Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • 1. Часть первая 1.1 «Досуговое общение в пространстве культуры»

  • 1.2 «Сущность досугового общения и специфика его современных изменений»

  • 1.3 «Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения»

  • «Педагогическая система досугового общения в проекции системно-синергетического подхода» 2.1 «Личность в системе развивающего досугового общения: контекст диверсификации»

  • 2.2 «Досуговое общение как педагогическая система»

  • 2.3 «Функции досугового общения»

  • Библиографический список

  • Досугового общения методология, теория, технологии


    Скачать 373.43 Kb.
    НазваниеДосугового общения методология, теория, технологии
    Дата08.01.2019
    Размер373.43 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла460238.rtf
    ТипДокументы
    #62814

    Размещено на http://www.allbest.ru/


    ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ:

    МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ
    Введение
    Актуальность исследования. Современное общественное развитие характеризуется системными изменениями, как на глобальном, так и локальном уровнях. Один из важнейших признаков этих изменений – диверсификация всех общественных процессов, которая проявляется в возрастании их разнообразия, ресурсного перераспределения и изменений в системах социального взаимодействия. В качестве метафакторов, обусловливающих диверсификацию, выступили революционный технологический прорыв, создание глобального пространства и новых систем коммуникации. Значительные преобразования произошли в сфере культуры, трансформировавшейся в индустрию культуры, нацеленную на производство культурной продукции и услуг, максимально удовлетворяющих разнообразные потребности человека. Принципиальные изменения произошли в структуре общества, социального времени. Существенным образом метаперемены коснулись частной жизни каждого человека, взаимодействий людей, досугового общения.

    Досуговое общение как особое культурно-смысловое взаимодействие человека с человеком все активнее определяет развитие личности, влияет на процесс социализации новых поколений и консолидацию российского общества. При этом диверсификация досугового общения характеризуется многообразием его проявлений, свободой выбора мотивов и поводов для общения. Самоорганизующиеся процессы досугового общения, с одной стороны, стимулируют развитие культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, а с другой – содержат в себе угрозу разрушения конструктивных траекторий развития субъектов и их солидарностей. Именно социальная амбивалентность процессов диверсификации досугового общения определяет необходимость поиска ответов на сущностные вопросы, которые сегодня стоят перед теорией и практикой социально-культурной деятельности: досуговый общение диверсификация культурный

    – каково значение досугового общения в условиях трансформаций глобального мира;

    – что объединяет людей в ситуации ценностной неопределенности, культурно-смысловой диверсификации досугового общения;

    – каковы возможности социально-культурной деятельности в его оптимальной педагогической организации?

    Поиск ответов на эти и другие вопросы обусловил необходимость научного осмысления досугового общения как изменяющегося социально-культурного явления и разработки эффективных технологий педагогического управления процессом развивающего досугового общения в контексте диверсификации.

    Стратегия исследования была задана документами, определяющими законодательную базу развития отраслей образования и культуры: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992; Закон РФ № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9.10.1992; Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 г. и план действий по их реализации и т. д. В данных документах отражены основные принципы, направления развития, определены ведущие целевые установки этих отраслей: создание условий для реализации права личности на получение образования, приобщение к культурным ценностям, создание условий для ее культурной деятельности, развития самобытности, творческого потенциала; поддержка научных исследований фундаментального и прикладного характера по актуальным вопросам развития сферы культуры на основе междисциплинарного подхода и т. д.

    Следует отметить, что досуговое общение, принявшее на себя в условиях социальной децентрализации функцию культурно-смыслового развития и консолидации людей, неправомерно находится на периферии исследовательских интересов, в то время как постоянно возрастает его значение в становлении гражданского общества.

    Обобщающий анализ современных процессов диверсификации досугового общения выявил комплекс противоречий теоретического и прикладного характера, определяющих проблему исследования.

    Эмпирический блок проблемы содержит следующие противоречия:

    – между стихийно складывающимися, диверсифицированными практиками организации досугового общения, зачастую сопряженными с деструктивными векторами развития личности и необходимостью педагогического управления данными практиками;

    – между потенциальными возможностями социально-культурной деятельности в создании условий для организации развивающего досугового общения и неразработанностью технологических аспектов данного процесса.

    Теоретический блок проблемы включает следующие противоречия:

    – между возникшим дефицитом оснований для развивающего общения людей в современных условиях и его возрастающим значением как условия консолидации общества;

    – между диверсификацией досугового общения и недостаточной изученностью влияния современного социально-культурного контекста на данный процесс;

    – между необходимостью комплексного, базирующегося на междисциплинарном синтезе методологий, изучения досугового общения и отсутствием подобных исследований.

    Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая конкретизируется в вопросе о том, каковы концептуальные основы педагогического управления диверсификацией досугового общения, рассмотренные с позиции теории, методики и организации современной социально-культурной деятельности в России.

    Цель исследования – методологическое обоснование, теоретическая разработка и эмпирическая проверка педагогической концепции организации развивающего досугового общения в условиях его диверсификации.

    Объект исследования – досуговое общение как изменяющееся социально-культурное явление.

    Предмет исследования – педагогический процесс организации развивающего досугового общения в условиях его диверсификации.

    Задачи исследования:

    1) раскрыть педагогическую сущность досугового общения как социально-культурного явления, особенности его современных изменений;

    2) выявить педагогически значимое содержание развивающего досугового общения и разработать его культурно-смысловую модель;

    3) раскрыть содержание и выделить факторы современного процесса диверсификации досугового общения, значимые в контексте формирования личности участников социально-культурно деятельности;

    4) обосновать педагогические принципы организации досугового общения в условиях его изменений;

    5) выявить совокупность генеральных и сопутствующих функций досугового общения и специфику их реализации в педагогическом процессе социально-культурной деятельности
    1. Часть первая
    1.1 «Досуговое общение в пространстве культуры»
    В результате осмысления феномена досугового общения с позиций методологии философско-культурологического подхода, представленной концепциями Э. Гуссерля, В. Дильтея, П. Рикера, К. А. Свасьяна, В. Франкла и др. было задано направление исследования смысла как образования, включающего в себя когнитивную и аффективную составляющие, которые находятся в тесной взаимосвязи.

    Решение вопроса онтологической представленности культурных смыслов досугового общения, способов их оформления обусловило его рассмотрение с позиций семиотики – как знаков, символов, оформленных в тексты, т. е. формы, в онтологической плоскости образующие предметную сторону общения, имеющие аттракционистское значение (Ю. М. Лотман, Ч. Пирс, А. Я. Флиер и др.).

    Досуговое общение определяется как обмен субъектами данного процесса смыслами, а учитывая «надбытийность досуга», – культурными смыслами, образующими предмет общения, который субъекты распредмечивают (познают) и опредмечивают (создают) в процессе взаимодействия.

    Исследование герменевтических аспектов досугового общения определило представление о данном процессе как о постижении, понимании субъектами воспринимаемого предметного мира и друг друга, из чего следует, что понимание имеет направленный – интенциальный – характер, находящий выражение в культурных потребностях, интересах, предпочтительном выборе форм, субъектов досугового общения. Направленность на предмет определяется либо самим субъектом (на основе и в связи с его индивидуальным опытом), либо в результате корректного создания «искусственного поля» культурных смыслов – досуговых событий как условия согласования интенций, обязательного для совместного бытия, со-понимания, совместной деятельности.

    Данный ракурс исследования обусловил разработку культурно-смысловой модели досугового общения,объясняющей его внутренние динамические процессы, механизмы понимания субъектами друг друга, их развития и консолидации. Модель представлена следующими элементами и связями: культурные смыслы субъектов досугового общения; смыслы культурного события, внеположенные по отношению к субъектам досугового общения; коды (знаки, система означений реальности), их культурно-смысловая, социальная, психологическая сущность; понимание (кодирование – декодирование) выражений (смыслов, ценностных установок, интенций, мотивов и т. д.); опредмечивание, создание совместных, конвенциональных культурно-смысловых конфигураций, обладающих консолидирующим потенциалом; динамика изменений среды, индивидуально-личностное развитие субъектов, разнообразие культурно-досуговых событий, детерминирующих продуцирование новых (дополнительных) культурных смыслов и развертывание следующего этапа взаимопознавательной деятельности субъектов, их интеракций – досугового общения.

    Модель открывает перспективу исследования эмпирических аспектов педагогического управления процессом развивающего досугового общения.
    1.2 «Сущность досугового общения и специфика его современных изменений»
    Динамические преобразования досугового общения объясняются его расположением в сложном контексте разнообразных проявлений современной социокультурной ситуации. Определение настоящей эпохи термином постмодерн отражает тенденции перехода современного общества в качественно новое состояние, сопряженное с его децентрализацией, утратой целостности, отказом от линейного пути и выбором нелинейных сценариев развития.

    Подходом, объясняющим нелинейную динамику преобразований, многовекторность траекторий развития различных явлений (прежде всего в культуре, являющейся источником разноплановых изменений), признан постструктурализм, открывающий новые возможности в исследовании досугового общения, в его полиаспектном теоретическом осмыслении, проектировании вариативных эмпирических практик организации.

    Современный контекст повлек за собой новые интерпретации понятия культуры с методологических позиций, определяемых постиндустриальным обществом, культивирующим потребление и провозглашающим креативность как метапринцип жизнедеятельности человека. А. В. Костина, А. Я. Флиер выделяют традиционную, этническую культуру; консьюмерную (или массовую) культуру; креативную инновационную культуру. Досуговое общение реализуется главным образом в пределах массовой культуры, обусловленной развитием индустрии культуры, но вместе с тем обозначает педагогическую задачу наполнения его содержания традиционными и креативными смыслами.

    Переход в третье тысячелетие сопряжен с поиском новой парадигмы цивилизационного развития, критерием которого обозначается качество жизни (А. Ваджра, Р. Инглхарт, А. И. Суббето), счастье (М. Аргайл). Данная парадигма связывается с созданием условий для удовлетворения человеком разнообразных потребностей, среди которых немаловажное значение имеет потребность в доступности образования, ценностей и услуг сферы культуры и досуговом общении.

    Постижению досугового общения способствовала рефлексия произошедших в последнее время темпоральных сдвигов, нашедших отражение в структурировании социального времени (Г. Е. Зборовский, Н. А. Хренов). Свободное время приобрело свойство пластичности, возросло его экзистенциальное значение, определяющее индивидуально-личностное структурирование, сообразное потребностям субъектов. Досуговое общение в этой связи приобретает значение практик культурно-смыслового развития субъектов вместе с другими.

    Существенные перемены коснулись также пространственных характеристик досугового общения. Производимая индустрией досуга продукция и услуги, создание разнообразных рекреационных зон существенно расширили пространственную локализацию досугового общения. Возникновение виртуальной среды, альтернативной реальной среде обитания человека, обусловленное развитием интернет-технологий, способствовало появлению новых способов взамодействия человека с человеком; становление синтетической теории менеджмента, рассматривающей корпоративную культуру как инструмент управления персоналом, позволяет считать корпоративное досуговое общение важным элементом организационной культуры предприятия и т. д.

    Теоретический и эмпирический аспекты контекстного подхода к исследованию досугового общения способствовали выявлению следующих закономерностей его генезиса:

    рост относительной самостоятельности досугового общения как особой сферы или вида деятельности человека, что приводит к необходимости педагогического обеспечения социально-культурных условий для его реализации;

    постоянное ускорение темпов развития досугового общения как социально-культурного явления. Рост объёма свободного времени, подвижность его границ, развитие индустрии досуга закономерно обусловливают формирование и развитие разнообразных потребностей личности и диверсифицированных предметных поводов общения;

    становление новых и интеграция существующих практик досугового общения как закономерность предполагает сближение и взаимодействие различных форм досуговой самореализации личности;

    усиление субъектной направленности досугового общения – утверждение антропоцентристского подхода к исследованию и организации социальных процессов закономерно обусловливает изменение эффективности досугового общения, выражающейся в удовлетворённости личностью его процессом и результатами;

    повышение роли целенаправленной, педагогически ориентированной деятельности, обеспечивающей социальную эффективность досугового общения – объективная потребность общества в развитии и консолидации субъектов, их недостаточная социально-культурная компетентность, угроза деконструктивных траекторий развития закономерно детерминируют необходимость педагогического управления диверсификацией досугового общения.
    1.3 «Методология педагогического исследования процессов диверсификации досугового общения»
    Досуговое общение рассматривается с позиций синтеза наук с учетом их преломления в ракурсе педагогики. Принадлежность досугового общения к разряду социально-культурных явлений обусловила его исследование с точки зрения теории социально-культурной деятельности, являющейся составной частью теории и практики педагогики. Введением в научный оборот теории социально-культурной деятельности понятия культурный смысл мы вносим уточнение в понимание сущности социально-культурной деятельности, традиционно связывающей ее культурную составляющую с ценностями и нормами, которые обозначают некий культурно-смысловой сгусток, выступают в качестве регуляторов нормативно заданных взаимодействий человека с человеком. Культурные смыслы обладают характеристиками диверсифицированности, синергийности, они обусловливают плюральность предметных поводов взаимодействий субъектов. Понятие культурного смысла, таким образом, обусловливает выход за пределы аксиологического понимания культуры и взаимодействий человека с человеком, поскольку в онтологической плоскости многие смыслы имеют ценностно неопределенный, пробный характер, содержат лишь возможность ценностного оформления. Данное уточнение не только расширяет содержательные границы интерпретации понятия культуры, но и задает методологический ракурс рассмотрения теории социально-культурной деятельности с позиций синергетического подхода.

    В рамках исследования уточнена предметная сторона досугового общения: предмет досугового общения образуют культурные смыслы, воплощенные в материальных, идеальных объектах, субъектах общения (привлекательных гранях их культурной идентичности), совокупном, интегрированном предмете специально спроектированного события досугового общения.

    Досуговое общение в ракурсе методологии деятельностного подхода (Г. А. Андреева, А. А. Леонтьев, Ю. А. Стрельцов и др.) выступает как специфический вид социально-культурной деятельности, в котором пересекаются социальные и культурные потребности субъектов, реализуемые ими в процессе совместной предметной деятельности. Деятельностный подход обусловил выделение структуры досугового общения, включающей в себя следующие элементы: субъекты, их потребности, мотивы, цели, культурно-смысловое содержание, формы, коды (вербальные и невербальные), техники взаимодействия, результирующие эффекты (развитие культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, создание их солидарностей).

    На основе междисциплинарного анализа научной литературы выявлены специфические черты досугового общения: досуговое общение является видом социально-культурной деятельности, в котором пересекаются социальные и культурные потребности субъектов, реализуемые ими в процессе совместной предметной деятельности в рамках свободного времени; досуговое общение выступает в качестве механизма, запускающего движение культурных смыслов в разнообразных видах социально-культурной деятельности; стержневую основу досугового общения образуют культурные смыслы, воплощенные в субъектах, предмете общения; культурные потребности, с одной стороны, характеризуют культурную идентичность субъекта, его реальное я, а с другой – указывают интенции ее развития вместе с другими, т. е. движение к я-идеальному и далее – к мы, и определяют предметную сторону общения; процесс досугового общения приобретает свойство катализатора культурного развития субъектов данного процесса, образования культурно-смысловых связей, возникновения досуговых общностей.
    2«Педагогическая система досугового общения в проекции системно-синергетического подхода»
    2.1 «Личность в системе развивающего досугового общения: контекст диверсификации»
    Выявлено, что содержание процесса диверсификации досугового общения отражает закономерности увеличения разнообразия в социально-культурной сфере. Это процесс расширения структурных особенностей, свойств и функционального предназначения форм организации досуга (культурных событий), детерминированных изменяющимися досуговыми потребностями субъектов социально-культурной деятельности на основе педагогических технологий организации досугового общения.

    Выделена совокупность факторов, образующих контекст и обусловливающих диверсификацию досугового общения:

    культурогенез(С. Н. Иконникова, В. П. Козловский, Э. А. Орлова, А. А. Пели-
    пенко, М. А. Полетаева, А. Я. Флиер), который представляет собой дихотомичный процесс, связанный, с одной стороны, с самообновлением культурных форм, а с другой – с созданием новых форм (в том числе досугового общения);

    глобализация (Э. В. Баркова, З. Бауман, М. Мунтян, Р. Яновский и др.) – процесс всемирной экономической, политической информационной и культурной интеграции и унификации, создания единого информационно-культурного пространства, характеризующегося высокой степенью синергийности. В проекции на досуговое общение глобализация проявляется в его открытости, стирании территориальных границ, культурно-смысловом, формальном разнообразии, виртуализации и т. д.;

    экономика – развитие рыночной экономики; межотраслевое проникновение, расширение деятельности предприятий; постоянное разнообразие производимых товаров и услуг; развитие сферы образования, подготовка специалистов в соответствии с динамикой рынка, формирование потребительского типа личности и т. д.;

    социальная динамика(М. Вебер, Т. И. Заславская, Р. Флорида и др.) – проявляетсяв изменении социальной стратификации, в утверждении многомерного иерархического подхода к социальной структуре общества, детерминирующей возникновение соответствующих субкультур; в представлении об обществе как «обществе отношений», «обществе культуры», что позволяет изменить структуру «статусной диспозиции», на структуру «символической коммуникации» (И. В. Мостовая). Организация досугового общения в этой связи представляется в качестве механизма осуществления этих изменений, создания новых форм социальных связей, культурно-смысловой консолидации креативных индивидуальностей;

    культурная политика(Т. В. Абанкина, Г. М. Бирженюк, Т. Г. Богатырева, А. П. Марков, Э. А. Орлова, К. Э. Разлогов, А. Я. Флиер) – динамика парадигмальных оснований в разработке культурной политики прослеживается от директивных, патерналистских установок управления сферой культуры в советский период; к акценту на ее региональный компонент – в постсоветский; в утверждении на данном этапе развития общества культуроцентристского подхода, ориентированного на удовлетворение и развитие диверсифицированных потребностей личности, организацию разнообразных развивающих, консолидирующих субъектов, культурно-досуговых событий;

    антропологическая динамика(Б. М. Бим-Бад, К. Вульф, В. И. Максакова, Э. А. Орлова и др.) выражается: в возрастании социальной субъектности, психологической индивидуальности, креативности, самозначения как принципов жизни; в осознании себя «человеком общающимся», творцом своей жизни, в выстраивании связей с другими людьми на основе приоритетных культурных смыслов, символических ориентиров.

    В результате факторного анализа определены общие и частные социально-культурные, педагогические принципы его организации. К общим принципам, обусловленным выделенными закономерностями, относятся: принцип гуманизма, признания ценности индивидуально-личностных приоритетов участников досугового общения; принцип культуроантропоцентризма, связанный с созданием диверсифицированных культурно-досуговых событий – предметных поводов досугового общения, адекватных культурным потребностям субъектов, способствующих их развитию и консолидации; принцип деликатного педагогического управления досуговым общением, корректно направляющим развитие культурной идентичности, креативности, социабельности субъектов данного процесса; принцип содействия повышению качества жизни субъектов, выражающийся в их удовлетворенности процессом и результатами досугового общения.

    Снижение негативных эффектов диверсификации досугового общения обеспечивают частные педагогические принципы организации этого процесса: преемственность и развитие содержания и форм досугового общения; баланс между традиционными и инновационными формами досугового общения; развитие культурной идентичности субъектов досугового общения; самодеятельности и саморазвития личности; содействие инициативам субъектов в создании солидарностей, основанных на культурно-смысловой общности и имеющих конструктивные векторы развития. Совокупность данных социально-культурных педагогических принципов определяет ориентиры управления досуговым общением, создания педагогических условий, содействующих развитию и консолидации субъектов.

    2.2 «Досуговое общение как педагогическая система»
    В результате реализации холистического принципа в изучении педагогической системы досугового общения автор придерживался следующих процедур: выделение структуры системы, ее среды; определение системообразующего фактора, характера взаимосвязей (внутренних и внешних), динамических характеристик системы; выбор параметров порядка, отвечающих за относительную стабильность системы; управляющих параметров, влияющих на движение, саморазвитие, искусственное развитие системы.

    Дано определение: система досугового общения – это искусственно созданная, сверхсложная, динамическая, синергетическая, социально-культурная педагогическая система, характеризующаяся целостностью, взаимодетерминированностью ее структурных элементов; открытостью внешней среде, нелинейностью, неравновесностью, способностью к самоорганизации, стохастичностью результирующих эффектов; специфическим статусом педагога, со-участвующего в эволюционном и со-действующего в развивающем процессе ее динамики.

    Выделена структура педагогической системы досугового общения, которая включает в себя следующие элементы: культурные смыслы, субъекты досугового общения (участники и педагог), их цели, событие досугового общения образуют инвариант системы – ее статический аспект; функции, результирующие эффекты – составляют динамический аспект системы.

    В соответствии с нашей исследовательской позицией выбран системообразующий фактор(П. К. Анохин, В. П. Беспалько, В. А. Сластенин, Н. О. Яковлева и др. ученые)в качестве которого определены культурные смыслы, задающие траектории развития системы

    В результате выявления признаков исследуемой системы дано обоснование принадлежности системы досугового общения к синергетическим системам: открытость системы среде, ее нелинейность, неравновесность, способность к диссипации, энтропия (плюральность культурных смыслов, выбор партнеров по общению), стохастичность достижения результатов и т. д.

    Выявлены динамические характеристики системы, описываемые при помощи следующих понятий: бифуркации, которым в синергетических системах принадлежит роль катализаторов изменений системы (спонтанно возникающие, или специально проектируемые культурные смыслы обусловливают динамику системы); режим с обострением (события досугового общения), обозначающим сверхбыстрое нарастание процессов, изменение признаков; среда системы представляет собой сложное интегративное образование, включающее экономическую, политическую, социальную, культурную и другие составляющие, образующие совокупность условий, контекст существования системы досугового общения.

    Проблема управления досуговым общением детерминировала обращение к таким понятиям системно-синергетического подхода, как параметр порядка и управляющий параметр, взаимодействие которых образует причинно-следственную зависимость.

    В качестве параметров порядка исследуемой системы представлены: культурная идентичность, социабельность, креативность личности, которые поддерживают относительно равновесное (во временном и содержательном измерении) состояние системы, создают эффект аттрактора – притягивающего множества. Одновременно они выступают в качестве результата и генеральных функций системы, объясняя тем самым ее предназначение.

    К управляющим параметрамсистемы относятся педагогическое моделирование среды, специально создаваемые культурно-досуговые события, технологическое моделирование процесса досугового общения, педагогическое предназначение которых состоит в обеспечении устойчивости, относительного равновесия системы.

    В результате исследования синергетической системы досугового общения мы пришли к выводу о необходимости сбалансированных взаимодействий специалиста социально-культурной деятельности с эволюционными процессами системы, достигаемого в результате диалога, сотрудничества – коэволюции.
    2.3 «Функции досугового общения»
    Методом индукции были выявлены генеральные функции системы досугового общения, метод дедукции способствовал определению его сопутствующих функций. Стержень «функционального древа» образует функция конструктивного развития личности (культурной идентичности, социабельности, креативности). Установленная взаимосвязь между культурными потребностями и функциями досугового общения обусловила их конкретизацию, детализацию. Результаты эмпирического исследования показали, что досуговое общение связано с удовлетворением комплекса потребностей личности (и решением сопряженных с ними социокультурных, педагогических задач), которые обусловливают ряд его сопутствующих функций: создание условий для отдыха, получения удовольствия, позитивных эмоций, пользы, измеряемой индивидуально-личностным развитием (обмен субъектами информацией, опытом); проектирование культурно-смыслового каркаса отношений; создание культурно-смысловых досуговых общностей; самореализация личности вместе с другими и т. д.

    В результате анализа научных работ (Г. А. Аванесовой, Г. М. Бирженюка, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, А. П. Маркова, Г. Л. Тульчинского, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова, Е. Л. Шековой), исследования проблемной ситуации была определена область управления педагогической системой досугового общения: организация культурно-досуговых событий, которые имеют интегративную природу, сложную структуру. Данный подход обусловил следующие аспекты управления событиями: событие как услуга – экономический аспект (связан с пониманием события как экономической категории – услуги, что предполагает экономические механизмы управления); культурологический аспект (связан с культурно-смысловым, символическим наполнением события); событие как социальная реальность,обусловливает выбор его содержания и форм в соответствии с реальными потребностями субъектов – участников досугового общения; вовлечение в процесс создания культурно-досуговых событий заинтересованных социальных партнеров (представителей социально-культурных институтов, общественных организаций
    и т. д.); событие как психологическая (экзистенциальная) реальность представлена интенциями участников – их потребностями, интересами, мотивами; этическая составляющая события связана с ориентацией на конструктивные культурные смыслы, образующие этический стержень, направляющий интеракции субъектов; педагогическая реальность культурно-досугового события состоит в создании интегративной педагогической ситуации; в разработке технологической карты, оформляющей досуговое общение в педагогический процесс, в проектировании организационных условий его реализации.

    Выявлена специфика управления досуговым общением, которая состоит в определении системы организационных управленческих воздействий на управляющий параметр системы – культурно-досуговое событие. Данная система включает в себя: выбор эффективного подхода к управлению досуговым общением, в качестве которого определен ситуационный подход, предполагающий учет динамики среды (социально-культурных, экономических изменений и т. д.), самой системы, ее элементов (основных трендов потребления культурных услуг, интенций субъектов), образующих проблемные ситуации, требующие оперативного разрешения. Дано обоснование выбора метода управления, в качестве которого определен метод проектирования, связанный с детальным анализом проблемной ситуации и выбором конкретного способа ее решения.

    В ходе исследования установлено, что управление досуговым общением, опосредованное организацией культурно-досуговых событий, способствует развитию личности, консолидации субъектов, снижению энтропии данного процесса, преодолению негативных эффектов его диверсификации.

    Анализ подходов к рассмотрению педагогической технологии (В. П. Беспалько, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Г. Н. Новикова, В. Г. Рындак, Г. К. Селевко и др.) обусловил подход к технологии как системному проекту педагогической деятельности.

    Нами разработана технология модерации, выступающая в качестве инструмента мягкого педагогического управления развивающим досуговым общением. Определеналгоритм технологии модерации досугового общения, который представлен следующими действиями педагога: всестороннее исследование проблемной ситуации (контекста среды, потребностей субъектов, возможностей внутренних и внешних управляющих параметров); концептуализация технологии (определение ключевых идей); определение целевого и критериального компонента; выбор содержательного компонента; проектирование педагогических стратегий мягкого (модерирующего) взаимодействия; рефлексивный мониторинг (отслеживание изменений досугового общения); уточнение проблем, коррекция деятельности.

    Выявлены особенности технологии модерации: постановка интегративной педагогической цели, включающей в себя следующие процедуры: учет интенциальности (цели) личности, ее согласование с целью педагога, внесение элемента опережающего развития; обеспечение развивающего личность содержания досугового события; выбор стратегий взаимодействия субъекта-педагога с субъектами-участниками общения, к которым относятся: стратегия герменевтической совместимости (достигается в результате диагностики проблемной ситуации, культурно-смысловых интенций субъектов, определения возможных векторов их развития, установления взаимопонимания и т. д.); стратегия навигации (педагогического ориентирования субъектов в социальном, культурно-смысловом пространстве); стратегия корректного сопровождения субъектов в данном пространстве; стратегия фасилитации (предполагает корректную помощь педагога субъектам в выборе культурных смыслов, партнеров по общению, организации их досуговых взаимодействий); стратегия содействия развитию культурной идентичности, креативности субъектов досугового общения, их социабельности, консолидации; стратегии сотрудничества и сотворчества (определяют межсубъектные взаимодействия педагога и воспитуемых в процессе создания предметных поводов общения – культурного текста, сценария событий или их элементов).

    Доказано, что технология модерации выступает в качестве инструмента мягкого управления досуговым общением и приобретает такие свойства, как пластичность, гибкость, вариативность, сообразные природе и культуре личности, ее психологическим, возрастным, социальным особенностям, контексту ее бытия.
    Заключение
    Досуговое общение определяется как обмен субъектами данного процесса смыслами, а учитывая «надбытийность досуга», – культурными смыслами, образующими предмет общения, который субъекты распредмечивают (познают) и опредмечивают (создают) в процессе взаимодействия. Выявлены особенности технологии модерации: постановка интегратив-ной педагогической цели, включающей в себя следующие процедуры: учет интенциальности (цели) личности, ее согласование с целью педагога, внесение элемента опережающего развития; обеспечение развивающего личность со-держания досугового события; выбор стратегий взаимодействия субъекта-педагога с субъектами-участниками общения, к которым относятся: стратегия герменевтической совместимости (достигается в результате диагностики проблемной ситуации, культурно-смысловых интенций субъектов, определения возможных векторов их развития, установления взаимопонимания и т. д.); стратегия навигации (педагогического ориентирования субъектов в социальном, культурно-смысловом пространстве); стратегия корректного со-провождения субъектов в данном пространстве; стратегия фасилитации (предполагает корректную помощь педагога субъектам в выборе культурных смыслов, партнеров по общению, организации их досуговых взаимодействий); стратегия содействия развитию культурной идентичности, креативности субъектов досугового общения, их социабельности, консолидации; стратегии сотрудничества и сотворчества (определяют межсубъектные взаимодействия педагога и воспитуемых в процессе создания предметных поводов общения – культурного текста, сценария событий или их элементов). Доказано, что технология модерации выступает в качестве инструмента мягкого управления досуговым общением и приобретает такие свойства, как пластичность, гибкость, вариативность, сообразные природе и культуре личности, ее психологическим, возрастным, социальным особенностям, кон-тексту ее бытия.
    Библиографический список


    1. Апарина, А. Нравственное здоровье нации [Текст] / А.Апарина, С. Кальник // Клуб. - 2012. - №8. - С. 4-5.

    2. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат, 2011. - 320 с.

    3. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга [Текст] / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - Киев: Высшая школа, 2008. - 53с.

    4. Воспитание школьников во внеучебное время: сб. метод. материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы с учащимися [Текст] / под ред. Л.К. Балянской; сост. Т.В. Сорокина. - М.: Просвещение, 2011. - 188 с.

    5. Воспитательная деятельность клубных учреждений [Текст]. - М: НИИ Культуры, 2011. - 362с.

    6. Высокая культура избавит нас от нищеты [Текст] // Встреча. - 2009. - №12. - С.4-6.

    7. Гагин, В.Н. Интересно ли в вашем клубе? [Текст] / В.Н. Гагин. - М: Политиздат, 2009. - 390с.

    8. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение, 2011.-186 с.

    9. Генкин, Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М.: Просвещение, 2012.-176 с.

    10. Голутва, А. Культура российского села: кризис или развитие? [Текст] / А. Голутва // Встреча. - 2012. - №10. - С.3-5.

    11. Горбатова, И. Создавать защитную среду [Текст] / И. Горбатова // Встреча. - 2012. - №3. - С.2-4.





    написать администратору сайта