По ГК и. Доклад Урегулирование общественных отношений иногда требует нетипичных способов, таких широко применяемых в нашей стране, как правовые презумпции и фикции.
Скачать 17.9 Kb.
|
Доклад Урегулирование общественных отношений иногда требует нетипичных способов, таких широко применяемых в нашей стране, как правовые презумпции и фикции. Однако в отечественной юридической литературе о них вспоминается крайне редко. В общей теории права до сегодняшнего так и не получила самостоятельной полной разработки теория презумпций и фикций, рассматривающая их социальное значение и место в механизме правового регулирования. Современные авторы придерживаются мнения, что введение в правовые документы, направленные на ознакомление с ними всего населения, иностранные понятия “презумпция” и “фикция”, которые толкуются не однозначно, не имеют надобности. Для этого есть смысл уточнять содержания этих понятий. В большинстве случаев эти термины даже не разграничиваются из-за отсутствия четкости в определении. Хотелось бы отметить, что сложность не ограничивается только терминологическими проблемами, но и не совершенностью самой их природой, относятся ли они чисто к правовой категории или же их спектр применения может быть гораздо шире. Все отмеченное выше лишь подтверждает актуальность выбранной темы исследования с точки зрения теоретической и практической надобности. Презумпция (от лат. слова "presumptio") - предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не будет доказана его ложность. Юридическая презумпция - это правило, закрепленное в законе, которое предполагает наличие или отсутствие фактов до предъявления доказательств об обратном (опровержимая презумпция) или запрещение их опровержения (неопровержимая презумпция). Это правило применимо только при достоверном установлении факта, с которым закон связывает действие презумпции. Правовая презумпция учитывает реальные связи и зависимости и поэтому правильно отражает подавляющее большинство ситуаций, для которых она предназначена. В советской юридической науке важность данного понятия отрицалось, подпитываясь идеей о ее фиктивности и чистой формальности в системе права. Эти взгляды в настоящее время не разделяются большинством юристов. Презумпции служат единым правовым регулированием стабильности верховенства закона, защиты прав граждан. Они помогают установить рациональную и справедливую процедуру доказывания обстоятельств дела путем распределения бремени доказывания между участниками процесса. Опровержение правовых презумпций не должно пониматься как опровержение истинности решения, охватываемого презумпцией. Это суждение дает объективную оценку определенного социального явления, хотя и содержит его вероятностную характеристику. Поэтому понятие «опровержение презумпции», которое широко используется в юридической литературе, должно пониматься с точки зрения применимости к конкретному данному делу. Закон, как уже отмечалось, устанавливает некоторые неопровержимые презумпции. К ним относится, например, презумпция «непонимания» лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. Очевидно, что в ряде случаев неопровержимая правовая презумпция может быть фактически опровергнута, хотя закон этого не допускает. В течении времени в устоявшихся правовых конструкциях происходят изменения. Но на протяжении многих лет неизменными остается роль презумпций в праве. Упоминание впервые латинского слова “presumptio” приходится на римские правовые документы Дигесты Юстиниана и Институции Гая. Там были закреплены презумпция осведомленности, законности и справедливости суда, но тем не менее развернутого учения на тот момент не существовало. В трудах Аммиана Марцеллина описан случай , произошедший при дворе Юлиана. Губернатор Нарбонсиса, Нумерус держал ответ перед императором на суде, в виду исключений процесс был открытым. Нумерус отказывался признавать свою вину, а доказательств не хватало. Его оппонент Дельфидиус видя не минуем провал обвинения воскликнул: “ О великий Цезарь! Что же станет с виновными, если вполне достаточно отрицать вину?”. На это Юлиан ответил: “ А что станет с невиновными, если достаточно только обвинить?”. Это ярчайший пример применения презумпции невиновности, как гаранта справедливости и гуманности. Интересен момент, что презумпция невиновности отражается и в религиозных учениях, мусульманском праве. В исламском государстве основными считается утверждение; “в действиях мусульман всегда предполагается добросовестность”. Ввиду этого судья не предполагает ни подлога, ни виды у обвиняемого до момента предоставления доказательств. Недоверия к судьям должно основываться на неоспоримых доказательствах. Если в Коране закреплено, что человек рождается изначально чистым, без греха и зла, то в христианстве закреплено все в точности наоборот. Такое учение о первородном грехе сложило в западной Европе недоверие к личности. Так например, до сих пор в Великобритании любой участник судебного процесса обязан произнести клятву на Библии. Это говорит о том, что человека изначально держат за лжеца и только клятва способна исключить лжесвидетельство. По мнению многих ученых, предпосылкой развития презумпции невиновности в Европе являлась пыточная система в уголовном праве Средних веков. В России презумпцию невиновности ввела императрица Екатерина II в 1767 году, но первая попытка не увенчалась успехом. Второй раз ввел уже Александр II при подготовке Устава о уголовной ответственности, но также не увенчалась успехом ввиду опасения непонимания столь сложного механизма. В советское время, в период сталинских репрессий презумпция невиновности вовсе отрицалась. Попытка закрепить ее была в 1958 году, но не получилось из-за противоречия советскому социалистическому праву. И только в 1977 году с принятием новой Конституции СССР в статье 160 указывалось: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнуться уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. В настоящий момент данная презумпция закреплена в статье 48 УПК РФ. Резюмируя все выше сказанное, хочется подчеркнуть, что презумпция отрицалась в периоды наибольшего притеснения прав и свобод, произвола власти, отрицая все принципы гуманизмы и справедливости.
|