Глава 2. Древнерусское государство и право ( ix начало xii в.) 1
Скачать 245.5 Kb.
|
Глава 2 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX - НАЧАЛО XII В.) § 1. Образование Древнерусского государства Восточнославянские племена к началу нашей эры занимали земли между Западным Бугом и Карпатами на Западе, верховьями Волги и Дона на Востоке, низовьями Дуная и Днестра на юге, Чудским и Ладожским озерами на севере. Первыми письменными источниками о славянах являются известия римских писателей I в. н. э. Тацита, Плиния и Птолемея, которые называли славян венедами. Византийские историки VI в. н. э. рассказывают о многочисленных славянских племенах антов. Анты были южной ветвью восточных славян. Основная территория, на которой они жили, находилась между Днестром на западе и верховьями Дона на востоке. В 1 тысячелетии до н. э. основой всей хозяйственной деятельности славян было земледелие. Этому способствовали природные условия Восточной Европы. Господствующими формами земледелия у восточных славян на протяжении многих столетий, вплоть до начала нашей эры, было подсечное и переложное земледелие. У южных групп восточных славян пашенное земледелие начало развиваться в конце I тысячелетия до н. э. и в первые столетия нашей эры. В этот период для обработки земли у славян стало широко применяться деревянное рало с железным наконечником (наральником). Как тягловая сила применяются лошади, быки. У северных групп восточнославянских племен пашенное земледелие стало интенсивно развиваться и заняло господствующее положение во второй половине I тысячелетия н. э. В конце I тысячелетия до н. э. у славянских племен еще господствовал первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной единицей, владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда, была родовая община, входившая в состав племени и состоявшая из группы кровных родственников. Хозяйство велось коллективно всей общиной. Частной собственности на землю не существовало. В управлении родовыми общинами и племенами принимали участие все их взрослые члены, они решали на народном собрании, так называемом вече, все важнейшие дела: о войне и мире, о вождях племени, а в родовой общине - о старейшинах В первой половине I тысячелетия н. э. у восточнославянских племен началось отделение ремесла от земледелия и развитие товарного производства. Это привело к существенным изменениям в общественном строе восточных славян. Суть этих изменений состояла в интенсивном распаде старых родоплеменных связей, разложении первобытнообщинных отношений, углублении имущественного неравенства. Если раньше основной общественной единицей был род, т. е. люди, связанные кровным родством, то теперь, в середине I тысячелетия н. э., происходит развитие хозяйственной самодеятельности отдельных семей, накапливание в их руках богатств. Это делало излишним и невозможным существование спаянного родового коллектива. Поэтому старые родовые связи все более и более отступают перед новыми общественными отношениями под натиском частной собственности. Родовая община уступает место патриархальной, семейной общине, а также территориальной соседской общине (первая входит во вторую). Наряду с родовой общиной появляется территориальная (соседская) община. Частная собственность стала играть значительную роль в жизни общества. Образовались большие объединения племен, во главе которых стояли обладавшие значительной властью вожди, опиравшиеся на военные дружины. Переход от родовой к территориальной общине является важнейшим показателем разложения первобытнообщинного строя у восточных славян. Территориальная община основывалась не на родственных отношениях, а на объединении группы соседних, но самостоятельных домохозяев. Часть из них сохраняла еще характер семейных общин, или так называемой большой семьи. Переход к территориальной общине, как мы уже отмечали, был связан с прогрессом хозяйства, прежде всего дальнейшим развитием пашенного земледелия, а также ремесла. Территориальная соседская община тесно связана с возникновением частной собственности на землю. Как отмечает Ф. Энгельс, «находившиеся до того в общем владении пашни и луга стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникшими теперь домохозяйствами сначала на время, позднее - раз навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими»1. Для территориальной общины характерным является то, что земля здесь считается общинной собственностью. Но одновременно с этим возникает и индивидуальное пользование землей, т. е. собственность на землю общая, а пользование - индивидуальное. При этом в индивидуальном пользовании отдельных семей находилась пахотная земля, выпасы же, луга и леса находились в общем пользовании. На севере у восточных славян соседская община называлась «мир». Она существовала очень долгое время. И теперь существует выражение «решать дело всем миром». Это значит, что все дела в общине решались сообща. На юге соседская община у восточных славян называлась «вервь». О существовании мира и верви мы узнаем и из «Русской Правды». В первой половине I тысячелетия н. э. у восточнославянских племен продолжался процесс отделения от Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1952. С. 146 земледелия некоторых видов ремесла. Выделилось железоплавильное, кузнечное, меднолитейное, ювелирное и гончарное производство. Все это способствовало развитию частной собственности. Археологические раскопки свидетельствовали о кладах монет и других драгоценных вещей, главным образом римских (большой клад был найден в Киеве на Львовской площади (4000 монет). Значит, существовало имущественное неравенство, отдельные лица накапливали сокровища, что вело к выделению знати у восточных славян. Находки римских монет, а также различных предметов неславянского происхождения (предметов украшения, домашнего обихода и т. д.) говорят о зарождении торговых связей у восточных славян. Уже в середине I тысячелетия н. э. славяне вели торговлю со странами Средиземноморья, Западной Европы, городами Причерноморья, особенно с Восточной Римской империей, или, как ее называют по-другому, Византией. Восточные славяне вывозили в Византию зерно, пеньку, лен, меха, кожу, сало, мед, воск, а также рабов. Знать существовала наряду с соседской общиной (она выделилась еще в период существования родовой общины - верхушка рода обогащалась во время удачных военных походов и т. д.). Существование знати у восточных славян находит подтверждение в том, что характер поселений славян изменился. Если раньше все поселение славян обносилось единым валом, то теперь в пределах одного и того же селения знать выделялась в большие отгороженные, укрепленные дворы, представлявшие собой своеобразные крепости. Ясно, что знать отгораживалась не от нашествия извне, а от своих же людей, от общинников. Это обстоятельство свидетельствует об уже развивающейся классовой борьбе в восточнославянском обществе. Таким образом, мы видим, что к середине I тысячелетия н. э. у славян зарождается и начинает развиваться классовое общество. Известно, что первым классовым обществом является рабовладельческое, основными классами которого являются класс рабовладельцев и класс рабов. Исторической закономерностью является переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Однако ряд народов Европы, в частности германцы и восточные славяне, перешли от первобытнообщинного строя сразу к феодальному Прежде всего, следует учитывать, что уровень развития производительных сил у восточных славян был выше, чем у египтян, греков, римлян в период образования у них классового общества. У восточных славян была высокая пашенная техника (железные плуги) и вообще широко использовалось железо. Этого не было в свое время в Вавилоне, Египте. Широкое использование железных орудий труда в земледелии подняло развитие производительных сил на такой уровень, который выходил за рамки рабовладельческого общества. Именно поэтому у восточных славян в VI—VIII вв. развивались более прогрессивные, чем рабовладельческие, - феодальные производственные отношения, при которых работник имеет определенную заинтересованность в своем труде. Определенное, хотя и не решающее влияние на переход славян к феодализму оказала географическая среда, в которой происходило развитие восточных славян. Географическая среда хотя и не является решающей силой общественного развития, но в ряде случаев оказывает на него существенное влияние. Природные условия Восточной Европы таковы, что они не дают возможности так легко получать прибавочный продукт, как это происходило в бассейне Средиземного моря и на Ближнем Востоке. В Месопотамии урожай ячменя на поливных землях достигал сам-36. В таких условиях рабский труд давал достаточный прибавочный продукт, он был экономически выгоден. На просторах Восточно-Европейской равнины с ее суровыми зимами и менее плодородными почвами условия для развития были совершенно иными. Здесь сельское хозяйство являлось трудоемким процессом и рабский труд был невыгоден. Раб едва прокормил бы себя, не давал никакого прибавочного продукта. Поэтому пленных восточные славяне либо продавали, либо превращали в равноправных членов общины, племени. Говоря о причинах перехода восточных славян от первобытнообщинного строя к феодализму, нужно подчеркнуть еще два обстоятельства внешнего характера. Первое, в VII—IX вв., когда у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, рабство окончательно изжило себя и в европейских странах укреплялся феодальный строй. Трудно представить себе, что в такой исторической обстановке, когда вокруг развивался феодальный строй, развитие славян пошло бы назад к рабовладельческому строю. Второе, рабовладение нуждалось в постоянном пополнении численности рабов, главным образом за счет войн. Рабовладельческие государства древнего мира находились среди народов, которые были на стадии перво-бытнообщинного строя и представляли удобное поле для захвата пленных, превращаемых в рабов. Известно, что рабовладельцы, особенно в римскую эпоху, вели почти беспрерывные завоевательные войны. В VII—IX вв., когда у восточных славян начинало складываться государство, они не имели возможности вести широкие завоевательные войны. Соседями их были на востоке - хазарский каганат, на юге - кочевники Причерноморья, на западе -родственные им племена западных славян. Восточнославянские племена постоянно подвергались нападению соседних племен, особенно с юга - сильных кочевников. Это обстоятельство также не благоприятствовало развитию рабства, так как скопление внутри страны больших масс рабов при наличии сильных и опасных соседей создавало угрозу независимого существования восточных славян. Таким образом, восточные славяне миновали рабовладельческую общественно-экономическую формацию. Но это не значит, что у них совсем не было рабов. Они были, но их труд не получил такого развития, чтобы стать основой общественного развития, рабство у восточных славян носило патриархальный характер. Рабы (челядь) имелись в хозяйстве феодала и использовались главным образом как домашние слуги. Феодализм представляет собой более передовую общественно-экономическую формацию, чем рабовладельческий строй. Поэтому переход от первобытнообщинного строя к феодализму происходил не в один день и даже не в один год. Он длился в течение многих веков. Этот переходный период мы будем называть периодом становления или формирования феодализма, а государство этого периода - государством периода становления феодализма. Во второй половине I тысячелетия н. э., когда, как мы отмечали, происходит бурный рост производительных сил у восточных славян, одновременно с процессом распада первобытнообщинных отношений происходит распад племенного строя и развитие элементов государственности. Этот процесс особенно интенсивное развитие получил в VII—IX вв. Процесс развития государственности у восточных славян находит свое выражение в появлении у них политических центров, объединяющих ряд племен. Так, готский историк VI в. Иордан сообщает о фактах, имевших место в IV в., он рассказывает о ходе борьбы антов с остготами, протекавшей с переменным успехом. Иордан говорит о сильном антском вожде Боже, который, вероятно, распространял свою власть если не на всех антов, то, во всяком случае, на значительную их часть. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский указывает, что у антов «вся жизнь и узаконения одинаковы», т. е. у них имеется определенный правопорядок О высоком уровне общественного развития восточных славян говорят и их религиозные представления. Анты уже знали единого бога Перуна, владыку над всем. Единобожие говорит о более высоком уровне развития, чем более ранние формы религиозных представлений (тотемизм и культ родовых богов). В VI-VIII вв. анты совершали походы на Византию и Балканы. Это также говорит о том, что анты представляли серьезную силу, немыслимую без высокой государственной организации. Наконец, источники дают нам прямые сведения о существовании в тот период некоторых славянских государств. Арабский историк IX в. Масуди сообщает о существовании в VI в. на Волыни государственного объединения славян, во главе которого стоял Маджак. Это сообщение подтверждается и русской летописью. Еще более зрелые и прочные государственные образования восточных славян сложились в VIII в. Этими государственными образованиями были Куявия, Артания и Славия. Предполагают, что центром Куя-вии являлся Киев, центром Славии - Новгород. Что касается Артании, то ее местонахождение точно не установлено. Одни историки считают, что она находилась на таманском полуострове. Другие полагают, что речь идет о юго-восточной группе славянских племен, в частности Рязани. Есть основания предполагать, что существовали и другие государственные образования восточных славян в этот период'. Таким образом, восточные славяне в период до IX в. переживали период становления феодализма со всеми характерными для этого периода экономическими и политическими особенностями. Развитие экономического строя и обусловленное им развитие государства неуклонно шло в направлении утверждения феодального базиса и соответствующей ему феодальной надстройки. Древнерусское государство было не первым государственным образованием у восточных славян. Мы видели, что еще до его образования в IX в. восточные славяне прошли большой путь государственного развития. Образование Древнерусского государства было подготовлено цепью государств периода становления феодализма у восточных славян. Это очень важно подчеркнуть для того, чтобы как следует разобраться в процессе образования этого государства. Исторические источники, имеющиеся в нашем распоряжении, очень скудны. Единственным источником, прямо говорящим об образовании Древнерусского (Киевского) государства, является летопись. В ней сказано, что Киевское государство возникло в результате призвания варягов (норманнов), которые якобы впервые установили государственную власть v восточных славян, так как последние представляли собой диких, отсталых людей, питавшихся кореньями и травами. На основе летописного рассказа возникла так называемая «норманская теория». Впервые эту теорию выдвинули немецкие историки для работы в Российской академии наук в XVIII в. Немецкие историки Байер, Шлецер и Гр-Миллер подняли на щит летописный рассказ о призвании на Русь варягов и на его основании доказывали, что Русское государство было создано немцами, ибо варяги-норманны - это северные германцы. Они доказывали, что варяги не только создали Русское государству, но и дали ему свое имя - Русь, Русское государство. Они утверждали, что «Русь» было именем того варяжского племени, представители у) которого (Рюрик, Синеус и Трувор) были приглашены в качестве новгородских князей. Однако уже в XVIII в. «норманская теория» встретила весьма силь-\)ный отпор у передовых русских ученых. Первым решительным ее против-ОуЛником был великий русский ученый М. В. Ломоносов. ' А. П. Новосильцев в современном издании пишет: «По-видимому, в Восточной Европе IX в. возникло несколько княжеств, во главе которых стояли «призванные» русские князья. Арабские источники называют Киев, Славию т. е. землю славян ильменских, и некую Арсу, которую до сих пор идентифицировать не удается. Но из тех же источников видно, что важнейшими из этих политических объединений были Киевское и Северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода» (История России. С древнейших времен до конца XVII века. - М.: ACT, 2001. С. 62). |