Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель данного педсовета

  • Вспомним принципы воспитания

  • Главной целью воспитательной деятельности

  • Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: • Во-первых

  • Система духовно - нравственного воспитания включает в себя: Во-первых

  • Во-вторых

  • Основные источники нравственного опыта.

  • Анализ уровня воспитанности учащихся 1-4 классов Вывод

  • Анализ уровня воспитанности учащихся 5-9 классов Вывод

  • Анализ уровня воспитанности учащихся 10-11 классов Вывод

  • Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации гимназии в конце учебного года;

  • Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися

  • Достижения класса в целом оформить в виде компьютерной презентации.

  • Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях

  • Театрализация каких-либо нравственных ситуаций – хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;

  • Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях коллектива

  • «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию урочной и внеклассной деятельности как условие гармоничног. Доклад на Педсовет по духовно-нравственному воспитанию. Доклад Духовнонравственное воспитание личности школьника через организацию урочной и внеклассной деятельности как условие гармоничного развития личности


    Скачать 434.5 Kb.
    НазваниеДоклад Духовнонравственное воспитание личности школьника через организацию урочной и внеклассной деятельности как условие гармоничного развития личности
    Анкор«Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию урочной и внеклассной деятельности как условие гармоничног
    Дата08.04.2022
    Размер434.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДоклад на Педсовет по духовно-нравственному воспитанию.doc
    ТипДоклад
    #454188

    Доклад

    «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию урочной и внеклассной деятельности как условие гармоничного развития личности».
    27.01.2022.
    Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 33 г. Донецка»

    Парастатова Н.В.
    В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

    В настоящее мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна, и выбор данной проблемы не был случайным.

    Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что, например, в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале у нас он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня на нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

    При подготовке к педсовету изучались следующие вопросы:

    • анализ состояния воспитательной работы за предыдущий год;

    • изучение литературы по проблемам развития и становления личности;

    • диагностика уровней воспитанности учащихся и мониторинг нравственных ценностей старшеклассников;

    • участие учащихся школы в различных конкурсах, мероприятиях гимназического, муниципального и республиканского уровней;

    • посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

    • беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам;

    • обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей.

    Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно – нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.

    Цель данного педсовета:  

    1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников;

    2. Корректировка подходов и технологий духовно – нравственного и патриотического воспитания школьников.

    Решение задач духовно-нравственного воспитания современной системой образования связано с разрешением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными, являются следующие.

     Проблема первая связана с подготовкой педагога, способного стать духовным наставником личности.

    Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность  воспитанника  формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью. В состоянии ли современный педагог с его достаточно  прагматичным  мировосприятием и мышлением, зачастую столь же бездуховный, выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится?

    Педагог должен осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; – глубже понять себя, свое предназначение – в семье, роде, профессии, Отечестве; – найти путь к своему подлинному «я»; – жить, следуя своей природе; – различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам; – внутренне приобщиться к национальной духовной традиции – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела – обрести реальную радость бытия. Это сложная задача, и не все смогут с ней справиться. Необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно-нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях – не только процесса обучения, но и системы воспитательной работы образовательных учреждений, тех отношений, которые в них существуют, семейной обстановки и т.д., то есть создания вокруг ребенка культуросообразной среды.

    Проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания. Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и  «выращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

    • опыт переживания высоких духовных состояний;∙

    • опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания ценности духовного мира другого человека;∙ 

    • опыт определения воспитанником актуальных для него  жизненных и нравственных проблем;∙

    • опыт  содержательного духовного общения;∙

    • опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)

    Безусловно, приобретение данного опыта,  невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом  человечества,  сохранившегося в культурном наследии.  

    Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики  обучения наукам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает то, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать,  то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей (именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога). Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а другой отвечает своей исповедью, в этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий.

    Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в гимназии то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.

    Начнем с понятия «Воспитание».

    Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

    Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

    Вспомним принципы воспитания:

    • Принцип гуманистической направленности

    • Принцип природосообразности

    • Принцип культуросообразности

    • Принцип эффективности социального взаимодействия

    • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции

    Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом.

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

    В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

    О задачах воспитания мы много слышали и читали. Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении

    Блок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;

    Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

    Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

    Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческих ценностей, таких как

    • Любовь к матери

    • Патриотизм.

    • Любовь к Родине

    • Свобода воли

    • Добро и зло

    • Самовоспитание

    • Добродетель

    • Совесть

    • Надежда

    Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Система духовно - нравственного воспитания включает в себя:

    • Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

    • Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

    • В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

    Основные источники нравственного опыта.

    Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

    На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Сегодня ученики не читают Толстого, не хотят понимать героев Достоевского, отторгают Лескова. Об этом стоит говорить.

    На уроках физики учитель говорит с учениками не только о законах физики, но и о тех ученых, которые занимались и занимаются этой наукой. Ведь сегодня насмешки над «ботаниками» - теми старшеклассниками, которые хорошо учатся, стали обычными. Эти ребята стремятся хорошо учиться, но не хотят, что бы их считали «ботаниками».

    Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

    Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

    Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

    Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:

    • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

    • Профессионально-педагогические

    • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

    • Эмоциональная отзывчивость

    • Волевые качества

    • Особенности темперамента

    • Состояние здоровья

    • Творческое мышление

    • Диалоговое общение

    • «Преобразовательные» способности

    • Педагогическая рефлексия

    • Положительные этические качества (добродетели)

    • Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

    Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

    Педагога отличают следующие качества:

    • яркая индивидуальность;

    • любовь к детям;

    • внутренняя сила, целеустремленность;

    • широта и глубина интересов;

    • уверенность в правильности избранного им пути;

    • творческое отношение к детям, к своему делу;

    Классные руководители проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности.

    По итогам прошлого учебного года:

    В конце учебного года практическим психологом школы проводится анкетирование учащихся на определение уровня воспитанности. Учащимся, классным руководителям и родителям предлагается ответить на соответствующие вопросы анкеты. Результаты анкетирования показали следующее:

    Анализ уровня воспитанности учащихся 1-4 классов



    Вывод: по данным гистограммы видно, что учащиеся младших классов имеют высокий уровень воспитанности. Это говорит о том, что учителя начальной школы уделяют много внимания развитию моральных качеств учащихся в процессе обучения и воспитания.
    Анализ уровня воспитанности учащихся 5-9 классов



    Вывод: по данным гистограммы видно, что учащиеся 5-9 классов имеют уровень воспитанности выше среднего. Это говорит о том, что классные руководители уделяют много внимания развитию моральных качеств учащихся в процессе обучения и воспитания.
    Анализ уровня воспитанности учащихся 10-11 классов


    Вывод: по данным гистограммы видно, что учащиеся 10-11 классов имеют уровень воспитанности выше среднего. Это говорит о том, что классные руководители уделяют много внимания развитию моральных качеств учащихся в процессе обучения и воспитания.

    Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

    В Концепции духовно-нравственного воспитания Донецкой Народной Республики приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания. Традиционными источниками нравственности являются:

    1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.
    2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

    3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

    4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

    5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

    6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

    7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

    8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

    9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

    Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

    Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

    Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

    Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

    Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, работая в ученических производственных бригадах, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

    Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.

    Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях. Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности. Вначале учитель помогает детям вычленить нравственную сторону возникающих отношений, убедиться на собственном опыте, что положительный результат их коллективной деятельности зависит не только от практических занятий и умений, но и от того, насколько каждый проявил себя хорошим товарищем, умеющим в случае надобности прийти на помощь соседу или принять от него помощь, в какой мере он несет личную ответственность за общее дело, справедлив в оценке своих и чужих успехов.

    Начиная с дошкольного возраста дети должны принимать полноценное участие в домашнем труде.

    Подростки и старшие школьники в состоянии взять на себя заботы, связанные с уборкой квартиры, покупкой продуктов, приготовлением пищи, стиркой, Поддерживанием в чистоте одежды и т.д. Это не игра в труд, а настоящий труд. В воспитательном отношении важно, чтобы этот труд осознавался детьми как проявление их заботы о родителях.

    Чтобы прививать учащимся тонкости вежливости, такта и искусства общения, помочь усвоить добрые и нравственные привычки хороших манер, правил культур поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к старикам, инвалидам, заботы и внимания к близким, маленьким детям. Классные руководители школы используют разнообразную тематику, формы деятельности: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

    Традиционно классными руководителями проводятся классные часы и тематические беседы, такие как «Давайте жить дружно», «Наша семья», «Истоки нравственности», «Стыд и совесть», «Делать людям добро», «Как научиться жить в мире людей» и др.

    Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

    Невозможно не отметить традиционные праздники: «День знаний», «Новый год», «День гимназиста», праздник последнего звонка и другие.

    Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», «Дню освобождения Донбасса», участвуем в Акции «Ветеран живет рядом».

    В школе работает 16 кружков спортивных секций.

    Результаты этой работы радуют и педагогов и учащихся:
    Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт.. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

    Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

    В нашей школе нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворительный.

    Сегодня мне хотелось бы предложить вам новые воспитательные технологии по формированию нравственности, культуры и эстетического вкуса обучающихся.

    • Предложить ребятам подумать над проектом «Нравственный человек. Какой он?»;

    • Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;

    • На основании составленных проектов составить Кодекс нравственного поведения, который будет принят на классном собрании;

    • Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти на классных часах с помощью самооценки и оценки ребятами друг друга;

    • Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации гимназии в конце учебного года;

    • Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися;

    • Фотографии лучших обучающихся разместить на сайте гимназии;

    • Достижения класса в целом оформить в виде компьютерной презентации.

    • Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами, на основе которых он будет формировать нравственную атмосферу класса;

    • Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях (экскурсии, походы, посещения кинотеатра и т.п.);

    • Театрализация каких-либо нравственных ситуаций – хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;

    • Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;

    • Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях коллектива, в котором никто и никогда не остаётся без внимания.


    Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.



    написать администратору сайта