Для реализации познавательной и творческой активности школьника. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются
Скачать 23.62 Kb.
|
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, вариативность образовательного процесса. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации. Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Игровые технологии Модульная технология Кейс – технология Технология интегрированного обучения Групповые технологии. Увеличение объёма изучаемого материала и умственной нагрузки в начальной школе заставляет задуматься над тем, как повысить мотивацию и поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, удержать их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы и приёмы обучения, которые активизировали бы обучающихся, мотивировали бы их к самостоятельному поиску информации и приобретению знаний. Надо помнить, что мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром. Мы, педагоги, часто сетуем на то, что детям не хватает мотивации в учебной деятельности. Многим ученикам стоит огромного труда выучить правило или стихотворение, педагогам и родителям приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать уроки, мы прикладываем массу усилий каждый день, чтобы они чему-то научились! Но при этом они с легкостью запоминают труднопроизносимые имена различных мультипликационных героев, замысловатые названия компьютерных игр. И если спросить у ребят, как им удаётся всё это запомнить, то они с увлечением расскажут, и сюжет мультфильма и на что стоит обратить внимание в тои или иной компьютерной игре. Такой диссонанс в способностях и неспособностях у одного и того же ребёнка заставляет задуматься, отчего это происходит? Одно вызывает интерес и ребёнок готов этому уделять большую часть своего времени, а другое ему совершенно не интересно. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы уроки вызывали неподдельный интерес у учеников, и они работали, активно и увлеченно. Конечно, ни что так не заинтересовывает ребёнка младшего школьного возраста, как игра. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной. С помощью игры ребенок глубже познает смысл изучаемых предметов. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Люди испокон веков использовали игру как способ образования, воспитания, передачи ценностей и опыта старших поколений младшим. В отличие от обычных игр «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью, соответствующим педагогическим результатом. Она не только активизирует умственную деятельность, но и направляет её к последующему решению задач. Следует заметить, что основанием для использования игровых технологий на уроках являются и психоэмоциональные особенности детей младшего школьного возраста: повышенная эмоциональность, утомляемость, неустойчивость внимания, чрезмерная подвижность необходимость социализации ребенка в новом коллективе; необходимость творческого развития ребенка в процессе обучения. Использование игр на занятиях позволяет: узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; активизировать познавательный интерес детей; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) никак не мешает вводить игры и элементы геймификации в образовательный процесс. При грамотном применении игры будут способствовать выполнению требований стандартов образования. Ученики готовы тратить массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации обучающихся к учебной деятельности. Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит «игровые технологии» применять как средство обучения. Итак, мотивирование к учебной деятельности - начальный этап урока, он призван сконцентрировать внимание учащихся в самом начале урока, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. Например стихи для настроения. Такой позитивный настрой, создаёт определённую атмосферу, и порой указывает на конечную цель. Например, Ты учишься письму. Для чего? Почему? Из петелек, из крючков, Из палочек, из кружков Сможем буквы написать. Если будешь ты стараться, Буквы будут получаться. Сможешь «Здравствуй!» написать. На этапе актуализация знаний будет уместно поиграть в «Корзину идей». Игру применяю как индивидуально, так и фронтально. Узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на уроке, их предположения на этот счет. На доске учитель рисует или прикрепляет макет корзины, в которую дети помещают все, что им известно по обсуждаемому вопросу. Простая, но между тем активизирующая игра «Да – нет» позволяет детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При её использовании формируются навыки оценки ситуации; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения. Для организации работы нужно приготовить несколько высказываний по теме урока и предложить детям выразить к ним свое отношение по категории «да - нет», а также разъяснить, почему они так думают. Игра - «Черный ящик», любимая как взрослых, так и у детей. Она ассоциируется с передачей «Что? Где? Когда?». Можно попросить детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме урока. Этап открытие нового знания является важным в структуре урока, его главная цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения задания. Работа на данном этапе строится следующим образом: максимально использовать игры, заставляющие детей мыслить. Интеллектуальная игра «Мозговой штурм» потребует примерно 7-10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Это создаст непринуждённую обстановку на уроке и раскрепостит детей, заставит принять участие в обсуждении малоактивных учеников. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксирую на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей. Далее происходит коллективное обсуждение, анализ всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная. Не менее интересна для детей игра "Починить цепочку» На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками. Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, событий, но и умение составлять логически последовательные циклы и выявить недостающие звенья. Кластер – это графическая систематизация материала в виде схемы, смысл которой в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать данный прием можно на всех этапах урока Игра «Аукцион» актуальна на этапе первичного закрепления знаний. По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект. Детям, несомненно, нравится играть в профессии, примерять например роль учителя. В игре «Корректор» нужно найти ошибки в заданиях. Вот здесь то ребёнок получает возможность стать учителем. Применять можно и на уроке русского языка, и на уроке математики. Ещё одна интересная игра «Реставратор». Дети восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно поврежденный учителем. Игра "Блиц - контрольная". Контроль проводиться в высоком темпе для выявления усвоения степени простых учебных навыков, которыми обязательно должны овладеть учащиеся для успешной работы. 7-10 заданий по минуте на каждое с проверкой по эталону. "Соответствие фактов и понятий"- эта игра требует минимум времени. Требуется соотнести факт с обобщающим словом. Закрепление знаний требует внимательного подбора заданий. Эти задания должны быть интересными, кроме того они должны принести пользу. Кроссворд. Эта популярная игра может быть с пользой применена на уроке. Обычный кроссворд требует понимания значений многих слов, для чего приходится обращаться к толковым словарям, и это помогает школьникам расширить свой словарный запас. А если предложить ребятам самим составить кроссворд, работа по-настоящему становится творческой. «Отгадай слово». Надо отгадать слово, в котором известно количество букв, одна – две буквы. Игру можно проводить как викторину. «Молчанка», при проведении которой ответ иллюстрируется на карточках, а учащиеся показывают их молча учителю, записывают в тетради. Рефлексия, как лакмусовая бумажка урока, показывает результат. Например игра «Радуга настроения». Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу. Красный – восторженное, оранжевый – радостное, жёлтый – приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное. Подводя итог, хочется отметить, что игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка, да и взрослого, который скажет, что не любит играть. Гибкая система игровых технологий позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Уроки в игровой форме существенно повышают интерес учащихся к творчеству, позволяют им лучше запомнить теоретическую часть учебного занятия, а соответственно это дает положительный результат и на практике. |