ТЗ.14. Православная этика. Основные нравственные императивы. 17.. Домашнее задание.. Знать лекционный материал Ответить на вопросы
Скачать 99 Kb.
|
Смирнова Н,Е, Занятие. 17.03.2022 Домашнее задание. 1.. Знать лекционный материал 2.Ответить на вопросы: Можно ли считать совесть естественным нравственным законом, присущим природе человека, или она является лишь продуктом воспитания? Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. - слушают рассказ воспитателя в сопровождении слайдов презентации; - отвечают на вопросы, высказывают своё мнение; - слушают дополнение воспитателя - познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Объясните десять заповедей ветхозаветного нравственного закона. Кратко главное содержание ветхозаветного нравственного закона изложено в 10-ти заповедях, данных Моисею на Синае и написанных на двух каменных скрижалях. Сущность же всего нравственного ветхозаветного закона заключается в любви к Богу и ближним, сообразной с любовью к себе. Первые четыре заповеди десятословия содержат обязанности человеке к Богу; последние шесть излагают обязанности человека к ближним. 3. Раскройте православное понимание свободы. В чем его принципиальное отличие от либерального толкования этой этической категории? Традиционное понимание свободы как добровольного и осознанного выбора человека поступать в соответствии с Божественной волей в иерархии современных ценностных ориентаций уступило место либеральной трактовке свободного действия как совершаемого по собственной воле без какого-либо внешнего принуждения. В христианском мировоззрении послушание основная добродетель, в либерализме основное благо плюрализм мнений, когда каждый создает свою систему ценностей. Послушание предполагает раскаяние в грехе и повиновение Божественной воле, тогда как плюрализм мнений оправдывает любое действие человека, провоцируя общественные и социальные деструкции и отвлекая общественное мнение от насущного и актуального. Новизной статьи является попытка восполнить пробелы в изучении теоретических и практических аспектов категории свободы. В частности, развитие добровольчества, благотворительности и профессиональной социальной работы требует базисных ценностных оснований, их дополнительного усиленного многопрофильного системного научного изучения и интегративного анализа в исследовательских традициях светского и теологического знания. Одним из таких оснований выступает ценность свободы в христианском понимании, средствами достижения которой выступают открытость и соучастие, вненаходимость (способность к дистанцированию), смирение и послушание. Требования: - ответ на каждый вопрос должен быть объемом 1 стр. - обязательно аргументировать ответ на каждый вопрос, обосновать свое мнение - сдать работу строго в срок до сдающего занятия по расписанию (позднее - оценка -1) - работы сдавать в напечатанной или написанной от руки форме (нечитабельные работы оцениваться не будут). -главное условие положительной оценки - соблюдение требований. ТЗ.14. Православная этика. Основные нравственные императивы. План 1. Православная этика – учение об отношении человека к богу, природе, обществу. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики. 2. Образ и подобие Божие в человеке. Совесть, свобода. Учение о спасении. Проблема смерти и бессмертия. Решение главных нравственных проблем. 3. Отношение человека к человеку. Заповедь любви. 4. Основные императивы православия. Десять заповедей Синайского законодательства. 1. Православная этика – учение об отношении человека к богу, природе, обществу. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА — основана на библейских Десяти заповедях, Нагорной проповеди, вечных заповедях Христа о любви к Богу и ближнему. Цель жизни человека видится в личном нравственном самосовершенствовании по формуле "будьте совершенны, как Отец ваш Небесный", смысл человеческой истории — в построении Царства Божия на земле. Отсюда следует: моральные проблемы занимают в православии важное, основополагающее место. Православная этика об отношении человека к богу, Бог в христианстве, определяется как любовь, человек неизбежно представляет Бога с атрибутами человека. Человек воспринимает себя как личность; он «кто», а не «что», творение Бога. Отношения человека с Богом - личностные, это отношения познания и любви. об отношении человека к природе, Проблема взаимоотношения человека и природы стала частью христианского мировоззрения. Вопросы экологии являются одним из компонентов социальной концепции, а также социального и миссионерского служения Русской православной церкви. Интерпретация экологической проблематики церковью напрямую связана с христианской антропологией. Церковь видит причину экологического кризиса в духовной деградации людей и процессах секуляризации. По мнению церкви, именно актуализация христианских ценностей в современной культуре будет способствовать решению глобальных проблем. Церковь выступает с требованиями повысить нравственную ответственность людей, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание в систему духовного и светского образования. об отношении человека к обществу. Консерватизм русского православия не обошел стороной проблему общества и личности, которая была выражена в канонических формах как проблема Бога и человека. Понятие личности православие пытается определить прежде всего через понятие бога. Главная тенденция православия заключалась в логике "гармоничного" сочетания предопределения и свободной воли. Провозглашая идею бога как главную в понимании общества, богословие пыталось придать ему некий внеисторический, надклассовый характер, что было свойственно еще отцам христианской церкви. Не отрицая вообще прогрессивного развития общества, православие, однако, рассматривает его опять-таки в связи с идеей бога. При этом оно полагает, что каждой стадии развития общества и человека соответствовало определенное понимание бога. Так, если первобытное общество определялось, по мнению христианских теологов, верой в идолов и тотемов, древнегреческое и римское – верой в политеизм, то христианство – верой в единого бога. 2. Образ и подобие Божие в человеке. Совесть, свобода. Учение о спасении. Проблема смерти и бессмертия. Решение главных нравственных проблем. Образ и подобие Божие в человеке Проблема создания человека по «образу Божию» является одной из важнейших проблем христианской антропологии. Тема «образа» играет особенную роль в православной антропологии и поэтому сначала объясним, что значит «человек создан по образу Бога». Тема «образа» имеет долгую историю. Термин и концепцию «образа» можно найти в греческой философии – у Платона, стоиков, и позднее у неоплатоников1 . Параллельно тема «образа» является центром антропологии Ветхого Завета, особо в книгах Бытия и Премудрости2 . Филон Александрийский, отойдя от обеих традиций, также дает этому понятию центральное место в своей системе, придав ему, впрочем, свое специфическое значение3 . В античной философии концепция образа была выдвинута впервые Платоном. С одной стороны, концепция образа используется для того, чтобы умалить мир чувственного опыта и категорически отделить его от мира идей. Мир идей является единственным реальным миром, который стоит выше мира земных вещей, являющимся неадекватным образом идей и, как таковой, имеющий «вторичную реальность и достоинство». С другой стороны, существует положительный взгляд на образы, в котором «весь естественный космос» задуман «как совершенный образ вечной парадигмы, как удивительное проявление божественного» В Новом Завете понятие «образа» обогащается христологическим содержанием. Так, для апостола Павла «образом [eikon] Бога невидимого» (Кол., 1, 15) является Христос6 , а человек есть «образ небесного, образ Христа» (I Кор., 15, 49). Это значит, что человек есть «образ (Перво)Образа» Содержание выражения «по образу Божию» в православном предании. Если обратимся к христианской литературе, что именно в ней значит «по образу Божию», то можем увидеть различные утверждения. Иногда – как верно замечает Владимир Николаевич Лосский8 – выражение «по образу» относится к царственному достоинству человека, к его превосходству над чувственным космосом, иногда – к его духовной природе, к душе или же к главенствующей части, управляющей (hgemonikon) его существом, к уму (nouV), к высшим его способностям – к интеллекту, разуму (LogoV), иногда – к наличию у человека свободной воли, к его способности внутреннего самоопределения (autexousia), в силу которого человек сам является началом своих действий. Иногда образ Божий уподобляют какому-нибудь качеству души, ее простоте, ее бессмертию, или же его отождествляют со способностью души познавать Бога, жить в общении с Ним, способностью Ему приобщаться, а также с пребыванием Святого Духа в душе человека. Также надо отметить, что все творения отцов Церкви обращают внимание на то, что образ – это вовсе не регулирующая или инструментальная идея, но определяющий принцип человеческого существа О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом. Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обо́жения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность. Грехопадением человечество утратило черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Исполнение Его заповедей (и достижение через это подобия Божия) предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом. Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Уподобиться Богу можно только с Его помощью в нашем отпавшем от Бога состоянии. Совесть, свобода В христианской антропологии вопрос свободы имеет особый, исключительно внутренний характер и имеет важное значение для правильного понимания христианства. Согласно Священному Писанию и святоотеческой литературе абсолютной свободой обладает только Бог. Он все творит по Своей воле, ничем не ограничиваясь. Господь обладает абсолютной свободой, Бог абсолютно свят, всеблаг, вездесущ, всеведущ. Мы знаем, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Одно из свойств, которым обладает Господь и которым наделен человек — это свобода. Как замечает о. Платон: «Человек в раю мог делать все что угодно. И все, что он делал, было добром, согласно с волей Божией». Однако один только запрет был для человека — нельзя было вкушать от древа познания добра и зла. Например, человек способен к деторождению. До грехопадения это свойство было чистым, абсолютно бесстрастным, подчиненным разумной благой воле. Человек нуждался в пище, эта потребность естественная, направленная только на поддержание телесных сил. При этом человек мог легко воздерживаться от пищи, когда это было необходимо. Таким образом, тело было подчинено душе, а душа — духу, что давало человеку свободно и гармонично управлять своими желаниями и потребностями. По этой причине важное значение для христианской аскетики имеет пост. После грехопадения произошло самое страшное для человека — потеря общения с Богом. В результате свобода человека была значительно ограничена: тело восстало на душу, а душа — на дух. Естественные потребности тела и души исказились, переросли в страсти и грехи, появилась смерть. Такое состояние отразилось и на отношениях между людьми — любовь как критерий истинной внутренней свободы человека была утрачена. Об этом свидетельствует сюжет, описанный в книге Ветхого Завета, когда Каин убивает из зависти своего брата Авеля. После этого события человечество идет по двум путям. Потомки Авеля (от его сына Сифа) осознают свою оторванность от Бога, открыты Ему и стремятся исполнять Его волю (их называют сифитами). Потомки Каина закрылись от Бога, склонились ко злу (каиниты). Отличительная особенность каинитов — это полная поглощенность материальной жизнью. Отсюда происходят истоки европейской цивилизации: оседлый образ жизни, строительство больших городов и др. В противовес, появление науки, культуры, философии, различных видов искусства — это отблески божественной природы человека, стремящейся к свободе и красоте, но искаженной в условиях падшего состояния. Для каинитов присущ эгоизм и индивидуализм (обособленность), для них окружающий мир кажется враждебным. Потомки Сифа наоборот не могут удовлетвориться только материальным благополучием, потому что для них более важными являются потребности души. Сифиты открыты для окружающих людей, стремятся творить добро. В Ветхом Завете сифиты — это богоизбранный народ, ветхозаветные праведники и пророки, в Новом Завете — верующие христиане. Свобода неразрывно связана с ответственностью не только перед Богом, Который даровал ее и таким образом возвысил человека, но и перед другими людьми, и всем тварным миром, который «впитывает» в себя плоды употребления человеческой свободы, как благие, так и негативные: «проклята земля за тебя» [Быт. 3: 17], — сказал Бог пад#шему Адаму, после грехопадения «вся тварь совокупно стенает и мучит# ся» [Рим. 8: 22]. Учение о спасении Сотериоло́гия (др. -греч. σωτηρία «спасение» + λόγος «учение; слово») — богословское учение о спасении человека. ... Учение о спасении существует во многих религиях: христианстве, иудаизме, буддизме, исламе, джайнизме, бахаизме, зороастризме и других. Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) — 1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы, направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном (Пс.23:5); 2) деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава (Лк.2:11); 3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни (Тит.3:5-7); 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам. Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. «Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем» (св. Афанасий Великий). Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин). Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве. Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге. Смерть и бессмертие . Смерть и бессмертие — одна из центральных тем христианского вероучения, изложенная в разных Книгах Ветхого и Нового Завета, а также в трудах отцов Церкви, христианских богословов и философов. Онтология смерти. Согласно библейским представлениям, Бог создал первых людей, Адама и Еву, по образу и подобию Своему (Быт. 1, 26, 27), то есть бессмертными существами. Смерть явилась в мир как наказание за грех, совершенный прародителями человечества. Грех заключался в нарушении первыми людьми Божьего запрета есть плоды с дерева познаниядобра и зла. Суть же грехопадения состоит в том, что наделенные свободой Адам и Ева, поддавшись искушению, проявили своеволие и преступный интерес к запретному плоду. Смысл мифа о грехопадении, видимо, следует усматривать в том, что человек не может и не должен знать то, что знает Бог. Адаму и Еве надо было знать и почитать Бога (АбсолютноеБлаго) и благодаря этому пребывать в райском блаженстве. Когда же, стремясь стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5), первые люди нарушили запрет, они увидели как бы изнаночную сторону мира, себя и друг друга, то есть узнали зло. Ум их помрачился, ониотторгли себя от Бога и, возможно, стали враждебными ему: «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). Наказание за грех оказалось суровым. Во-первых, Адам и Ева онтологически изменились: утратив духовную телесность (Эдемское тело), они обрели плотяность и дебелость физического тела. Вовторых, они стали тленными существами, подверженными порче, болезням, старению и, наконец, посмертному разложению. В-третьих, они стали смертными -- временно живущими на земле. В-четвертых, они обрекли себя на тяжкие труды на земле и рождение детей, наследующих их участь. В-пятых, грехопадение Адама и Евы отразилось на всей природе («проклята земля за тебя»), которая также стала подчиняться законам смерти и тления. Апостол Павел так подытоживает христианское понимание смерти: «Жало же смерти — грех, а сила греха — закон» (1 Кор. 15, 56). Итак, смерть, вошедши с грехом в мир, стала законом бытия, действие которого человек не может устранить своими собственными усилиями. Смерть и грех искупаются и преодолеваются Божественным вмешательством, посланием в мир Спасителя — Иисуса Христа. Аксиология смерти. В христианстве оценка смерти и отношение к ней неоднозначны. Онтологически смерть, конечно, — зло, но это зло вторичное, ибо главное зло — грех, приведший к падению человека, утрате им изначального бессмертия.В ХIII книге «О граде Божием» Августина Блаженного даются необычайно тонкие и логически безупречные рассуждения относительно того, какой смертью Бог угрожал Адаму и Еве и какой наказал их и их потомство. С точки зрения Августина, необходимо различатьсмерть первую и вторую. Первая смерть человека бывает, когда душа, оставленная Богом, терпит без тела временные наказания. Вторая же бывает, когда душа, оставленная Богом, вместе с телом (после Страшного Суда) терпит вечное наказание. И напротив, учит апостол: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Отк. 20, 6). Господь, запрещая Адаму и Еве есть с дерева познания добра и зла, угрожал им вслучае нарушения запрета обеими смертями, которые есть зло. Однако Его действительное наказание оказалось мягче: прародители рода человеческого были наказаны реально первой смертью и лишь потенциально второй. Что касается того, какой смертью может умереть человек и как оценивать его смерть, то, говорит Августин, это зависит от того, как он жил. Таким образом, в силу неопределенности посмертной судьбы каждого человека, даже праведника, смерть воспринимается в христианстве как недоступная разуму тайна, сопряженная с переживаниями страха и надежды. 3. Отношение человека к человеку. Заповедь любви. ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ – заповедь, провозглашенная Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе человеческой жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Представленные требования были известны и до христианства (Втор. 6:5; Лев. 19:18; Лев. 19:33–34), однако их императивное содержание во многом отличается от того, что заповедуется Иисусом Христом. В христианской заповеди любви любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве (ср. Лк. 10:27) и в качестве ближнего указан не соплеменник, сосед (в буквальном смысле этого слова) или единоверец, а каждый человек, даже враг и гонитель. Заповедь любви стала (и на это специально указывали как Иисус Христос, так и апостол Павел) фундаментальной, а вместе с тем всеобъемлющей заповедью, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди (Мк. 12:28–33, Рим. 13:8–10). По нормативному содержанию заповедь любви не принадлежит исключительно христианской этике. Близкие требования содержатся в конфуцианстве, даосизме, моизме, джайнизме, буддизме. В христианстве любовь получила не просто приоритет, но особое толкование: любовь – это путь соединения человека с Богом и с человеком, причем с Богом – через человека и с человеком – через Бога. Апелляция к Богу в заповеди любви по своему нормативному содержанию этически вполне достоверна: доброжелательность и благотворительность должны быть направлены на другого человека, но они будут иметь нравственный смысл, лишь осененные высшим принципом. Этим объясняется сдвоенность заповеди любви. Разнохарактерность проявления ценностного содержания заповеди обусловливает возможность различных акцентов в ее содержании: на Боге или на ближнем. Однако этическая рефлексия показывает, что милосердие непоследовательно при отсутствии идеальных устремлений: необходимо сознательное усилие, направленное на содействие благу другого человека. Любовь к человеку покоится на определенных трансцендентных основаниях (как бы они ни осознавались и ни переживались): в конечном счете аналогом и основанием любви к ближнему в христианстве является не себялюбие, а милосердная и инициативная любовь Бога к людям 4. Основные императивы православия. Десять заповедей Синайского законодательства. В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Исаака и Иакова, Который избрал его с этой горы для спасения израильского народа. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить завет с израильским народом: «Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым...» (Исх. 19:3-6). Моисей, спустившись, пересказал народу все слова Господни, «И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]» (Исх. 19:8). После того, как Моисей передал Богу решение Израиля, Господь сказал Моисею: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда» (Исх. 19:9). И на третий день Моисей вывел народ из стана на встречу с Богом и повелел им стать у подножия горы. Над горой загремел гром, засверкали молнии, раздался сильный звук трубы, и гора исчезла в густых клубах дыма и огня. И народ с великим трепетом слушал, как Господь говорит с Моисеем. Содержание заповедей И сказал Бог с горы Синай заповеди Свои народу израильскому (Исх. 20:2-17): 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них]всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [волтвой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего». 3) Обязанности человека по отношению к Богу В первых четырех заповедях устанавливаются обязанности человека по отношению к Богу. В первой заповеди Господь Сам открывался народу, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он - не изобретение человеческого воображения, но живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. И Израиль не должен никого иного, кроме Бога своего, почитать за божество. Во второй заповеди говорится о том, что, будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле. И поэтому, в противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом. Ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии. Третья заповедь заключается в том, что имя Бога так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и просто в разговоре. Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (субботу) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пример соблюдения дня субботнего Господь ставит Самого Себя, когда Он после шести дней творения «почил в день седьмый от всех дел Своих» (Быт. 2:2). Критерии оценки: - оценка 5 «отлично» ставится при правильном изложении ответа на вопрос (90% и более изложено по эталону ответа), обучающийся приводит примеры, связанные с научными категориями дисциплины. - оценка 4 «хорошо» ставится при правильном изложении ответа на вопрос с незначительными замечаниями (80-89% изложено по эталону ответа), обучающийся приводит примеры, связанные с научными категориями дисциплины. - оценка 3 «удовлетворительно» ставится при правильном изложении ответа на вопрос, имеются замечания по ответу (70-79 % изложено по эталону ответа), обучающийся затрудняется с приведением примеров, связанных с профессиональной деятельностью. - оценка 2 «неудовлетворительно» ставится при неполном изложении ответа на вопрос (менее 70% изложено по эталону ответа), обучающийся затрудняется с приведением примеров, связанных с научными категориями дисциплины |