Главная страница
Навигация по странице:

  • 907 г

  • договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.)

  • Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

  • В 941 г.

  • 945 г.

  • В 956 г.

  • Святослав Игоревич (964–972 гг.)

  • В 965 г.

  • В 970 г. между Святославом и Византией разразилась война.

  • история 1 тема. 1 вопрос. Восточные славяне и их соседи


    Скачать 139.07 Kb.
    Название1 вопрос. Восточные славяне и их соседи
    Анкористория 1 тема
    Дата24.12.2021
    Размер139.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_tema.docx
    ТипДокументы
    #316896
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Первые Киевские князья


    Олег Вещий (879–912 гг.)

    В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика  Игорь  был ребенком, власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика  Ефанды).

    В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи, Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности  Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».
    В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль правителя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья  ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

     

    С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы.



    В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, подтвердившее мир и заключившее новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, согласно преданию, погиб от укуса змеи.
     

    Из документа (Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1)

    "При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть значение Олега как собирателя племен».

     

    Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

    Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.
    В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем».
    Повторный поход 944 г. был успешнее. Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г. был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа. В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

    Из документа (Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1) 

    "Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще другая - корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною - здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали».

     

    Ольга (945–964 гг.)

    По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Святослава Игоревича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян  город Искоростень  и возложила на них тяжелую дань. 
    Из документа (Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1)

     "Таково  предание об Ольгиной мести: оно драгоценно для историка, потому что отражает в себе господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностию; видно, что и во времена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. При тогдашней неразвитости общественных отношений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной. Общество всегда, на какой бы ступени развития оно ни стояло, питает глубокое уважение к обычаям, его охраняющим, и прославляет, как героев, тех людей, которые дают силу этим охранительным обычаям. В нашем древнем обществе в описываемую эпоху его развития обычай мести был именно этим охранительным обычаем, заменявшим правосудие; и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином. Вот почему в предании показывается, что месть Ольги была достойною местию".

    Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост  место сбора дани, для каждого племени установлен урок  точный размер дани. На подвластных Киеву землях  тиуны  представители княжеской власти собирали дань. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом. 

    При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, став таким образом первым христианским правителем Древнерусского государства.
    Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

    Святослав Игоревич (964–972 гг.)

    Практически все свое недолгое правление Святослав провел в военных походах, слабо занимаясь внутренними делами государства, которое фактически продолжала возглавлять его мать. 

    Из документа (Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. Кн. 1) Когда князь "Святослав вырос и возмужал, то начал набирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс, много воевал. Идя в поход, возов за собою не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; так вели себя и все его воины. Он посылал в разные стороны, к разным народам с объявлением: "Хочу на вас идти!" Начальные слова предания о Святославе показывают набор дружины, удальцов, которые, как обыкновенно тогда водилось, прослышав о храбром вожде, стекались к нему отовсюду за славою и добычею. Поэтому Святослав совершал свои подвиги с помощию одной своей дружины, а не соединенными силами всех подвластных Руси племен: и точно, при описании походов его летописец не вычисляет племен, принимавших в них участие. Святослав набирал воинов многих и храбрых, которые были во всем на него похожи: так можно сказать только об отборной дружине, а не о войске многочисленном, составленном из разных племен. Самый способ ведения войны показывает, что она велась с небольшою отборною дружиною, которая позволяла Святославу обходиться без обозу и делать быстрые переходы: он воевал, ходя легко, как барс, т. е. делал необыкновенно быстрые переходы, прыжками, так сказать, подобно названному зверю".

    В 965 г. Святослав совершил поход на Хазарский каганат и, разбив войско кагана, взял город Саркел. На месте Саркела возник русский форпост в степи  крепость Белая Вежа. После этого опустошил хазарские владения на Северном Кавказе. Вероятно, с данным походом связано утверждение власти киевского князя над Таманским п-вом, где в дальнейшем возникло Тмутараканское княжество. Фактически поход Святослава положил конец могуществу Хазарии.
    В 966 г. Святослав подчинил себе племенной союз вятичей, ранее плативших дань хазарам.
    В 967 г. Святослав принял предложение Византийской империи о совместных военных действиях против Дунайской Булгарии. Посредством втягивания Святослава в антибулгарскую коалицию Византия пыталась, с одной стороны, сокрушить своего дунайского соперника, а с другой  ослабить Русь, резко усилившуюся после падения Хазарского каганата. На Дунае Святослав в течение нескольких месяцев сломил сопротивление булгар «и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». 

    Киевский князь не успел укрепиться в своих новых придунайских владениях. В 968 г. к Киеву подступила орда печенегов  тюркоязычных кочевников, ранее находившихся в зависимости от Хазарского каганата. Святослав был вынужден свернуть завоевание Булгарии и поспешить на помощь столице. Несмотря на то что печенеги отступили от Киева еще до возвращения Святослава, устроение дел в своей державе задержало князя. Лишь в 969 г. он смог вернуться в Переяславец на Дунае, который надеялся сделать своей новой столицей.

    Стремление киевского князя закрепиться на Дунае вызвало осложнение отношений с Византийской империей. В 970 г. между Святославом и Византией разразилась война. Несмотря на первоначальные успехи Святослава и его союзников булгар и венгров, его войско было разбито в битве при Аркадиополе (ПВЛ говорит о победе русского воинства, однако данные византийских источников, равно как и весь последующий ход войны, предполагают обратное).

    Кампанию 971 г. лично возглавил император Иоанн Цимисхий  исключительно опытный и талантливый полководец. Ему удалось перенести войну на территорию Дунайской Булгарии и осадить Святослава в крепости Доростол. Крепость героически оборонялась в течение нескольких месяцев. Огромные потери византийской армии и безвыходность положения Святослава заставили стороны пойти на мирные переговоры. По условиям заключенного мира, Святослав оставлял все свои дунайские владения, которые переходили под власть Византии, но сохранял армию.
    В 972 г. по пути в Киев Святослав, проходя Днепровские пороги, попал в засаду, устроенную печенежским ханом Курей. В схватке с печенегами киевский князь нашел свою смерть. 

    Имя князя

    Годы княжения

    Основные деяния

    Рюрик

    862 — 879

    Легендарный основатель древнерусского государства (столица в Ладоге и Новгороде Великом)

    Олег (правитель при малолетнем Игоре , вероятно, родственник Рюрика)

    879 — 912

    Поход на Киев, образование единого государства (882 г.), поход на Константинополь (907 г.), первый письменный международный договор (с Византией, 911 г.)

    Игорь (сын Рюрика)

    912 — 945

    Походы на Византию (941 и 944 гг.), убит при попытке повторно собрать дань с древлян

    Ольга

    (жена Игоря, мать Святослава)

    945 — 964

    Отомстила за убийство мужа, упорядочила сбор дани, приняла христианство в ходе визита в Константинополь (955 или 957 г.)

    Святослав

    (сын Игоря и Ольги)

    945 — 972

    Подчинил вятичей, разгромил Хазарский каганат (965 г.), поход в Болгарию (967 г.), война с Византией (970-971 гг.), убит печенегами


    3 вопрос. Культура Киевской Руси.

    Культура Киевской Руси являет собой синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры. Принятие христианства в 988 г. определило влияние христианской эстетики на все сферы культурной жизни древнерусского общества.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта