Профессиональная этика юриста Сорокотягин учебник для бакалавров. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист рф, заведующий кафедрой право вой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии
Скачать 133.35 Kb.
|
È. Í. Ñîðîêîòÿãèí, À. Ã. Ìàñëååâ Ìîñêâà Þðàéò 2013 ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÀß ÝÒÈÊÀ ÞÐÈÑÒÀ Ó×ÅÁÍÈÊ ÄËß ÁÀÊÀËÀÂÐΠÄîïóùåíî Ìèíèñòåðñòâîì îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â êà÷åñòâå ó÷åáíèêà äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, îáó÷àþùèõñÿ ïî þðèäè÷åñêèì íàïðàâëåíèÿì è ñïåöèàëüíîñòÿì УДК 34 ББК 87.75я73 С65 Авторы: Сорокотягин Игорь Николаевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой право- вой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии; Маслеев Андрей Германович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Уральской государ- ственной юридической академии. Рецензенты: Прошляков А. Д. — доктор юридических наук, профессор, заве- дующий кафедрой уголовного процесса УрГЮА; Желяева Н. Е. — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Уральского юридического института МВД РФ, полковник полиции. С65 Сорокотягин, И. Н. Профессиональная этика юриста : учебник для бакалавров / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 318 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2546-3 В учебнике излагаются основы этики (мораль, нравственное сознание, нравственный долг, совесть) и нравственные требова- ния в сфере юриспруденции, раскрываются актуальные и недоста- точно освещенные в учебной литературе стороны взаимодействия этических норм и психологических механизмов поведения юри- ста в судейской, адвокатской, следственной, нотариальной, экс- пертной и других видах юридической деятельности, показана их взаимосвязь с требованиями законодательства, а также этические нормы и требования, закрепленные в кодексах профессионального и служебного поведения. Содержание учебника соответствует Федеральному государ- ственному образовательному стандарту высшего профессиональ- ного образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Для студентов, аспирантов, преподавателей, работников правоохранительных органов, а также для всех, кто интересуется вопросами этического регулирования профессиональной юридиче- ской деятельности. УДК 34 ББК 87.75я73 ISBN 978-5-9916-2546-3 © Сорокотягин И. Н., Маслеев А. Г., 2013 © ООО «Издательство Юрайт», 2013 Îãëàâëåíèå Принятые сокращения ................................................. 6 Предисловие ............................................................... 7 Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОРАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Глава 1. Этика как наука .............................................13 1.1. Предметное поле этики ................................................................13 1.2. Этика как способ миропонимания ...........................................24 Контрольные вопросы и задания .......................................................31 Глава 2. Мораль в жизни человека и общества ..............33 2.1. Мораль как общественное явление ..........................................33 2.2. Структура морали ..........................................................................41 2.2.1. Нравственное сознание.....................................................42 2.2.2. Нравственная практика ....................................................49 2.2.3. Нравственные отношения ...............................................51 2.3. Соотношение целей и средств в морали .................................54 2.4. Функции морали ............................................................................59 2.4.1. Познавательная функция ................................................60 2.4.2. Воспитательная функция ................................................62 2.4.3. Мировоззренческая функция .........................................63 2.4.4. Регулятивная функция .....................................................64 Контрольные вопросы и задания .......................................................66 Глава 3. Нравственный долг ........................................68 3.1. Регулятивное значение нравственного долга .......................68 3.2. Условия осуществления нравственного долга. Виды долга ........................................................................................75 Контрольные вопросы и задания .......................................................83 Глава 4. Совесть .........................................................84 4.1. Природа совести .............................................................................84 4.2. Виды и функции совести .............................................................93 Контрольные вопросы и задания .................................................... 103 4 Îãëàâëåíèå Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Глава 5. Этические аспекты в деятельности юриста ..... 107 5.1. Правовые, нравственные и психологические качества юриста ........................................................................... 107 5.2. Нравственные качества следователя .................................... 113 Контрольные вопросы и задания .................................................... 116 Глава 6. Профессиональная этика .............................. 118 6.1. Профессиональная этика: ее предмет и основные черты .................................................. 118 6.2. Структура и функции профессиональной этики ............. 129 6.3. Этический кодекс в профессиональной деятельности юриста .................................................................. 137 Контрольные вопросы и задания .................................................... 145 Глава 7. Судебная этика ............................................ 146 7.1. Краткий очерк истории судебной этики ............................. 146 7.2. Принципы судебной этики ...................................................... 152 7.3. Обвинительный уклон в уголовном процессе .................. 160 7.4. Нравственное значение суда присяжных ........................... 166 7.5. Судебный этикет: понятие, основные требования ........... 171 Контрольные вопросы и задания .................................................... 176 Глава 8. Этика и психология судьи ............................. 177 8.1. Нормативные основания этического регулирования поведения судьи ........................................................................... 177 8.2. Нравственные требования к личности судьи .................... 182 8.3. Профессиональная честь и достоинство судьи ................. 193 8.4. Нравственно-психологические качества судьи ................ 202 Контрольные вопросы и задания .................................................... 204 Глава 9. Адвокатская этика ....................................... 206 9.1. Профессиональный долг адвоката ........................................ 206 9.2. Основные этические требования во взаимоотношениях адвоката с доверителем ................ 213 9.3. Адвокатская тайна: понятие, основные требования ........ 218 9.4. Этика взаимоотношений адвоката с коллегами ............... 223 Контрольные вопросы и задания .................................................... 227 Глава 10. Этика и психология следователя и судебного эксперта ................................................ 229 10.1. Этические требования в деятельности следователя ..... 229 10.2. Этика и психология судебного эксперта ........................... 237 10.3. Этика взаимоотношений между юристами...................... 241 5 Îãëàâëåíèå 10.3.1. Этика взаимоотношений следователя и адвоката. Адвокат и прокурор в суде ................................ 243 10.3.2. Этика отношений между следователем и оперативным работником .................................................... 248 10.3.3. Нравственные аспекты взаимоотношений следователя и эксперта (специалиста) ................................ 250 Контрольные вопросы и задания .................................................... 252 Глава 11. Нравственно-профессиональная деформация личности юриста: ее причины и профилактика ........................................................ 253 Контрольные вопросы и задания .................................................... 266 Приложения ............................................................. 267 Приложение 1. А. Ф. Кони. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) ................ 267 Приложение 2. Перечень нормативных документов в сфере профессиональной этики юриста ......................................... 303 Приложение 3. Словарь терминов ........................................................ 305 Рекомендуемая литература ....................................... 316 Ïðèíÿòûå ñîêðàùåíèÿ 1. Нормативные правовые акты Конституция РФ — Конституция Российской Федера- ции, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституци- онными законами о поправках в Конституцию Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Рос- сийской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Россий- ской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ 2. Прочие сокращения МАЮ — Международная ассоциация юристов ООН — Организация Объединенных Наций ОРД — оперативно-розыскная деятельность п. — пункт (-ы) РФ — Российская Федерация СК РФ — Следственный комитет Российской Федера- ции СССР — Союз Советских Социалистических Республик ст. — статья (-и) ФССП России — Федеральная служба судебных при- ставов России ч. — часть (-и) Ïðåäèñëîâèå В профессиональной деятельности юрист постоянно сталкивается с этическими вопросами. Нравственные нормы и принципы в сфере юриспруденции складываются объективно в ответ на потребности практики, отражают эволюцию представлений о роли, которую играет право в современном обществе. Профессиональная этика — это прежде всего норматив- ная система, направленная на регулирование поведения юриста применительно ко всем сферам его деятельности. Чаще всего ее представляют в виде множества кодексов профессиональной и служебной деятельности, заключа- ющих в себе многообразие этических требований. В этом качестве она соотносится с нормами законодательства. Однако не следует забывать, что профессиональная этика — это также мировоззренческая дисциплина. Ее цель состоит в формировании у будущих правоведов целостного пред- ставления о характере и механизме действия этических норм, их единстве с требованиями общественной морали и права, закреплении этих представлений в форме убеж- дений и установок профессионального поведения. Это тот случай, когда решающую роль в реализации норм законо- дательства, сколь бы гуманными они сами по себе ни были, играет то, как говорил А. Ф. Кони, в чьи руки и при каких условиях «отдается приложение» этих правил. Немало- важную роль играет сама юридическая практика. Она спо- собствует обогащению и усилению роли регулирования деятельности юриста посредством этических требований, предъявляемых к его профессии. В ходе освоения дисциплины «Профессиональная этика юриста» студент готовится к выполнению комплекса задач, с которыми ему предстоит столкнуться в будущей деятель- ности. В нормотворческой сфере — это обеспечение нрав- ственного содержания правовой нормы, ее соответствия ценностям общественной морали; в правоохранительной — участие в деятельности по поддержанию правопорядка 8 Ïðåäèñëîâèå на основе приоритета ценностей уважения чести и досто- инства личности, обеспечения безопасности гражданина и общества; в правоприменительной — обоснование и при- нятие в пределах должностных обязанностей решений, на совершение действий, отвечающих требованиям профес- сиональной деятельности юриста и общественной морали; в экспертно-консультационной — консультирование коллег в вопросах поиска этических позитивных решений в ситу- ации нравственного конфликта и выбора модели профес- сионального поведения; в педагогической — преподавание основ профессиональной этики юриста. Настоящий учебник выполнен в соответствии с требо- ваниями действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение профессиональной этики опирается на те компетенции, которые ранее уже были выработаны у студентов в курсе теории государства и права, филосо- фии, юридической психологии, социологии, логики. По результатам преподавания данной дисциплины у студентов должны быть сформированы соответствующие компетенции, т.е. студент должен: знать • основные понятия и категории этики; нравственные требования, составляющие содержание кодексов профес- сионального и служебного поведения в сфере юриспру- денции; сущность профессионально-нравственной дефор- мации, способы ее предупреждения и преодоления; нормы этикета и особенности юридического этикета; уметь • оценивать факты и явления профессиональной дея- тельности с этической точки зрения; сочетать методы правового и этического регулирования; применять про- фессиональные нормы и правила служебного поведения в конкретных жизненных ситуациях; владеть • навыками выбора и аргументации этической модели поведения, этически позитивного разрешения конфликт- ных ситуаций, возникающих в сфере профессионального и внеслужебного поведения. Учебник состоит из двух разделов, которые, во-первых, отражают задачи, решаемые в рамках общего курса этики, во-вторых, фиксируют особенности этического регулирова- ния, присущие сфере юриспруденции. Авторы стремились 9 Ïðåäèñëîâèå показать специфику действия общеморальных требований и то, каким образом происходит конкретизация их содер- жания применительно к профессиональной деятельности судьи, адвоката, следователя, эксперта. Элемент принципи- альной новизны связан со стремлением показать взаимо- связь нравственных представлений, убеждений, установок поведения юриста с психологической составляющей его личности. В результате достигается эффект гуманизации образа человека, призванного осуществлять разнообразные функции в нормативно-правовом поле. Изложение материала опирается на новейшие редакции действующих кодексов профессионального и служебного поведения юриста. В учебнике имеется словарь основ- ных терминов, понятий, категорий. Дается список перво- источников, монографий, учебников и учебных пособий по изучаемому предмету. В приложении размещена извест- ная статья А. Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)», которая, как известно, стала исходным моментом в изучении проблема- тики профессиональной этики юриста. Ðàçäåë I . ÎÁÙÈÅ ÂÎÏÐÎÑÛ ÌÎÐÀËÜÍÎÃÎ ÐÅÃÓËÈÐÎÂÀÍÈß Ãëàâà 1 . ÝÒÈÊÀ ÊÀÊ ÍÀÓÊÀ В результате освоения материала данной главы студент должен: знать • особенности этики как способа миропонимания; уметь • оценивать факты и явления окружающей действительности с этической точки зрения; владеть • навыками оценки своего поведения и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали. 1.1. Ïðåäìåòíîå ïîëå ýòèêè Обращаясь к вопросу об определении предмета той или иной науки, мы сталкиваемся с необходимостью решения ряда вопросов: во-первых, очертить проблемную ситуацию, осознание которой будет способствовать появлению нового раздела знания; во-вторых, соотнести используемые новой дисциплиной понятия и категории между собой. Это позво- лит выстроить их в систему, где смысловое содержание каждого элемента находится в единстве с другими. Самоочевидный момент, по существу, ни разу никем не оспоренный на протяжении 25 веков существова- ния этой науки, состоит в том, что этика изучает мораль (и нравственность). По крайней мере, философская тради- ция, а этика относится именно к сфере философского зна- ния, уходит корнями в глубокую древность. Термин «этос» (от древнегреч. ethos), служивший для выделения суще- ственных черт какого-либо явления, был использован Ари- стотелем (384—322 до н.э.) для обозначения новой дисци- плины, призванной, по его мысли, изучать, что есть благо, и каковы добродетели, ведущие к его обретению. Именно в этом значении понятие «этика» нашло отражение в работе «Никомахова этика». И хотя Аристотель не был первым, 14 Ãëàâà 1. Ýòèêà êàê íàóêà кто обратился к этической проблематике, несомненно, ему принадлежит заслуга систематического изложения осново- положений нового учения. Позднее, в Риме, возникло понятие моральный (от лат. mores — нравы), которое было сконструировано и введено в научный оборот римским оратором, писателем и мыс- лителем Марком Туллием Цицероном (106—43 до н.э.). Для обозначения той же области знания, которой соответ- ствует этика Аристотеля, он использовал термин моральная философия. И лишь позднее, в IV в. н.э., появляется слово «мораль» в том смысле, в каком оно употребляется сегодня. Наряду с ним на отечественной почве сформировалось и нашло закрепление понятие «нравственность» (от рус. нрав и происходящего от него нравно — то, что по нраву). Несмотря на социокультурные и исторические различия, благодаря которым возникли все три понятия — «этика», «мораль», «нравственность», — существует вполне опреде- ленная логика, заставившая мыслителей, живших в разное время в разных государствах, обозначить новую область знания. В дальнейшем мы будем придерживаться утвердив- шейся в научной литературе терминологии, в соответствии с которой под этикой понимается сфера знания, изучаю- щая проблематику морали. Понятия же морали и нрав- ственности традиционно употребляются как синонимы и составляют предмет этики. Называя этику наукой, мы несколько упрощаем суть проблемы. Научное знание традиционно претендует на объективность, т.е. независимость получаемых данных и фактов от позиции, мнений и предпочтений познающего субъекта. Истинность научных фактов удостоверяется опы- том многих поколений. Человек не может по собственному произволу отменить действие открытого Исааком Ньюто- ном закона всемирного тяготения: в пределах земной физи- ческой реальности этот закон объективен и независим. Можно ли, руководствуясь выделенным критерием, характеризовать этику как науку? Однозначного ответа здесь нет. В окружающем нас мире действуют индивиды, наделенные сознанием и волей, в повседневной жизни их поступками движут нередко взаимоисключающие интересы и мотивы. В одной и той же ситуации разные люди посту- пают по-разному, поскольку не всегда совпадают исход- ные основания (ценности), руководствуясь которыми, они совершают свой нравственный выбор. 15 1.1. Ïðåäìåòíîå ïîëå ýòèêè По сути, речь идет о проблеме, с которой сталкивается этика в попытке увидеть за субъективными устремлениями людей объективную основу их совместной деятельности. Косвенным отражением этого процесса служит история этики, предстающая как процесс смены и эволюции тече- ний этической мысли, представители каждого из которых отстаивали собственное ви дение моральной истины. Определить предмет новой дисциплины и очертить тем самым границы ее соотношения с другими науками можно, если сформулировать суть проблемы, осознание которой подвигло мыслителей к познанию неведомого в поведе- нии человека. Например, чем руководствуются индивиды, осуществляя свой нравственный выбор; каковы основа- ния, исходя из которых задаются мера и способ отношения к истине и лжи, добру и злу, жизни и смерти; можно ли говорить о наличии в морали некоего всеобщего содер- жания, того, что превращает хаос индивидуальных воль и желаний в человеческое сообщество? Эти и иные вопросы обретают смысл с момента осознания человеком своего осо- бого положения в мире. Первые попытки систематизировать этические пред- ставления предпринимаются в эпоху перехода от ранне- классового к более зрелому состоянию древних сообществ. Становление рабовладельческого государства, параллельно сопровождавшееся процессом институционализации права, суда, органов исполнительной и законодательной власти, практически одновременно натолкнуло древних мыслите- лей на «проклятые» вопросы о мотивах, движущих поступ- ками людей, о целях, которые они преследуют, об исповеду- емых ими нравственных идеалах. Успешность преобразования человеком материального мира зависит от знания законов физики, химии и умения применить эти знания в конкретных технических реше- ниях. Но чтобы строить отношения с окружающими, руко- водствуясь всеобщим благом и справедливостью, одного лишь знания моральной истины недостаточно. Уже в древ- ности мыслители фиксировали нетождественность знания морального блага и следования моральному благу на прак- тике. Так, римский император и философ-стоик Марк Аврелий (121—180), рассуждая о пороках, отягощающих отдельных людей, писал: «Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я же, после того как познал и природу добра — оно прекрасно, — и природу зла — оно 16 Ãëàâà 1. Ýòèêà êàê íàóêà постыдно, — и природу самого заблуждающегося — он род- ной мне не по крови и общему происхождению, а по духу и божескому определению, — я не могу ни потерпеть вред от кого-либо из них — ведь никто не может вовлечь меня во что-либо постыдное, — ни гневаться на родного, ни нена- видеть его» 1 . Приведенная цитата свидетельствует, что зна- ние, с которым имеет дело этика, особого рода. Мало знать, каково моральное благо, но надо еще представлять, почему мы должны ему следовать. Переход от первого ко второму составляет предмет интереса этики от момента ее зарож- дения до наших дней. Подтверждением этого факта может служить, например, жизнь и деятельность таких, каза- лось бы, несхожих мыслителей, как Сократ и Конфуций. Китайский мыслитель и государственный деятель Кон- фуций(Кун Фу-цзы), живший в VI–V вв. до н.э., по праву может считаться одним из родоначальников этики как осо- бого рода мудрости. Известность он получил благодаря своей наставнической деятельности. Многие его ученики впоследствии заняли государственные посты, а само кон- фуцианство, включая и этику следования своему долгу, на многие столетия стало официальной идеологией Китая. Большинство идей мыслителя дошло до нас в форме лите- ратурного произведения «Лунь юй» («Изречения»), кото- рое представляет собой запись изречений «учителя Куна», сделанную его последователями. Остановимся на некото- рых положениях, обладающих, на наш взгляд, несомненной этической значимостью. 1. Философ неоднократно обращается к рассмотрению принципа «жэнь», указывая на его основополага ющий характер, первенство по сравнению со всеми иными тре- бованиями, регулирующими сферу нравственных взаимо- отношений людей. Указанный принцип равнозначен поня- тиям «человеколюбие», «человечность», «гуманность». На практике это означало зарождение идеи морального равенства индивидов, хотя бы и в ограниченной, распро- страняемой лишь на представителей родовой аристокра- тии, форме. Инвариант золотого правила нравственности, принадлежащий Конфуцию, звучит так: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и семье к тебе не будут чувствовать вражды» 2 . Отсюда справедливо 1 Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1998. С. 348. 2 Беседы и суждения Конфуция : 2-е изд. СПб., 2001. С. 406. 17 1.1. Ïðåäìåòíîå ïîëå ýòèêè воззрение на «жэнь» как на взаимность, предполагающую обоюдное движение человека навстречу другому человеку. 2. Конфуций, подобно многим мыслителям, был скло- нен рассматривать ученость как условие обретения чело- вечности. Чем более просвещены люди, тем более они оказываются открытыми требованию следовать любви по отношению ко всем иным; гуманный человек тянется к знанию. И то, и другое взаимосвязано: «Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому, когда кто-либо посе- ляется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?» 1 Зна- менательно, что знание морального блага в его воззрениях дополняется твердостью устремлений. По существу, речь идет о своеобразном аналоге нравственной убежденности. Сюда же Конфуций относит пытливость и озабоченность всем близким, ибо равнодушный не способен сострадать, чем-либо пожертвовать во имя другого человека . 3. В учении Конфуция мы фактически сталкиваемся с мнением о благородстве происхождения как залоге благо- родства в поступках. Хотя последнему и можно научиться, но ценность его будет ниже в сравнении с врожденным. Кроме того, важны мотивы, по которым человек обраща- ется к познанию морального блага. Наиболее высоки, по его мнению, те, кто обладает врожденными знаниями; за ними следуют приобретающие знания благодаря учению; ниже находятся обращающиеся к учению при встрече с жиз- ненными трудностями; менее же всего мудрец ценит тех, кто не учится вовсе. В известной степени это утверждение не утратило своей правоты по прошествии 25 веков: соци- альная среда может способствовать либо, наоборот, пре- пятствовать формированию человека благородного в своих качествах, помыслах, поступках (благородного мужа). Заметим, что конфуцианский идеал «благородного мужа», следующего вышеуказанным принципам, еще в древности подвергался нападкам, например со стороны даосов. Ведь этические требования, которые сформули- ровал учитель Кун, основаны на стремлении вернуть, восполнить утраченную изначальную целостность, есте- ственность человеческой природы. Фактически Конфуций угадал и зафиксировал уже достаточно обозначившее себя расхождение между тем, чем человек должен быть по при- роде, и тем, чем он является в реальной жизни. Отсюда про- 1 Беседы и суждения Конфуция. С. 114. 18 Ãëàâà 1. Ýòèêà êàê íàóêà истекает его стремление преодолеть образовавшийся зазор, отделивший идеал от бытия с помощью таких средств, как человеколюбие, справедливость, сыновняя почтительность и отцовская любовь. Логическим завершением хода рассуждений конфуци- анства является идея «исправления имен». «Государь дол- жен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — это вовсе не абстрактная постановка про- блем, а, скорее, глубоко прочувствованная и рационально осознанная необходимость исполнения каждым человеком своего нравственного долга 1 . Важна всеобщность требова- ния к любому человеку — без различия звания и социаль- ного положения — исполнять свои обязанности по отно- шению к окружающим людям. Идея нравственного долга в этом контексте — величайшая добродетель, к которой должно стремиться посредством воспитания и образова- ния. По сути, конфуцианский «благородный муж» высту- пает как образ человека, уже обретшего указанную доброде- тель; по-своему этот идеал актуален и для нашего времени. Можно выделить ряд диалектических противоречий, известных как антиномии, от разрешения которых объек- тивно зависит выработка основных понятий и категорий, образующих структурный скелет дисциплины. Несмотря на неоднозначность трактовки, они обладают универсаль- ной значимостью. Поэтому каждая из них выступает проек- цией предмета этики применительно к той или иной эпохе, своеобразию ви дения морали представителями различных течений этической мысли. 1. Антиномия добра и зла. Этика изначально включает изучение блага, добродетели, добра в их соизмерении со злом. Названный ряд содержит понятия, хотя и близкие, даже родственные по содержанию, но несущие при этом свою индивидуальную смысловую нагрузку. Благо — это то, что объективно имеет ценность для чело- века. Оно выступает предпосылкой нравственных ценно- стей, субъективно же связано с переживаемым человеком чувством удовлетворения от его достижения или облада- ния им. Различают моральное и утилитарное благо: первое имеет более высокий статус, поскольку достигается беско- рыстно, без какого-либо расчета на получение вознагражде- ния или одобрение со стороны окружающих. В этической 1 Беседы и суждения Конфуция. С. 423. 19 1.1. Ïðåäìåòíîå ïîëå ýòèêè системе немецкого философа Иммануила Канта (1724— 1804) различие морального и утилитарного блага полу- чает абсолютное значение. Создавая учение о моральном долге, мыслитель вовсе выводит за пределы морали такие положительные поступки, при совершении которых инди- вид мог бы получить — хотя бы и ненароком, — какую-то выгоду. Добродетель — постоянная направленность души чело- века на совершение позитивных общественно одобряемых поступков. Она может служить обобщенной характери- стикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Добродетель и сама по своей природе является нравственным благом и этической ценностью. Ее противо- положностью выступает порок. Добродетель подчеркивает роль отдельного человека, который не только исповедует позитивные моральные ценности, но и становится их актив- ным проводником. Впрочем, сама по себе добродетельность человека не является залогом моральности его поступков. В каждом конкретном случае ему приходится самостоя- тельно принимать решение, а значит, и брать на себя ответ- ственность. Добро и зло — наиболее обобщенное выражение положи- тельной и отрицательной значимости явлений в их соотне- сенности с интересами и представлениями людей об идеале. Эти этические категории взаимно определяют друг друга, в силу чего и вся деятельность человека может рассма- триваться сквозь призму непрерывного выбора между тем и другим началом. Еще раз подчеркнем: речь идет о нали- чии намеренности в действиях, совершаемых свободно, т.е. в соответствии с пониманием людьми нравственной необ- ходимости. Добро и зло имеют два существенных выхода, в равной мере значимых для человека. Во-первых, можно говорить о личностном проявлении добра и зла, что напрямую определяется духовным опытом самого человека. Этические знания, не прошедшие через сферу нравственных чувств, никогда не превратятся в убеж- дения, которые всегда и всюду направляли бы человека в его действиях. В этом случае усвоение их будет носить чисто формальный, поверхностный характер, а потому одни знания могут быть достаточно легко замещены дру- гими. Такая легкость в обращении с моральными поняти- ями ведет к беспринципности на индивидуальном уровне, 20 Ãëàâà 1. Ýòèêà êàê íàóêà а в случае, если указанный процесс приобретет массовый характер, будет способствовать распространению откровен- ного нигилизма. Вот почему закрепление представлений о добре и зле на уровне этических убеждений личности выражается в формировании таких нравственных регуляторов, как честь, долг, совесть. Во-вторых, добро и зло, какие бы формы они ни при- нимали в сознании индивида, в конечном счете замыка- ются на идеале. Именно идеал выступает как то желанное состояние, в котором воплощается моральное благо. Но как раз потому-то идеал никогда не может, как это ни парадок- сально, до конца воплотиться в жизни человека и общества. Вместе с тем он не должен носить чрезмерно абстрактный характер, делающий его непонятным человеку, а потому сеющий в душе семена равнодушия. Идеал включает неко- торые промежуточные формы, а их достижение может рас- сматриваться как деятельное движение человека по пути добра; зло в этом случае может быть представлено как уда- ление от нравственного идеала. 2. Антиномия должного и сущего. В ней находит кон- центрированное выражение попытка дать ответ на вопрос о том, как надо жить, чтобы жить нравственно. Реально же здесь фиксируется вполне ощутимый зазор между тем, что должно быть, и тем, что есть. В жизни человека и общества всегда существует рас- хождение между идеальными представлениями и реаль- ными нравами. Опыт афинского мыслителя Сократа (ок. 470—399 до н.э.) является ярким подтверждением того, что этика начинается с момента осознания противоречия между обстоятельствами повседневной жизни и моральным досто- инством индивида. За попытку раскрыть современникам глаза на несовпадение первого и второго он заплатил самой высокой мерой — собственной жизнью. Можно утверждать, что Сократ был осужден за то же, за что Конфуций пользовался при жизни уважением совре- менников, а впоследствии был канонизирован властью. Вду- маемся, что значит, показать людям ограниченность и про- тиворечивость суждений, которых они придерживаются. Одно дело, когда мыслитель во всеуслышание заявляет, что он «знает только то, что он ничего не знает». Совсем другая ситуация складывается, как только он попытается показать, что в аналогичном положении находятся другие граждане, 21 1.1. Ïðåäìåòíîå ïîëå ýòèêè хотя бы самоуверенно убежденные до этого в обладании истиной. Выступая против этического релятивизма, не ведающего существенного различия между добром и злом, истиной и ложью, греческий мыслитель предъявлял столь высокие требования к современникам, к общественной жизни полиса и государственным мужам, что просто не мог не прийти в столкновение с существующим порядком вещей. Рацио- нализм Сократа постоянно подталкивал его к тому, чтобы за отдельными добродетелями видеть нечто скрытое, общее, т.е. те высшие силы, которые целесообразно направляют человека в его повседневной жизни. Утверждаемое таким образом общечеловеческое основание морали подвело мыс- лителя к идее Бога как источника высшей справедливости. Бог при этом понимается им как нечто неантропоморфное, стоящее выше простой целесообразности. В своих неустанных поисках истины Сократ пришел к убеждению о необходимости постоянного самосовер- шенствования, в процессе которого человек посвящает себя «возделыванию» качеств собственной души. При- зыв «Познай себя!» побуждает, во-первых, открыть свои заблуждения, во-вторых, признать самое добродетель. В соответствии с этим становятся очевидны, с одной стороны, отрицание наличного ограниченного состоя- ния, в котором вынужденно по своему неведению пре- бывает человек, а с другой — обращенность к идеалу. Таково, например, сократовское обращение к афинянину: «…Не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?» 1 3. Антиномия общественного и индивидуального. В ее основе лежит извечный спор о природе морали. В этом споре на одной стороне выступают те, кто настаивает на объективной общественной сущности морали, на про- тивоположной — те, кто отдает первенство субъективному индивидуальному началу в человеке. Мыслители первого направления усматривают источник нравственных требований и ценностей, которыми руковод- ствуются индивиды, в сфере, лежащей вне и над ними. При- рода морали при такой трактовке определяется царством 1 Платон. Сочинения : в 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 83—84. 22 Ãëàâà 1. Ýòèêà êàê íàóêà вечных и неизменных идей (Платон), единым и неизмен- ным первоначалом, Творцом всего сущего на земле (этика монотеистических религий) либо развитием материального общественного производства (К. Маркс). Представители второго направления (И. Кант, Ж.-П. Сартр, А. Камю) отдают приоритет субъективной стороне в чело- веке, его индивидуальной нравственности. Моральные нормы и ценности у них получают прежде всего личност- ное обоснование, сопряженное с бытием человека как раз- умного существа. Гораздо реже обращают внимание на то, что нормы общественной морали в жизни человека, как правило, опосредуются нравственными требованиями социальной группы, к которой он принадлежит. Группа преломляет их применительно к условиям своего существования. Здесь действует известный принцип восприятия окружающего мира через разделение и последующее противопоставление по линии «Мы» и «Они». Отсюда часто возникает неспо- собность воспринять другого как равного, а потому подоб- ного себе. Не менее опасно стремление выдать присущие группе представления о морально должном за всеобщий идеал. Такого рода практика получила распространение в тоталитарных сообществах XX столетия. 4. Антиномия нравственной необходимости и сво- боды. На практике она является логическим продолже- нием спора об источнике морали. Уже Сократом и Плато- ном, а особенно стоиками, был сформулирован следующий вопрос: определяются ли поступки людей диктатом внеш- них по отношению к ним обстоятельств (богов, закона, общественного мнения), или человек сам, независимо и добровольно, выбирает модель поведения? Эволюция этических воззрений представляет собой дви- жение от осмысления безраздельного господства внешних форм контроля над сознанием и поведением индивидов к выводу о праве личности на свободу выбора в пользу тех или иных поступков. Так, невозможность вырваться из пут социальных условий подвигла представителей стоицизма к разграничению внешней необходимости и внутренней свободы, их противопоставлению. Философ-стоик Эпик- тет (ок. 50 — ок. 140), большую часть своей жизни быв- ший рабом, писал по этому поводу: «Вспомните, например, Диогена. Он был свободен не потому, что родился от сво- бодных родителей, (они были несвободны), а потому, что |