Главная страница
Навигация по странице:

  • Устройство крестово-купольного храма

  • Владимирско-Суздальской школы

  • Новгородской архитектурной школы

  • Основные типы икон Пресвятой Богородицы

  • история 1 тема. 1 вопрос. Восточные славяне и их соседи


    Скачать 139.07 Kb.
    Название1 вопрос. Восточные славяне и их соседи
    Анкористория 1 тема
    Дата24.12.2021
    Размер139.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_tema.docx
    ТипДокументы
    #316896
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Архитектура


    Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество.  Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. Так, Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в., являлась типичным образцом византийского крестово-купольного храма. В настоящее время от Десятинной церкви остался только фундамент.

    Устройство крестово-купольного храма

    Внутреннее устройство



    1. Купол

    2. Столпы

    3. Алтарь (всегда обращен на восток)

    4. Хоры (балкон, на котором находился во время богослужения князь с приближенными)

    5. Алтарная преграда

    Внешнее устройство


    Абсида  выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

    Конха  перекрытие в виде полукупола над абсидой или другой нишей.

    Световой барабан  цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Обычно прорезан многими окнами.

    Схожих образцов придерживались зодчие, выполнившие заказ Ярослава Мудрого на строительство Софийского собора в Киеве (1037 г.). Сложная многоступенчатая композиция храма завершалась 13 главами. Позже снаружи он был украшен барочной декорировкой. Отличался от прототипов Софийский собор в Новгороде  (1045–1052 гг.), возведенный из камня с кирпичом и позже оштукатуренный. Из аналогичных материалов был построен пятиглавый Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Искусным подражанием Золотым воротам Константинополя были Золотые ворота Киева (1037 г.).
    После утратой Киева политического лидерства и обособления русских княжеств монументальное строительство начинается и в городах, ранее считавшимися периферийными. Возникают региональные архитектурные школы, из которых наибольшее развитие получают Владимирско-Суздальская и Новгородская.

    Для Владимирско-Суздальской школы характерна башенность, использование резного известняка для декорирования храмовых сооружений. Храмы отличались компактным кубовидным объемом и увенчивались одной главой. Фасады украшались резьбой по камню, интерьеры расписывались фресками. Наиболее значительными архитектурными сооружениями Владимирско-Суздальской школы являются Успенский собор во Владимире (1158–1160 и 1186–1189 гг.), церковь Покрова на Нерли (1165–1166 гг.), дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове (1160-е гг.), Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.), Золотые ворота во Владимире (1158–1164 гг.).


    Для Новгородской архитектурной школы характерна строгость и простота форм, приземленность здания. Силуэты новгородских церквей просты, лаконичны, в их формах отсутствует геометризированная жесткость (арки смяты, углы скошены). Здания возводились из грубого околотого камня с красной прослойкой, позже были оштукатурены. Наиболее яркими образцами новгородской школы являются Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1119–1130 гг.), церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (до 1156 г.).


    Изобразительное искусство


    Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси. На Руси была распространена фресковая живопись, мозаичное дело и иконопись.

    1. Фреска  техника письма по сырой штукатурке. Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.
    2. Широкое распространение нашла и техника мозаики  складывания изображения из кусочков окрашенного стекла (смальты). В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.
    3. Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

    Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций. 

     

    Основные типы икон Пресвятой Богородицы:

    1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»).

    На этой иконе Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (с древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На ее лоне на фоне круглой сферы  Спас Эммануил.

    Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Руси этот образ получил наименование «Знамение». 27 ноября 1169 г., во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки…

    В православном храме иконы этого типа помещают в верхней части алтаря.

    2. «Путеводительница» («Одигитрия»).

    Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

    Богородица говорит всем, что путь истинный  это путь ко Христу. На этой иконе она является путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу  святому апостолу Луке.

    Примеры:  Смоленская, Тихвинская, Иверская.

    3. «Умиление» («Елеуса»).

    Младенец-Христос припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Богородица символизирует Церковь Христову, поэтому икона показывает полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

    Божия Матерь задумалась: она знает, какие страдания ждут ее Сына.

    Пример: Владимирская икона Божией Матери.

    Эта икона не случайно стала одной из величайших русских святынь. Причины:  древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки;  события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; неоднократное участие в спасении Москвы от набегов татар… 

    4. «Всемилостивая» («Панахранта»).

    Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

    Примеры: «Державная» и «Всецарица».

    5. «Заступница» («Агиосортисса»).

    Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте  слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

    Декоративно-прикладное искусство


    Киевская Русь славилась своим декоративно-прикладным искусством. В ее городах проживали искусные кузнецы и оружейники, кожевенники и гончары, ювелиры и резчики по дереву, каменщики, стеклодувы. В декоративно-прикладном искусстве древней Руси сохранилось образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия содержат немало мифологических образов. Вещи, найденные в кладах, украшены изображениями животных-символов. Ярким образцом русского декоративно-прикладного искусства с истоками, уходящим в глубину тысячелетий, является турий рог из княжеского кургана Черная Могила в Чернигове. Турий рог у древних славян применялся в качестве священного обрядового сосуда. 

     

    Оберегами служили женские украшения с символическими изображениями. Золотые цепи, звездчатые серебряные колты  височные подвески (Тверской клад XI–XII вв.), монисто из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, крестиков, усыпанных зернью с тончайшей сканью, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни отличались многоцветностью и украшали женские нарядные костюмы. О наличии элементов заклинательной магии в украшениях свидетельствуют птицы, змеи, драконы, вплетенные в растительные узоры чеканного орнамента серебряного браслета XIII в. из Киева, головы льва и львицы на браслете из клада в Чернигове XII–XIII вв. 
    Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки),  зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения. 
    Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали  перегородчатая и выемчатая. Эмаль  нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг. Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным. 
    Из документа ( Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси):

    С X в.  до начала  XIII в. русское ремесло неуклонно шло вперед, развивалось и совершенствовалось. Менее заметен этот процесс в деревне, но он очень явно ощутим в городах, особенно в крупных центрах. По самым скромным подсчетам мы можем указать в Киеве свыше 60 различных специальностей.

    Каждый вид ремесла требовал сложного оборудования и инструментов.

     В эту эпоху городское ремесло далеко отошло от деревенского; особенно резко сказалась эта разница  в протяженности районов сбыта…

    Восхищение русской эмалью и чернью в трактате пресвитера Теофила, русской резной костью в стихах греческого епископа и работой русского златокузнеца в воспоминаниях Плано Карпини свидетельствует об очень высокой оценке русского мастерства современниками.

    Судя по данным о ремесле, Киевская Русь в X-XI вв. и русские княжества в XII-XIII вв. шли одним путем с передовыми странами Западной Европы, не отставая от них, а в отдельных производствах даже опережая".
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта