Но. Снимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46. Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной
Скачать 7 Mb.
|
Неосуществленные реформы Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения. Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить крепких хозяев в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников, пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. Входе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило введение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза соответственно, в его состав должны были войти как помещики, таки крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству. Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских прав и привилегий против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в уничтожении сословности и демократизации местного уклада, в разрушении исторически сложившейся – то есть, продворянской системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичными, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его таки остались незавершенными. Реформы Петра Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками. В чем состояла реформа центрального управления Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России. Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной. Сенат и его функции На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем Законодательная деятельность Распорядительная деятельность Судебные функции в стране Контрольные функции за другими органами Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельными никакого отчета не нес. Создание коллегий Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, нов целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России. Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали немногие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы. Русская культура XVII в. Культура семнадцатого века знаменует собой завершение средневековья на Руси. На первый план вышла светская жизнь, религиозный мотив постепенно угасал. Образование В 1634 году появился букварь Василия Бурцова, а чуть позже Грамматика Мелетия Смотрицкого. Образование в России теперь также подчинялось светской жизни. Школы с религиозным уклоном продолжали существовать. При поддержке Заиконоспасского монастыря была создана школа для обучения подьячих. Появилась школа с уклоном греческого языка. В 1687 году было построено первое на Руси учебное заведение высшей ступени образования, где обучались будущие священники и чиновники. Основной упор шёл на развитие медицины и практической математики. Практическая математика основывалась на решении задач, способных вычислить площадь, размер объекта, сыпучие тела и другие аспекты, непосредственно связанные с природой. Большой вклад в культуру внесли русские экспедиторы. В 1648 году Семён Дежнев впервые подплыл к проливу Беринга. К середине семнадцатого века были исследованы курильские острова, Камчатка и другие восточные территории России русскими учёными. Благодаря таким достижениям в образовательной сфере повысилось качество образования, открыты и исследованы многие местности. Литература Основная тематика литературы в этот период – историческая. Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына» - самое известное произведение. В нём автор показывает смутное время, её причины и последствия. Более подробное и обширное описание о смутном времени написано в Новом летописце. Там излагается о смерти Ивана Грозного, начале и завершении смутного времени и династии Романовых. Основное отличие двух произведений – в Сказании Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына» автор выражает своё мнение по поводу семнадцатого века, а в Новом летописце независимая историческая картина. Впервые был создан учебник по истории под названием Синопсис, написанный монахом Иннокентием Гизелем. Этот исторический справочник описывает события, начиная с появления Киевской Руси. АИ. Лызлов создал Скифские Истории, где показал реальные и правдивые факты войны Европы и Руси со скифами (те. татарами и турками. За основу автор взял источники как европейские, таки русские, раскрыв тему многогранно и всесторонне. Повесть об Азовском осадном сидении - произведение неизвестного автора (по некоторым данным повесть написал начальник военной канцелярии Федор Порошин), в котором подробно описываются Азовские походы. Главными героями повести стали казаки с Дона, которые своими силами захватили турецкую крепость. Самым популярным произведением семнадцатого века можно назвать Житие Святых - биография святых и лиц, канонизированных церковью. Книга до сих пор востребована и популярна среди многих историков, священнослужителей и людей интересующихся. Но так как период семнадцатого века характеризуют как время ухода от церковной литературы, стали популярны бытовые повести. Существовало два направления бытовых повестей. Впервой, человек стремился уйти от церковного влияния, но постоянно к нему возвращался. Во второй, человек избегал патриархат и подчинение главе семьи (явные отсылки к произведению шестнадцатого века – Домострой, однако также не мог выйти за рамки. «Калязинская челобитная - громкая повесть, описывающая жизнь священнослужителей, противоречащую всем запретам церкви. Архитектура В сравнении со средневековьем, отличительной чертой архитектуры стала живописность и красочность. В моде теперь расписные и резные окна, появилась многоцветная кладка из речного камня, кирпича и изразца – кафельного камня, расписанного узорами. Сами здания, как одиночные, таки ансамбли, подвергались асимметрии. Ярким представителем зодчества семнадцатого века является Теремной дворец в Кремле. Сходными по виду считают церковь Ильи Пророка в Ярославле и храм Иоанна Златоуста в Коровниках и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Военные крепости перестали использоваться по назначению, поэтому четырёхскатные крыши Московского Кремля заменились на более изысканные шатры, подчёркивающие могущество и спокойствие Москвы. Появился стиль – московское барокко, производный от каменной архитектуры древней Руси. Стиль распространялся по всей территории киевской Руси, были выполнены дворцы Нижнего Новгорода, Звенигорода, Сергиево Посада и других. Отличность стиля заключается в следующем контраст красного и белого, многоэтажность, наличие колонн со знаменитыми резными верхушками, резное украшение арок, смешение европейских стилей. В семнадцатом веке пика своей искусности достигло деревянное зодчество. При упоминании деревянного зодчества первым вспоминается Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенское. Современники называли его негласно восьмым чудом света. Вознесенская церковь в Торжке – достопримечательность города, относящаяся к деревянному зодчеству семнадцатого века, характерная своей ярусностью и точными пропорциями. Гражданское зодчество не отличилось в этот период, характерных и запоминающихся деталей таки не появилось, а само зодчество постоянно находилось в поиске собственного стиля. Художественная деятельность В начале столетия развивалась живопись, приближенная к реалистичности. Главным художником – распространителем портретной живописи был Симон Ушаков. Среди художников распространялась прямая перспектива, а также объёмность рисунка. Это заметно в картине Симона Ушакова Спас Нерукотворный. Такое направление в художестве быстро распространялось в России, появилась популярность на портретные рисунки. Создавались иконы с объёмным изображением, портреты царей и важных личностей Киевской Руси. А вот техника написания всё ещё отставала, придерживались старых способов рисование на доске красками на яичной основе. Уже позже появились первые живописные рисунки, написанные маслом. Развитие живописи ограничивалось влиянием царского двора. Оружейная палата выполняла приказы, разделив художников по функциям. Художники выполняли заказы и не более. Расписывались храмы, рисовались портреты, расписывалась мебель, игрушки для царевичей. О свободе мысли и речи не шло. Руководил художниками Симон Ушаков. Он являлся своего рода предводителем художников России и создатель нового течения живописи. Его идея была в том, чтобы отойти от мрачных красок на иконах и добавить ярких и насыщенных. Театр Популярностью как и ранее пользовался народный театр. Популярным персонажем был шут – Петрушка. Он высмеивал падких на деньги попов, лживых и подкупных судей, хитрых богачей и других персонажей, часто описываемых в русских сказках. Конечно, это не оставлялось бесследно, такой юмор не поддерживался ни церковью, ни правительством, но людям нравился честный юмор, правдивые шутки и высмеивание реальных проблем. Впервые был создан театр специально для царя, по случаю рождения царевича Петра. У театра был свой режиссёр, а пьесы были в основном на библейски сюжет. Этот театр был направленна развлечение богатых сословий и выполнял их прихоти, поэтому никакого развития культуре это не дало. Музыка устойчиво держалась на традиции прошлых веков. Как правило, музыка не имела автора и считалась народной. Стиль пения оставался хоровой, создавались хоровые школы. Изначально хоровое пение было традиционно русским, а позже в русской музыке стали появляться европейское многоголосье и новые музыкальные инструменты. Музыка была многожанровой, богатой на настроения. Пели как мелодичные, минорные песни, таки весёлые, яркие. Каждое из произведений освещало жизнь народа, ситуацию в России, жизнь известных личностей, в том числе и святых. Русская культура в XIV – XVI вв. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ. В монастырях переписывали старые книги и создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы. Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это - Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко - архитекторы. Летопись и сказание XIV–XV столетия Быстрыми темпами возрождалось летописание, которое рассказывало историю русского народа со времен правления Рюрика. Главной целью летописей было донести до народа идею единства Русских земель. В XIV столетии летописи пишутся в монастыре Троице- Сергиевском и храмах города Москвы. В этот период была написана летопись "Русский хронограф, в которой описывали объединение русских княжеств против монголо-татарского войска. Самым объёмным произведение считается Сказания о мамаевом побоище». Новым письменным жанром эпохи было сказание или житие, которое рассказывало о жизни светских или духовных лиц. Популярным чтением народа этой эпохи стало "Житие Сергия Радонежского", которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 года. Памятником культуры русского народа XIV века считается сказание «Зодонщица», в котором раскрываются события Куликовского сражения 1380 года. Известный рассказ о путешествиях "Хождение затри моря" написанный купцом А. Никитиным, который описывал события с по 1472 года. В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и бересту заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии. Развитие живописи Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца- иконостас Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре- иконы «Жена-мироносица у гроба Христа и «Троица». Живопись в русской культуре XIV–XV веков относится, к золотому веку также популярными становится росписи фресками. В конце XIV века была создана художественная школа живописи, ее выходец Феофан Грек. Он сделал большой вклад в развитии школ искусства в таких городах, как Москва и Новгород. Феофан Грек расписал фресками московский Благовещенский собор, Спасо-Преображенский собор, икону Донской Богоматери, церкви Федора Стратилата Стенная и Успения Богоматери, иконостас Благовещенского собора. Развитие архитектуры на Руси На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, атак как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер. Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков- собор Успения Сторожевского монастыря- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре- церкви Спаса и Федора Стратилата; - собор Андроникова монастыря. Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей. В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского - Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей. Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются: - собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре- Троицкий собор на Александровской слободе- Успенский собор- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. В русской культуре XIV–XV веков появляется исторический и поэтический народный жанр песен, в них прославлялся русский народи его преданность отчизне. Отдельные музыкальные произведения были переписанные в летописи Сказание ограде Китеже» и «Слово о погибели Русской земли». Культура на Руси в 16 веке была все еще средневековой. Это следует помнить, потому как в любой сфере культуры того времени в первую очередь преобладало религиозное начало над светским, что современному человеку осознавать довольно непривычно. Какова же была культура Руси 16 века? Религиозное миропонимание все еще полностью контролировало духовную жизнь общества. Огромную роль в данном процессе сыграл, конечно же, Стоглавый собор – особое собрание церковных служителей различных сословий, состоявшееся в 1551 г. В итоге был отобран список с новосоставленными и одобренными законами, регламентировавшими деятельность в области искусства, а также утвердив эталоны, коим надлежало беспрекословно следовать. В качестве эталона в живописи де-юре провозглашалось творчество известного иконописца Руси Андрея Рублева. В архитектуре же за образчик брался Успенский храм столичного Кремля, в литературе – сочинения Макария. В 16 веке все еще продолжается летописание. Ведется оно по-прежнему церковными служителями, в основном жившими на территории монастырей. Конечно же, во всех летописях содержатся и оценки автора той или иной ситуации, нов основном прослеживается одна и та же тенденция – во всех летописях писатели подчеркивают равенство правителя-царя и церкви. Также в летописях содержится множество описаний правителей и церковных лидеров, при этом большее внимание уделяется не их внешним данным, а характеру, достижениями личностным качествам. Около середины 16 века летописцы Москвы создали огромный летописный свод. Свод был назван Никоновской летописью, принадлежавшей Никону, бывшему в то время патриархом. В этой летописи было огромное количество миниатюр-иллюстраций, приблизительно тысяч, причем все они выполнены в цвете. Поэтому этот свод часто называют Лицевым. Слово лицо тогда имело значение «изображение». Не только летописи были популярны на Руси. В 16 веке появился жанр исторических повестей. Самыми известными историческими повестями можно назвать Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория наград Псков». В 16 веке был создан Домострой. Это своеобразный учебник о домоводстве, в нем были подробно расписаны обычаи, правила поведения, а также давались советы в областях кулинарии, содержания скота и хозяйства. Автор - Сильвестр. Отличился 16 век в русской культуре и тем, что именно в это время было начато книгопечатание. Первым из типографии, созданной Федоровым, вышла книга под названием Апостол - религиозного содержания. После этого была выпущена первая напечатанная Азбука, созданная Федоровым и его учеником. Заслуга Ивана Федорова не только в том, что он изобрел способ напечатать книги. До этого он редактировал различные книги, оставлял к ним заметки. Именно Федоров сделал перевод Библии более точным, а также множества других церковных книг. Так что Федорова можно назвать не только первым книгопечатником, но и первым редактором-профессионалом на Руси. Образование и наука В 16 веке грамотных людей было достаточно мало – всего лишь 15-16% от всего населения. Обучались грамоте обычно в церковных заведениях, то есть в самих церквях и монастырях. Самой главной на тот момент наукой была церковная грамота, все население знало церковные праздники, обычаи, обряды, молитвы и их смысл. Светские знания отодвигались в это время на второй план. Таковыми были арифметика, грамматика и светский этикет. Так можно прийти к выводу, что в 16 веке русская культура активно развивалась, нов тоже время ее путь был самобытен. Русская культура начала XX в. Начало 20 века стало переломным по отношению к духовному состоянию России. В связи с агрессивным натиском материального производства начался процесс пересмотра первостепенных проблем человечества, затронувший науку, литературу, архитектуру, музыку, кинематограф, театр и балет. Расцвет культуры начала 20 века был настолько невероятным, что охватил всю творческую деятельность людей. В этот период были созданы научные и литературные открытия, открыты новые незаурядные имена, имеющие мировое значение. Это социально-культурное явление стало называться серебряным веком русской культуры. Развитие литературы Начало 20 столетия характерно тем, что произведения писателей этого периода сохраняют стабильные традиции критического реализма, присущие середине 19 века. Самые главные позиции принадлежат А. П. Чехову, Л. Н. Толстому, В. Г. Короленко. Их сменяют И. А. Бунин, АИ. Куприн, Максим Горький. Вместе стем в искусстве появляется совершенно новое направление. Его суть заключается в преображении существующего мира. Основателями этого направления стали поэты- символисты, объявившие войну материалистической идеологии. Русский символизм становится явлением мирового масштаба. Символистами были чутко уловлены и ярко выражены тревожные, трагические предчувствие социальных катастроф и трагедий нового века. Однако в их стихотворениях звучали романтический призыв к новому мироустройству, основанному на свободе духа и сплоченности всех людей, а также очевидная вера в особую историческую миссию русского государства. Русские символисты представляли собой людей, имеющих обширные знания. Среди них Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб. Их произведения являются предметом огромной эстетической ценности. Русь и Орда (XIII-XV вв.). Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо- татарское иго) в течение нескольких веков. В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой. |