Главная страница
Навигация по странице:

  • Направление Разветвления Представители

  • Традиционализм

  • Священная дружина

  • Либеральные организации конца 19 века

  • Народничество

  • Марксисты или социал-демократы

  • Но. Снимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46. Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной


    Скачать 7 Mb.
    НазваниеДополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной
    Дата06.03.2023
    Размер7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСнимок экрана 2021—06—28 в 10.23.46.pdf
    ТипДокументы
    #972155
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Этапы
    Основные
    центры
    Московские
    князья
    Рост
    территории
    Московского
    княжества
    Важнейшие
    события
    Конец XIII в е гг. XIV в.
    Тверь,
    Москва,
    Литва.
    Борьба князей
    Северо-Восточной
    Руси за великое
    Даниил
    Александрович
    (1276-1303 гг)
    Коломна (1300),
    Переяславль (Образование самостоятельного московского княжества
    княжение.
    Закрепление ярлыка за Москвой.
    Юрий Данилович гг)
    Можайск (1303),
    Переяславль-
    Залесское княжество (Иван I Данилович
    Калита
    (1325-1340
    гг)
    Начало борьбы с
    Тверью.
    Присоединены
    Галич,
    Углич,
    Белоозеро
    1327 г. – подавление антиордынского восстания в Твери.
    Получил ярлык на княжение.
    Москва стала религиозным центром.
    Симеон Иванович
    Гордый
    (1340-1353
    гг)
    Иван
    Иванович
    Красный (1353-1359
    гг)
    Дмитрий
    Иванович Донской гг)
    Княжество
    Угличское, Калуга,
    Стародуб, Дмитров,
    Кострома, Галич г. – разнром ордынцев
    Ольгердом
    Литовским у Синих
    Вод.
    1364 г. – построен белокаменный Кремль в
    Москве.
    1380 г. – Куликовская битва.
    Признание главенства Москвы.
    90-е гг. в. – 1462 г.
    Тверь,
    Москва,
    Литва.
    Продолжение процесса объединения:
    борьба с Литвой за
    Псков и Новгород.
    Василий Дмитриевич (1389-
    1425 гг)
    Нижний
    Новгород Муром,
    Таруса,
    Вологда, Двинские земли,
    Малая
    Пермь,
    Козельск,
    Любутск (1408 г. по миру с Литвой г. – поражение русско-литовских войск нар. Ворксла.
    Василий Васильевич Темный гг)
    Можайск (установлен протекторат над
    Рязанью контроль над
    Вяткой походы и 1459 г гг. феодальная война.
    Победа Василия закрепила новый порядок наследования московского престола.
    К исполнению государственных поручений наряду с боярами и дворянами стали привлекаться и потомки некогда самостоятельных русских князей.
    Была проведена новая монетная реформа и возобновлен выпуск общегосударственной монеты на великокняжеском дворе – 1533
    гг.
    Тверь,
    Москва,
    Литва.
    Завершение
    Иван Васильевич (1462 –
    1505 гг.)
    Новгород
    Великий
    (1471-
    1478), Пермская г. – стояние на
    Угре», свержение монгольского ига
    объединения земель
    Северной
    Руси.
    Начало борьбы за западные земли.
    земля Ростовское княжество (Тверь Вятские земли, Ярославль,
    Стародуб, Брянск,
    Чернигов и др.
    В 1493 г. Иван формально принял титул "государя всея
    Руси".
    Москва – «третий
    Рим».
    1500-1503 гг.

    русско-литовская война.
    Василий Иванович (1505 –
    1533 гг.)
    Псков Смоленск Рязань (Процесс объединения русских земель практически завершен, территория
    Московского государства в целом сформирована.
    Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления.
    Боярская дума состояла из 5-12 боярине более 12 окольничьих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве. Кроме московских бояр, с середины XV в. в думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о "делах земли".
    Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств Дворца и
    Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.
    В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III.
    Судебник включал 68 статей.
    В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на
    феодальной основе. Образование Древнерусского государства.
    Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили третью сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А.Л. Шлецер, НМ. Карамзин): ссылаясь на летопись Повесть временных лет, создание которой принадлежит монаху Киево-
    Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;

    Антинорманнская теория (МВ. Ломоносов, Б.А. Рыбаков последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства,
    но полагают, что Рюрики пришли не на пустое место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.
    Существовали предпосылки для образования государства у славян Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям Вначале IX века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере – выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чуди и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость Разрушение родового строя иродовых связей Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать Общественное расслоение Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К
    первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые послевоенных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинами князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того,
    выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои
    «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли слой купцов Развитие городов В IX веке большую роль в развитии общества играли торговые пути
    (сухопутные и речные
    Все новые слои населения – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.
    Два центра на севере – Новгородский союз племён;
    • на юге – объединение с центром в Киеве.
    К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от подношений дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в
    Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях.
    После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра водно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он установил свой щит наворотах Царьграда” и заключил выгодные торговые договоры с греками. При Олеге в состав Древнерусского государства были включены древляне, северяне и радимичи.
    15. Общественно-политическое движение последней трети XIX в.
    Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления Традиционализм (консерватизм. Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу жить, как жили всегда Либерализм. Реформирование страны на западный лад Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально,
    выступая за убийство чиновников (революции Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира,
    заменить который должен был социализм.
    Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.
    Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
    Направление
    Разветвления
    Представители
    Традиционализм
    Государственный консерватизм
    Константин Победоносцев,
    Михаил Катков,
    Владимир
    Мещерский
    Религиозно-философский
    Константин Леонтьев, Лев
    Тихомиров
    Новое славянофильство
    Николай
    Данилевский,
    Николай Страхов
    Либерализм
    Земский
    Иван Петрункевич
    Интеллектуальный
    (профессорский)
    Петр Шереметьев, князья
    Трубецкие, князья Долгорукие
    Народничество
    Революционное
    П.Ф.Якубович,
    П.В.Шевырев,
    Либеральное
    Николай
    Михайловский,
    Василий
    Воронцов,
    Сергей
    Кривенко, Сергей Южаков
    Неореволюционное
    Виктор Чернов
    Анархизм
    Революционный
    Петр Кропоткин, Михаил
    Бакунин
    Мирный
    Лев Толстой
    Марксизм (социал- демократы)
    Легальные
    Петр
    Струве,
    Николай
    Бердяев, Сергей Булгаков
    Революционные
    Владимир Ленин, Георгий
    Плеханов, Вера Зусилич
    Традиционализм
    Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора
    Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века
    Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.
    Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно- политическом движении конца 19 века. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в Московском сборнике, изданном в году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией,
    свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления Константин Леонтьев,
    издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, таки виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том,
    что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно- нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мирили, как говорили представители новых славянофилов,
    «царство Божье на Земле».
    Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.
    Священная дружина
    В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием Священная дружина. Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков,
    Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода
    Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей
    Александровичи, великие князья династии Романовых.
    «Священная дружина это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин,
    почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту Священной дружины организация должна была решать следующие задачи Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников - террор Стремление натравить революционные организации друг на друга.
    Эти цели показывают, что Священная дружина не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт - именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.
    Либеральные организации конца 19 века
    Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России,
    развивался в двухосновных направлениях Интеллектуальный Земский
    Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 погоды. В этот период было создано общество
    «Земского союза и самоуправления, а также направленно 50 ходатайств на имя императора,
    в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля.
    После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.
    Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.
    Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить Вестник Европы, Русская мысль и Русские ведомости. К
    концу 19 века либеральные организации создали кружок Беседа, который состоял из видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.
    Народничество
    Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления Революционное народничество Либеральное народничество Революционное народничество.
    Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, западниками и
    «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины стем, кто является их главным политическим оппонентом - либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как теория малых дел. Они вели каждодневную работу для того,
    чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.
    Анархисты
    В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр
    Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы,
    практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:
    Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорило том, что власть и государство должны трансформироваться сточки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении
    «Учение о непротивлении злу насилием».
    Марксисты или социал-демократы
    Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд Капитал. В этом труде сточки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, нов отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.
    В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года

    16. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
    События во внешней политике в это время относятся к правлению Екатерины II (1762 Основные направления внешней политики:
    Западное • Присоединение Белоруссии и Правобережной Украины к России Борьба с революционной Францией Противостояние Англии и Франции, не желавших усиления влияния
    России в Европе.
    Южное
    • Восточный вопрос - ликвидация Крымского ханства Закрепление России на Черноморском побережье Вытеснение Турции с Балкан.
    • Установление контроля над проливами. Восточное 1732 г. – открытие Аляски г. – экспедиция В. Беринга и А. Чирикова на Аляску г. – первые поселения русских на Аляске (купец Г. Шелихов).
    Создание Российско-Американской торговой компании – 1772 гг. – русско-польская война.

    Повод: трудное положение православных и некатоликов в католической Польше.
    Образование Барской конференции (1768 г, начавшей войну против короля А. Понятовского
    – ставленнику Екатерины 2. Росскийские войска были введены на территорию Польши для поддержки г. – первый раздел Речи Посполитой. Россия получила Восточную Белоруссию, часть
    Лифляндии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта