Главная страница
Навигация по странице:

  • Из документа (Гомер. Одиссея, XI, 12–19)

  • Изображение скифов на гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.).

  • Cарматские катафрактарии, изображенные на рельефе колонны императора Траяна в Риме (I в.)

  • С. Иванов. Жизнь древних славян

  • Восточные славяне в VIII–IX вв. Рисунок современного автора

  • Восточнославянский идол. Рисунок современного автора Развитие производственных отношений способствует переходу от родовой общины к общине соседской (верви

  • Племенные союзы Локализация

  • В. Иванов. Торг в стране восточных славян Южными соседями булгар были тюркоязычные хазары

  • Хазарские воины. Рисунок современного автора Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена

  • Великим торговым путем «из варяг в греки»

  • Славяне. 1. Древние славяне. Древнейшие жители восточной европы


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеДревнейшие жители восточной европы
    АнкорСлавяне
    Дата13.04.2022
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Древние славяне.docx
    ТипДокументы
    #471886

    ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

    Древнейшая история России связана с территориями, расположенными в Восточной Европе.

    Здесь встречались две климатические зоны − степь и лесостепь. Объективные природные факторы способствовали складыванию на них двух различных экономических укладов: оседлого земледелия и кочевого скотоводства. Противостояние оседлых племен лесной полосы и лесостепи и степных кочевников на много веков определило историю данного региона.

    Древнейшим восточноевропейским народом, упоминаемым в исторических источниках, были киммерийцы − кочевники индоевропейского происхождения, заселившие степи Северного Причерноморья в VIII–VII вв. до н. э. Первые сведения о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера.

    Из документа (Гомер. Одиссея, XI, 12–19):

    Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанных мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами − ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными.

    «Отец истории» Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья. Он упоминает о «киммерийских стенах», «киммерийских переправах», «области, называемой Киммерией», «киммерийском Боспоре».



    Изображение киммерийцев на этрусской вазе

    Около VII в. до н. э. киммерийские племена были вытеснены в Азию кочевниками скифами, заселившими территорию от Дуная до Волги. Некоторые исследователи называют скифов наследниками срубной культуры эпохи бронзы, другие считают, что скифы вышли из Средней Азии и смешались с населением Северного Причерноморья. Скифы разделялись на несколько крупных племен. Как пишет Геродот, царские скифы жили в степях между Днепром и Доном, скифы-кочевники обитали по правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму, скифы-земледельцы заселяли земли между Иигулом и Днепром. Каллипиды (эллино-скифы) освоили бассейн Южного Буга, близ г. Ольвия, севернее их проживали алазоны, а еще далее на север − скифы-пахари.



    Тесные отношения скифов с греками-колонистами, расселившимися по берегам Черного моря, усилили процесс классообразования у скифов. Уже в VI в. до н. э.  в скифских племенах выделяется родоплеменная знать, возникает крупный племенной союз, по сути, протогосударственное образование. В IV в. до н. э. все скифские племена были объединены царем Атеем, создавшим мощное государственное формирование. После гибели Атея в войне с македонским царем Филиппом II скифская держава быстро приходит в упадок. В III–II вв. до н. э. скифы постепенно вытесняются в степной Крым родственными им сарматскими племенами, прикочевавшими в Северное Причерноморье с востока.



    Изображение скифов на гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.).

    Ираноязычные сарматы проживали в III в. до н. э. − IV в. н.э. в степях от Тобола до Дуная. Они были кочевыми скотоводами. Движение сарматов на запад связано со стремлением приобрести новые пастбища. Античные авторы (Полибий, Страбон, Тацит) знали такие сарматские племенные союзы, как аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы. Тяжеловооруженная конница сарматов (катафрактарии) являлась грозной силой. «Когда они появляются конными отрядами, едва ли какой народ может им противостоять», − писал Тацит. В сарматском обществе были сильны пережитки матриархата. Сарматские женщины принимали участие даже в военных походах. «Их женщины ездят верхом, − отметил псевдо-Гиппократ, − стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов. Раз добыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе».



    Cарматские катафрактарии, изображенные на рельефе колонны императора Траяна в Риме (I в.)

    Соседями скифов и сарматов были греки, в VII–VI вв. до н. э. основавшие ряд полисов на берегах Черного моря. Крупнейшими греческими полисами региона были Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана, Херсонес (совр. Севастополь), Гермонасса (Анапа), Пантикапей (Керчь). В результате объединения ряда полисов под властью архонтов Пантикапея в V в. до н. э. образовалось Боспорское царство, включавшее территории восточного Крыма, а также побережье Азовского моря.

    На рубеже II и I вв. до н. э. Херсонес, Боспорское царство и ряд других причерноморских колоний, ослабленные непрекращающимися конфликтами со скифами и сарматами, подпали под власть Митридата VI Евпатора, правителя небольшого государства Понт, располагавшегося на южном побережье Черного моря. В результате неудачных войн Митридата VI с Римской республикой Боспорское царство и греческие полисы Северного Причерноморья попали в многовековую зависимость от Рима.

    ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

    Индоевропейский народ − славяне − впервые выходит на мировую арену в период поздней Античности − раннего Средневековья.

    В III в. н. э в Северное Причерноморье переселяются восточногерманские племена готов. В контексте готской истории сохранилось наиболее раннее свидетельство о славянах. Готский историк Иордан, писавший в VI в. н. э., упоминает о войнах готов с племенами склавинов и антов, которых он ассоциировал с венедами античных историков. После разгрома готского племенного союза гуннской ордой, вторгшейся в Северное Причерноморье в 70-е гг. IV в., славяне, очевидно, вошли в гуннский племенной союз. Восточноримский историк и дипломат Приск Панийский, посетивший ставку гуннского вождя Аттилы в середине V в., свидетельствовал о распространенности у гуннов обычаях, которые некоторые современные исследователи характеризуют как славянские. После распада гуннской державы славяне под именем склавинов и антов впервые выходят на мировую арену как самостоятельная сила.

    Свидетельства об общественном строе, быте и нравах славянских племен VI в. сохранились в трудах восточноримских авторов Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега.

    Из документа:

    Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы… Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства… Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы (Прокопий)

    Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране… Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы (Маврикий).

    Судя по данным свидетельствам, в VI в. славяне жили в условиях примитивной военной демократии, присущей народам, находящимся на уровне родоплеменного строя. На примитивность общественных отношений указывает и отсутствие у славян частной собственности, что нашло свое отражение в фактическом отсутствии рабства. Основными занятиями славянских племен были скотоводство и земледелие.



    С. Иванов. Жизнь древних славян

    В VI–VII вв. славяне расселяются на огромных территориях Центральной и Восточной Европы. Расширение ареала расселения приводит к постепенной утрате первоначального единства славянских племен. В VII–VIII вв. происходит окончательное разделение славянства на три ветви: южные славяне(предки сербов, болгар и хорватов), западные славяне (чехи, поляки, словаки, лужичане), восточные(русские, белорусы, украинцы).

    Расселение славянских племен



    Из документа (Повесть временных лет):

    Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, если на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притеснили их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи  лутичи, иные  мазовшане, иные  поморяне…

    Восточные славяне расселяются к VIII в. на территориях от Балтийского моря на севере до Черного на юге, от Днестра на западе до Дона на востоке. Основными занятиями славянских племен были, как и раньше, скотоводство и земледелие (переложное на более плодородных землях лесостепи и подсечно-огневое в лесной полосе). Кроме того, значительная часть населения занималась рыбной ловлей и лесными промыслами (охотой, бортничеством и т. д.). Постепенное отделение ремесла от земледелия, равно как и торговые контакты с окружающими народами, способствуют появлению крупных торгово-ремесленных центров, будущих городов.



    Восточные славяне в VIII–IX вв. Рисунок современного автора

    Религиозные верования славян представляли собой классический политеизм (язычество) − славяне верили во множество богов, представлявших собой персонифицированные силы природы. Главным богом-громовержцем, покровителем воинов считался Перун, покровителем скотоводства − Велес (Волос) «скотий бог», богами солнца − Ярило, Хорс и Даждьбог, богом воздушной стихии − Стрибог, покровительница домашнего очага − Мокошь. Кроме того, славяне поклонялись ряду полубогов и духов: домовым, лешим, русалкам и т. д. Жрецы, отправлявшие религиозный культ, назывались волхвами.



    Восточнославянский идол. Рисунок современного автора

    Развитие производственных отношений способствует переходу от родовой общины к общине соседской (верви) и, как следствие, появлению частной собственности, а потом и имущественного неравенства. Несмотря на то что в VIII в. основным органом племенного управления остается народное собрание (вече), в восточнославянских племенах уже выделяется родоплеменная аристократия, возглавляемая племенным вождем (князем). Изначально князь выполнял лишь роль выборного военного вождя, предводителя ополчения племени. К IX ст. власть князя, опирающегося на профессиональных воинов − дружинников, становится наследственной.

    В VIII–IX вв. происходит постепенное укрупнение племен, возникновение племенных союзов − по сути, протогосударственных образований.

    Племенные союзы

    Локализация

    Белые хорваты

    на р. Сан

    Бужане, или дулебы (с Х в. −волыняне)

    в бассейне Южного Буга

    Вятичи

    в верховьях Оки

    Древляне

    к западу от полян, в украинском Полесье

    Дреговичи

    между Припятью и Западной Двиной

    Ильменские словене

    вокруг оз. Ильмень, от Волхова до Финского залива

    Кривичи

    в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги

    Поляне

    в среднем Поднепровье, на берегах р. Рось

    Радимичи

    в междуречье Верхнего Днепра и Десны, бассейне р. Сож

    Северяне

    по р. Десна, Сейм, Сула

    Тиверцы

    между южным Бугом, Днепром и Прутом

    Уличи

    вдоль нижнего течения Днепра, южного Буга



    СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    На раннем этапе славянской истории заметное влияние на них оказывали племена, народы и государства, расположенные по соседству от места обитания восточнославянских племен.

    Постоянной угрозой для восточных славян были кочевые народы, обитавшие в Причерноморских степях.

    В середине VI в. в Восточную Европу проникают тюркоязычные племена аваров (обров). Покорив племена славян, обитавших на среднем Дунае, авары создали на территории Центральной Европы крупное и агрессивное государственное формирование − Аварский каганат. На протяжении двух столетий авары оставались постоянной угрозой как для своих соседей − Византийской империи и Франкского государства, так и для покоренных ими славянских племен − воспоминания о тяжелом аварском иге сохранялись в народной памяти на протяжении многих столетий. Лишь в VIII в. Аварский каганат пал вследствие постоянных славянских восстаний и внешнеполитического давления.



    Тюркский воин с рабом

    В конце VI в. к востоку от аварских кочевий расселяется еще одно тюркское племя − булгары. Изначально находившиеся в зависимости от авар к VII в. булгары добиваются самостоятельности. В начале VII ст. булгарские каганы контролировали обширные территории Северного Причерноморья и Приазовья (т. н. Великая Булгария). Северопричерноморское государство булгар оказалось непрочным и после смерти кагана Курбата распалось вследствие внутренних смут и внешнего давления со стороны еще одного тюркского народа − хазар.  Часть булгар осталась в Приазовье и стала данниками хазар, часть под водительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где, покорив местные славянские племена, заложила основы Дунайской Булгарии (совр. Болгария). Кроме того, несколько булгарских племен откочевала на север − в междуречье Волги и Камы, где было основано государство Волжская, или Серебряная Булгария.

    Волжские булгары отошли от кочевого образа жизни и перешли к оседлости. В IX в. у булгар появляются города: Булгар, Биляр, Сувар. Находясь в северной части Великого волжского (серебряного) торгового пути, соединявшего страны Северную Европу с Персией и Средней Азией, эти торгово-ремесленные центры быстро росли и богатели. В обмен на арабское серебро булгарские купцы сбывали меха, продукты лесных промыслов и рабов. Торговые и политические связи Волжской Булгарии с мусульманскими странами Средней Азии способствовали распространению ислама среди булгар. В X в. булгарский хан принял ислам.



    В. Иванов. Торг в стране восточных славян

    Южными соседями булгар были тюркоязычные хазары. Возникший в VII ст. Хазарский каганат был одним из наиболее могущественных государств раннего Средневековья. Хазарские правители владели причерноморскими степями, землями лесостепной полосы, предгорьями Северного Кавказа и западным и восточным побережьем Каспия. Данниками хазар были волжские булгары, часть славянских племен. Контроль над двумя крупнейшими маршрутами Восточной Европы − Волжским и Днепровским путями − неизменно обогащал хазарскую знать. Номинальным правителем Хазарии был каган, чья ставка находилась в городе Итиле, располагавшемся в низовьях Волги. Реальной властью обладал бек − старший военачальник. Большая часть населения Хазарии придерживалась язычества. В крупных городах Итиле, Таматархе, Саркеле проживало немало христиан, мусульман и иудеев. В VIII в. иудаизм стал религией правящей династии и высшей аристократии.



    Хазарские воины. Рисунок современного автора

    Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена (весь, водь, сумь, пермь, чудь, меря, мурома и др.). Бедность природных ресурсов северо-восточной Европы обусловила медленное социально-экономическое развитие этих народов. Племена финно-угров жили в условиях родоплеменного строя, охота и прочие лесные промыслы играли в их жизни роль более важную, чем земледелие. Славяне впервые столкнулись с финно-уграми, колонизируя территории Восточной Европы. Очевидно, проникновение пришельцев на финно-угорские территории не вызывало активного противодействия туземцев. К VIII–IX вв. восточные славяне и ряд финно-угорских племен уже многие столетия жили бок о бок, постепенно смешиваясь друг с другом.

    Северо-западными соседями славян были балтские (летто-литовские племена): ливы, прусы, латгалы, жемайты, ятвяги, голядь, обитавшие на южном побережье Балтийского моря. Балты являлись близкородственным славянам индоевропейским народом. Они имели схожие со славянами обычаи и традиции, близкий славянам религиозный пантеон (ср. балтский Перкунас и восточнославянский Перун), однако находились на более низком уровне развития общественных отношений. Разложение родоплеменного строя, проходившее у восточных славян в VII–VIII вв. началось у балтов лишь в XI–XII ст.

    Народом, оказавшим значительное влияние на восточных славян, в VIII–X вв. были древнескандинавские племена (викинги, норманны, варяги). Находившиеся на схожем со славянами уровне развития, эти племена существовали в суровых условиях  Скандинавского п-ва.  Относительно бедные почвы данного региона не могли прокормить постоянно увеличивающееся населения полуострова, что заставляло скандинавов искать иные пути выживания. Естественным выходом из данного положения стал фактический переход части населения на жизнь за счет ограбления других обществ, существующих в более мягких условиях. В конце VIII ст. началась эпоха викингов − период непрекращающихся набегов скандинавов на страны Западной Европы. Скандинавы неоднократно грабили Британию, Францию, Испанию, колонизировали Северную Францию, Ирландию, Исландию, Гренландию, достигли побережья Северной Америки.



    Викинги. Рисунок современного автора

    Скандинавские дружины проникали и на территорию Восточной Европы. Передвигаясь по рекам, скандинавы, которых местное население называло варягами, проникли вглубь континента, основывали свои фактории. К IX в. они вышли к берегам Черного моря, связав таким образом Северную Европу и Византийскую империю Великим торговым путем «из варяг в греки». Этот путь проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве, Ладожскому озеру и реке Волхов в озеро Ильмень. Оттуда по реке Ловать, затем волоком в реку Торопа, впадающую в Западную Двину. Вниз по Двине до волока в р. Катынь, впадавшую в Днепр. Далее, минуя Днепровские пороги, путь шел в Черное море и Константинополь.

    Этот торговый путь стал той связующей хордой, вокруг которой во второй половине IX в. возникла восточнославянская государственность.


    написать администратору сайта