Главная страница

Дошкольная педагогика. 1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеДошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
АнкорДошкольная педагогика
Дата20.04.2022
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.pdf
ТипЗакон
#487587
страница2 из 3
1   2   3
Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника.
Детство – это период активного социального «развертывания» растущего человека и освоения социокультурных достижений общества, период пробы и самоопределения себя в социальном и социокультурном пространстве человеческого мира, которое происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху
Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого

13 общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.
До XIX в. детство находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании детство было открыто Ж.-Ж. Руссо и немецкими романтиками «штурма и натиска», впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX — и особенно в XX в.) детство становится особым предметом изучения искусства
(литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).
Вопросы развития детства, формирований понятий и образов детства в истории человечества исследовались в работах Ф. Ариеса, Л. Демоза, О.И.
Кошелевой, В.Т. Кудрявцева, И.А. Мальковской, М.И. Несмеяновой, Л. Стоуна,
В.А. Субботского, Н. Постмена, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом
Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.
Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников,

14 писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.
Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:
1. Феминизация — костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды.
2. Архаизация — одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны).
3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших (крестьянской одежды).
Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе — теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.
Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям.
Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению.
На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень

15 рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению, Д.Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.
Проблема об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом продолжает подниматься до сих пор. Исследованы такие аспекты проблемы, как социальные реальности детства (Е.М. Рыбинский), особенности социального конструирования детства (С.Н. Щеглова), стартовый потенциал детства (Ю.В. Овинова), детская субкультура (И.С. Кон, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик, В.Т.
Кудрявцев, М.В. Осорина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Анализ современных исследований детства позволяет выделить два основных аспекта, наиболее емко и концептуально аккумулирующих основные проблемы, связанные с отношением мира взрослых к детству в процессе обеспечения многогранного и многоаспектного процесса социализации подрастающего поколения.
Первый аспект связан с проблемой понимания детства как особой формы проявления и особого состояния социального развития. Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть

16 общества, выступает как обобщенный субъект социализации и многоплановых отношений, в которых оно объективно ставит задачи взаимодействия со взрослыми, развивает свой общественно значимый мир. Главной целью детства в целом и каждого ребенка в частности является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - «взросление детей, -субъективно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для взрослого мира».
В соответствии с этим, выстраивается и субъект-объектная позиция, которую занимают взрослые по отношению к детству. Это позиция обучающего и ведущего. Принцип воздействия является господствующим в отношениях взрослых к детям и несмотря на постоянное декларирование необходимости поощрения активной позиции ребенка, продолжает преобладать однонаправленность, которая выражается в том, что «детство объективно воспринимается взрослыми как своего роди «приемник» (Д.И. Фельдштейн), осваивающий и присваивающий воздействия взрослого сообщества.
Таким образом, на современном этапе наблюдается расхождение, с одной стороны, образовательной системы - ее ценностей и результатов, а с другой - системы взросления. Освоение взрослости, которое должно пониматься как освоение форм самостоятельности и ответственности, оказалось невыделенным в системе образования и заменено различными формами культуроосвоения.
Взросление происходит вне системы образования, а образование - вне системы взросления.
Второй аспект, раскрывающий специфику отношения мира взрослых к современному детству, связан с проблемой реализации посреднической функции взрослых в приобщении детей к социуму. К сожалению, в современном обществе прослеживается тенденция к деформации взаимоотношений двух поколений. С одной стороны, детство становится все более социально значимым; отношение взрослого сообщества к детству характеризуется гуманностью, детоцентризмом, стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус, некоторой

17 даже абсолютизацией значимости данного периода для последующего развития человека. С другой стороны - нарушаются глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивается духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира.
Для XXI века характерны попытки переосмыслить предназначение мира детства и базовые ценности отношения к нему мира взрослости, что создает благоприятные условия для пересмотра принципов отношений между двумя мирами. Идет поиск новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определение пространства, содержания, способов их взаимного действия (Ш.А. Амонашвили,
И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, В.В. Горшкова, СВ. Кульневич, Б.Т.
Лихачев, В.А. Петровский, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, С.Н. Щеглова, Б.Д.
Эльконин, Е.А. Ямбург и др.).
Новое понимание взаимоотношений детей и взрослых представлено в трудах современных ученых в области философии и истории образования (Б.С.
Гершунский, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, Н.Д. Никандров), психологии и педагогики (В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин).
В гуманистической психологии детства сформулированы принципы новых отношений между миром взрослых и миром детства (А.Б. Орлов), которые должны быть положены в основу педагогического сопровождения и поддержки социального развития современного ребенка: принципы равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия. Данные принципы лежат в основе разработки новой гуманистической парадигмы в педагогике – центрированной на мире детства, способствующей созданию психолого- педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью гармонизации и совместного продуктивного развития.
В соответствии с этим актуальной является разработка педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать педагогически

18 целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к современным социальным потребностям подрастающего поколения.
Одним из путей преодоления одностороннего подхода в реализации посреднической роли взрослых и переосмысления субъект-объектной позиции по отношению к детству в процессе социализации взрослого может стать познание взрослыми особенностей внутреннего мира детства, его самобытности, которые наиболее полно раскрываются в детской субкультуре.
Детская субкультура – это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое. Детская субкультура - это вариант широко распространенного в обществе объективного социального процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Наличие детской субкультуры долгое время оспаривалось. Медленно и

19 постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. Постепенный процесс автономизации подрастающего поколения повлек за. собой формирование в детских сообществах собственного мира «для себя», т.е. относительно независимой от взрослых детской субкультуры.
В.В. Абраменкова, рассматривая социо-эволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько ее основных функций.
Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной функцией детской субкультуры является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо-и онтогенеза детское сообщество вместе, а порой и вместо семьи, берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью культурных средств - детского правого кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, определяет зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку
«психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, то есть выполняет психотерапевтическую функцию, и, как отмечает В.В.
Абраменкова, степень погруженности ребенка в детскую субкультуру является своеобразным показателем его гармоничных отношений с другими людьми.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее содержании сохраняются жанры, обряды, утраченные современной

20 цивилизацией.
Обобщенный анализ исследований позволил нам выделить следующие компоненты детской субкультуры:
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это и правила вступления и выхода из различных форм и видов детских деятельностей, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы),
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
- детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки;
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники), детское коллекционирование;
- способы и формы свободного время провождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также - походы в «особые» места: «страшные» (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений
(свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй и т.д.;
- детская мода;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства
(перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, «черный юмор» или детские садистские стишки), сказочный мир;
- детская картина мира, то есть особая система мировоззренческих знаний о нем. Признаки субкультуры можно увидеть уже в группах дошкольников. У них есть общие ценности, вполне материальные и ранжированные. Это проявляется в вариантах обмена (игрушек, фантиков), в вариантах оценки другого человека как равного или неравного по признакам владения предметом ценности. Идеал человека вполне конкретен. Шкала ценностей и персонификаций качеств

21 человека в предмете обладает достаточной степенью устойчивости, чтобы вторжение чужих (не -Мы) было встречено с явным сопротивлением.
На современном этапе детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения и воспринимается как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая социальные взаимодействия детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп
С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, способствующие интеграции ребенка в детское сообщество и регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и разного пола.
С другой стороны, удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на формирование личности и формирование Я- концепции ребенка, на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность.
Познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Таким образом, особую значимость в современных условиях приобретает проблема взаимодействия взрослого и детского сообщества, связанная с необходимостью переосмысления позиции отношений мира взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а как к субъекту взаимодействия, как к особому социальному состоянию. Развитие детства, социальное развитие каждого ребенка предполагает субъектный принцип построения отношений не только между отдельными взрослыми и детьми, но и между мирами взрослых и детей как субъектами взаимодействия. Одним из условий реализации данного

22 принципа является познание, понимание и принятие взрослыми ценностей детства, особенностей детской субкультуры как источника существования и развития современного мира детства.
1   2   3


написать администратору сайта