Главная страница
Навигация по странице:

  • Летописание (хроники)

  • Житийная литература (агиография)

  • Риторическая литература

  • Хождения (хожения)

  • Эпические поэмы

  • история 1 тема. 1 вопрос. Восточные славяне и их соседи


    Скачать 139.07 Kb.
    Название1 вопрос. Восточные славяне и их соседи
    Анкористория 1 тема
    Дата24.12.2021
    Размер139.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_tema.docx
    ТипДокументы
    #316896
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Образование


    Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.

    Первая славянская азбука  «глаголица»  была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для  центральноевропейского славянства в IX в.
    В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему  «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.

    Уже при Владимире I в крупных русских городах появились первые школы, которые очевидно готовили священнослужителей. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу для детей старост и духовных лиц, в которой обучение велось на родном языке. В школе при Киево-Печерском монастыре обучали богословию, философии, риторике, грамматике.

    В X в. грамотность распространилась и среди знати: ценителями «учения книжного» были великие князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Святополк II Изяславич. Как показывают находки берестяных грамоток в Новгороде и Пскове, в XI–XIII вв. грамотность не была исключением и среди простых горожан  (в том числе женщин).

    Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергаменте с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами  иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными  камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве.

    Литература


    С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:

    1. Летописание (хроники)  погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи.
     

    К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами».

    2. Житийная литература (агиография)  жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского».

    Из документа («Житие Бориса и Глеба»):

    "Святополк трепетал в Киеве, не зная брата своего, и рассыпал щедрые дары киевлянам, ибо известна была ему любовь их к блаженному князю и боялся его дружины: послал он избранных людей своих к Борису с вестию о смерти родительской и с обольстительным словом, что хочет иметь с ним любовь и умножить еще удел, данный ему отцом; но в душе своей помышлял иное, ибо Каинов замысел гнездился в нечестивой душе".

    3. Риторическая литература  слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.

    Из документа (В. Мономах. Поучение):

    "Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

    Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию".

    4. Хождения (хожения)  рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину». 

    5. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода  «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель. 



     

    Из документа ("Слово о полку Игореве"):

    И настала тяжкая година,

    Поглотила русичей чужбина,

    Поднялась Обида от курганов

    И вступила девой в край Троянов.

    Крыльями лебяжьими всплеснула,

    Дон и море оглашая криком,

    Времена довольства пошатнула,

    Возвестив о бедствии великом.

    А князья дружин не собирают.

    Не идут войной на супостата,

    Малое великим называют

    И куют крамолу брат на брата.

    А враги на Русь несутся тучей,

    И повсюду бедствие и горе.

    Далеко ты, сокол наш могучий,

    Птиц бия, ушел на сине море!

     

     Иллюстрации к поэме

    «Слово о Полку Игореве». Худ. И. Билибин.

     







    Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев  богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I  и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица  дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.
     

    Из документа (Д. С. Лихачев. Литература Древней Руси):

    "Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни. Не то чтобы все произведения были посвящены мировой истории (хотя этих произведений и очень много); дело не в этом! Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами. Литература рассказывает или, по крайней мере, стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное, мировая история, реальное географическое пространство, связывает между собой все отдельные произведения.

    В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц — исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский… При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех исторических лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.

    Разумеется, исторически значительными лицами будут со средневековой точки зрения не всегда те, которых признаем историческими мы — с точки зрения людей нового времени. Это по преимуществу лица, принадлежащие к самой верхушке феодального общества: князья, полководцы, епископы и митрополиты, в меньшей мере — бояре. Но есть среди них и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники. Они также значительны с точки зрения средневекового историка (а древнерусский писатель по большей части именно историк), так как и этим лицам приписывается влияние на ход мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей. Тем более удивляет и восторгает древнерусского писателя это влияние, что такие святые были известны очень немногим своим современникам: они жили в уединении "пустынь" и молчаливых келий.

    Мировая история, изображаемая в литературе, велика и трагична. Годичный круг праздников был повторением священной истории. Каждый день года был связан с памятью тех или иных святых или событий. Человек жил в окружении событий истории. При этом событие прошлого не только вспоминалось, — оно как бы повторялось ежегодно в одно и то же время".
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта