Подпрограмма Юный художник старт лето. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма художественной направленности Стартовый уровень Возраст детей 710 лет Срок реализации 1 месяц Авторсоставитель Ломакина Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования
Скачать 209 Kb.
|
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор. Методическое обеспечение Диагностические материалы: -диагностика «Направленность на творчество»; -диагностика «Твои таланты»; -анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса». Методические разработки: -методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие творческих способностей учащихся с помощью нетрадиционных техник рисования»; -методическое пособие для родителей «Рисуем играя»; методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование личности детей с помощью нетрадиционных техник рисования»; -экскурсии в природу; -экскурсия в детскую библиотеку. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей подпрограмме стартового уровня «Юный художник (лето)» применяется текущий контроль универсальных учебных действий учащихся, который проводится в июне в форме экспозиции творческих работ учащихся. Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются: -журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник (лето)»; -рисунки для экспозиций учебных работ в различных нетрадиционных техниках рисования; -отзывы родителей о работе творческого объединения. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются: -творческие работы (рисунки), созданные учащимися за время освоения подпрограммы; -участие в ученических конкурсах изобразительного творчества на уровне учреждения и муниципалитета. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юный художник (лето) » применяются следующие оценочные материалы: -требования к выполнению декоративных работ; -критерии оценки теоретических и практических универсальных учебных действий учащихся по программе. 2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ Обучение по дополнительной общеразвивающей подпрограмме стартового уровня «Юный художник (лето)» основано на следующих принципах: -гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности); -от простого - к сложному(взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы); -единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий); -творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении); -психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы); -индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); -наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры); -доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся). При реализации программы используется следующие методы обучения: -словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра); -наглядный (демонстрация схем, рисунков, изобразительных работ учащихся); -репродуктивный (воспроизводящий); -проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися); -творческий. При реализации программы используется следующие методы воспитания: -упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций); -мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности); -стимулирование (создание ситуации успеха). Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения. Методическое обеспечение подпрограммы
Список литературы Для педагога: 1. Акимушкин И. На – коне через века.- М., 2017. 2. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2016. – 144с. 3. Балбышев И. Н. Из жизни леса. – Л.,2017. 4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2016. – 80с. 5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие школьников: методическое пособие для образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2016. – 192с. 6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2016. – 128с. 7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2018 – 128с. 8. Коллективное творчество школьников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2018. – 192с. 9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2019. – 63с. 10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2018. – 63с. 11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества . – Москва, 2019. 12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка : Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2018. – 64с. 13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 96с. Для учащихся: 1. Бианки В. Лесная газета. 2. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. 3.Лучич М.В. Детям о природе. – М., 2017. 4. Маршак С. Я. Зоопарк. 6. Сладкова Г. Рассказы. ГЛОССАРИЙ (понятийный словарь) Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание. Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения. Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство. Гравюра – один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений, выполненных в твердом материале (фольга, дерево, металл, линолеум и т.д.). Граттаж – нетрадиционная техника рисования. Лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист. Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность. Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент. Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача. Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. Кляксография – нетрадиционный способ рисования с помощью клякс. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем дорисовываются детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая наилучшему воплощению замысла художника. Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии. Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.). Монотипия – нетрадиционный прием рисования: лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Набрызг – нетрадиционный прием рисования: краска набирается на зубную щётку, ею ударяют о картон, который держится над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.). Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа. Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии. Печать - способ получения изображения с помощью оттиска руки или печатки. Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей. Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Рисование методом тычка – кисть или ватную палочку окунают в краску и точным движением сверху вниз делают тычки по альбомному листу. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Рисование мятой бумагой – нетрадиционная техника: смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег. Рисование пальцем – нетрадиционная техника рисования: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Тиснение(оттиск) – нетрадиционная техника рисования, под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Фон – задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон). Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передается посредством отношений цвета и цветовых оттенков. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.); светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета). Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера. Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. Приложение 1 Оценочные и диагностические материалы Виды универсальных учебных действий: -Владение основами рисунка; -Владение основами композиции; -Владение основами живописи Критерии оценки: 1 балл – нет правильно выполненных заданий, нет правильной организации рабочего места; не соблюдаются основные законы композиции; работа не закончена 2 балла – много ошибок и исправлений при выполнении заданий, правильный выбор формата в зависимости от композиции, ошибки и исправления при выполнении рисунка, сложности при колористическом решении работы, работа не закончена 3 балла – есть правильно выполненные задания, грубые ошибки велась правильная поэтапная работа над рисунком, много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы; работа не закончена 4 балла – есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно, в целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы; работа полностью закончена 5 баллов – задания выполнены правильно, без исправлений, свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы, применение основных законов композиции, верное колористическое решение; передача объёма; работа полностью завершена Критерии к оценке изучения особенностей рисования на стартовом уровне
Задания для тестирования по изученному материалу: Умение организовать рабочее место 1. Какие действия ты выполняешь при подготовке к занятию? А) выбираешь рабочую папку для занятия; Б) слушаешь учителя и потом достаешь рабочую папку с материалом; В) выкладываешь на стол все, что у тебя есть; Г) у тебя нет материалов для выполнения работы и ты просишь у товарищей. 2. Умеешь ли ты планировать свое рабочее время на занятии? А) работаешь быстро, чтобы успеть выполнить все задание; Б) ждешь помощи от педагога; В) у тебя всегда есть запас времени; Г)тебе всегда не хватает времени завершить работу; 3. Умеешь ли ты анализировать свою работу и своих товарищей? А) Мне нравится все, что я делаю, Б) Мне важно, чтобы мою работу оценил педагог, В) Я имею свое мнение и высказываю его товарищам, Г) Мне не важно, что скажут о моей работе 4. Расставь инструменты и материалы на столе для занятия изобразительным искусством в порядке последовательности их работы. 1.Баночка с водой, 2.салфетка для кистей, 3.кисти, 4.карандаш, 5.альбом, 6.краски (акварельные, гуашевые), 7.линейка, 8.ластик, 9.палитра Тест «Цветоведение» 1. Какие цвета радуги ты знаешь? Расположи их в правильном порядке. 2. Какие краски цвета называются теплыми? 3. Какие цвета называются холодными? 4. Из перечисленных цветов выбери три основных цвета. Зеленый, красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый 5. Какие производные цвета получаются при смешивании а) желтого и синего, б) синего и красного, в) красного и желтого? 6. Что такое цветовой круг? 7.Назови основной язык живописи? 8. Какой цвет самый холодный? 9. Какой цвет самый горячий? Задание для проверки практических УУД: 1. Выполнение практического задания - игра «Закорючка». Ребенку последовательно предъявляются десять рисунков - закорючек. В его задачу входит каждый раз зарисовывать закорючку так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ, и раскрасить получившийся образ цветом, которым ему хочется сегодня рисовать. 2. Выполнение творческого задания – создание рисунка на свободную тему с использованием нетрадиционных техник по выбору учащегося. 3. Предоставление работы для итоговой выставки. Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
|