Главная страница

Но. Снимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46. Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной


Скачать 7 Mb.
НазваниеДополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной
Дата06.03.2023
Размер7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСнимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46.pdf
ТипДокументы
#972155
страница3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Предпосылки реформы
По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы,
имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу многоголосья, который выражался в том, что одновременно службу вели и священники дьяки певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.
Русский царь Алексей Михайлович одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.
Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 - 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем Крещение тремя перстами вместо двух Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше Внесены изменения религиозные книги и иконы Введено понятие "православие Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо "Исус"
писалось "Иисус Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не почасовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность.
Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягкими уступчивым - но до известного предела - Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь, надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Крещение Руси и исторические последствия христианизации.
До принятия на Руси христианства, у ее жителей не было единого бога, у каждого племени имелось свое божество, которому они поклонялись, такое верование получило название – язычество. День ото дня княжеская власть крепла, стоило всерьез задуматься о централизации власти, но обилие божеств очень мешало этой процедуре, разные племена в таких условиях не могли объединиться в общий народа общий народ в сильное государственное объединение.
Первый князь, который решил исправить эту ситуацию – Владимир, но изначально радикально изменять сложившеюся ситуацию он не хотел, князь просто желал несколько упорядочить божественный пантеон. Ему удалось слегка уменьшить количество богов и выделить среди них главных, но добиться конечной поставленной целине удалось, именно тогда он понял, что нужно принимать другую религию. Для того, чтобы определится какую,
Владимир отправил десять лучших мужей вовсе концы света, они должны были изучить тонкости религий разных стран и затем рассказать князю все в подробностях. После предоставленных докладов Владимир сделал выводы.
Иудейская вера была отметена тут же, главная претензия во владении святыней Иерусалимом мусульманами. Само мусульманство его заинтересовало лишь на миг, строгие законы и многочисленные запреты быстро отпугнули. Оставался только один вариант христианство, почему именно оно- христианство было официальной религией Византии,а Русь с ней связывали очень близкие отношения- также отмечалось культурное влияние этой страны на Русь- последним аргументом в пользу христианства, стал факт принятие веры самой Ольгой в середине десятого века.
Первым кто должен был обратится в новую религию, стал сам князь Владимир. В конце десятого века он пошел войной на Византию, как гласит летопись, Владимир дал обет, если сможет выиграть и покорить новые земли, то обязательно примет христианство, с большим трудом, но ему удалось покорить эти территории, помимо всего Владимир также выдвинул требование отдать ему в жену византийскую принцессу, император дал согласие.
Первым веру в Корсуне принял князь и его дружина, из Византии он забрал
священнослужителей, многочисленные иконы, и вернулся на Родину. Происходило все это в году. Сразу же после возвращения началось массовое избавление от прежних идолов, к местному населению Владимир обратился лично, смысл его речи сводился к необходимости принятия новой верой, был определен день, когда все население должно было принять христианство. Владимир огромное значение придавал дальнейшему распространению христианства. На местах поклонения прежним божествам в короткий срок строились небывалой красоты храмы и церкви. В Древнерусском государстве начался процесс появлении митрополии,
правда пока она оставалась в подчинении Византийского духовенства.
Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Значительно вырост его авторитет, христианское государство уже рассматривалось как достойное государство для сотрудничества. Единая религия в быстрые сроки смогла объединить народи превратить его в могущественную нацию. Большое влияние оно также оказало на культурное развитие государства. Считается, что главным поводом для перехода с язычества в христианство послужило то что племенные языческие культы не способствовали созданию единого верования для всех славянских племен населявшие Киевскую Русь. А единое вероисповедание было необходимым для объединения всех славянских земель в сильное и единое государство.
Последствия и значение принятия христианства Русью
Главными последствиями принятия христианства Русью были сплочение общества укрепление власти киевского князя появление письменности, каменного строительства, живописи смягчение нравов. Культура Древней Руси.
Былинный эпос появился только около десятого века и повествовало живших ранее героях, их подвигах и важных событиях в своём крае. Тем не менее былины явно искажали истину, не для предания точных факторов они существовали. А были практически единственной возможностью простого народа выразить своё мнение, касаемо происходящих событий. Так, например, Добрыня Никитич был реальный человеком и являлся племянником князя Владимира Святославовича и восхвалялся народом за его добрый нрав, простоту и хорошее отношение к крестьянам.
Появление и развитие письменности стало необходимо после появления структуры государства и его экономического развития. Это послужило грандиозным скачком в развитии всей древнерусской культуры.
Письменность.
Огромное количество археологических и письменных находок подтверждают, что у древних славян существовала письменность до принятия православия. По этим находкам историки воссоздали этапы развития письменности.
Самый первый этап развития начинался с пиктографического письма. Вначале первого тысячелетия славяне использовали примитивные знаки (черточки) для подсчёта, обозначения календарных дней, магии, языческих ритуалов. После начала строения фундамента экономики такие знаки стали малоинформационными и древние славяне решили пользоваться греческой письменностью, ноне стали учитывать фонетику своего родного языка с греческим, от этого такое письмо было неудобными «чужим».
В данный период установлено, что в конце десятого века монах Кирилл создал глаголический алфавит. Глаголица была использована для перевода христианских книг
Моравия. Через полвека наиболее простой алфавит, соединивший греческую письменность и часть глаголического алфавита оттеснил глаголицу. Этот алфавит назвали кириллицей.
Древняя письменная литература ведёт свои корни от устного народного творчества.
Столетние легенды, былины, песни, фольклор послужили фундаментом для образования литературы, какой она есть сейчас.
Письменная литература.
Литературная письменность в то время использовалась для описания важных происшествий. Первым жанром литературы стало летописание. Летописи несли всю историю древнего мира, передавали её преемниками крайне бережно относились к этим записям. Наверное,
самая популярная летопись — это Повесть временных лет, написанная монахом
Нестором Киево-Печёрского монастыря в 1113 году. Однако до нашего времени дошли более поздние переписанные записи конца четырнадцатого века.
С середины двенадцатого века летописи приобретают несколько иную интерпретацию.
Изначально летописные своды писались исключительно в Новгороде и Киеве, а теперь еще в
Чернигове, Смоленске, Ростове, Переяславле и т. д. Новые летописи указывали не только на происшествия в самом государстве, но и вели родословную именитых князей, бояр, купцов.
Летописи перестали быть прерогативой государства и церкви.
Еще в десятом веке на Русине было использования каменного зодчества. Но роскошности и разнообразию деревянных построек могла позавидовать и Европа. Именно деревянная архитектура в значительной мере повлияла на особенности каменного строения

Архитектура.
Крестово-купольный стиль возведения храма был наиболее популярен. Внутренняя часть здания делилась на четыре части так, чтобы получился крест. Принципы и планы построек копировались с Византии. В 1036 году в Чернигове был возведён Спасо-Преображенский собор, который считается наиболее повторяющей на Руси Византийский тип строения.
Самая первая постройка из камня — Десятинная церковь. Строили её греческие архитекторы в Киеве, но к сожалению, в 1240 году татары-монголы разрушили церковь.
В начале тринадцатого века Византийский стиль уходит в прошлое, а его место занимает романский. В Полоцке был построен один из первых соборов романского стиля — Спасо-
Евфросиниевский монастырь. Где впервые вместо привычных куполов появились башни.
Особенности культуры Древней Руси брали своё начало с других могущественных государств, но всегда привносили что-то своё.
Живопись развивалась значительнее медленнее архитектуры ив основном вся культурная особенность заключалась в литературе. Русь богата талантливыми писателями,
повествователями и даже философами.
Во времена государственного становления Киевская Русь испытывала большое влияние соседней Византии, которая на то время была одним из наиболее культурных государств мира. Поэтому культура Руси находилась под влиянием различных культурных направлений,
традиций стилей.
Принявши от Византии христианскую веру Киевская Русь переняла и то всё ценное, что было у этого государства. Нов тоже время понемногу внедрялись свои традиции, дошедшие из глубини веков.
Несмотря на простоту, культура древней Руси является одним из неотъемлемых компонентов развития средневекового мира. Именно в то время были заложены особенности современной культуры, определившие её национальные основы. А одним из самых главных событий того времени – было принятие христианства, которое сыграло немаловажную роль в формировании древнерусской культуры.
Подводя итоги, суверенностью можно сказать, что культура древней (домонгольской) Руси основывалась на самых лучших культурных наследиях древнеславянских племен предыдущей эпохи, а также многих достижениях культуры самой передовой страны того времени - Византии и других соседних народов, но все,то что было заимствовано, было творчески переделано и явилось лишь отдельными эпизодами в могущественном сооружении древнерусской культуры, созданной творцом и гением- русским народом. Культура России второй половины XIX в.
Государственные преобразования Александра II (1860-1870 гг.) способствовали подлинному расцвету русской культуры.
Не последнюю роль в этом процессе сыграла реформа в сфере народного образования.
Благодаря реформе в Российской империи значительно возросло число начальных и средних учебных заведений, результатом чего стало увеличение численности грамотного населения св е до 20% в е гг. В 1863 году был опубликован новый устав университетов,
значительно расширявший их автономию. В стране в большом числе стали открываться новые высшие учебные заведения технической направленности, средние учебные заведения для женщин. Благодаря деятельности прогрессивной интеллигенции в России высшее образование стало доступным для женщин появились «Бестужевские» курсы в Москве,
Высшие женские медицинские курсы в Петербурге.
Во второй половине XIX века значительных высот достигла российская наука. Блестящие ученые совершали великие открытия в стенах университетов и научных обществ, в
Академии наук, участвовали в обсуждениях научных вопросов в рамках многочисленных тематических съездов, получали возможность публиковать результаты своих исследований во множестве новых научных изданий.
В е гг. расцвета достигла русская химия неоспорим вклад в естествоведческую науку Д.И. Менделеева с периодическим законом химических элементов и А.М. Бутлерова с теорией химического строения органических тел.
Мировую известность получили работы русских математиков ПЛ. Чебышева и С.В.
Ковалевской.
Не менее стремительно в России развивалась физическая наука. АН. Лодыгин создал лампу накаливания. А.Г. Столетов добился значительных успехов в исследовании внешнего фотоэффекта. Кроме того, именно русский физик АС. Попов считается изобретателем радио год).
Русский биолог КА. Тимирязев сделал значительный вклад в изучение фотосинтеза и физиологии растительных организмов. В историю мировой медицинской науки золотыми буквами вписаны имена великих ученых-физиологов ИМ. Сеченова и И.П. Павлова,
микробиолога и иммунолога И.И. Мечникова. За свои выдающиеся достижения в области физиологии и медицины Павлов и Мечников были удостоены Нобелевской премии (в 1904 и г. соответственно).
Мировая географическая и этнографическая наука многим обязана русским исследователям:
П.П. Семенову, изучившему вдоль и поперек горную систему Тянь-Шань, Н.М.
Пржевальскому, блестяще описавшему природу Монголии, Китая и Тибетского нагорья
знаменитому исследователю Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклаю.
Вторая половина XIX века в России характеризуется заметными успехами в развитии техники. На эти годы приходится деятельность изобретателя и самолетостроителя А.Ф.
Можайского, пионера космонавтики К.Э. Циолковского, морского исследователя и кораблестроителя СО. Макарова и многих других.
Продолжали активно развиваться философская, общественная и политическая науки.
Здесь преобладали два направления идеалистическое (В.С. Соловьев) и материалистическое
(А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). В последние десятилетия XIX века в Российской империи начинают распространяться марксистские идеи.
Огромным вкладом в копилку человеческого исторического знания стали труды выдающихся русских историков – История России с древнейших времен СМ. Соловьева и Курс русской истории ВО. Ключевского.
В х годах В.И. Даль создавал свой главный труд – Толковый словарь живого великорусского языка, в котором нашел свое отражение неподдельный интерес академической филологии к подлинному языку народа.
В русской литературе второй половины XIX века сентиментализм и романтизм окончательно уступают место реализму. Именно Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С.
Тургенев, А.П. Чехов, творчество которых относится к этому времени, создали произведения,
по которыми сегодня во всем мире судят о русской культуре и русском характере в целом.
Через призму внутреннего мира человека гениальные прозаики обращаются к общественно- политическим вопросам, проблемам социальной несправедливости, посвящая этим сторонам российской действительности и многостраничные романы, и пронзительные короткие рассказы.
Русская поэзия, не отставая от прозы, достигает новых вершин в лирических произведениях НА. Некрасова, ФИ. Тютчева, А.А. Фета.
Не последнее место в русской культуре второй половины XIX века занимало театральное искусство. Особой популярностью у постановщиков по всей стране пользовались пьесы знаменитого драматурга АН. Островского Гроза, Бесприданница, «Женитьба
Бальзаминова» – с них, как принято считать, начался подлинный русский театр. Главными театрами страны в то время являлись московский Малый театр и Александринский театр в
Петербурге.
Помимо театра золотой век переживают русская опера, балет, музыка. Наиболее прогрессивные композиторы М.П. Мусоргский, МА. Балакирев, НА. Римский-Корсаков,
А.П. Бородин и Ц.А. Кюи объединились в творческий союз под названием Могучая кучка»,
тяготевший к самобытному русскому фольклору и национальному колориту и давший миру такие ныне классические произведения, как Снегурочка, Борис Годунов», Князь Игорь».
Их современником был прославленный русский композитор ПИ. Чайковский.
К национальной культуре, реализму и поиску собственного особого пути тяготело и русское изобразительное искусство. «Санкт-Петербургская артель художников, действовавшая в
1860-е годы стала первым свободным объединением мастеров, противопоставившим себя официозной и консервативной громаде Академии художеств, продолжавшей навязывать свои традиционные каноны все новыми новым поколениям художников. В 1870 году группа художников во главе с И.Н. Крамским преобразовали артель в Товарищество передвижных художественных выставок, также враждебное академизму. Члены объединения стремились к популяризации искусства в широких кругах общества – в рамках регулярных выставок их картины передвигались по стране вплоть до 1923 года. В
творчестве передвижников преобладали реализм и импрессионизм, они стремились к натуралистично-трагичному отображению действительности, их отличали предельный психологизм, острая социальная направленность. Имена художников, в разное время входивших в Товарищество известны каждому русскому человеку И.Е. Репин, В.И.
Суриков, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин.
Значительную роль в развитии художественного творчества в то время играли меценаты и собиратели предметов искусства. Например, именно московский коллекционер Павел
Третьяков в 1881 году открыл для посещения свою личную галерею с обширной коллекцией русского искусства, ставшей впоследствии всемирно известной «Третьяковкой».
Русская архитектура того времени также отзывается на общую тенденцию стремления к корнями ностальгической эклектике, начинает уделять значительное внимание национальным традициям. Так появляется псевдорусский архитектурный стиль, в основе которого лежит декоративное оформление зданий в лучших традициях древнего русского зодчества, разумеется, при использовании новейших материалов и инженерных конструкций.
Среди ярких примеров псевдорусского стиля следует назвать Дом купца Игумнова издание ГУМа в Москве.
Очевидно, что вся русская культура второй половины XIX века была всецело и неразрывно связана с глубокими политическими преобразованиями той эпохи, общественно- экономическими и социальными переменами в жизни страны. Культура России первой половины XIX ввек для России ознаменовался небывалым подъемом в развитии культуры. Этому способствовало множество факторов, важнейшими из которых была победа над французами

1812 года и декабрьское восстание 1825 года. У русского народа повысилась национальная гордость, в стране царил дух патриотизма. Все более ненавистным становилось крепостное право, тянувшее Россию назад в средневековье и обусловливавшее ее социально- экономическое отставание от стран Европы. Нов плане культурного развития в это время
Россия по своим достижениям ничуть не уступала, а может даже опережала Старый свет. Система образования. Вначале века правительство России понимает, что система образования в стране устарела и проводит школьную реформу, создав в 1802 году
Министерство народного просвещения, которое должно было способствовать развитию образования, нов итоге все его функции стали заключаться в надзоре и контроле. Входе реформы учебные заведения стали делиться на приходские училища, уездные училища,
гимназии и университеты. И хотя в основу реформ были положены такие принципы как бесплатность и бессословность, обучение в гимназиях, дававшее право на поступление в университет, оставалось доступным лишь дворянским детям. Крестьяне могли обучаться только в приходских училищах, где в основном преподавались религиозные предметы.
Неграмотность среди крестьян оставалась высокой. В отличие от начального образования высшее достигло больших результатов – впервой половине 19 века в России открылось семь университетов, хотя обучались в них по-прежнему только дворяне.
Наука и техника. Особенный вклад в мировую науку в 19 веке внесли русские ученые.
Именно тогда совершились одни из самых значимых географических открытий. В 1803 году
И.Ф. Крузенштерном совершается первая экспедиция вокруг света от Кронштадта до
Аляски, положившая начало более чем сорока кругосветным путешествиям русских мореплавателей, совершенным в этот период. Ф.Ф. Беллингсгаузен и М.П. Лазарев открывают Антарктический материк в 1821 году, организовав экспедицию к Южному полюсу. В 1845 году по указу Николая I создается Русское Географическое общество, которое существует до сих пор. В это же время развивался интерес к русской истории, в 1818 году выходит многотомное сочинение История государства Российского, созданное Н.М.
Карамзиным. Неоценима заслуга русских математиков и физиков. Математик И.И.
Лобачевский создает так называемую геометрию Лобачевского, отличную от эвклидовой.
Физик ПЛ. Шиллинг изобретает электромагнитный телеграфа другой – Б.С. Якоби с успехом проводит испытание электрического двигателя, над которым трудился много лет. Вовсе учебники физики вошли труды ученого ЭХ. Ленца на тему превращения электрической энергии в тепловую. Русская наука ярко проявила себя ив медицине в лице выдающегося медика НИ. Пирогова впервые применившего наркоз раненому на поле боя и став основателем военно-полевой хирургии. Его работа «Типографическая анатомия известна во всем мире. В 1834 году промышленные инженеры отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы, родом из крепостных крестьян сконструировали первый в России паровоз и заложили одну из первых в мире железных дорога в 1838 году первые поезда пошли по маршруту Петербург Царское Село.
Литература. Несмотря на усилившийся цензурный и идеологический гнет в стране,
увековечилась навсегда в истории мировой культуры именно русская литература 19 века.
Благодаря достижениям в этой области 19 век называют золотым в истории России. Она подарила миру величайшего поэта – АС. Пушкина, ставшего основоположником реализма, в то время как ранее в произведениях русских литераторов присутствовали лишь романтические течения, мистицизм и витиеватость фраз. Типичным представителем романтизма был В.А. Жуковский, написавший множество рыцарских баллад. Идеи Пушкина продолжал развивать МЮ. Лермонтов. Роман Герой нашего времени Лермонтова был первым русским классическим романом 19 века. Знаменитый баснописец И.А. Крылов в своих произведениях использовал элементы сатиры, в том числе политической, критикуя,
таким образом, прогнившую бюрократическую систему России и коррумпированный чиновничий аппарат. Литература в этот период становится негласным оружием, средством борьбы с устаревшим социально-политическим строем. Первая половина 19 века богата такими творцами литературного мира как Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А.
Гончаров, Ф.М.Достоевский, НА. Некрасов, И.С. Тургенев. Их произведения пропитаны духом демократизма, героями становятся реальные персонажи.
Театр и музыка. В жизнь русского общества в этот период прочно входит театр. Появляются талантливые актеры, многие из которых были из крепостных крестьян. Самым известным из них является МС. Щепкин, заставлявший своим сценическим мастерством трепетать полные залы. Примечательными событиями в театральной жизни того времени были постановка
«Ревизора» Гоголя.
Музыкальная жизнь того времени неотделима от творчества великого музыканта М.И.
Глинки, первого кто начал создавать новую национальную русскую музыку. Его оперы
«Жизнь за царя, Руслан и Людмила отличались яркими красками и национальной самобытностью.
Живопись. Ярким представителем живописи 19 века является К.П.Брюллов, который пишет свой шедевр Последний день Помпеи». Примечателен еще один художник А.А. Иванов,
написавший картину Явление Христа народу. Она являлась трудом всей его жизни и поражала своими размерами и яркостью красок. В живописи того времени присутствовало такое направление как академизм. Это значит, что произведениям была присуща театральность пейзажей и наигранность композиции. Академией художеств поощрялись
лишь работы, в которых явно сквозили библейская и мифологическая темы. Поэтому многие молодые художники становились портретистами. Среди них хочется выделить
О.А.Кипренского и В.А. Тропинина. Они являются лучшими создателями прижизненных портретов АС Пушкина. Тропинин, являясь крепостным крестьянином, в своих произведениях изображая простых людей – выходцев из народа старался показать их внутреннюю красоту (картина Кружевница. Не приддерживался этого направления
П.А.Федотов – художник - сатирик, автор таких картин как Вдовушка, Сватовство майора».
Архитектура и скульптура. Первая половина 19 века – это время расцвета классицизма в зодчестве России. В это время построены такие знаменитые здания как новое здание
Адмиралтейства, здание Биржи на Васильевском острове и др. Архитектура и скульптура того времени активно переплетались между собой, дополняя одна другую. Так без своих знаменитых скульптур тоже здание Адмиралтейства потеряло бы индивидуальность, они являлись необходимой частью здания, а непросто украшением. Наиболее известными скульпторами и мастерами зодчества того времени являлись Андреян Захаров, Карл Росси,
Феодосий Щедрин, Иван Мартос и др.
Таким образом, культуре России первой половины 19 века характерны ускоренные темпы развития, по сравнению с предыдущим веком, чему способствовала жажда перемен русского общества. Новгородская земля и Владимиро-Суздальского княжество в XII-XIII вв.
К началу XII века на Руси наступил длительный период раздробленности. Из-за ослабления центра некоторым землям удалось обрести силу и независимость от Киева.
Одними из самых влиятельных земель в XII веке были Новгородское и Владимиро-
Суздальское княжества.
Оба имели обширную, богатую территорию, экономическую мощь и независимость.
Благоприятные условия развития им обеспечил стабильный приток населения.
Эти княжества представляли собой две противоположные модели организации управления, хозяйственной деятельности и устройства периода феодальной раздробленности на Руси.
Новгородское княжество.
Имело огромное влияние еще на заре образования Древнерусского государства. В XII веке
Новгород был одним из двух центров, вокруг которых началось объединение земель. С
вокняжением новгородских князей на киевском престоле, Новгород утратил независимость и подчинялся Киеву. Но внутреннее устройство княжества осталось прежним, продолжало развиваться и совершенствоваться. Новгородское княжество занимало обширные земли на севере Руси вплоть до Уральских гор. Однако, территория была бедна пахотными землями,
поэтому земледелие не стало основополагающим занятием населения.
Северные земли были богаты лесами, реками, имели выход к Балтийскому морю и крупным торговым путям. Владельцы местных вотчин поставляли на европейские рынки пушнину, лес, лён, мёд, воск, пеньку. Новгород находился на крупном торговом пути "из варяг в греки, соединявшим страны Северной Европы с Византийской империей. Новгород принимал у себя заграничных купцов, брал с них дань, обеспечивал безопасность и способствовал развитию торговли.
Купцы в Новгороде имели сильные позиции, ноне находились у власти. Власть была в руках местных бояр, владевших землями, на которых производились и добывались основные экспортные товары. Торговцы были в подчинении у бояр и выполняли лишь функцию посредников.
В XII веке бояре снаряжали купеческие экспедиции в дальние страны, давали ссуды под проценты, финансировали добытчиков пушного зверя. Бояре влияли на принятие выгодного им решения на новгородском вече через подконтрольных им людей и группы горожан.
Система новгородского управления.
С древних времен в Новгороде сохранилось управление посредством народного собрания — вече (законодательная и судебная власть. На вече решались основные вопросы политической и экономической жизни княжества. Здесь же избирались представители административного управления городом и землями. Выборными должностями были посадник, тысяцкий, старосты. Посадник — глава города (исполнительная вл) . В его обязанности входили контроль власти князя, управление городским войском, решение судебных тяжб, проведение международных переговоров и заключение договоров.
Посаднику подчинялись избранные тысяцкий и старосты частей города. Вече избирало архиепископа, имевшего и светские функции управление городской казной, выполнение обязанностей верховного судьи. Все должности подчинялись решению вече.
С 1136 года Новгород стал самостоятельным (из-за изгнания князя Всеволода
Мстиславовича) и народным собранием стал выбираться князь. Кандидата приглашали и голосованием утверждали на должность. Его власть ограничивалась договором,
контролировалась посадником и вече. Если князь не выполнял пункты договора, его изгоняли и приглашали нового. Его сила и влияние зависели от той группы бояр, которые предлагали на собрании его кандидатуру и поддерживали при голосовании.
Владимиро-Суздальское княжество
Имело абсолютно противоположную систему управления и хозяйственного устройства.
Обширные земли, богатые пахотными угодьями обеспечили ему стабильное развитие сельского хозяйства. Удаленность от "дикой степи" и окружение лесами долгое время уберегали земли от набегов кочевников. Поэтому сюда стекались люди из соседних разоренных областей в поисках защиты и мирной жизни. Приток населения способствовал увеличению темпов развития. Княжество находилось на крупном торговом пути,
соединяющим Европу и Азию. Волжский путь способствовал развитию торговли и обогащению местного населения.
Укрепление центральной власти.
Усиление суздальских земель началось с правления Владимира Мономаха впервой половине XII века. Его политику продолжили потомки. Наблюдая за усилением раздробленности, князь понимал необходимость сильной центральной власти. Постепенно в продвижении своей политики владимиро-суздальские князья все больше опирались не на бояр, имевших собственные интересы, а на служилых людей, всячески их поощряя и раздавая земли за верную службу. Так здесь стал зарождаться институт дворянства.
Первоначально князья стремились сесть на престол в Киеве и укрепить центральную власть и влияние на все русские земли. Для этого необходим был стабильный рост во всех областях хозяйственной деятельности княжества. Значительно княжество увеличило свою территорию при Юрии Долгоруком за счет Муромского и Рязанского княжеств. Князь неоднократно предпринимал походы на Новгород, где периодически правили его сыновья,
активно боролся за власть в Киеве, перенес столицу в Суздаль.
Его политику продолжил сын Андрей Боголюбский. Затем он сменил характер своей деятельности. Завоевав Киев, Андрей Боголюбский в 1155 г. вернулся во Владимиро-
Суздальское княжество (перенес столицу во Владимир, где уделил особое внимание внутренней политике и усилению центральной власти князя. Князь активно противостоял боярской оппозиции. Его правление было ознаменовано активным строительством городов- крепостей.
Возобновившаяся междоусобица привела к временной децентрализации власти в княжестве. Процесс дальнейшего усиления власти возобновил Всеволод Большое Гнездо.
Ему удалось сломить сопротивление бояр при активной поддержке населения и верных феодалов, получивших земли за службу. При нем и его потомках влияние на Руси
Владимиро-Суздальского княжества усиливалось вплоть до разорения татаро-монголами. В
период татаро-монгольского ига именно эти земли стали центром следующего объединения русских земель во главе с Тверскими Московским княжествами.
Направления внешней политики Волжская Булгария (удачные походы, Новгород и южное Киев.
К концу периода раздробленности и началу процесса централизации Новгородская земля стала терять свои позиции. Это было связано со значительным сокращением торговли на
Балтике и особенностями управления. Боярские кланы не могли договориться, что становилось причинами раздробленности уже внутри княжества. Формирование Московского централизованного государства в XV – начала XVI вв.
Ж. Дюби
Причины политической централизации и сам ее процесс в
России были такими же, как ив странах Западной Европы - материальной основой образования единого Российского государства с центром в Москве было появление в XIV в. в русских землях таких признаков раннебуржуазных отношений, как развитие ремесла, торговли и рынка.
М.М.
Горинов,
А.А. Горский, А.А.
Данилов и др
Процесс образования единого российского государства происходил на феодальной основе. Происходило распределение феодальных отношений на всю территорию Северо-Восточной
Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения. Развитие условного феодального землевладения сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и
обострением социальных противоречий в стране - между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов завладение крестьянами.
В качестве внутриполитической причины сторонники данной концепции образования единого Российского государства называют возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров Москвы, Твери, Суздаля, претендующих на объединение вокруг себя остальных русских земель.
Л.Н. Гумилев, Г.П.
Федотов
Процесс образования единого государства рассматривается как "восстановление, "возрождение" российской государственности.
Рассматривая при этом государство как "органический союз народа, представители этой концепции основную причину образования государства усматривают в появлении в народном
сознании идеи единого национального государства. Наиболее последовательно идею русской государственности, по их мнению,
выражала Москва, все остальные политические центры преследовали узкокняжеские интересы.
С.А.
Кислицын,
Г.Н. Сердюков, И.Н.
Ионов
Цивилизационный подход. Русское централизованное государство надо рассматривать не наследником Киевского государства, а преемником Северо-Восточной Руси. Именно здесь еще до татаро-монгольского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который в дальнейшем получит завершение, -деспотическое самодержавие, опирающееся не на систему договорных отношений - вассалитет, а на отношения подданства и службы - министериалитет. Большую роль в утверждении такого типа государственности и социальных связей сыграло монгольское иго, поскольку отношения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства.
Особенности образования Российского централизованного государства. Хронологическая близость образования единого российского государства и централизованных монархий в Западной Европе (XV-XVI вв.);
2. Отсутствие на Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства.
Западная Европа
Русь
• господствовали сеньориальные отношения ослаблялась личная зависимость крестьян усиливались города и третье сословие преобладали государственно-феодальные формы отношения личной зависимости крестьян от феодалов только формировались города находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати. Русское государство с самого начала формировалось как военно-национальное,
движущей силой которого была ведущая потребность в обороне и безопасности
(необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Формирование государства проходило на многонациональной основе (в Западной Европе - на национальной. Восточный стиль политической деятельности. Самодержавная власть формировалась по двум образцам - византийского василевса и монгольского хана. Русские князья переняли у монголов государственную политику, сводившую функции государства к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и охране безопасности. Вместе стем эта государственная политика была полностью лишена сознания ответственности за общественное благосостояние;
Причины возвышения Москвы Удобное географическое положение. Москва находилась на перекрестке трех важнейших дорог с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством с востока и юго-востока от Золотой Орды - другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и постоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических связей между русскими землями Целенаправленная политика первых московских князей, они вовсе не думали о борьбе с татарами видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики (ВО. Ключевский)
• Переселение митрополита Петра из Владимира в Москву, которая становится религиозным центром Поддержка объединительной политики большинством населения Прекращение усобиц в Московском княжестве.
Этапы политического объединения на Руси.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта