причинам надо скрыть. Цель моего творческого проекта: -исследовать и выявить причины использования псевдонимов. Данной целью обусловлены следующие исследовательские задачи: - собрать материал по данной теме; - проследить историю возникновения псевдонимов; - исследовать способы и условия возникновения псевдонимов; - привести примеры псевдонимов. - сравнить и проанализировать собранные материалы; - установить причины выбора псевдонимов. Объектом исследования являются псевдонимы известных литературных деятелей. Для достижения цели я использовала следующие методы: - Изучение теоретического материала по теме; - Анализ и обобщение полученных мною сведений; Почему я выбрала такую тему? Данная работа помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о возникновении псевдонимов и о причине их использования. Своими знаниями я могу поделиться с одноклассниками и другими слушателями. Гипотеза исследования: предположим, что причина использования псевдонима заключается в том, что при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, то есть получается, выбирая себе псевдоним, человек сам выбирает себе судьбу. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется ошибочным. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать благозвучно или устрашать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать те или иные ассоциации, создавая определенный образ. Данное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Глава I. Из истории псевдонимов. Итак, что такое псевдоним? Буквально – это ложное имя. Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Наши предки верили в таинственную власть имени над судьбой человека. Считалось, что имя может защитить человека от злых духов, поэтому получается, что первые псевдонимы появились вместе с именем. Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка). Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели свои ложные имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий). В древности, когда фамилий еще не существовало, имена авторов могли совпадать, что вызывало путаницу. Так, в древнегреческой литературе – целых четыре Филострата, которых приходится различать по номерам: Филострат I, Филострат II и т. д. Или можно было различать, добавив к имени указание, кто из них жил раньше. Так, появились римские писатели Плиний Старший и Плиний Младший. В основе вымышленного имени могло быть также занятие, звание, общественное положение автора. Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни Появление и существование псевдонимов в России было тесно связано с особыми историческими, политическими русскими условиями, с русской общественной спецификой. Вот почему псевдонимы и их история, немаловажный компонент в развитии русской общественной жизни и мысли. Псевдонимы в России возникли с появлением общественно-политической и художественной литературы, практически с 40-60-х годов XVIII века. Основной причиной их возникновения были тяжелые условия времени царского правления, а также стремление высокопоставленных авторов, высказывать свои взгляды, скрыв свое подлинное имя, звание, служебное положение в силу целого ряда причин. Дело в том, что публичные выступления «в открытую» вообще не были свойственны русскому обществу, особенно с 30-х годов XVIII века. Активно отучивать русских людей от вредной привычки, открыто выражать свое мнение, начал первый царь – Иван III, решивший учиться всему у Запада. Наука о псевдонимах, напоминает науку по изучению имен, под названием – ономастика. Зачастую её называют псевдомастикой, то есть наука о вымышленных именах, которая возникла в эпоху Возрождения. В то время международным языком была латынь, поэтому первые словари псевдонимов были на этом языке. Первый труд по записи псевдонимов принадлежит Сауэрсу, который был издан в середине XVII века и назывался в переводе с латинского «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена». Тогда же в Париже издаётся трактат Андриена Байе с названием: «Авторы, укрывавшие под чужими, придуманными, ложными, фамилиями» и детально описал в нём как причины, из-за которых писатели заменяли свои имена другими, так и способы, с помощью которых эта замена проводилась. Современный английский словарь псевдонимов насчитывает около 60 тысяч, а немецкий - около 83 тысяч вымышленных фамилий. В Дании словарь псевдонимов включает 10 тысяч. Русские литературоведы и библиографы этому вопросу также уделяли этому вопросу большое значение. В 1874 году Г.Геннади составил «Список русских писателей, использовавших вымышленные имена». Советский библиограф И.Ф.Масанов собрал свыше 80 тысяч русских писателей, учёных и общественных деятелей. Его словарь состоит из четырёх томов и является сейчас наиболее полным справочником этого рода. Однако, из всех этих словарей и справочников можно узнать только, кто стоит за тем или иным псевдонимом, а истинную причину использования псевдонимов большинство писателей унесли с собой в могилу. 2.1. Зачем нужны псевдонимы? Причины, принуждавшие людей сохранять инкогнито, очень разнообразны. Некоторые вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований за свои сочинения. Некоторые авторы были вынуждены скрывать свое имя, потому что их положение не позволяло им открыто заниматься литературой. Люди, часто появляющиеся на публике (актеры, режиссеры, певцы, политики) могут отказаться от своей фамилии из-за ее неблагозвучия. Встречаются, также, авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять свое имя напоказ. Некоторые известные люди придумывали себе псевдонимы из-за наличия однофамильцев. С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного или наоборот. 2.2. Псевдоним – средство скрыть общественное положение. Одной из причин, заставлявших некоторых авторов скрывать своё имя, были сословные предрассудки. Сочинительство считалось трудом недостойным для благородного происхождения. Писателей сторонились в так называемом высшем обществе. Екатерина II обычно подписывала свои литературные произведения - пьесы, притчи - И.Е.В, что должно было означать: Императрица Екатерина Великая, а скучные рассуждения о правах, законах и нравственности, соответственно снабжала псевдонимами "Любомудров", "Правдомыслов", "Угадаев". Женщинам-литераторам удавалось скрыть от большинства читателей свой пол, но критики, более осведомленные, подчеркивали литературную слабость романов и повестей, вышедших из-под пера женщин. Отрицательно относился к авторам-женщинам и Тургенев. По его словам, им «не страшно наполнять десятки страниц либо ненужными рассуждениями, либо рассказами, не ведущими к делу, либо даже просто болтовней... В женских талантах... есть что-то неправильное, нелитературное». Одной из главных причин во все времена, побуждавших автора скрывать своё подлинное имя, было стремление избежать преследований за сочинения. Это было в те времена, когда свобода печати была ограничена. Н.Г. Чернышевский (литературный критик) подписывал свои статьи псевдонимом Андреев или Старый трансформист. С.Я. Маршак, в годы гражданской войны, печатался в журнале «Утро Юга» под псевдонимом Доктор Фрикен. Лишь псевдоним, тщательно оберегаемый редакцией, помог Маршаку избежать расправы за то, что он высмеивал генералов - самодуров. В начале XX века во времена революций и жесткой цензуры остро стоял вопрос о свободе слова и печати. Преследования властей вынуждали писателей-революционеров к сугубой конспирации. В послереволюционное время писатели также опасались выступать открыто и писали под псевдонимами. 2.3.Отличие от однофамильцев и родственников. Нередко выбор псевдонима был вызван стремлением отличаться от родственников. Брат писателя Валентина Катаева, Евгений Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев», взял псевдоним Евгений Петров. У Антона Павловича Чехова брат тоже выступал в печати. Инициалы у него были те же, что и у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А .Седов, Гусев, Алоэ и другие. Брат Самуила Яковлевича Маршака известен под псевдонимом М. Ильин, этой же фамилией подписывалась их сестра Л. Прейс, перу которой принадлежало немало детских книг. В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Николай Гарин. Писатель Николай Феофилактович Лесков, чтобы его не путали с автором «Левши» (обоих звали Николаями) подписывался Лесков – Корельский. 2.4.Забавные псевдонимы - комический эффект. У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в "Стрекозе" и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Шампанский, Человек без селезенки и др. Советские юмористические журналы пестрели такими подписями, иногда созвучными эпохе и новому составу читателей: Лука Наждачный, Иван Борона, Ваня Гайкин, Ваня Гармошкин, Иван Дитя, ПамфилГоловотяпкин. Создатели некоторых псевдонимов имели одну цель – вызвать улыбку у читателей. Писатель Владимир Гиляровский часто подписывал свои статьи – «Театральная крыса», а Алексей Писемский – «Фельетонная кляча Никита Безрылов». Для создания комического эффекта писатели использовали шуточные псевдонимы - пайзонимы (от греч. «paizein» - «шутить»). Молодой М.Горький выбрал старые, давно вышедшие из употребления имя с замысловатой фамилией Иегудиил Хламида. 2.5.Создание образа. Иногда автор придумывал псевдонимы, которые соответствовали бы к определенному образу, воздействуя на читателя и создавая нужное впечатление. Так, например, Валерий Брюсов в сборниках «Русские символисты» подписывался под такими вымышленными фамилиями, как В.Даров, Зинаида Фукс, К.Созонтов, В.А.Маслов с целью создания впечатления у читателей, будто поэтов–символистов гораздо больше, чем их было на самом деле. С другой стороны, эта многоликость была связана с разнообразием стилей, в которых пробовал себя начинающий Брюсов; явное подражание различным, часто несходным западным образцам удобнее было замаскировать, подписав их различными именами». Часто писатели-мужчины подписывались женскими именами. В 1913 году московское издательство «Скорпион» выпустило книжку под названием «Стихи Нелли». Произведение начиналось сонетом Валерия Брюсова, который обращался к поэтессе: «Твои стихи – печальный опыт страстей ненужных, ложных слав...» Стихи Нелли были посвящены любви. «Да, я любила всей силой желаний!» - восклицала поэтесса, не желавшая называть своего настоящего имени. Критика ответила на стихи благосклонно: «На нашем поэтическом небосклоне загорелась новая звездочка». Настоящим же автором этих стихов был Валерий Брюсов. Он хотел спародировать, как женщины пишут о любви. Также женским именем Эмма Б. подписывался Михаил Булгаков в «Гудке» в 1923 году. 2.6.Проба пера. Дебют на литературном поприще может оказаться неудачным. Его можно замаскировать, подписавшись псевдонимом или оставив произведение без подписи. Владимир Маяковский в возрасте 14 лет опубликовал стихотворения «Весенняя картинка» и «Полно плакать над ним» в гимназическом журнале «Порыв» 1907 года подписывал –ъ, последней буквой своего имени. В этом же журнале его перу, по всей видимости, принадлежали также: юмореска «Гимназисты», подписанная Константин, и статья «Бранд и русская действительность», подписанная Югов. Константином звали деда Маяковского и его рано умершего брата. Но уже под ранними стихами 1912- 1913годов Маяковский поставил полностью свои имя и фамилию. Глава II. Как создаются псевдонимы. Иногда в основе псевдонима лежит какая-либо внешняя примета автора, например, как мы уже говорили,Назон («носатый»), Флакк («лопоухий») . Часто в псевдонимах содержится указание на национальность их авторов или место их рождения - Леся Украинка. Иногда псевдонимы появлялись и без участия их авторов, по инициативе общества, пожелавшего подшутить над автором. Чаще всего, авторы ставили целью подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, социальное положение или направления своего творчества. Например: Максим Горький Псевдоним себе Алексей Максимович Пешков придумал сам. Этот псевдоним характеризует не только его судьбу, но и творчество. Жизнь молодого Алексея Пешкова была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных. Анна Ахматова Настоящая ее фамилия - Горенко, а псевдонимом стала фамилия бабушки. Поэтесса считала ее более благозвучной Александр Пушкин Пушкин часто пользовался псевдонимами. В 1814г «Вестник Европы» помещает четыре произведения поэта. Он пользовался либо одной буквой «П.», Известен еще один шутливый и, кстати, любимый псевдоним Пушкина, которым он подписал два рассказа: Феофилакт Косичкин. Марк Твен Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним «Марк Твен» был взят, когда он всерьез начал свою литературную деятельность. «Марк-твен!» - (переводится «мерка два») выкрикивал матрос, убедившись, что глубина достигает двух саженей и пароход безопасно может следовать своим курсом. Глава III. Анализ восприятия псевдонима и настоящей фамилии. Имя человека – мощное средство, для запоминания и получения расположения. Это значимый элемент нашей жизни. Проведем анализ настоящей фамилии Анны Андреевны – Горенко и ее псевдонима – Ахматова и сравним, какая фамилия окажется наиболее приятна на восприятие человека. Результат опроса показал, что 92% опрошенным фамилия Ахматова кажется более благозвучной, следовательно, она более располагает к себе. И что самое интересное, большинство людей подумали, что фамилия Горенко подходит более мужчине, чем женщине. И создается образ большого, грозного мужчины. Значит, если бы Анна Андреевна подписывала свои произведения настоящей фамилией, читатели подсознательно воспринимали бы ее фамилию как «мужественную, «сильную», «короткую», «злую» и «грубую». Наш анализ среди опрошенных показал, что псевдоним Ахматова вызывает чувство защищенности, простоты, ощущение женственности и легкости. Я думаю, именно это было необходимо чувствовать людям, жившим во времена тяжелых репрессий и страшных революций. IV. Заключение. Псевдонимы – это один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы. Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии имен формируется личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется ошибочным шагом в карьере. Звучание любого имени несет большой поток информации. Оно может звучать приятно, возвышенно, ласково, но может и настораживать, вызывать неприязнь. Псевдонимом можно воздействовать на человека психологически, вызывать определенные ассоциации, создавая образ. Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. V. Список использованной литературы. 1.И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата. 2.Псевдоним//Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974. 3.Псевдонимы// Большая советская энциклопедия/ 3-е изд. - Т.21 4.А.И.Павловский. Анна Ахматова, жизнь и творчество: кн. для учителя, М.: Просвещение, 1991. 5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. 6.Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11 7.Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов. 8.Материалы из Интернета: http://rudocs.exdat.com; http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/; https://ru.wikipedia.org. |