Главная страница
Навигация по странице:

  • Племенные союзы Локализация

  • Великого волжского (серебряного) торгового пути

  • Киевского княжества Аскольда и Дира

  • история 1 тема. 1 вопрос. Восточные славяне и их соседи


    Скачать 139.07 Kb.
    Название1 вопрос. Восточные славяне и их соседи
    Анкористория 1 тема
    Дата24.12.2021
    Размер139.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_tema.docx
    ТипДокументы
    #316896
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1 вопрос. Восточные славяне и их соседи..

     

    Индоевропейский народ  славяне  впервые выходит на мировую арену в период поздней Античности  раннего Средневековья. В III в. н. э в Северное Причерноморье переселяются восточногерманские племена готов. В контексте готской истории сохранилось наиболее раннее свидетельство о славянах. Готский историк Иордан, писавший в VI в. н. э., упоминает о войнах готов с племенами склавинов и антов, которых он ассоциировал с венедами античных историков. После разгрома готского племенного союза гуннской ордой, вторгшейся в Северное Причерноморье в 70-е гг. IV в., славяне, очевидно, вошли в гуннский племенной союз. Восточноримский историк и дипломат Приск Панийский, посетивший ставку гуннского вождя Аттилы в середине V в., свидетельствовал о распространенности у гуннов обычаях, которые некоторые современные исследователи характеризуют как славянские. После распада гуннской державы славяне под именем склавинов и антов впервые выходят на мировую арену как самостоятельная сила.

    Свидетельства об общественном строе, быте и нравах славянских племен VI в. сохранились в трудах восточноримских авторов Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. 

    Из документов: 

    Прокопий. Война с готами.

    "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы… Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства… Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы". 

    Маврикий. Стратегия.

    "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране… Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы".

    Судя по данным свидетельствам, в VI в. славяне жили в условиях примитивной военной демократии, присущей народам, находящимся на уровне родоплеменного строя. На примитивность общественных отношений указывает и отсутствие у славян частной собственности, что нашло свое отражение в фактическом отсутствии рабства. Основными занятиями славянских племен были скотоводство и земледелие.
    В VI–VII вв. славяне расселяются на огромных территориях Центральной и Восточной Европы. Расширение ареала расселения приводит к постепенной утрате первоначального единства славянских племен. В VII–VIII вв. происходит окончательное разделение славянства на три ветви: южные славяне (предки сербов, болгар и хорватов), западные славяне (чехи, поляки, словаки, лужичане), восточные (русские, белорусы, украинцы).
    Из документа (Повесть временных лет):

    "…Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, если на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притеснили их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи  лутичи, иные  мазовшане, иные  поморяне…"

    Восточные славяне расселяются к VIII в. на территориях от Балтийского моря на севере до Черного на юге, от Днестра на западе до Дона на востоке. Основными занятиями славянских племен были, как и раньше, скотоводство и земледелие (переложное на более плодородных землях лесостепи и подсечно-огневое в лесной полосе). Кроме того, значительная часть населения занималась рыбной ловлей и лесными промыслами (охотой, бортничеством и т. д.). Постепенное отделение ремесла от земледелия, равно как и торговые контакты с окружающими народами, способствуют появлению крупных торгово-ремесленных центров, будущих городов.
    Религиозные верования славян представляли собой классический политеизм (язычество)  славяне верили во множество богов, представлявших собой персонифицированные силы природы. Главным богом-громовержцем, покровителем воинов считался Перун, покровителем скотоводства  Велес (Волос) «скотий бог», богами солнца  Ярило, Хорс и Даждьбог, богом воздушной стихии  Стрибог, покровительница домашнего очага  Мокошь. Кроме того, славяне поклонялись ряду полубогов и духов: домовым, лешим, русалкам и т. д. Жрецы, отправлявшие религиозный культ, назывались волхвами.
    Из документа  (Милюков П. Н. Религия славян):

    "Жрецы еще не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, славян­ское «капище», не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие «идолы».

    Как видим, славянская религия не успела еще выработать стро­гих форм культа, а славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о языческих богах, к каким пришли, например, греки. Последние рано отделили своих богов от тех явлений природы, которые эти боги олицетворяли; превратили их в людей и с помощью искусства и поэзии увековечили их образы и их отличительные черты. Славянская мифология не дошла до этой ступени очеловечивания богов (антропоморфизма). Славянские боги продолжали сливаться со стихиями, когда появилось христи­анство. Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Но даже и такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славян забыть первоначальное зна­чение своих древних богов. Превратившись в святого Илью, разъ­езжающего по небу в своей колеснице, языческий Перун не перестал быть богом-громовником. Напротив, его стихийные признаки со­хранились с удивительной свежестью до нашего времени".

    Развитие производственных отношений способствует переходу от родовой общины к общине соседской (верви) и, как следствие, появлению частной собственности, а потом и имущественного неравенства. Несмотря на то что в VIII в. основным органом племенного управления остается народное собрание (вече), в восточнославянских племенах уже выделяется родоплеменная аристократия, возглавляемая племенным вождем (князем). Изначально князь выполнял лишь роль выборного военного вождя, предводителя ополчения племени. К IX ст. власть князя, опирающегося на профессиональных воинов  дружинников, становится наследственной. 

    В VIII–IX вв. происходит постепенное укрупнение племен, возникновение племенных союзов  по сути, протогосударственных образований. 

    Племенные союзы

    Локализация

    Белые хорваты 

    на р. Сан

    Бужане, или дулебы (с Х в.  волыняне) 

    в бассейне Южного Буга

    Вятичи 

    в верховьях Оки

    Древляне 

    к западу от полян, в украинском Полесье

    Дреговичи 

    между Припятью и Западной Двиной

    Ильменские словене 

    вокруг оз. Ильмень, от Волхова до Финского залива

    Кривичи 

    в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги

    Поляне 

    в среднем Поднепровье, на берегах р. Рось

    Радимичи 

    в междуречье Верхнего Днепра и Десны, бассейне р. Сож

    Северяне 

    по р. Десна, Сейм, Сула

    Тиверцы 

    между южным Бугом, Днепром и Прутом

    Уличи 

    вдоль нижнего течения Днепра, южного Буга

     

    Соседи восточных славян

    На раннем этапе славянской истории заметное влияние на них оказывали племена, народы и государства, расположенные по соседству от места обитания восточнославянских племен. Постоянной угрозой для восточных славян были кочевые народы, обитавшие в Причерноморских степях. В середине VI в. в Восточную Европу проникают тюркоязычные племена аваров (обров). Покорив племена славян, обитавших на среднем Дунае, авары создали на территории Центральной Европы крупное и агрессивное государственное формирование  Аварский каганат. На протяжении двух столетий авары оставались постоянной угрозой как для своих соседей  Византийской империи и Франкского государства, так и для покоренных ими славянских племен  воспоминания о тяжелом аварском иге сохранялись в народной памяти на протяжении многих столетий. Лишь в VIII в. Аварский каганат пал вследствие постоянных славянских восстаний и внешнеполитического давления.
    В конце VI в. к востоку от аварских кочевий расселяется еще одно тюркское племя  булгары. Изначально находившиеся в зависимости от авар к VII в. булгары добиваются самостоятельности. В начале VII в. булгарские каганы контролировали обширные территории Северного Причерноморья и Приазовья (т. н. Великая Булгария). Северопричерноморское государство булгар оказалось непрочным и после смерти кагана Курбата распалось вследствие внутренних смут и внешнего давления со стороны еще одного тюркского народа  хазар.  Часть булгар осталась в Приазовье и стала данниками хазар, часть под водительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где, покорив местные славянские племена, заложила основы Дунайской Булгарии (совр. Болгария). Кроме того, несколько булгарских племен откочевали на север  в междуречье Волги и Камы, где было основано государство Волжская, или Серебряная Булгария.

    Волжские булгары отошли от кочевого образа жизни и перешли к оседлости. В IX в. у булгар появляются города: Булгар, Биляр, Сувар. Находясь в северной части Великого волжского (серебряного) торгового пути, соединявшего страны Северной Европы с Персией и Средней Азией, эти торгово-ремесленные центры быстро росли и богатели. В обмен на арабское серебро булгарские купцы сбывали меха, продукты лесных промыслов и рабов. Торговые и политические связи Волжской Булгарии с мусульманскими странами Средней Азии способствовали распространению ислама среди булгар. В X в. булгарский хан принял ислам.
    .

    Южными соседями булгар были тюркоязычные хазары. Возникший в VII в. Хазарский каганат был одним из наиболее могущественных государств раннего Средневековья. Хазарские правители владели причерноморскими степями, землями лесостепной полосы, предгорьями Северного Кавказа и западным и восточным побережьем Каспия. Данниками хазар были волжские булгары, часть славянских племен. Контроль над двумя крупнейшими маршрутами Восточной Европы  Волжским и Днепровским путями  неизменно обогащал хазарскую знать. Номинальным правителем Хазарии был каган, чья ставка находилась в городе Итиле, располагавшемся в низовьях Волги. Реальной властью обладал бек  старший военачальник. Большая часть населения Хазарии придерживалась язычества. В крупных городах Итиле, Таматархе, Саркеле проживало немало христиан, мусульман и иудеев. В VIII в. иудаизм стал религией правящей династии и высшей аристократии.  
    Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена (весь, водь, сумь, пермь, чудь, меря, мурома и др.). Бедность природных ресурсов северо-восточной Европы обусловила медленное социально-экономическое развитие этих народов. Племена финно-угров жили в условиях родоплеменного строя, охота и прочие лесные промыслы играли в их жизни роль более важную, чем земледелие. Славяне впервые столкнулись с финно-уграми, колонизируя территории Восточной Европы. Очевидно, проникновение пришельцев на финно-угорские территории не вызывало активного противодействия туземцев. К VIII–IX вв. восточные славяне и ряд финно-угорских племен уже многие столетия жили бок о бок, постепенно смешиваясь друг с другом. 

     

    Северо-западными соседями славян были балтские (летто-литовские племена): ливы, прусы, латгалы, жемайты, ятвяги, голядь, обитавшие на южном побережье Балтийского моря. Балты являлись близкородственным славянам индоевропейским народом. Они имели схожие со славянами обычаи и традиции, близкий славянам религиозный пантеон (ср. балтский Перкунас и восточнославянский Перун), однако находились на более низком уровне развития общественных отношений. Разложение родоплеменного строя, проходившее у восточных славян в VII–VIII вв., началось у балтов лишь в XI–XII ст.

    Народом, оказавшим значительное влияние на восточных славян, в VIII–X вв. были древнескандинавские племена (викинги, норманны, варяги). Находившиеся на схожем со славянами уровне развития, эти племена существовали в суровых условиях  Скандинавского п-ва.  Относительно бедные почвы данного региона не могли прокормить постоянно увеличивающееся населения полуострова, что заставляло скандинавов искать иные пути выживания. Естественным выходом из данного положения стал фактический переход части населения на жизнь за счет ограбления других обществ, существующих в более мягких условиях. В конце VIII ст. началась эпоха викингов  период непрекращающихся набегов скандинавов на страны Западной Европы. Скандинавы неоднократно грабили Британию, Францию, Испанию, колонизировали Северную Францию, Ирландию, Исландию, Гренландию, достигли побережья Северной Америки.

    2 вопрос. Образование и развитие Древнерусского государства в IX-XII вв.
    Согласно «Повести временных лет» (далее  ПВЛ)  древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложившие данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,  вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,  на Белоозере, а третий, Трувор,  в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
    Из документа (И. Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций):

    "Вопрос о происхождении и первоначальном значении слова русь должен быть отделен от проблемы возникновения древнейшего известного нам восточнославянского (точнее, полиэтничного, с преобладанием восточнославянского компонента) государства, получившего в источниках это название.

    Этническое происхождение первых русских князей не связано непосредственно ни с этимологией названия государства Русь, ни с проблемой зарождения государственных институтов у восточных славян. В то же время следует отметить — как закономерность для ранних государственных объединениях — приглашение иноземцев на «роли» первых правителей.

    Не исключено, что омофоничные или близко звучащие в древнерусских, греческих, скандинавских, готских, латино- и арабоязычных источниках топонимы и этнонимы с корнями *ros- / *rus- могли иметь разное происхождение и. лишь впоследствии были контаминированы. Это могло породить дополнительные трудности при изучении исходных значений таких терминов".

    Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства Российского.

    Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности  Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир  дружинники Рюрика  покинули своего князя и заняли Киев  племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

    В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности. 

     
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта