ИЯ-20-1, Кокорский Владислав, реферат. Доклад по дисциплине Философия Тема Любовь как сущность человеческого существования студент группы ия201 Кокорский В. А. Проверил
Скачать 149.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева Институт Языка и литературы Кафедра «Германо-романская филология» ДОКЛАД по дисциплине Философия Тема: Любовь как сущность человеческого существования. Выполнил: студент группы ИЯ-20-1 Кокорский В. А. Проверил: Профессор Никифоров А.В. Петропавловск, 2021 Аннотация"Рожденье - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь - это стремление и к бессмертию" (Платон). Многие задаются вопросом: что такое любовь? Существует она вообще? И может ли человек существовать без любви? Если говорить о любви в целом, то мы не имеем права ограничивать это понятие. Ведь это универсальное чувство, вобравшее в себя множество ощущений. Каждый человек описывает его по-разному. Для одних, как в клятве, делить и горе и радость друг с другом. Для других, любовь - это ощущение вечной преданности человеку, несмотря на его недостатки. Ну а некоторые, предпочитаю верить, что любви без страданий и боли не бывает: "Любви познает сердце горе, и горе сердца не пройдет" (Свечин В.). Так или иначе, дать точное определение невозможно. Но это отнюдь не единственный камень на пути понимания этого высокого чувства: люди не всегда могут отличить первоначальное чувство влюбленности от перманентного состояния пребывания в любви. Влюбленность, сладкая болезнь души и тела - это самая распространенная и самая яркая подделка под любовь. Влюблённость покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнёром для того, чтобы чувствовать себя живым; в любви наш духовный мир - автономный, независимый от партнёра - в результате свободного выбора соединяется с миром любимого человека, чтобы идти дальше вместе. Я решила написать реферат на эту тему, чтобы понять, что же такое любовь. В заключении я хочу найти глубинные корни этого чувства, получить ответы на собственные вопросы с точки зрения психологии и философии. Содержание Аннотация Введение 1. Любовь как философская категория 2. Понятие любви и ее виды 2.1 Истоки зарождения и эволюция понятия любви 2.2 Виды любви 2.3 Отличия любви от влюблённости 2.4 Взгляды философов на любовь 2.5 Любовь глазами женщин и мужчин Заключение Библиографический список ВведениеСуществует ошибочное мнение о том, что можно говорить о философии любви отдельно от того, что есть философия жизни. Наверно, условно можно подразделить и философию зла, и философию добра, и философию ненависти, и философию любви. Но всё это в совокупности и есть философия жизни. Фактически ситуация такова, что вопрос любви по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих - тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым… это ли не самый страшный кошмар современного человека? Так вот, одна из главных проблем с любовью как раз в том и состоит, что ожидания изначально чертовски велики, ведь, любовь - это же ого-го какая важная штука! Любви ждут всю жизнь, с каждым очередным провалом накручивая на нее все новые и новые ожидания, мол, в следующий-то, раз все точно будет как в сказке. Затем случаются новые отношения, и кажется, что вот она - любовь, но проходит время и грубая реальность в очередной раз бьет лопатой по спине. 1. Любовь как философская категорияВажное чувство, которое сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни - это любовь. Любовь мужчины и женщины, любовь к чтению, любовь к родителям и детям, любовь к мудрости (отчего, собственно, и произошло название "философия"), любовь к Родине, наконец…. С того момента, как софисты возвели человека в ранг философского объекта, тема любви стала одной из ведущих в философских размышлениях. И хоть это чувство, которое словами трудно описать, тем не менее, многие философы пытались и пытаются это сделать. Как и любое другое явление, понятие любви на протяжении всего развития философской мысли меняло свою смысловую направленность. В эпоху античности любовь служила ценностным инструментом для понимания происхождения мира. Другими словами, когда у древнего философа не хватало доказательств для объяснения какого-либо нюанса своей философской концепции, он прибегал к понятию любви. Так, Платон, к примеру, призывал на помощь Эрота - бога любви, который выступал посредником между миром вещей и миром идей. В средние века любовь становится тем связующим звеном, что приближает человека к познанию Бога. Главный принцип ее существования - любовь дана не каждому, ее надо еще "заслужить". В эпоху Возрождения и в философии Нового Времени понятие любви широко развивается. Появляется своеобразный жанр философских трактатов, которые становятся чуть ли не одним из основных жанров философской литературы. Ни один из мыслителей того времени не упускал случая, чтобы не поговорить на тему любви. Приведем в пример английского мыслителя позднего возрождения - Френсис Бэкон, который уделил внимание "земной" любви, подвергнув её подробному разбору. По его мнению, христианская любовь является сбором всех добродетелей. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточных оснований для этого. Френсис Бэкон выделяет два ряда аргументов за любовь и против. Благодаря любви, человек находит самого себя; великая страсть - наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества. Любовь хороша на сцене - в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи. Бэкон считает, что лишь слабый человек позволяет вырасти этой любви и безумной страсти. Есть даже поговорка: "невозможно любить и быть мудрым", и именно на эту поговорку опирается Бэкон. Он считает, что любовь нужно держать на особом месте, раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Бэкон не против "земной" любви, он лишь против её чрезмерности и безумия. Большую разработку в дальнейшем в понимание любви внес немецкий философ И. Кант, который под этим чувством понимал - момент долга и моральной обязанности. Нельзя не упомянуть имена таких философов, как Фрейд, который связывал чувства любви с сексуальностью, Фромм, который считал любовь искусством и пр. Каждый из философов привносил что-то свое, но никто так и не смог дать однозначного ответа, что же такое любовь… Тема любви стара, как мир и бесконечна, как наша Вселенная. В любом случае, как бы понятие любви не менялось со временем, вряд ли кто усомнится, что это позитивное чувство. Человеку надо кого-то любить и чувствовать ответное чувство или отдачу. Только так мы становимся добрее и терпимее. 2. Понятие любви и ее виды2.1 Истоки зарождения и эволюция понятия любвиПонятие любовь в истории философии занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда "творчество в красоте". Платон в своём трактате "Пир", вводит формулировку о связи познания и любви. Любовь в понятии Платона - это процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эрос познания. Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: "любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага". Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, в данном случае в человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, вводит понятие любви к Богу. Но существование Бога само по себе не являлось у них обязательным явлением. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения. Если возвратиться в Средневековье, то можно выделить, что с одной стороны любовь была предметом религиозной мистики, а с другой стороны и особого рода поэзии; В эпоху Возрождения трудами Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта мысль связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения. В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: "Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины". Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование "вечной любви": они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени. 2.2 Виды любвиСтоит изучить основные виды любви, тем более, что их выделяют на протяжении многих веков и только дополняют классификацию. Самая распространенная классификация построена еще Аристотелем: Агапе - жертвенная любовь. Любящий человек в этом случае сделает все, чтобы любимому было хорошо. Он ничего не требует взамен за свое чувство, готов пожертвовать чем угодно ради предмета обожания. Прогноз на дальнейшие отношения может быть довольно позитивным, если тот, ради кого жертвуют, нуждается в родительской заботе и опеке. К сожалению, если хочется равноправных отношений - Вам не сюда. Людус - так называемая любовь-игра. Она основывается, прежде всего, на сексуальном влечении. Здесь не предусматривается длительных ухаживаний и стремлений сначала узнать друг друга поближе. "Вы привлекательны, я - чертовски привлекателен, так чего же время терять?" - эта фраза очень точно иллюстрирует этот вид любви. При этом нельзя сказать, что это только игра - любящий и правда любит своего партнера, но до поры, до времени. Пока эта игра ему не наскучит, и он не найдет что-то более увлекательное. Эрос - чувственная любовь. Она основана, прежде всего, на преданности и только потом уже на физическом влечении. Любовь-Эрос предполагает, что кроме интимной близости есть еще и чувства, которыми можно делиться друг с другом. Партнеры интересуются жизнью друг друга, мыслями и переживаниями. У этого вида любви возможна долгая жизнь. Мания - любовь-одержимость. Как правило, строится на страсти и на ревности. Это скорее не любовь к партнеру, а результат низкой самооценки. Любящий считает, что только он имеет право на общение с близким ему человеком. Отношения напоминают американские горки: то он охладевает к партнерше, она начинает привлекать его внимание к своей персоне, то наоборот. Продолжаться они могут до тех пор, пока одному из партнеров это не надоест. Прагма - "рассудочная" любовь. Человек выбирает себе партнера не с точки зрения "люблю/не люблю", а с точки зрения "удобно/не удобно". При знакомстве он выясняет в первую очередь бытовые моменты, а потом уже все остальное. Страстей и неожиданных поступков в совместной жизни не будет. Здесь властвует постоянный контроль над своими чувствами. Прогноз на длительность отношений зависит от того, насколько второй партнер готов мириться с такой ситуацией. Сторге - любовь-дружба. Партнеры могут делиться друг с другом чем угодно. При этом они знают, что всегда найдут в лице любимого человека поддержку и помощь. К сожалению, через некоторое время одному из них может стать скучно - ведь когда знаешь все о близком человеке, он перестает быть интересен так, как в начале отношений. В этом случае важно постоянно развиваться и тогда партнер будет видеть каждый день что-то новое! 2.3 Отличия любви от влюблённостиВлюбленность, сладкая болезнь души и тела - это самая распространенная и самая яркая подделка под любовь. Любовь и влюбленность путать не надо, ведь это разные вещи. По мнению христиан, влюблённость принадлежит к животной природе человека, тогда как любовь - к духовной. Способность к любви - показатель душевного здоровья и Богатства, а склонность влюбляться говорит скорее о детских чертах личности, а в некоторых случаях - и о неврозе. Влюбиться в определенном возрасте несложно, много ума не понадобиться, для этого, в первую очередь, нужно состояние предвлюбленности - особенное нервное состояние, когда влюбиться очень хочется и готов. Готов "падать в любовь". Для того чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить всё на самотёк и дать себе волю. Любовь встречается реже, чем влюбленность, и требует от человека большей глубины и мудрости. Любовь, как отражение культуры, надо в себе еще воспитать. Чтобы влюбиться, достаточно быть здоровым. Чтобы быть любящим и любить, очень многому нужно научиться и до любви необходимо дорасти. Ведь во влюблённости человек искажает реальную действительность, приспосабливая её к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их. Я решила рассмотреть понятия влюбленность и любовь в сравнении, представленные чуть ниже: Влюблённость - это искра, принимаемая за огонь; любовь - это пламя, которое постоянно поддерживается. Во влюблённости восторженное состояние возможно только в присутствии партнёра; в любви счастье составляет постоянную основу жизни. Влюблённость - это обладание; любовь - дар. Сомнения ранят влюблённость, но укрепляют любовь. Влюблённость состоит в основном из ощущений; любовь, помимо этого, включает в себя волю. Влюблённость поверхностна и довольствуется наружностью; любовь черпает силы из глубины личности партнёра. Любовь никогда не бывает поверхностной. Влюблённости присуща потребительская логика; любви - логика бытия, познания. Страдание убивает влюблённость; любовь включает его в себя. Влюблённость легка, но она опустошает; любовь трудна, но она наполняет. По окончании влюблённости человек испытывает ощущение огромной пустоты: возможно, оно всего лишь открывает пустоту, которая была и прежде, а теперь стала ещё более горькой. Любовь же не видит конца, потому что пустоты не было никогда, даже до её начала. Но как путь в тысячу миль начинается с первого шага, так и дорога к любви начинается, как правило, с влюбленности. Влюбленность может дорасти до любви, при условии, что человек духовно готов к этому. 2.4 Взгляды философов на любовьЛюбви покорны не только все возрасты, но и все люди, все времена и все эпохи без исключений. И всегда находились люди, которые писали труды о любви, пытаясь осмыслить это неземное чувство. Одним из таких людей был Аристотель. Аристотель В своем труде "Этика к Никомаху" он писал о добродетели и затрагивал тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась "филией". Аристотель утверждал, что в душе есть три вещи - страсти, способности и устои. Страстями, или переживаниями, философ называет влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь - вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Значит, любовь вызывает либо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувства сразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимно исключающимися. Еще одну мысль Аристотель высказал о происхождении любви. Он считал, что "филия" заложена в человеке изначально, что она является творением природы. Первая любовь в жизни человека, это любовь к главе семьи. В семье все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи. Аристотель резко разводил понятия "эрос" и "филия", для него они противоположны по своему значению. "Филия" - это духовный покой, а "эрос" скорее страсть. "Филия" очень ценилась Аристотелем, по его мнению, "это самое необходимое для жизни". Он её ставит даже выше, чем справедливость. "Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде", - утверждал философ. Как уже упоминалось ранее, Френсис Бэкон, английский мыслитель позднего возрождения, с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой - уделил внимание и "земной" любви, подвергнув её тщательному разбору. Рене Декарт французский философ и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Его научный подход заключался в использовании рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания. Прежде всего, следуя своим методам, философ выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Р. Декарта, простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорил: "Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добро тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности". "Самое главное желание человека (обладать любимым) вызывается воображаемым совершенством представителя другого пола".Р. Декарт утверждал, что есть у всех определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется ему наивысшим благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной-единственной, так как по природе этого достаточно. И философ замечал, что именно эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов. Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви. Ниже хочется рассмотреть более подробно их отношение к этой проблеме: Иммануил Кант Прежде всего он провел различие между "практической" любовью (к ближнему или к Богу) и любовью "патологической". Он стремился утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности.И. Кант рассматривал явление любви с этической точки зрения и только. "Любовь понимается здесь не как чувство, то есть не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь-симпатия; любовь должна мыслиться как максима благоволения, имеющая своим следствием благодеяние". Следовательно, для философа любовь к человеку противоположного пола и "любовь к ближнему, хотя бы он заслуживал мало уважения" фактически было одним и тем же. Это долг и только. Так же Философ считал важным то, что между людьми всегда должна оставаться дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для И. Канта вещь недопустимая. Иоганн Фихте Не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и размышлял о любви как об объединении "Я" и "Не Я" - двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Позиция И. Фихте весьма жесткая: несмотря на то, что брак и любовь - это не одно и то же, не должно быть брака без любви и любви без брака. В сочинении "Основы естественного права на принципах наукочтения" (1796) философ создал установку единства физиологического, морального и юридического аспектов в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине - абсолютная пассивность во всех сферах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание - вот что уготовил ей И. Фихте. Фридрих Шеллинг Провозгласив любовь "принципом наивысшей значимости", в противовес И. Фихте признавал равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергал Ф. Шеллинг и миф о существовании "третьего пола", который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь "половинкой". В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием овладеть любимым, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло. Георг Гегель Понимание любви Георга Гегеля нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменялось. Зрелые работы философа представляют собой наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.Г. Гегель решительно отрицал всякий мистицизм в любви. В его понимании, субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь и становится ее проявлением, ведь любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.Г. Гегель отказывается от стереотипа о неравноправии полов и говорит о том, что женщина в любви - далеко не "растение", а мужчина - не "животное". "Любовь прекраснее всего в женских характерах, ибо в них преданность, отказ от себя достигает наивысшей точки", - писал философ, признавая эстетическое превосходство женщины в любви. Людвиг Фейербах Школу гегелевского понимания человеческих отношений прошел и немецкий материалист середины XIX века Людвиг Фейербах, ярко показавший величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии. С точки зрения философа, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из всех человеческих чувств Л. Фейербах особо выделял чувство любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, - писал он, - это - эгоизм; и только одно благо - любовь. Любовь делает человека Богом и Бога - человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость. Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же. " Он считал, что "половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали". По этой причине его этика ориентируется прежде всего на достижение чувственного счастья. Любовь по Л. Фейербаху и символ единства человека с человеком, и стремление людей к совершенству. Здесь соединялись объективное и субъективное, познавательное и предметное. Такое расширенное представление позволило философу превратить любовь в главную социологическую категорию. Он обожествлял самого человека и отношения людей между собой, выводя их из потребности "Я" и "Ты" друг в друге, их взаимонуждаемости в смысле половой любви. И только на это наслаиваются все остальные производные потребности людей в общении и совместной деятельности. Л. Фейербах отрицал первостепенную значимость личности, считая, что она слаба и несовершенна. И только "муж и жена, соединившись, представляют собой совершенного человека", то есть любовь сильна, бесконечна, вечна и делает людей полноценными. Л. Фейербах - материалист, но жизнь людей в его учении проходит в созерцании природы и сердечном общении Я и Ты. 2.5 Любовь глазами женщин и мужчинЯ считаю, что в отношениях полов всегда будут разногласия по поводу любви. Ведь мужчины и женщины видят мир по-разному, то, что кажется ключевым женщинам, является второстепенным для мужчин. Так и с этим прекрасным чувством. Не зря же люди придумали выражение "мужчины с Марса, женщины с Венеры". В чем же разница представлений о любви мужчин и женщин? Любовь мужчины Любовь мужчины, в отличие от любви женщины, больше сводится к физиологической потребности. Любовь женщины сильнее и выше, она наполнена духовностью. Вот почему женщина моногамна, а мужчина полигамен. Для мужчин любовь неоднозначна. Существует множество мужских подходов к любви. Для кого-то главное, чтобы женщина любила его, для кого-то важен исключительно, кому-то нужна домохозяйка, которая и обед приготовит, и рубашку погладит. Все мужские подходы к любви справедливы и обоснованы. Ведь женщина всегда более открыта, чем мужчина. Мужчины не любят копаться в себе и анализировать свои чувства. У мужчины нет потребности в ежедневных свиданиях. И это вовсе не говорит о его нелюбви, просто он не видит необходимости встречаться так часто. Из чего же любовь мужчины? Она состоит из трех составляющих: страх потерять любимую, желание о ней заботиться и восхищение ею. Любовь женщины "Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться. Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят" (В.О. Ключевский) Женщины, в основном, представляют себе любовь, как взаимоотношение двух людей, уважение и понимание - это главное в любви по мнению женщин. По женской логике, мужчина должен оберегать женщину, дарить подарки, защищать и так далее. Женщине всегда хочется слышать приятные слова в её сторону, ей нравится получать подарки от любимого человека, нравится, когда за ней ухаживают и оберегают. Женщины благодарны за любовь, мужчины требуют благодарности. Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, не существует таких доказательств. любовь философская категория влюбленность ЗаключениеБольшинство людей на вопрос "В чем заключается смысл жизни?" с легкостью и, не задумываясь, в независимости от веры, цвета кожи, национальности, моральных принципов, ответят сразу - любовь. Не имеет значения, сколько времени пройдет, пятьдесят или сто лет, хоть целая вечность, любовь была и остается главным, что есть в жизни человека. Не имеет значения, как человек для себя определяет любовь, ведь любое определение и любая точка зрения будут правильными. Испокон веков любовь в мире наполняет жизнь людей смыслом, вдохновляет на создание шедевров в культуре и искусстве, толкает на подвиги, делает их просто счастливыми. Доказательством же того, что любовь действительно делает это с самых древних эпох, могут служить труды таких мыслителей, как Аристотель ("Этика к Никомаху"), Платон ("Пир"). Любовь развивалась и получала новые определения в каждой исторической эпохе. В христианстве любовь - бескорыстная добродетель. Деятели эпохи Возрождения говорят нам о том, что любовь - это стремление к красоте. В Новое время любовь становится "земной", занимая место в человеческих сердцах вместо "божественной". И в современном мире, в Новейшее время, люди делают попытки осмыслить любовь с точки зрения биохимии. Любовь всегда была и будет необходимой составляющей смысла и цели существования человека. Осуществление смысла или реализация цели жизни человека возможно только через непрерывный рост его любви - стремления к гармоничному единству и его осознанию. Любви к себе, любви к каждому человеку, любви к человечеству в целом, любви к окружающим объектам Природы. Любовь - это вулкан эмоций, который может толкать людей на поступки, порой безумные, порой прекрасные, которые они раньше считали невозможными. У любви нет времени, нет преград, нет запретов, любовь дает крылья и возносит к небесам тех, кому однажды довелось испытать это ни с чем несравнимое чувство. Порой любовь заставляет страдать, но эти страдания чаще идут на благо человеку, чем во вред. В таких страданиях человек самосовершенствуется, ведь они помогают осознать ошибки, совершаемые человеком, и устранить их. Эти ошибки чаще всего идут от характера, и, чтобы их не стало, человеку нужно изменить самого себя. И люди меняются, со временем осознавая, что любовь помогла им, пускай даже через страдания, стать лучше. Безупречных людей нет, но ничего не мешает человеку стремится к идеалу. И, на мой взгляд, любовь как нельзя лучше помогает в этом стремлении. Но в этом стремлении редко помогает влюбленность, которая представляет собой увлечение, флирт и является показателем того, что человек еще сохранил в себе слишком много детских черт. Философы тоже рассуждали о том, что любовь это и самые прекрасные моменты жизни, и муки. Эти рассуждения были различными. Кто-то, как Аристотель, считал любовь порождением духа. А кто-то, например Иммануил Кант и Людвиг Фейербах, видел любовь через призму материализма и считал это чувство сугубо физическим. Но все они сходятся в том, что любовь должна быть, что человечеству она необходима, иначе, что будет дарить людям крылья и окрашивать наш порой скучный и серый в яркие краски? Даже несмотря на различия взглядов Мужчины и Женщины на любовь, они все равно продолжают любить, верить и надеяться, что Бог ниспошлет им это чувство, заставляющее порой поступать безрассудочно, но всегда безошибочное. Почему безошибочное? Потому что каждый человек, которого мы любили, привнес в нашу жизнь и сознание что-то новое, что-то свое, частичку себя. И мы будем жить с этой частичкой всю жизнь, со временем понимая, как она необходима нам и недоумевая, как мы раньше жили без нее. Библиографический списокhttp://ru. wikipedia.org/wiki/любовь Философия любви. М., 1990. Ч.1-2 http://www.psychologos.ru/виды любви http://www.sunhome.ru/journal/16366 http://www.smysly.ru/ Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М., 2008. - с.664. http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html Платон. Пир. http://filosof. historic.ru/books/item/f00/s00/z00005032/st000. shtml Кант И. Метафизика нравов http://filosof. historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st000. shtml Декарт Р. Страсти души Аристотель. Этика к Никомаху // Философы Греции: М.: "ЭКСМО ПРЕСС", 1999. |