Главная страница
Навигация по странице:

  • Литературное направление

  • Драма

  • Эпические жанры Сказка

  • Новелла

  • Жанры лирики Песня

  • Лирическое стихотворение

  • Лироэпические жанры Баллада

  • Стихотворение в прозе

  • Жанры драматургии Трагедия

  • Литература. 01. литературные направления, течения литературное направление


    Скачать 35.43 Kb.
    Название01. литературные направления, течения литературное направление
    Дата13.04.2023
    Размер35.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛитература.docx
    ТипДокументы
    #1058351

    01. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ

    Литературное направление – это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.

    Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

    1.       Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

    2.       Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

    3.       Общие или близкие принципы творчества.

    4.       Обусловленность творчества единством социальной  и культурно-исторической ситуации.

     

    К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

    Классицизм (от латинского classicus образцовый) – литературное направление XVII в. (в русской литературе – начала XVIIIв.), для которого характерны следующие черты:

    1.       Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.

    2.       Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания (Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую»). Эстетический идеал – человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

    3.       Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

    4.       Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

    Отсюда как следствие:

    5.       Обращение к общественно-гражданской проблематике.

    6.       Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.

    7.       Строгая иерархия жанров: 1) высокие (ода, трагедия, эпопея) - изображают общественную жизнь, герои этих произведений – монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами; 2) средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги); 3) низкие (басня, комедия, сатира) – изображают жизнь простых людей.

    8.       Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).

    9.       Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: строкповествл должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

    В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на 18 век; классицизм заявил о себе в творчестве М.В.Ломоносова, В.К.Тредиаковского, А.Д.Кантемира, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина.

    Сентиментализм (от французскогоsentiment – чувство) – это литературное направление второй половины XVIII – начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

    1.        Предмет изображения – частная жизнь, движения души, переживания человека.

    2.       Главные темы – страдания, дружба, любовь.

    3.       Утверждение ценности отдельной личности.

    4.       Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности  и доброты человека – как природного дара.

    5.       Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

     

    Как следствие:

    6.       Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.

    7.       Положительный герой – простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

    8.       Ведущие жанры – путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.

    В России представителями данного направления были В.В.Капнист, М.Н.Муравьёв, А.Н.Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А.Жуковского, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

    Романтизм (франц. romantisme, англ.romanticism) – литературное направление конца XVIII – начала XIX века,в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

    1.       Восприятие свободы личности как высшей ценности.

    2.       Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни – как разгадки этой тайны.

    3.       Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.

    4.       Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное – таким образом, существует мир идеальный - духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный - физический, несовершенный, низменный.

     

    Как следствие:

    5.       Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

    6.       Важные черты романтического героя – гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

    7.       Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей и при этом стремясь быть принятым и понятым ими.

    8.       К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

    Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф.Рылеева, В.А.Жуковского, А.А.Бестужева-Марлинского, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и др..

     

    Реализм (от лат. Realis – вещественный) – литературное направление, возникшее в начале XIXв., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф.Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление – умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ – изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.

    В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности – он, благодаря отбору типических явлений  действительности, обогащает читателя знанием жизни.

    Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.

    В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин и др.

     

    Символизм (франц.symbollisme < греч.symbolon – знак, опознавательная примета) – направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIXв.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:

    1.       Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.

    2.       Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.

    3.       Жизнь – бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

    4.        Творческий акт – религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ – связующее звено между мирами, художник – избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.

    Как следствие:

    5.       Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий – всего того, для чего «слова не найдены».

    6.       Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.

    7.       Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

    Крупнейшие представители символизма: В.С.Соловьёв, Д.Мережковский, В.Я.Брюсов, З.Н.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, Вяч.И.Иванов, С.М.Соловьёв, А.Блок, А.Белый и др..

    Акмеизм (от греч. аcme – высшая степень чего-либо, расцвет) – литературное направление 1910-х годов, противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

    1.       Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    2.       Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.

    3.       Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

    4.       Поэтизация мира первозданных эмоций.

    5.       Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»

    6.       Стремление придать слову определенное, точное значение.

    Как следствие:

    1.       «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.

    2.       Простота и ясность поэтического языка.

    3.       Строгость, чёткость композиции произведений.

    Представители акмеизма: С.М.Городецкий, Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912г.).

    Футуризм (от лат.futurum – будущее) – литературное направление начала XXв., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

    1.       Бунтарское мировоззрение.

    2.       Попытка создать «искусство будущего».

    Как следствие:

    1.       Эпатаж публики, литературное хулиганство.

    2.       Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.

    3.       Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)

     

    Представители футуризма: 1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др.(группа «Гилея», кубофутуристы); 2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы); 3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»). Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)

     

    Литературное течение – это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Именно это особое отношение и порождает специфические различия между художественными концепциями писателей, работающих в одном литературном направлении. Например, литературоведы выделяют два течения в русском романтизме: революционный романтизм (ярчайший представитель - К.Ф.Рылеев) и элегический (В.А.Жуковский); три течения в русском символизме: декаденты (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.), связывавшие искусство с богоискательством, с идеями «религиозной общественности»; «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт и др.), чьё творчество отличалось импрессионистическим восприятием жизни;  «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.), бывшие приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьева, по мнению которого целью искусства - «...создание вселенского духовного организма», а роль поэта – священнодействие, соединение вершин искусства с мистикой.

    02. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

    На протяжении истории существования словесного искусства осуществлялись неоднократные попытки разделить литературу на роды. При этом основания для такого деления были разными.

    Один из наиболее ранних опытов группировки произведений литературы по родам был осуществлён в античности, о чём свидетельствуют трактаты Платона и Аристотеля. Классификация родов осуществлялась в соответствии с типом отношения автора к высказываемому: если автор говорит от своего лица, это поэзия, если представляет содержание в форме «обмена речами» героев, это драма, если же соединяет свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам, то это эпос («Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных» Аристотель). Как видим, изначально главным критерием в отнесении художественного произведения к тому или иному роду служил тип организации речи.

    Однако в конце 19 века появилось другое основание для классификации: эпос, лирика и драма стали мыслиться как типы художественного содержания. Так, в восприятии немецкого философа Ф.В.Шеллинга (1775–1854) лирика ассоциировалась с бесконечностью и духом свободы, эпос — с чистой необходимостью, драма представлялась ему синтезом того и другого.

    Немецкий философ В.Ф.Гегель (1770–1831) характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия — объективна, лирическая — субъективна, драматическая же соединяет эти два начала.

    Великий русский критик В.Г. Белинский, будучи сторонником гегелевского подхода в определении родов литературы, привил эти идеи в национальном литературоведении.

    Каждый из родов литературы обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.

    Эпос (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) – род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Как правило, время изображаемого действия и время повествования о нем не совпадают – это одно из наиболее важных отличий от других родов литературы.

    Способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. отличается спокойно-созерцательным, отстранённым отношением к изображаемому.

    Эпический текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей. У него неограниченный объём (от короткого рассказа до многотомных циклов (например, "Человеческая комедия" Оноре де Бальзака объединяет 98 романов и новелл) – это позволяет «вобрать» в себя такое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства.

    У эпоса, по сравнению с другими родами литературы, самый богатый арсенал художественных средств, что позволяет с наибольшей глубиной раскрыть внутренний мир человека, показать его в развитии.

    Особую роль в эпических произведениях играет автор-повествователь или рассказчик. Его речь (содержание и стиль) является единственным, но очень эффективным средством создания образа этого персонажа.  Несмотря на то, что иногда повествователь идеологически близок писателю, их нельзя отождествлять (например, Повествователь в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне» и сам автор не одно и то же лицо).

    Драма(др.-гр. drama — действие) – род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.

    Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы: 1) отсутствие повествовательно-описательного изображения, 2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки), 3) основной текст  драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог), 4) драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок – основные средства создания образа героя, 5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками, 6) требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н.Толстой) – иначе говоря, театральная эффектность,  повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего, о чём очень хорошо сказал А.С.Пушкин: «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие… читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc».

    Лирика(др.-гр. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) – род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: единичные состояниячеловеческого сознания, мысли, чувства, впечатления автора. В лирике создается образ-переживание, если в ней иногда и присутствует  событийный ряд, то он очерчен весьма скупо. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее: «Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» (Л.Я.Гинзбург). Лирика является способом художественного осмысления событий не только внутреннего мира человека, но и внешнего: быта и природы, истории и современности, планетарной жизни, вселенной, мироздания. Характерные особенности лирических произведений: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер («как можно короче и как можно полнее»), повышенная экспрессивность, наличие лирического героя, от лица которого и выражается переживание (следует иметь в виду, что автора нельзя отождествлять с лирическим героем).

    Роды литературы не разделены непреодолимой стеной. Наряду с произведениями, полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм, в связи с чем принято выделять и «четвёртый» род литературы – лиро-эпику, включающую в себя лиро-эпические поэмы, баллады, лирическую прозу, роман в стихах.

    Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов может включать в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Кроме того, следует учитывать, что слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») многозначны и служат не только для обозначения родовой принадлежности того или иного произведения, но и для характеристики каких-либо объектов, событий, состояний. «Эпичностью называют величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях, но и в драме («Борис Годунов» А.С.Пушкина) и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А.Блока). Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутствовать во всех литературных родах» (В.Е.Хализев).

    03. ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

    Внутри каждого литературного рода происходит деление на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками (особенностями тематики, проблематики, сюжета, стиля и т.д.)

    Эпические жанры

    Сказка (литературная) – произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции. Например, сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

     Притча (от греческого parabole - «находящийся (помещенный) позади») – малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А.Пушкин «Капитанская дочка») – по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М.Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.

    Басня – малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерно единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.

    Очерк - жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к.  вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему  включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии – т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка  являются «Записки охотника» И.С.Тургенева.

    Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.  

    Рассказ – эпический жанрнебольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования –изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький, А.И.Куприн и др..

    Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С.Лескова, «Степь» А.П.Чехова, «Деревня» И.А.Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому  повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина и т. д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006)

    Роман (франц. roman – произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни)– эпический жанр, предметом изображения в котором является  определённый период или целая жизнь человека; роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.)  Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа  классификации. Например, произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»  содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20-30 годов 20в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.

    Роман-эпопея – это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов – ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как  в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления – всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи:  «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова.   

    Жанры лирики

    Песня - малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

    Элегия (греч.elegeia < elegos – жалобная песня) – стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви;  преобладающие настроения элегии – грусть, светлая печаль. Элегия – излюбленный жанр В.А.Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.)

    Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах – две или три.

    Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) – со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.

    Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.

    Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов – одну из наиболее трудных литературных форм.

    К жанру сонета обращались русские поэты: А.С.Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.),  А.А.Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, И.А.Бунин).

    Послание (греч. epistole – эпистола)  – стихотворное письмо, во времена Горация – философского и дидактического содержания, позже – любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н.Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.

    Эпиграмма (греч. epígramma – надпись) – короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А. С. Пушкина на А. А. Аракчеева, Ф. В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.

    Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе 18 - начала 19 вв. в творчестве М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, в раннем творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, но в конце 20-х годов 19в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В.Маяковского и др.)

    Лирическое стихотворение – небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора – внутренний мир, интимные переживания, размышления,  настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой – не одно и то же лицо).

    Лироэпические жанры

    Баллада (провансальское balladaот ballar — плясать; итал. — ballata– сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения – это средство создания определённого настроения, подтекста.Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю.Лермонтова – социально-психологический.

    Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") - крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать» А.А.Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А.Ахматовой).

    Стихотворение в прозе – небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С.Тургенева.

    Жанры драматургии

    Трагедия – драматическоепроизведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и  неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.

    Драма – пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.   

    Комедия – драматическоепроизведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на   хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С.Грибоедова – высокая комедия, «Недоросль» Д.И.Фонвизина – сатирическая.

     


    написать администратору сайта