Главная страница

сентиментализм в русской литературе. Сентиментализм в русской литературе. Доклад Сентиментализм в русской культуре (в русской литературе). Сентиментализм


Скачать 26.36 Kb.
НазваниеДоклад Сентиментализм в русской культуре (в русской литературе). Сентиментализм
Анкорсентиментализм в русской литературе
Дата05.01.2022
Размер26.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСентиментализм в русской литературе .docx
ТипДоклад
#324242

Доклад

Сентиментализм в русской культуре (в русской литературе).

Сентиментализм (от франц. Sentiment - чувство, чувственность) - направление в культуре второй половины XVIII - начала XIX века, который характеризуется стремлением воссоздать мир чувств простого человека и вызвать сочувствие к героям у читателей. Сентиментализм получил свое название от романа английского писателя Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" (1768 г.). Само же слово "сентиментальный" существовало в Англии еще до публикации романа Стерна: его первое использование зафиксировал английский словарь 1749 года. Однако до выхода романа Стерна оно употреблялось в языке художественной литературы редко, и к тому же выступало в двух основных значениях: "благоразумный" и "способный к сочувствию". С 60-х годов XVIII века начинает преобладать второе значение слова "сентиментальный".

Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII века и окрасившее собою начало XIX, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий.

Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры. Сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене. Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот.

Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленною формой служит "длинный, нравоучительный и чинный" роман (в стиле знаменитых произведений Ричардсона: "Памела", "Кларисса Гарлоу", "Сэр Чарльз Грандисон"); герои и героини ведут дневники, пишут друг другу бесконечные письма, предаются сердечным излияниям. Именно в связи с этим сентименталисты стяжали себе заслугу в области психологического анализа: они перенесли центр тяжести из внешнего во внутреннее; собственно говоря, как раз в этом и заключается главный смысл самого термина «сентиментальный».

Сентиментализм тихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на воспринимающий их субъект. Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. Конечно, это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходила должные границы, делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной воли и разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательно то, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно-самодовлеющий характер. Правда, на практике многие из исповедников этой школы страдали подобным расширением сердца. Как бы то ни было, сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежные струны души, вызывал слезы, и в среду читателей и, по преимуществу читательниц, вносил несомненную мягкость, умиление, доброту.

Бесспорно, что сентиментализм - это филантропизм, школа человеколюбия; бесспорно, что, например, в русской литературе к "Бедным людям" Достоевского линия преемственности идет от "Бедной Лизы" Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителем сентиментализма (в особенности, как автор повестей и "Писем русского путешественника").

Исконный источник страдания, несчастная любовь, давал сентиментализму любезную возможность обильно черпать из своих вод - слезы. Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. Именно о сентиментальных романах говорит Пушкин: "и при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венок". В расплывчатой мечтательности своей писатели данного направления склонны были непременно усматривать в мире некий нравственный порядок. Они поучали, они насаждали "чувства добрые". Сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безыскусственности.

В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви; на описания природы расточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуются лунным светом, умиляются птичками и цветами.

Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретики нового направления видели в том, что оно "должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления" (1793, "Что нужно автору?" Карамзин).

Сентиментализм в России имел два течения:

Дворянский. Данное направление было достаточно лояльно. Говоря о чувствах и человеческой душе, авторы не пропагандировали отмену крепостного права. В рамках данного направления было написано знаменитое произведение Карамзина «Бедная Лиза». В основу повести был заложен классовый конфликт. В итоге автор выдвигает вперед именно человеческий фактор, а уже потом смотрит на социальные различия. Тем не менее, повесть не протестует против существующего в обществе порядка вещей.

Революционный. В отличие от «дворянского сентиментализма», произведения революционного течения пропагандировали ликвидацию крепостного права. В них на первое место ставится человек с его правом на свободную жизнь и счастливое существование.

Сентиментализм, в отличие от классицизма, не имел четких канонов написания произведений. Именно поэтому авторы, работающие в данном направлении, создали новые литературные жанры, а также умело их смешивали в рамках одного произведения.

Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р. Держáвин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал “высокий” и “низкий” стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию “говорящей живописью”. Расцвет сентиментализма в литературе связан также с творчеством А.Н. Ради́щева («Путешествие из Петербурга в Москву»№) и Н.М. Карамзинá («Бедная Лиза»).

Сентименталисты обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора. Героями авторов-сентименталистов становились обычные люди. Это привело к тому, что литературный язык этого периода стал проще, появились даже произведения с элементами просторечий.

Русский сентиментализм – особое направление, которое из-за культурных и исторических особенностей России, отличалось от аналогичного направления в Европе. В качестве основных отличительных черт русского сентиментализма можно назвать следующие: наличие консервативных взглядов на общественное устройство и тенденции к просвещению, наставлению, поучению.

Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век.

I этап. В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков положил начало русскому сентиментализму.

II этап (с 1776 г.) На этот период приходится расцвет творчества Муравьева. Муравьев уделяет большое внимание душе человека, его чувствам.

Важным событием второго этапа стал выход комической оперы «Розана и Любим» Николева. Именно в этом жанре впоследствии пишутся многие произведения русских сентименталистов. В основу этих произведений закладывался конфликт между помещичьим произволом и бесправным существованием крепостных крестьян. Причем духовный мир крестьян зачастую раскрывается как более богатый и насыщенный, чем внутренний мир богатых помещиков.

III этап (конец 18 века) Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – журналист, историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель «Истории государства Российского», издатель первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803). Изящная речь, чуждая просторечья, провинциализмов, церковно - славянизмов, построенная по образцу французских писателей - "образцов тонкости и приятности в слоге" (Карамзин), легла в основу реформы литературного языка в школе Карамзина. Отбор слов, грамматические формы, синтаксические структуры ломали церковнокнижную стихию литературного языка, превращая его в орудие борьбы дворянской интеллигенции против архаических форм. Благодаря этому, а также благодаря некоторому расширению тематики сентиментализм в России имел известное прогрессивное значение.

По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась новая эпоха русской литературы. Н.М.Карамзин стремился создать человека новой культуры — утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. Хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве русского человека. Карамзин считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства читателей.

Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Писатель не представляет своих героев однозначно положительными или отрицательными. Повесть "Бедная Лиза" (1792) совершила настоящий переворот в русской литературе. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.

Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей.

Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.

Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству. Герои, как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.

IV этап (начало 19 века) Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Сентиментализм как литературное направление достаточно быстро исчерпал себя, однако, направление открыло дорогу к дальнейшему развитию мировой литературы. Политические события, с начала XIX в. вызывавшие под воздействием европейской жизни сложную реакцию в общественной действительности России, содействовали ускорению конца сентиментального направления. Русский сентиментализм стал разлагаться, попадая отдельными стилевыми тенденциями во вновь слагавшиеся литературные направления или совсем прекращая свое существование. "Было время, когда всякой хотел славы сентиментального; наступило другое - и всякой старается кстати и некстати сказать и написать - умно или глупо, нужды нет! эпиграмму против сентиментального", констатировала положение дел на литературном фронте "Аглая" в 1808.

Литература

1. Сиповский В.В., Н.М. Карамзин, автор "Писем русского путешественника", СПБ, 1899; Его же, Очерки из истории русского романа, т. I, вып.2, СПБ, 1910;

2. Веселовский А.Н., В.А. Жуковский, СПБ, 1904 (изд.2, П., 1918), гл.I. Эпоха чувствительности;

3. Резанов В.И., Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского, вып. I, гл. IX, СПБ, 1906; вып. II, гл. XXIII, П., 1916;

4. Игнатов И.Н., Театр и зрители, ч.1, М., 1916, стр.79-103;

5. Роболи Т.А., Литература путешествий, в сб. "Русская проза", Под редакцией Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926;

6. Скипина К.А., О чувствительной повести, в сб. "Русская проза", Л., 1926; Саккулин П.Н., Русская литература, ч.2, период второй, гл. IX, М., 1929.

7. Ю. Подольский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925


написать администратору сайта