Главная страница
Навигация по странице:

  • Славянофильство

  • Революционеры-демократы

  • Вторая Государственная Дума Российской Империи

  • Третья Государственная Дума Российской Империи

  • Но. Снимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46. Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной


    Скачать 7 Mb.
    НазваниеДополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной
    Дата06.03.2023
    Размер7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСнимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46.pdf
    ТипДокументы
    #972155
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм.
    Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада православие как основа
    духовной жизни и церковь как опора самодержавия самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления народность как духовное единение народа с царем.
    Приверженцами этой теории были историки НМ. Карамзин и М.П. Погодин, литераторы
    Ф.В. Булгарин и МН. Загоскин и др.
    Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по- прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось в деятельности в конце х х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев
    Критских, кружок Н.В. Станкевича, кружок АИ. Герцена и Н.П. Огарева и др.),
    обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем в виде сложившихся во второй половине х гг. либеральных течений западников и славянофилов в формировании революционно-социалистического направления общественной мысли.
    Несмотря на разгром декабристских организаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков концах первой половины 30- х годов. Характерно, что возникали они уже не в столице, а в Москве. В 1826-1827 гг.
    в московской студенческой среде возник кружок братьев Критских, которые считали себя преемниками декабристов. Этот кружок просуществовал недолго и был вскоре разгромлен жандармами. Вначале х годов студентами Московского университета во главе с В.Г.Белинским создается демократическое Литературное общество го нумера (по номеру занимаемой им комнаты. В эти годы Белинский пишет антикрепостническую драму
    «Дмитрий Калинин, за что был исключен из университета, а возглавляемый им кружок распался. Кг. относится существование в Московском университете «Сунгуровского общества (по имени бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П.Сунгурова,
    выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации. Общество,
    вынашивавшее планы революционного переворота, было разгромлено в зародыше. Еще один кружок студентов университета был организован А.И.Герценом и Н.П.Огаревым,
    за что его участники были высланы из Москвы. В 1833 г. сложился кружок Н.В.Станкевича,
    члены которого деятельно изучали передовую европейскую философию. Этот кружок просуществовал дог. (до отъезда его основателя за границу).
    Вторая половинах годов ознаменовалась спадом общественного движения,
    репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования. Эти настроения отразились в знаменитых Философических письмах П.Я.Чаадаева. Они были проникнуты глубоким пессимизмом, разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее. Главную причину этого Чаадаев видел в оторванности страны от передового европейского мира. Эта оторванность, по его мнению,
    имела исторические корни, уходящие во времена принятия христианства. Россия,
    заимствовав православие у Византии, поставила себя вне европейского развития, движущей силой которого был католицизм. Письма Чаадаева, при всей ошибочности взглядов их автора, сыграли важную роль в пробуждении русского общества от летаргического оцепенения. Правительство поспешило расправиться с издателем, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим.
    Период идейного кризиса переживал в это время и В.Г.Белинский. Пытаясь найти внутреннюю опору в положениях философии Гегеля, он пытался примириться с русской действительностью. Однако это примирение продолжалось недолго. На рубеже 30 – х годов наступает оживление общественной жизни. Постепенно складываются такие идеологические течения, как славянофильство и западничество,
    формируется и революционно-демократическая идеология.
    Славянофилы
    – представители национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С.Аксаковы, ИВ. и П.В.Киреевские, А.И.Кошелев,
    Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) – видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложивщемся русле.
    По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства,
    православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть в деревне носила патриархальный характер.
    Естественное развитие России должно протекать постепенно и «неприметно»,
    без социальных конфликтов, ибо между государством и народом исконно существовала гармония (нарушенная в петровскую эпоху. Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благополучия страны.
    Вместе стем славянофилы сознавали необходимость политических перемен,
    связывавшихся ими с созывом Земского собора (с обязательным сохранением самодержавия),
    расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности и отмену телесных наказаний.
    Интерес славянофилов к особенностям русской жизни стимулировал изучение в эти годы национальной культуры.
    Славянофильствовозникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства слепого подражания Западу. Славянофилы защищали идею
    о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность,
    осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют ив наши дни свою актуальность и значимость.
    Западники Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет потому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Также как и славянофилы западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений.
    В отличие от славянофилов западники (историки Т.Н. Грановский и СМ. Соловьев,
    литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом
    «одну общечеловеческую семью».
    Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства.
    На формирование западнической и славянофильской идеологий значительное влияние оказал П.Я. Чаадаев, который первым остро поднял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П.Я. Чаадаева, Россияне Запад и не Восток. Россия целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жестокой критике,
    он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенциальные силы. Критика крепостничества, царизма, теории официальной народности получила отражение в Философическом письме, опубликованном в 1836 г, за которое П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшими отдан под полицейский надзор.
    Революционеры-демократы
    У истоков русской революционно-демократической идеологии стояли А.И.Герцен и В.Г.Белинский.
    В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ Дилетантизм в науке»,
    а несколько позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский труд Письма об изучении природы, в которых предстает как последовательный материалист и сторонник социалистического строя, воплощавшего единство человеческого бытия и разума.
    Годы ссылки оказали заметное влияние на мировоззрение А.И.Герцена. В е годы по своим убеждениям он был вполне сложившимся демократом, революционером и социалистом. Человек с такими убеждениями в николаевской России не мог найти применения своим силами в 1847 г, в канун революции во Франции, Герцен уезжает из России. Начало французской революции воодушевило его, он был полон веры в демократическую Европу, ее победу над реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого поражение революционных сил породило в Герцене глубокий пессимизм. В 5О-е годы создается теория русского социализма. Герцен увязывает будущее человечества с Россией,
    которая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в этом должна была сыграть община, хранившая в себе начало социалистического общества.
    Будущий социалистический строй в России должен был установиться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в сочетании с утверждением демократической республики.
    На е годы приходится расцвет деятельности выдающегося публициста и литературного критика России В. Г.Белинского. Сгон приезжает в Петербург и начинает работать в Отечественных записках. Важную роль в формировании демократических и материалистических взглядов Белинского сыграло в эти годы его общение с Герценом.
    Основным условием всех преобразований в России Белинский видел в отмене крепостного права и ликвидации существовавшего сословного и политического строя. Вопросом вопросов становится для него идея социализма. В своем знаменитом Письме к Гоголю»,
    написанном незадолго до смерти,
    Белинский сформулировал революционно- демократическую программу-минимум на е годы, включавшую отмену крепостного права, прекращение телесных наказаний и элементарное соблюдение законов в стране.
    Ранняя смерть в 1848 г. оборвала творчество В.Г.Белинского, которому не было тогда и 40
    лет.
    Революционеры-демократы (АИ. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) разделяли некоторые идеи западников, нов целом выступали против буржуазно-либеральной
    идеологии. Они развивали идеи утопического социализма ив отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.
    А.И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку социалистического общества. В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.
    В е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В.Г. Белинский,
    видевший ее возрождение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждения в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности».
    Петрашевцы
    Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя одного из них, переводчика
    Министерства иностранных дел М.В.Бутатевича-Петрашевского). С 1844 г. квартира
    Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором обсуждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были
    М.Е.Салтавов, А.Н.Плещчев, А.Н.Майков, Ф.М.Достоевский, В.А.Милютин, пианист А.Г.
    Рубинштейн и многие другие (в течение нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек. Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.
    Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства,
    возможности и пути социальных преобразований в России. Среди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и Дон,
    с последующим движением восставших на Москву. После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на дороге создания тайной организации с революционно- демократической программой. Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле г. по доносам провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Буташевич-
    Петрашевский и Достоевский) были приговорены к смертной казнив последний момент замененной на каторгу.
    Кружки петрашевцев продолжили дальнейшее развитие общественного движения в России, они явились промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому,
    революционно-демократическому этапу.
    Члены этого кружка увлекались идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также декабристов,
    В.Г. Белинского и АИ. Герцена. Петрашевцы пропагандировали необходимость уничтожения помещичьего землевладения и бесплатную передачу земли крестьянам. Как и другие представители революционно-демократического течения, они считали революцию,
    а не реформирование сверху целесообразным способом социалистического переустройства. Петрашевцы выступали за демократию, установление республиканского правления, политические свободы, ликвидацию национального гнета. В 1849 г. кружок был разгромлен 21 участника приговорили к расстрелу, затем замененному каторгой.
    Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и общества,
    оппозиционно настроенные представители российской интеллигенции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России. Реформирование государственного строя России вначале в. Деятельность I – Государственной Думы.
    Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию,
    однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест,
    который утвердил, что никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы. Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек. Первая Государственная Дума Российской Империи

    Срок полномочий 27 апреля – 8 июля 1906 года
    Председатель: Муромцев С. А, Конституционно-демократическая партия
    Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
    Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности, неравным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи,
    в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысячи не прямым.
    Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.
    Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
    Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как Дума народного гнева».
    Вторая Государственная Дума Российской Империи
    Срок полномочий 20 февраля – 3 июня 1907 года
    Председатель: Головин ФА, Конституционно-демократическая партия Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.
    Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.
    Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с военной организацией
    РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н.
    Третьеиюньский переворот).
    Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
    Третья Государственная Дума Российской Империи
    Срок полномочий 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года
    Председатели: Хомяков НА, Союз 17 октября, Гучков АИ. (Союз 17 октября, Родзянко МВ, Союз 17 октября»)
    Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской
    Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет. Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин. Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинами другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях. Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например,
    бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях.
    В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.
    Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы
    Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
    Широко использовалась система запросов при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта